Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
Технология педагогических мастерских.
Нургалиева К.И., воспитатель
ГККП я/с «Айголек», г. Петропавловск

Одной из технологий, способных реализовать личностно – ориентированную, развивающую модель обучения является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию путём самостоятельного или коллективного открытия.
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребёнка к постановке множества вопросов. Затем идёт индивидуально - коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия.
Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы.
Принципы построения педагогической мастерской.
1. Работа мастерской основывается на духовной деятельности человека и прежде всего на слове.
2. Равенство всех, включая мастера.
3. Не насильственное привлечение к процессу деятельности.
4. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества.
5. Чередование индивидуальной и коллективной работы создают атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
6. Важен не только и не столько сам результат, сколько сам процесс.

Алгоритм построения педагогической мастерской.
Как и любой педагогический процесс технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов [31, с.284]:
1. «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор -- слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. -- всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоинструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» -- построение этих элементов группой.
4. «Социализация» -- всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» -- вывешивание «произведений» -- работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними -- все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).
6. «Разрыв» -- внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» -- отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» - информации, которая будет предложена детям в тот момент, когда в ней возникает необходимость
Для развития личности ребёнка, формирования критического мышления использована педагогическая мастерская. Мастерская даёт простор творчеству и фантазии ребёнка, учит принимать, искать новые пути, выбирать из множества вариантов один, необязательно правильный (с точки зрения воспитателя). Схема мастерской: догадка – гипотеза – знание. Догадка – важнейший компонент этой цепочки: она затрагивает мотивационную сферу ребёнка, привлекает имеющиеся знания, позволяет почувствовать собственную значимость.
Первый этап - это побуждению к действию. Таким побуждением стали загадки и появление на доске картинки с изображением животных (лев и мышь). У детей сразу же возникают вопросы. А почему мышь рядом со львом? Как связаны между собой эти картинки? …Эта неожиданность вызвала множество вопросов, личную заинтересованность каждого. На втором этапе мастерской – «деконструкция» работаем со словом. Дети с удовольствием рассказывают то, что они знают об этих животных, затем в группах подбирают слова, характеризующие животных. Каждая группа представляет результаты своей работы. На этапе «социализации» происходит соотнесение своей деятельности с деятельностью других. Дальше объявляется тема. После чтения 1 части предлагаю побыть в роли автора и самостоятельно придумать окончание басни. На этапе «афиширование» дети представляют свои версии продолжения басни.
И как логическое завершение этап «рефлексия». Перед воспитателем стояли задачи: создать атмосферу открытости, доброжелательности, работать вместе с детьми и дать почувствовать каждому ребёнку, пусть даже маленький шаг вперёд.

Тема: Л.Н.Толстой. Басня «Лев и мышь»
Задачи:
Формирование навыков слушания; умения ставить вопросы;
активизация словарного запаса, расширение лексического опыта;
Развитие творческого воображения, творческой активности:
развитие смысловой догадки;
Воспитание умения выслушивать другое мнение.
Воспитание дружелюбия, взаимопомощи.
Билингвальный компонент: арыстан, тышқан
Оборудование: картинки льва и мыши.

Технология: педагогическая мастерская.
Алгоритм ОУД (подготовительная группа)

Индукция.
а) - Догадайтесь, о каком из животных я расскажу?
Этот зверь относится к кошкам. Все животные любознательные, но это животное по любопытству можно сравнить с человеком. Иногда они, как люди, даже рот разевают от удивленья и любопытства. Исключительно добродушное животное. Сытым никогда не нападает. Простодушный силач великодушен и никого не боится.
Царь зверей. (лев)

б)- Отгадайте загадку:
На даче их полно, не счесть…
В саду и даже дома есть.
Смешные бусинками глазки,
Как будто к нам пришла из сказки.
Панически боится кошек,
Большой любитель хлебных крошек.
Вокруг темно, но ты не спишь -
Шуршит за тонкой стенкой …(мышь)

На доске картинки с изображением льва и мыши.

Деконструкция.
Рассматривание картинок(лев и мышка). Дети рассказывают, что они знают о животных.
Задание:
Составить каждой группе слова – признаки, характеризующие этих животных.
ЛЕВ МЫШЬ
Большой маленькая
Сильный шустрая
Хищный юркая
Ловкий серенькая
Крупный полевая
Быстрый домовая
Добродушный любопытная
Умный… прожорливая…

Социализация. Соотносят свою деятельность с деятельностью остальных.

- Сегодня мы будем читать басню Л.Н. Толстого «Лев и Мышь».
- Какие по этому поводу вы хотите мне задать вопросы?
На эти вопросы я отвечать не буду, надеюсь, что мы вместе сможем найти на них ответы.
Читать басню будем по частям, с остановками.
Предлагаю послушать 1 часть текста. Чтение 1 части басни.
Появляются новые вопросы. А что же будет дальше? Предлагаю побыть в роли автора и самостоятельно придумать окончание басни.

Реконструкция.
Работа самостоятельно
В паре
В группе.

Афиширование.
Дети от группы представляют свои версии продолжения басни.
- А как у автора?
Чтение авторской концовки басни.
- Совпали ли ваши предположения?

Разрыв.
Задание: Прочитать внимательно пословицы. Выберите подходящую пословицу, которой можно озаглавить басню. Высказывания своих точек зрения.
Сам с воробья, а сердце с кошку.
Делай добро и жди добра.
Добро не умрёт, а зло пропадет.

Рефлексия.
Продолжите предложения:
1) Мне понравилось...
2) Я запомнил(а)...
3) Я понял(а)...
4) Меня удивило..

Басня Лев и Мышь.
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: – Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю. Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: – Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Литература:
1. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности. Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 СПбГУПМ, 2000.
2. Белова Н.И. Педагогическая мастерская как средство развития личности участников образовательной деятельности. 2000.
3. Белова Н.И. Педагогические мастерские. Теория и практика. -СПб. 1998.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: роля (2015-01-16) | Автор: Нургалиева Курлан Искандыровна E
Просмотров: 2590 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 10:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru