Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Из дальних странствий возвратясь

Действительно ли финские школы лучше в мире?
У них нет никаких школьных форм, никакого отбора, никаких пожертвований и никаких рейтингов. И всё же система образования Финляндии стабильно занимает верхние строчки в таблицах международных рейтингов. Можем ли мы научиться чему-нибудь у них? – Думается, что если мы хотим добиться в стране инноваций и модернизации, нашим руководителям жизни стоит обратить внимание на некоторые факты.
 
А теперь представим, что у нас 16 кандидатов на каждую вакансию, и из 2000 претендентов к началу занятий должны остаться 120. Теперь отметьте, что мы обсуждаем не прием на юридические и медицинские факультеты в самых престижных британских университетах. Это – Финляндия, и абитуриенты-претенденты отчаянно хотят получить работу по самой популярной профессии в их стране: преподавание.
 
В России такая ситуация выглядела бы как цитата из квазинаучного, но очень фантастического романа, не правда ли?
 
Финляндия стоит на вершине международного рейтинга систем образования в развитых странах уже почти десять лет. Высокое положение Финляндии в рейтинге основано на результатах ее участия в тестировании 15-летних подростков на всем земном шаре по таким предметам, как чтение, математика и наука, в рамках Международной программы по оценке достижений учащихся (PISA). Результаты публикуются Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию.
 
Профессор Яри Лавонен, глава педагогического факультета университета Хельсинки, является человеком с завидной, по мнению некоторых, задачей и соответствующими полномочиями отбора кадров. У него нет никаких сомнений в отношении того, как Финляндия добилась таких результатов. "Мы решили, что у всех учителей должна быть степень магистра – а это дает возможность преподавателям быть на равной ноге с юристами и врачами, – говорит он. – Поэтому педагогическое образование стало очень привлекательно". Статистика показала, что после этого самая амбициозно-настроенная и одаренная молодежь начала стекаться в профессию в связи с ее новообразованным престижем.
 
Всем претендентам дают прочесть некую книгу, а потом долго выясняют, как они поняли эту книгу. После этого у 300 лучших берут интервью, и только 120 из них получат места в университете. "Мы хотим понять, насколько человек подходит для преподавания, – говорит Лавонен. – В прошлом году было труднее поступить на отделение начального образования, чем в медицинский ВУЗ. Соперничество было более жестким".
 
Профессор Лавонен осторожно относится к идее иностранных правительств отобрать лучшее в финской системе образования и проигнорировать остальные составляющие. Есть, утверждает он, вторая часть уравнения: введение системы обязательного бесплатного образования для всех, которое идет рука об руку с процессом вербовки учителей для создания успешной системы образования. Взимание платы за обучение в финской системе образования незаконно, поэтому даже частные школы получают свое финансирование от государства. Финские школы являются всеобщими, так как никакого отбора учеников нет.
 
Они менее формализованы и более демократичны, чем школы, допустим, в Великобритании или в России. Человек в джинсах и расстегнутой рубашке, приветствующий вас в общеобразовательной средней школе Тайвалахти в Хельсинки (это общая школа для детей от 7 до 16 лет), – её директор, Ханну Косонен. Его ученики – как и вообще в Финляндии – не носят форму. Дисциплина выглядит хорошей. Никто не фотографирует учителей, чтобы разместить их фотографии в YouTube.
 
Учителей не преследуют новыми задачами, не держат в страхе перед инспекциями или показателями школы в рейтинговых таблицах. Просто никаких рейтингов или инспекций нет. "Они – хорошо обученные преподаватели, профессора, и поэтому мы доверяем им, – говорит профессор Лавонен. – И это важный момент – они не нуждаются ни в какой инспекции. Кроме того, у нас нет системы национального тестирования. Учителям доверяют оценку их собственных учеников". Возможно, поэтому нет никакого давления сверху, чтобы улучшить результаты успеваемости учащихся в рейтинговых таблицах.
 
Размеры класса меньше чем, допустим, в Великобритании. Косонен ограничивает их до 20 учащихся в первые два года обучения и в шестом-седьмом классах (с 12- и 13-летними учениками). Отбора по способностям нет, потому что в министерстве полагают, что учителя достаточно хорошо обучены и могут работать в своих классах с учениками с широким диапазоном способностей. Если кто-то из учеников отстает, может быть выделен второй учитель, чтобы помочь им нагнать класс.
 
Возможно, тут играет роль то обстоятельство, что в Финляндии в целом семейные доходы не очень разнятся, поэтому социальная мобильность пока еще не представляет серьезной проблемы. Однако этот диапазон начинает расширяться, поэтому в будущем на этот вопрос стоит обратить внимание.
 
Г-н Косонен также указал на другую любопытную особенность финской жизни, способствующую общенациональным блестящим результатам в чтении: решением правительства запрещено дублирование всех иностранных фильмов и телешоу. Это означает, что молодежь может по вечерам смотреть у себя дома такие шоу, как Dalziel и Pascoe, и "Самое слабое звено" Энн Робинсон, – со всем их английским богатством, и за счет этого лучше усваивать английский язык.
 
На конференциях профсоюза учителей в прошлом месяце в Великобритании была озвучена обеспокоенность учителей проблемами с директорами школ, "заглядывающих" в классные комнаты, чтобы проверить стандарты работы своих учителей. Г-н Косонен тоже поступает так, и просит всех учителей в штате самим предлагать идеи для совершенствования своей работы. При этом он не считает себя инквизитором.
 
Нина Коскинен, учитель начальной школы, говорит: "Учителям действительно нравится иметь обратную связь с тем, что они делают, но у нас эта система полностью отличается от Великобритании. В частности,  директора должны походить на тренеров". Относительно английской системы тестирования и инспектирования её мнение таково: "В чем же преимущество их метода? Мне кажется, что он лишь обеспечивает дополнительную нагрузку с точки зрения бумажной работы и т.п."
 
Различия между финской и английской системой не останавливаются на обязательном образовании. По достижении 16 лет, молодые люди решают, пойдут ли они по пути академического или профессионально-технического обучения. На университетском уровне всё ещё существует разделение между академическими университетами и политехническими ВУЗами (как называет их правительство), или университетами прикладной науки, как они называют себя сами. Наконец, университетское обучение по-прежнему бесплатно для студентов из ЕС и "своих". Ученик из Британии не потратил бы ни пенни на оплату обучения в Финляндии. Сейчас страна в порядке эксперимента взимает плату за обучение с зарубежных студентов из других стран, но только горстка университетов принимает участие в этом проекте.
 
Томас Вильхельмсон, ректор Хельсинского университета, входящего в сотню лучших  университетов в мире, заявил: "Больше всего тут обсуждалось, должны ли мы брать плату с зарубежных студентов. Бесплатное образование рассматривается как главнейшая часть финской системы государства всеобщего благоденствия. Британский пример для нас страшен. Если же брать плату за обучение [со студентов], вы аннулируете часть базового финансирования системы".
 
Было бы несправедливо не указать, что в Финляндии всего лишь около 600 тысяч школьников, по сравнению с семью миллионами учащихся в Англии и Уэльсе. Однако теперь и школы, и университеты Финляндии осаждают немцы, китайцы, тайцы, испанцы и австрийцы, отчаянно стремящиеся узнать рецепт успеха системы.
 
Документальный телевизионный фильм о том, как прошлой зимой Финляндия справлялась с завалами снега, наводит на мимолетную мысль. В какой-то момент снег достигал 80 сантиметров глубиной, но тротуары и улицы с подземным отоплением скоро очистились от него. Служба снегоочистителей в аэропорту гарантировала, что взлетно-посадочная полоса очищалась каждые 30 минут. Быть может, нам нужно послать к ним кого-то, чтобы изучить и этот вопрос заодно?
 
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

•    У всех учителей должна быть степень магистра до начала работы в школе.
•    
•    Обязательное обучение начинается в семь лет после добровольно посещаемого детского сада для младших детей, основанного на игре.
•    
•    Никакого общенационального тестирования, инспекций или школьных рейтингов. Правительство просматривает от 8 до 10 процентов работ учащихся, чтобы проверить уровень их достижений.
•    
•    По достижении 16 лет и завершении девяти лет обязательного обучения, учащиеся продолжают образование в академической или профессионально-технической школе.
•    
•    Никакой платы за университетское  образование для "домашних" студентов или студентов из ЕС. Пробное введение оплаты за обучение для зарубежных студентов из стран, не входящих в ЕС.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНГЛИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

•    Преподавание – профессия для специалистов с высшим образованием, но есть пожелания разрешить бесплатным школам нанимать неквалифицированных учителей.
•    
•    Обязательное обучение начинается в пять лет.
•    
•    11-летние ученики сдают общенациональные тесты; на основании результатов тестов составляются школьные рейтинги.
•    
•    Рейтинги средних школ основаны на результатах выпускных экзаменов в школе и экзаменов по программе средней школы второго уровня сложности; кроме того, учитываются нормы посещаемости.
•    
•    Студенты должны платить свыше 3 000 ф.ст. в год за обучение в английских университетах – а в сентябре 2012 г. эта сумма достигнет максимума в 9 000 фунтов. Студентов из стран, не входящих в ЕС, могут обязать ежегодно платить полную стоимость обучения – до 28 000 ф.ст.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

•    Дошкольное образование, хотя и  дает детям элементарные знания, но не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (добровольно по желанию родителей).
•    
•    Начальное образование (начальная школа) начинается с 6 лет и длится в течение 4 лет. Дети могут получать начальное образование также в гимназиях или лицеях, так как в России данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.
•    
•    Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов любого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.
•    
•    По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончивших любое профессиональное учреждение.
•    
•    Нынешний ЕГЭ выступает как инструмент манипуляции выпускниками и родителями.
•    
•    Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования не дает возможность выпускникам российских школ поступить в большинство западных ВУЗов.
•    
•    Коммерциализация российского образования уже сделала российское высшее образование одним из самых дорогих в мире.
•    
•    Судя по международным рейтингам, за последние 20 лет качество российского образования существенно ухудшилось.
•    
•    По данным Росстата, средняя зарплата педагогов в российской системе образования в 2010 году составляла 13 474 рубля в месяц.

Георгий Д. Федосеев, Журналист BCM.ru
http://news.bcm.ru/russia/2011/6/24/150092/1
Категория: Из дальних странствий возвратясь | Добавил: collegy (2011-07-01)
Просмотров: 1322 | Теги: Школы в Финляндии | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 9:22 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru