Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе по теме: «Познакомимся с видами орнамента»
Открытый урок по изобразительному искусству в 4 классе по теме:
«Познакомимся с видами орнамента»

Учитель по изобразительному искусству ГУ «СОШ №18» г. Семея
Жакупбекова Гульнар Нургалиевна

Тема: Познакомимся с видами орнамента.

Цели: 1. Познакомить учащихся с видами орнамента; с использованием искусства орнамента в украшении быта.
Знакомство с видами национального казахского головного убора.
Закреплять умения при работе с бумагой: конструирование и украшение.
2. Развитие творческого мышления, эстетического вкуса, фантазии.
3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи.
Воспитывать уважение к художественному наследию казахского народа.

Оборудование: выставка изделий декоративно- прикладного искусства Казахстана, снимки и фотографии; демонстрационный материал с видами орнамента; образцы тюбетейки; шаблоны, цветная бумага, клей, ножницы, краски, кисточки, правила выполнения орнамента.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа учителя.

Среди сочных трав джайляу, у подножия гор раскинулся аул. Дым костра, блеяние овец, лай собак, смех детей- все это слышится при приближении к аулу. А вот и юрты.
Сегодня я приглашаю посетить три юрты, в которых мы увидим много интересных вещей, узнаем все об орнаменте,и сделаем творческую работу.
Предки казахов когда-то были скотоводами-кочевниками. В условиях кочевого образа жизни образовалось уникальное жилище- юрта. Юрта быстро ставилась и разбиралась, легко перевозилась на верблюдах и лошадях. Летом в ней было прохладно, а зимой - тепло.

Юрта

На лугу, средь горных скал,
Хорошо овчару!
На джайляу выпасал
Дедушка отару.
Месяц теплый наступил,
Лед на речке сокрушил,
Снег лучами растопил,
Ясный путь весне открыл,
Заспешил по склонам!
Юрту дедушка разбил
На лугу зеленом.
Юрту белую слегка
Ветерок тревожит…
Легкий дом издалека
Путник видеть может.
Юрта солнышком полна,
Места в ней не мало.
Будто облако она,
Что с небес упало.

***
Юрта- это круглый дом
С комнатой одною.
Обошел ее кругом,
Пес бежал за мною.
Много места для игры.
Чисто и прохладно.
А кругом висят ковры,
Пригнанные ладно.
Смотрит сверху сквозь тундик
Голубое небо.
Славно в юрте! А вокруг,
А вокруг зеленый луг-
Пробежаться мне бы!
Как кабина корабля,
Юрта предо мною,
Но не космос, а земля
Сразу за кошмою.
Золотистую кошму,
Что слегка лоснится,
Чуть за край приподниму-
Ветерок струится!
Но всего важней, видать,
Что она кругла:
За проделку наказать-
В юрте нет угла!
Там высокая трава,
Славно в ней валяться!
Рядом- неба синева,
Выше не забраться!
Хоть прохладны вечера-
В юрте сладко спится,
И до самого утра
Дом родной мне снится.
Я прилягу на траву,
Полог чуть приподниму,-
Ягодки в траве,
В чистой мураве!

- Давайте заглянем в одну из них. Человека, впервые входящего в традиционную казахскую юрту, поражает ее убранство. Любая вещь, сделанная из кожи, дерева, металла, кости, из ткани и шерсти- украшена орнаментом. В свое время искусствовед В. Чепелев говорил: «Похоже, что казахи живут в мире орнамента».

-Что такое орнамент?
-Орнамент-это узор, состоящий из ритмически чередующихся элементов.
-Для чего служит орнамент?
-Для украшения.
-Назовите предметы, украшенные орнаментом.
-Ковры, алаша, паласы, баскуры, сундуки, шкафы для посуды, посуда, сумки, музыкальные инструменты.

Казахский национальный костюм дошел до наших времен в настоящем виде.
Женская одежда, головные уборы, обувь- украшались вышивкой и орнаментами, узорной тесьмой, мехом лисы, песца, драгоценными камнями.
Мужская одежда- камзолы, халаты, шаровары, калпак, такия- тоже были расшиты красивым орнаментом золотыми и серебрянными нитками.
Ювелирные украшения- браслеты- блезік, серьги и кольца, накосные подвески- шолпы, височные подвески украшались не только орнаментами, но и драгоценными камнями.
Музыкальные инструменты: домбра, кобыз.

Казахские мастера старались сделать любую вещь яркой, нарядной и самобытной.

-А теперь мы узнаем, какие бывают орнаменты. Заглянем в другую юрту.

Виды орнамента ( таблица)

Казахский национальный орнамент насчитывает много видов и названий- более 2ОО.

- Что подсказало человеку в создании орнамента?
-Природа, животные, растения.

1.Зооморфный: қошқар муиіз, итқуйрік, туйе табан, кус қанаты, қаз мойын.
Орнамент, связанный с изображением частей фигур животных.

2.Растительный: гул, жапрақ, ағаш (элементы растений), көбелек ( элементы насекомых).

3.Геометрический: балта, балдақ, ирек ( зигзаг), тарақ, тумар, қайнар, су.
Орнамент, связанный с геометрическими фигурами.

4.Космогонический: ай, күн, жұлдыз, знаки бесконечности.
Орнамент, связанный с изображением вселенной.

Мастеров- искусников, создающих орнаменты, народ называл « оюшы» (орнаментальщик) и считал,что «резва мысль у того, кто рисует орнамент».
А теперь заглянем в третью юрту. Это юрта- мастерская, где мы сделаем шапочку- тюбетейку.
У казахского народа очень много разного вида шапок. Это мужской головной убор айыр калпак, тумак. Женский головной убор: саукеле, борык,кимешек.Но есть такая шапочка, которую носят и дети и взрослые. Это такия- тюбетейка. Самая красивая из них- это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, высота её равна 1О- 15 см. На плоскуюповерхность такии пришивали перо филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Выходя замуж, девочка исполняла прощальную песню «сынсу», посвященную такие- символу детства, девичьей жизни.

3. Работа по шаблонам.

1.Нарисовать и вырезать две детали тюбетейки: верх и край такии. Загнуть края на полоске, предназначенные для склеивания.

2.По шаблону вырезать 4 детали орнамента: бараний рог или крыло птицы.

3.Наклеить орнамент на верх такии.
4. Вырезать полоску цветной бумаги и наклеить по краю полоски.

5.Собрать все детали, склеив их между собой.

6.Украсить верх тесьмой с кисточкой.

4. Самостоятельная работа учащихся. Помощь слабым ученикам.

5.Анализ работ. Оценка.

6. Итог урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Для чего служит орнамент?

Цвет в орнаменте.

Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение- они должны чередоваться в определенном порядке.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба, белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли.
В орнаментальных композициях используют 1, 2, 3, 4 цвета.
Выбор цвета фона и рисунка определяет композиция.

Правила при выполнении орнамента.

1. Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия.
2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

Категория: Творческая мастерская | Добавил: школа18 (2010-02-22) | Автор: Жакупбекова Гульнар Нургалиевна E
Просмотров: 19240 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru