Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа: взгляд сквозь годы

Статья "Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы"
Организация самостоятельной работы учащихся – одна из коренных проблем обучения. Она обеспечивает активное усвоение программного материала и овладение соответствующими практическими умениями и навыками. Задача учителя заключается в том, чтобы учащийся не только усвоил программу, но и приобрёл умение работать с книгой, правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, выделять существенные признаки того или иного явления, сопоставлять и группировать факты, делать обобщения, применять их на практике. Вот почему инициатива и мысленная активность учащихся становится неотъемлемой частью современного урока, а проблема выработки форм и методов обучения, обеспечивающих не только прочные знания основ наук, но и формирование самообразовательных навыков, является одной из актуальных проблем педагогики.
Эту проблему я решаю путём усиления самостоятельной работы учащихся во всех звеньях учебного процесса. Главное на уроке – работа учащихся. И основная моя задача – обеспечить полную нагрузку каждому из них в течение урока, более рационально использовать учебное время. На уроках русского языка и литературы я использую метод индивидуальных заданий. Даю ребятам карточки, в которых разные задания по степени трудности; исполнительного характера; самостоятельное выполнение упражнений комбинированного характера (например, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания); задания, которые предполагают наряду с воспроизведением усвоенных знаний внесение некоторых элементов творчества ( составление словосочетаний и предложений, схем и таблиц, изложения и сочинения). Умения и навыки, развивающиеся в результате таких условий, позволяют учащимся в дальнейшем самостоятельно приобретать знания.
Грамотным, в широком смысле слова, считается тот человек, который может просто, доходчиво донести мысль, последовательно и без ошибок передать её в устной и письменной форме, орфография и пунктуация должны быть органически связаны с развитием речи учащихся. Для этого я использую различные виды упражнений: подбор эпитетов, синонимов, сравнений, построение предложений, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, различные виды творческих сочинений, редактирование текста.
Проводится работа в парах постоянного состава, работа с пакетом заданий по определённой теме. Такие формы самостоятельной работы способствуют развитию познавательных интересов у учащихся.
После изучения каждой большой темы я провожу контрольное тестирование, которое позволяет быстро выявить уровень качества знаний у учащихся, а также указать на пробелы в знаниях.
Очень часто на своих уроках использую орфографические пятиминутки. Интересна и эффективна работа с учащимися по литературным карточкам, куда входят отрывки из художественных произведений, иллюстрации к ним. Литературная карточка сообщает новый материал, учит сопоставлять изученное на уроке по содержащимися в ней материалами. Благодаря этому у учащихся возникают новые литературные аналогии, обобщающие устную и письменную речь. Карточки даются с определённым заданием. Например, выступить перед классом и передать содержание, прочитать текст и высказать свои соображения по его содержанию на основе сведений, содержащихся в карточке. Удобная и другая форма самостоятельной работы по индивидуальным разноуровневым карточкам на уроке, когда необходимо раскрыть содержание того или иного произведения.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех её видах и формах помогает им глубже, прочнее усваивать материал, приучает их к наблюдательности, пробуждает творческую активность, постоянная новизна, нарастание трудностей в процессе работы постепенно увлекают учащихся проявлять интерес к самому процессу деятельности.

Источник: http://uchitelya.kz
Категория: Школа: взгляд сквозь годы | Добавил: shaymerdenova_68 (2016-11-18) | Автор: Шаймерденова Бакытжан E W
Просмотров: 25 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20717]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru