Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Технология педагогических мастерских.
Нургалиева К.И., воспитатель
ГККП я/с «Айголек», г. Петропавловск

Одной из технологий, способных реализовать личностно – ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию путём самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребёнка к постановке множества вопросов. Затем идёт индивидуально - коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
Принципы построения педагогической мастерской.
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Алгоритм построения педагогической мастерской.
Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов [31, с.284]:
1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор -- слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. -- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» -- построение этих элементов группой.
4. «Социализация» -- всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» -- вывешивание «произведений» -- работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними -- все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» -- внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» -- отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена детям в тот момент, когда в ней возникает необходимость
Для развития личности ребёнка, формирования критического мышления использована педагогическая мастерская. Мастерская даёт простор творчеству и фантазии ребёнка, учит принимать, искать новые пути, выбирать из множества вариантов один, необязательно правильный (с точки зрения воспитателя). Схема мастерской: догадка – гипотеза – знание. Догадка – важнейший компонент этой цепочки: она затрагивает мотивационную сферу ребёнка, привлекает имеющиеся знания, позволяет почувствовать собственную значимость.
Первый этап - это побуждению к действию. Таким побуждением стали загадки и появление на доске картинки с изображением животных (лев и мышь). У детей сразу же возникают вопросы. А почему мышь рядом со львом? Как связаны между собой эти картинки? …Эта неожиданность вызвала множество вопросов, личную заинтересованность каждого. На втором этапе мастерской – «деконструкция» работаем со словом. Дети с удовольствием рассказывают то, что они знают об этих животных, затем в группах подбирают слова, характеризующие животных. Каждая группа представляет результаты своей работы. На этапе «социализации» происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Дальше объявляется тема. После чтения 1 части предлагаю побыть в роли автора и самостоятельно придумать окончание басни. На этапе «афиширование» дети представляют свои версии продолжения басни.
И как логическое завершение этап «рефлексия». Перед воспитателем стояли задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, работать вместе с детьми и дать почувствовать каждому ребёнку, пусть даже маленький шаг вперёд.

Тема: Л.Н.Толстой. Басня «Лев и мышь»
Задачи:
Формирование навыков слушания; умения ставить вопросы;
активизация словарного запаса, расширение лексического опыта;
Развитие творческого воображения, творческой активности:
развитие смысловой догадки;
Воспитание умения выслушивать другое мнение.
Воспитание дружелюбия, взаимопомощи.
Билингвальный компонент: арыстан, тышқан
Оборудование: картинки льва и мыши.

Технология: педагогическая мастерская.
Алгоритм ОУД (подготовительная группа)

Индукция.
а) - Догадайтесь, о каком из животных я расскажу?
Этот зверь относится к кошкам. Все животные любознательные, но это животное по любопытству можно сравнить с человеком. Иногда они, как люди, даже рот разевают от удивленья и любопытства. Исключительно добродушное животное. Сытым никогда не нападает. Простодушный силач великодушен и никого не боится.
Царь зверей. (лев)

б)- Отгадайте загадку:
На даче их полно, не счесть…
В саду и даже дома есть.
Смешные бусинками глазки,
Как будто к нам пришла из сказки.
Панически боится кошек,
Большой любитель хлебных крошек.
Вокруг темно, но ты не спишь -
Шуршит за тонкой стенкой …(мышь)

На доске картинки с изображением льва и мыши.

Деконструкция.
Рассматривание картинок(лев и мышка). Дети рассказывают, что они знают о животных.
Задание:
Составить каждой группе слова – признаки, характеризующие этих животных.
ЛЕВ МЫШЬ
Большой маленькая
Сильный шустрая
Хищный юркая
Ловкий серенькая
Крупный полевая
Быстрый домовая
Добродушный любопытная
Умный… прожорливая…

Социализация. Соотносят свою деятельность с деятельностью остальных.

- Сегодня мы будем читать басню Л.Н. Толстого «Лев и Мышь».
- Какие по этому поводу вы хотите мне задать вопросы?
На эти вопросы я отвечать не буду, надеюсь, что мы вместе сможем найти на них ответы.
Читать басню будем по частям, с остановками.
Предлагаю послушать 1 часть текста. Чтение 1 части басни.
Появляются новые вопросы. А что же будет дальше? Предлагаю побыть в роли автора и самостоятельно придумать окончание басни.

Реконструкция.
Работа самостоятельно
В паре
В группе.

Афиширование.
Дети от группы представляют свои версии продолжения басни.
- А как у автора?
Чтение авторской концовки басни.
- Совпали ли ваши предположения?

Разрыв.
Задание: Прочитать внимательно пословицы. Выберите подходящую пословицу, которой можно озаглавить басню. Высказывания своих точек зрения.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Делай добро и жди добра.
Добро не умрёт, а зло пропадет.

Рефлексия.
Продолжите предложения:
1) Мне понравилось...
2) Я запомнил(а)...
3) Я понял(а)...
4) Меня удивило..

Басня Лев и Мышь.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Литература:
1. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 СПбГУПМ, 2000.
2. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности. 2000.
3. Белова Н.И. Педагогические мастерские. Теория и практика. -СПб. 1998.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: роля (2015-01-16) | Автор: Нургалиева Курлан Искандыровна E
Просмотров: 521 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 11:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru