Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

ОБУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.
ОБУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ.

Т.Т. Оразымбетова
учитель русского языка и литературы
казахской средней школы №1
посёлка Бестобе
города Степногорска
Акмолинской области

Содержание:
1. Вступление.
Теоретическое обоснование темы.
2. Психолого-педагогическое обоснование темы.
3. Актуальность темы.
4. Система работы по формированию функциональной грамотности.
5. Из опыта работы.
Приложение.
Литература.
Важнейшей задачей современной казахстанской школы является развитие гуманистических тенденций образования, восстановление поликультурных функций языка. Языковое образование входит в систему гуманитарного образования, сутью которого является изучение человека в его отношении к миру. Отношение человека к миру проявляется в его речи.
Предмет «Русский язык» в школах с казахским языком обучения закладывает фундамент общего филологического образования учащихся как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Наряду с этим обучение русскому языку определяется национальной спецификой образовательного пространства Республики Казахстан. Необходимость интеграции нашего государства в мировое сообщество создаёт благоприятные условия для развития языковых процессов, служит основой для формирования межнационального и межкультурного общения как внутри республики, так и на межгосударственном уровне.
Всё большая открытость нашей страны, развитие и укрепление межгосударственных, политических, экономических и культурных связей, интернационализация всех сфер жизни способствуют тому, что многоязычие становится реально востребованным в обществе.
Незнание языков приведёт к тому, что будущие поколения не смогут полноправно принимать участие в диалоге культур.
Наряду с казахским , русский язык функционирует в нашей стране как официальный, употребляющийся в качестве языка межнационального общения между народами.
Соответственно, предполагается грамотное владение устным и письменным русским языком гражданами Республики Казахстан, осуществляющими деятельность в правовой, экономической, научной, общественной и других сферах на территории государства на должном уровне и в соответствии с требованиями к применению языка.
В начальной и средней ступенях обучения предмет «Русская речь» в казахской школе ведётся как интегрированный. При этом ведущая идея обучения русскому языку в современных условиях – усиление коммуникативной направленности курса. Изучение русского языка осуществляется на материале текстов, отражающих историю, культуру, экономику, политику, что помогает учащимся осмыслить и понять окружающую действительность, происходящие события и явления. В этой связи необходимо соблюдать комплексный подход к образованию, развитию и воспитанию учащихся, результате которого помимо усвоения грамматики, развиваются и совершенствуются умения и навыки обучающихся в различных сферах коммуникации.
Ведущими лингводидактическими принципами при обучении русскому языку как неродному являются коммуникативность и комплексность.
Принцип коммуникативности предполагает:
- концентрацию правил-инструкций для употребления в речи единиц языка;
- организацию ситуаций, близких и знакомых учащимся.
- группировку и констуирование коммуникативных единиц языка
Принцип комплексности предполагает:
-взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности и форм речи (устной и письменной).
- соединение работы над связными текстами с усвоением отдельных аспектов языка;
-взаимосвязь различных структурных элементов урока.
Отсюда каждый урок русской речи в школах с нерусским языком обучения является интегрированным, комплексным, коммуникативным. То есть уроком развития речи. Известные учёные в области преподавания русского языка как иностранного ( Успенский М.Б. Голованов М.В.) предлагают назвать такие уроки частноречевыми или коммуникативными.
Функционально-коммуникативный подход к обучению обеспечивает формирование:
• Языковых знаний, умений и навыков;
• Речевых умений и навыков;
• Коммуникативных умений и навыков;
• Знаний о предметах речи;
• Этнокультуроведческих знаний;
• Страноведческих знаний.
При функционально-коммуникативном подходе к обучению русскому языку в казахской школе особое место в учебном процессе занимает текст. Он помогает выполнять не только образовательные, но и воспитательные задачи. При формировании духовно-нравственных качеств личности. Художественный текст служит основой для упражнения в развитии связной речи. Основным методом в совершенствовании умения воспринимать текст является анализ текста. К лингвистическому анализу текста мы обращаемся уже в 5 классе. В обычные уроки включаем фрагменты художественных произведений.
Хочу остановиться лишь на одном из аспектов преподавания русского как неродного. Типовая программа по дисциплине «Русская речь» для школ с нерусским языком обучения предусматривает изучение предмета по лексическим модулям, в которые вписаны грамматические темы. Например, при изучении лексической темы «Край мой родной», грамматической темой ряда уроков было «Наклонение глагола», «Деепричастие». «Понятие о деепричастном обороте». В разделе «Я и мир вокруг меня» изучается «Наречие как часть речи»: понятие, роль в предложении, разряды, роль в предложении.
Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка - это одна из основных задач учителя - словесника.
Краткий анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную зоркость, навыки устной и письменной речи; теоретические сведения часто изучаются изолированно, поэтому не способствуют формированию практических умений.
Возникшие в преподавании русского языка противоречия пытаются разрешить различные авторы, каждый из которых предлагает свои пути решения проблем. У меня вызвали интерес программы российских авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, Л.Ю. Комисаровой. Многие элементы этой программы и отдельные положения применимы и для внедрения при обучении русскому языку как неродному в казахской школе.
В основе их программы - педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, а именно:
А. Личностно ориентированные принципы: адаптивности, развития, комфортности;
Б. Культурно ориентированные принципы: картины мира, целостности содержания образования, непрерывности и преемственности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
В. Деятельностно ориентированные принципы: обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития), опоры на процессы спонтанного развития, формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Авторы выделили основные направления (линии) развития учащихся в рамках предмета «Русский язык»:
1. Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т.д.) и в целях передачи такой информации в реальном общении. Функциональная грамотность - это умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов (гибкость чтения);
2. Обучение полноценной и правильной читательской деятельности:
• Расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного и неродного языков, овладение системой стилистических и функциональных разновидностей речи применительно к активному и пассивному словарю;
• Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
• Овладение орфографией и пунктуацией;
• Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, ориентировки в тексте, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
• Приобретение и систематизация языковых, прежде всего грамматических знаний о языке, с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых навыков и умений, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном и неродном языке;
• Раскрытие для учащихся культурологического и воспитательного потенциала языка, его тесной связи с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа;
• Формирование общелингвистической компетенции (представления о языке как одном из вариантов языка вообще) наряду с конкретно-языковой компетенцией, что необходимо для успешного овладения иностранными языками и другими школьными предметами;
• Формирование чувства языка (языкового чутья, языковой интуиции, языкового сознания).
2. Психолого-педагогическое обоснование педагогической темы
Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в учёбе.
Важнейшая психологическая особенность подростков – чувство взрослости. Свою бурно развивающуюся потребность быть и считаться взрослым подросток осуществляет через стремление расширить сферу самостоятельности. Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания.
Важная особенность этого возраста – формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. В жизни подростка много времени отводится учёбе. В учебной деятельности свои трудности и противоречия. Прежде всего, отмечается избирательная готовность и повышенная восприимчивость к отдельным сторонам обучения, прежде всего к тем, которые подчёркивают взрослость подростка. Особенно привлекательны самостоятельные формы организации занятий на уроке, преодоление трудностей в освоении сложного материала, самостоятельная организация познавательной деятельности за пределами школы. Вместе с тем, у подростков нередко снижается общий интерес к учёбе, происходит «внутренний отход от школы». Это связано с тем, что школа перестаёт быть для него центром духовной жизни.
Л.С.Выготский полагал, что кризис переходного возраста связан с возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребёнком и средой: эта перестройка и составляет главное содержание кризиса. По мнению Л.И.Божович, - с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков особенности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию.
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Мотивация – это стремление человека что-то сделать, это соотнесение целей, стоящих перед человеком, которые он стремится достигнуть, и внутренней активности личности, т.е. её желаний, потребностей и возможностей. В обучении мотивация выражается в принятии учеником целей и задач обучения как личностно для него значимых и необходимых.
Любая деятельность, в том числе и учебная, направлена на достижение цели. Цель – это представление о будущем результате, о том, что должно быть получено. В виде цели выступает лишь желаемый результат. Именно «желаемость», привлекательность будущего результата придают ему мотивирующий характер. Поскольку основной потребностью человека является познание мира и утверждение в нём себя, в учебной деятельности, обеспечивающей это познание, заложен мощный источник внутренней мотивации.
Учебная деятельность противоречива. С одной стороны, она обладает привлекательностью, так как обеспечивает ученику чувство собственной значимости и силы как результат знания. С другой – всегда несёт в себе опасность неуспеха, зависимости от учителя и чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у ученика формируется установка на активное, творческое, самостоятельное поведение или пассивное, закомплексованное следование указаниям учителя. Задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть внутренний потенциал ребёнка, обеспечить максимальную самореализацию формирующейся личности.
Начиная работу в пятом классе, я условно разделила учеников на 3 группы:
- «Тугодумы». Они медлительны, неповоротливы, речь нединамична, темп работы невысокий, реакция на заданный вопрос запоздалая - им необходим меньший объём заданий;
- «Торопыги» . Быстрая реакция, поспешное написание, ответ, а потом его обдумывание, частые ошибки - необходимо многократное повторение;
- дети с уравновешенными процессами. Они всё успевают, делают качественно, требуют дополнительной нагрузки, не ошибаются в ответах.
В основе такого деления - индивидуально-психологические особенностями ребёнка, тип его нервной системы, без учёта которых невозможно его успешное обучение.
1 группа учащихся – дети со слабой нервной системой. Тихие, спокойные, им не хватает уверенности в себе, они боятся неудачи, боятся глупо выглядеть, вследствие чего продвижение к успеху сильно осложняется;
2 группа – подвижные учащиеся с подвижной нервной системой. Как отмечал В.П.Герасимов, им свойственно строить работу «на отвлечениях», им присуща торопливость, несформированность привычки дослушать до конца объяснение учителя, их удручает однообразная деятельность.
3 группа – учащиеся с сильной нервной системой.
Учёт психолого-педагогических особенностей учащихся является необходимым условием достижения успеха. Программа Бунеевых, в основу которой положены современные педагогические и дидактические принципы вариативного развития образования, даёт возможность работать на ребёнка, используя личностно-ориентированный подход.
3. Актуальность опыта.
Актуальность опыта работы по программе Бунеевых заключается в разрешении противоречия между невозможностью поставить ученика в активную позицию самостоятельного овладения грамотностью по традиционной программе и необходимостью перехода к самостоятельной деятельности учащегося с опорой на формирование потребности в творчестве и в развитии креативных способностей.
Развивающая программа нацелена на переход от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации . В рамках предмета учащиеся овладевают функциональной грамотностью, т.е. свободно используют навыки чтения и письма для получения и передачи информации в реальном общении.
Смена образовательной парадигмы изменила и содержание, подходы к обучению. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В психолого-педагогическом плане происходит переход от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное, от внешней мотивации к внутренней нравственно-волевой регуляции (Г.К. Селевко ).
В работе по программе Бунеевых используется личностно ориентированная развивающая технология. Цель её - помочь ученику в самореализации, самоопределении. Применялись индивидуальные и дифференцированные формы работы, преобладающий метод – познавательный, через самостоятельную работу. При этом между учителем и учеником шёл диалог, позиция ребёнка – активно-инициативная, а кредо педагога - «я рядом с вами». В таких условиях постоянно формировалась внутренняя систематическая мотивация к овладению функциональной грамотностью, необходимой каждому ученику.
4. Система работы на уроках русского языка по формированию функциональной грамотности
Составляющие работы по обучению функциональной грамотности:
Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение).
Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста.
Развитие устной и письменной речи:
- развитие орфоэпических навыков;
- работа по обогащению словарного запаса;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся;
- развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи;
- развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:
- определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план ;
- прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой;
- вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль .
Механизм речи развивается на таких упражнениях:
- механизм эквивалентных замен;
- механизм памяти;
- механизм сжатия текста;
- механизм предвидения, предугадывания.
Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста – для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются:
- по ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю ;
- подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану.
В каком стиле будет твой рассказ? ;
- из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю ;
- подробно изложи текст публицистического стиля ;
- определи тип и стиль текстов .
В 7-8-ом классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу ( 7-8кл.), определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу ( 8кл.).
Таким образом, в течение нескольких лет ведётся целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
В качестве дополнений к урокам были разработаны программы курсов по выбору «Культура речи» - 10кл., направленные на изучение ресурсов языка и стилей речи. На занятиях курсов использовались упражнения, задания которых были направлены на формирование умения определять основную мысль текста, логически развернуть её, определять языковые средства, обеспечивающие связь предложений в тексте, выстраивать логические схемы для понимания содержания текста и его композиции.
Важной частью работы над текстом является определение языковых средств, обеспечивающих связность текста. Каждый предложенный текст содержал тестовые задания по определению стиля и типа речи, вида связи (цепной, параллельной, смешанной) между предложениями, средств выражения межфразовых связей в тексте . Учащиеся определяли:
 слова одной тематической группы;
 однокоренные слова;
 лексический повтор;
 синонимы, антонимы;
 местоименную замену;
 набор видовременных форм глагола;
 вводные слова;
вопросительные и неполные предложения;
наречия, служебные части речи.
Работая с классом, учитывая психофизиологические свойства учащихся, нацеливаю ребят на осознанное освоение материала, создаю ситуацию успеха для всех. Это возможно при продуманном дозировании материала, учете возможностей каждой из групп детей, например: для 1-й группы - сжатое изложение, для 2-й - подробное изложение, для 3-й - изложение сжатое или подробное с элементом рассуждения. Оценивать работы стараюсь так, чтобы оценка была стимулирующей. Предоставляю свободный выбор заданий.
Готовясь к олимпиаде, учащиеся могут на практике применить полученные знания, т.к. необходимо было написать подробное изложение первого текста, выполнить тестовые задания, самостоятельно проанализировать второй текст и сопоставить его с текстом изложения, написать небольшое сочинение-рассуждение на основе 1-го и 2-го текстов.
Комплексное использование текста на уроках русского языка даёт возможность на одном и том же материале, эффективно используя время, рассмотреть вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и развития речи, что обеспечивает систематическое повторение, связь с изучаемым материалом на уроках литературы.
Пробные работы показывают сформированность у учащихся умений воспринимать информацию, содержащуюся в текстах, выделять основную мысль текста, определять позицию автора и на этой основе строить замысел собственного высказывания, выбрав нужный стиль, тип речи, языковые средства, обеспечивающие её точность и выразительность, умение высказать свою личностную позицию. Вот несколько отрывков из ученических сочинений.
«Любоваться красотой природы нужно не торопясь. Только тогда красота, которой нет конца и края, пригласит тебя к себе, только тогда возможно духовное общение с ней». ( Баязитова Гульмира )
«Прочитав тексты К.Паустовского и М.Пришвина, я поняла, что нужно не только видеть, но и уметь ценить красоту родной природы. Тексты написаны разными авторами, а основная мысль в них одна - люди не понимают, что нужно любить природу». (Маханова Батима)
« Я согласна с авторами в том, что никакая красота в других краях не может сравниться с красотами моей Родины. Особенно ясно человек понимает это тогда, ,когда вдыхает родной воздух и любуется родными просторами». (Токсеитова Аида).
Приложение
Виды работ по овладению функциональной грамотностью
(5 класс)
В 5-м классе учащиеся изучают большой раздел «Язык и речь».
Во введении даются такие понятия: язык и речь, звуки и буквы, слово и словоформа, лексическое, грамматическое и общее грамматическое значение слов, слово как часть речи, слово (словоформа) как строительный материал предложения, орфограмма.
В разделе «Народная мудрость» изучаются также и грамматические темы: «Слог. Ударение», «Твёрдые и мягкие согласные», «Звонкие и глухие согласные», «Чередование согласных звуков».
Взяв за основу своей работы ориентацию на овладение функциональной грамотностью, я, как учитель, особое внимание обратила на упражнения, задания, которых способствуют обучению различным видам чтения текста, работе по обогащению словарного запаса учащихся, переведению пассивного словарного запаса в активный. Задача - помочь учащимся использовать умения и навыки чтения и письма для получения информации из текстов и для создания собственных текстов, как в устной, так и в письменной форме. Лексическая работа является сквозной для всех разделов учебника, но предусмотрены отдельные уроки, цель которых следующая:
1)развивать орфоэпические навыки, умение говорить и читать с соблюдением норм произношения звуков и ударения, правильной интонации;
2)количественно и качественно обогащать словарный запас, наблюдая за лекическим значением слова, вырабатывать умение толковать слова различными способами, наблюдать за синонимическими рядами с последующим их использованием в речи, за антонимами, многозначными словами;
3)развивать и совершенствовать грамматический строй речи учащегося (конструировать словосочетания и предложения, вычленять словосочетания из предложений, употреблять слова в указанных формах).
В учебнике выстроена система упражнений, направленных на развитие устной и письменной речи. Устной: разговорной, учебно-научной, художественной. Письменной: разговорной, разговорной с элементами художественной, учебно-научной, художественной.
На развитие устной речи направлены следующие виды заданий: задать вопросы к тексту, устно составить план рассказа на грамматическую тему, устно пересказать учебно-научный текст; подготовить устный развернутый ответ, устное сообщение на лингвистическую тему; дать формулировки.
Особо выделены в учебнике упражнения (обозначенные условным значком) для специального наблюдения с системой вопросов.
Развитие устной художественной речи осуществляется в ходе выполнения заданий к изложениям художественного текста, составления текста по опорным словосочетаниям.
На развитие письменной учебно-научной речи направлены такие виды упражнений и заданий, как изложение учебно-научного текста и письменный ответ по изучаемой теме, сочинения-повествования «Что я знаю…»; сочинения-рассуждения о красоте русского языка. Кроме того, предлагается множество заданий по созданию собственных текстов: «Моё любимое время года» - сочинение с использованием имён прилагательных; «Мое любимое животное» - сочинение-повествование . Одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. В учебнике даны задания по обучению чтению художественных и учебно-научных текстов: предварительное или выборочное чтение текста, анализ выразительной роли различных частей речи в художественном тексте.
Изучающее чтение учебно-научного текста сопровождается следующими заданиями: прочитать, определить количество частей, поставить вопрос к каждой части, составить план, вычленить из текста новую информацию, сформулировать главную мысль теста.
При чтении текста включаются механизмы речи: механизм эквивалентных замен, механизм памяти, сжатия текста, механизм предугадывания. Примером может служить упражнение с таким заданием: «Тебе предстоит прочитать учебно-научный текст о морфологических признаках глагола. Как ты думаешь, какая информация будет в нем? Прочитай текст про себя. Сопоставь свои предположения с содержанием текста».
Отдельно необходимо сказать о том, что в 5-м классе много внимания уделяется стилевым разновидностям речи. Учащиеся узнали разговорный, научный и художественный стили речи. В связи с этим они познакомились со стилистически нейтральными и разговорными словами. Сами составляли и подбирали синонимические ряды из стилистически нейтральных и разговорных синонимов, словарь стилистических синонимов.
Работая над письменной речью, я стараюсь добиться точности словоупотребления, выразительности и грамотности. Вот несколько отрывков из сочинения «Осенние листья»:
«Наступила осень. Я вышел в осенний сад и воскликнул от удивления. Как красиво в саду стало! Листья на деревьях стали разноцветными и от этого прекрасного вида дух захватывает ». ( Ермек Айгерим)
« Осень. Листьев на деревьях всё меньше и меньше. Держатся самые устоичивые. Но ударил мороз, и листья начали опадать. Ветер подхватывал их, и они кружились, как в танце. Это был удивительный разноцветный хоровод». ( Есен Айжан)
Интересным для ребят было сочинение «Интересный случай»: одни рассказывали о случаях, которые произошли по дороге в школу, другие – о своих поездках: «По дороге, когда мы ехали в город я, увидела очень красивую редкую птицу - беркута. И что меня удивило: она летела низко и спокойно, не торопясь и не пугаясь. Я так увлеклась, что добравшись домой, всем и долго рассказывала об этом и чуть не опоздала в цирк». ( Служан)
«Однажды летом на каникулах мы с друзьями ходили в лес. Мне было очень интересно. Вдруг я увидел сову, которая сидела на ветке, выпучив глаза. Сначала я не хотел ее тревожить, долго любовался ею, но тут подбежали ребята и вспугнули сову». ( Смагулова Наргиз)
Учащиеся писали сочинение в форме письма другу, сочинение научного стиля о словах, сочинение о природе, о своих увлечениях. Часто это сочинения с грамматическим заданием: употребить имена существительные, различные формы глаголов, местоимений.
На каждом из уроков в 5 классе мы стараемся работать над функциональной грамотностью.
К концу 7-го класса дети владеют такими понятиями,как диалог, монолог, текст, структура текста, абзац, функции абзаца, окраску слова (слова нейтральные и стилистически окрашенные, книжные и разговорные), стили речи (разговорный, художественный, научный); умеют читать учебно-научный и художественный тексты изучающим чтением, владеют отдельными приемами ознакомительного чтения, учебно-научного текста, выделяют в учебно-научном тексте ключевые слова, составляют план.
В художественном тексте определяют тему, основную мысль, пересказывают текст подробно и сжато, понимают основные отличия текстов-описаний, повествований, пишут элементарные тексты этих типов, определяют стиль текста, письменно излагают художественный и учебно-научный текст; пытаются использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию); последовательно развивают мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делают абзацные отступы; озаглавливают текст, пользуясь разными типами заголовков.
В конце статьи хочу сделать следующий вывод.
Развитие речи – конечная цель обучения русскому языку учащихся-казахов. Это понятие включает, во-первых, обогащение словарного запаса школьников, во-вторых, овладение нормами русского литературного языка, и наконец, формирование умений и навыков связно и грамотно излагать мысль в устной и письменной форме.

Литература
1. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование, 2003г.
2. Бунеев Р.Н. Русский язык : учебник для 5 класса основной школы [Текст] / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, И.В. Текучёва ; под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Баласс 2000.
3.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М.: Дрофа. 2006 г.
4. Жанпеисова У.А. «Русская речь»: методическое руководство для 7 класса
Алматы «Атамура» 2012.
5.Бадамбаева Г.А. Тюлебаева М.А. «Русская речь»: методическое руководство для 8 класса. Алматы «Мектеп» 2012 г.
6. Жанпеисова У.А. Кожакеева Ш.Т. «Русская речь»: методическое руководство для 5 класса Алматы «Атамура» 2010 г.
7. ж. «Русский язык в школах и ВУЗах Казахстана» 2009 г.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Толеу (2013-07-12) | Автор: Оразымбетова Толеу Танауовна E
Просмотров: 14250 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-06-20, 3:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [179]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru