Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Клуб молодых и перспективных
Клуб молодых и перспективных.

Гапуржанова Яна Усмановна
учитель начальных классов
школа-гимназия № 51
г. Алматы.

Сегодня профессия учителя не пользуется популярностью среди молодежи. И это понятно, отсутствие авторитета в обществе, низкая заработная плата, огромная загруженность и т. д. Тем не менее, есть и среди молодежи энтузиасты-романтики, горящие желанием поделиться своей любовью и жаждой к знаниям с детьми. Именно таким альтруистам хочется помочь.
Ещё в советской школе зародилась прекрасная традиция организации школы молодого учителя (ШМУ), которая была хорошим подспорьем для учителей, начинающих свой педагогический путь. В современной школе этот вспомогательный институт сохранен, но, ни для кого не секрет, что зачастую он существует формально.
Мне бы хотелось рассказать, как любой коллектив может помочь молодым коллегам. Конечно же, в первую очередь, проявить заинтересованность в омоложении педагогического состава, а главное, в его сохранении, должна администрация учебного заведения. Поскольку, это единственная возможность для педагогического коллектива соответствовать требованиям современного ученика, его желаниям и его надеждам. Молодой интересный специалист из сегодняшней реальности, который будет говорить с нынешним учеником на одном языке – это наилучший проводник между школой, родителями и учащимися.
Поэтому необходимо поддерживать выпускников педагогических ВУЗов, которые, не смотря ни на что, приходят в школу. Нужно постараться сделать все, что бы они, не разочаровались в профессии. Это возможно, если рядом есть плечо старшего коллеги, на которое можно опереться. Решение проблемы, с которыми молодым специалистам приходится сталкиваться на практике, порой для них становится не посильной задачей.
В этом году к нам в школу пришли восемь молодых учителей. Особенно отрадно, то, что среди них есть два юноши. Наш коллектив пополнился молодыми историками, информатиками, учителями английского языка и начальной школы. Профессиональный потенциал этих ребят мы увидели сразу. Конечно, у всех он разный. Кто-то, в школе оказался случайно, и вряд ли задержится надолго. Но четверо из них, по настоящему, влюблены в профессию, романтики с горящими глазами. Очень перспективные специалисты. А главное, дети приняли их на «Ура!». Было бы очень жаль потерять этих интересных, а в будущем, я уверена, сильных педагогов.
Нам не хотелось бы, чтобы работа ШМУ не превратилась в некую сухую поучительную компанию по «тыканью слепых котят носом в лужу». Идея заключалась в том, чтобы сохранить энтузиазм, повысить мотивацию, разнообразить и облегчить процесс адаптации молодых ребят на начальном этапе их педагогической деятельности. Поэтому, сразу было решено изменить сухое сочетание ШМУ на какое-то иное, привлекательное название. Мы решили, что нам нужен скорее клуб молодых и перспективных людей, желающих чему-то научиться и научить других. Вы можете тоже пофантазировать и придумать что-то новое, например «Клуб молодых» или «Клуб «Хочу, могу, умею» и т. п. Главное создать клубную обстановку, атмосферу непринужденного общения, чтобы молодежь не боялась спрашивать, ходить на уроки к старшим коллегам и приглашать на уроки к себе.
В первый год работы молодой специалист сталкивается с рядом проблем. Поэтому, чтобы работа была наиболее эффективной, нам необходимо было выявить круг вопросов, которые вызывают особые затруднения у новичков. Для этого нами была запущена анкета с довольно общими вопросами типа:
1. В чем чувствуете себя особенно не уверенно?
2. Какие испытываете трудности?
3. Перед чем испытываете страх?
И естественно, получили такие же обтекаемые, размытые ответы. Тогда, мы попытались эти же вопросы конкретизировать через диагностическую карту. Её можно провести анонимно, что позволит анкетируемым наиболее полно раскрыть свои проблемы. (П. - 5)
Проанализировав полученную информацию, мы выявили наиболее острые проблемы. Соответственно результатам, были намечены задачи работы клуба, решение которых мы постарались отразить в плане работы на год. (П. - 7)
Так же, диагностическая карта нам помогла определить максимально подходящих учителей-наставников. В этой работе нам очень помог психолог нашей школы. Так как она предложила провести анкету на выявление психологических типов молодых специалистов с целью создания наиболее комфортных партнерских отношений между наставниками и молодыми учителями. Таким образом, мы закрепили наставников, учителей с большим опытом работы. (П. - 6)
Ну а теперь, у нас работа кипит.
На каждом заседании клуба обязательно присутствуют молодые специалисты, закрепленные за ними наставники, курирующий завуч, а так же приглашенные гости в соответствии с тематикой очередного заседания (библиотекарь, психолог, завуч по ВР, вожатый и т. п.)
Все заседания мы стараемся проводить в интерактивной форме. Это, во-первых, позволяет интересно и с пользой провести время, а во-вторых, многие методы, формы и приемы работы молодые учителя переносят на свои уроки. Отрадно, что все коллеги охотно отзываются на наши просьбы и оказывают нам максимальную помощь.
Для примера мы хотим поделиться разработкой одного из заседаний нашего клуба молодых учителей.

План заседания ШМУ

Тема 1: «Дисциплина на уроке»
Цели: 1. Контроль за своевременным и соответствующим оформлением
календарных планов молодыми специалистами.
2. Контроль за наличием поурочных планов у молодых специалистов.
3. Контроль за правильным заполнением школьной документации.
4. Познакомить с формами работы, направленных на поддержание
дисциплины на уроке.

Целеполагание:1. Моя визитка.
2. Зачем собрались?
3. Задачи на октябрь.
4. Методическая служба: «Дисциплина на уроке».

Организационные вопросы:
1. Знакомство молодых учителей, наставников и руководителей МО.

2. Работа нашего клуба заключается в том, чтобы помочь молодому специалисту адаптироваться к условиям школы, помочь ему грамотно организовать трудовую деятельность. Мы очень рады видеть вас в нашей школе. Надеемся, что вам у нас будет комфортно, уютно и вы будете приходить в школу с радостью.

3. Перед вами лежит план работы на сентябрь – октябрь месяцы.
Проделанная работа за сентябрь:
- составлен календарный план;
- ежедневно составляются поурочные планы (наставникам проконтролировать, если имеются трудности – помочь, к следующему заседанию отчитаться);
Предстоит выполнить на октябрь:
- наставникам посетить уроки молодых специалистов с целью определения умения поддерживать дисциплину на уроке;
- предоставить план посещенного урока письменно и краткое резюме о затруднениях подопечного и оказанной методической помощи;
- оказать консультативную помощь при заполнении журналов;
- следующее заседание клуба 27.09.05.
- подготовить материал по критериям оценок письменных и устных работ по предмету, в соответствии с возрастом учащихся.

4. Методическая служба «Дисциплина на уроке»

а) Мозговой штурм: «Что такое дисциплина?»
б) Анализ схемы – визуальный;
- словесный; ДИСЦИПЛИНА
- обобщение.
ВНИМАНИЕ

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

ПЕД. МАСТЕРСТВО

в) Лекционный материал: «Что такое пед. мастерство?»

Быть мастером педагогического дела:
- значит, иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем ваша позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества, современной педагогической и психологической науки.
Т. е. ваша цель не только научить, но и воспитать, причём личность, востребованную не сегодня, а через 5-10 лет. Мы работаем на будущее. Если вы соответствуете идеальному представлению о современном человеке, то вы пользуетесь популярностью, имеете авторитет, а следовательно к вашему предмету относятся с уважением;
- значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблемы обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью.
Т. е. наорать, поставить двойку – это самый простой и самый неэффективный подход. Эффект разовый. Нужно придумывать неординарные пути решения, постараться сработать на свой авторитет;
- значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм;
- значит быть человеком широкого кругозора, чутким, доброжелательным, принципиальным. Человеком, который борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимательно следит за развитием педагогической и смежных с ней наук, за передовым опытом. А так же, с охотой и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраивается и избавляется от малопродуктивных и непригодных форм и методов. Стремится поделиться со всеми желающими своим опытом.
- значит быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, уметь убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их.

Помните! Дети чувствуют мастера педагогического дела, любят и уважают его, стремятся к нему, верят ему.
Что нужно каждому из нас, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, ЗНАНИЯ, но обязательно – ДОБРАЯ ДУША, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и неудержимое желание посвятить им свою ЖИЗНЬ!

«Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким мастером не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати-, а может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать, с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана». (Ш. А. Амонашвили)
Ещё Ян Амос Коменский, триста лет назад, писал: «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться.»

г) Источники вдохновения:
- это дети и постоянное общение с ними;
- это опыт и энтузиазм коллег, соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею: соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности;
- это общение с наукой - «рытьё в книгах» ученых и великих мыслителей (Коменского, Руссо, Песталоция, Ушинского, Крупской, Макаренко, Гогебашвили, Корчака, Алтынсарина, Абайя, Амоношвили и др.)

д) Памятка молодому специалисту:
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школы!
Дари себя Детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в
ребёнке!

е) Рефлексия. Разрешение педагогических задач.
1) Ребёнок регулярно опаздывает на урок. Ваши действия;
2) Вы потребовали, чтобы ученик, срывающий ваш урок, покинул класс, на что он ответил: «Вали-ка ты лучше сам (-а) отсюда!»;
3) Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания, которые вы задаете;
4) Вы первый раз вошли в класс и понимаете, что учащиеся не обращают на вас никакого внимания. Никто не собирается выполнять ваши просьбы и требования;
5) Третий урок подряд ученики 8 «а» класса забивают шпильку в замок, и вы не можете попасть в класс.

Наглядные пособия, раздаточный материал:
1. Копии плана на сентябрь, октябрь (на каждого молодого специалиста).
2. Копии бланков «Анализ урока» (на каждого молодого специалиста).
3. Копии (на каждого молодого специалиста):
- памятка «Учителю» (П-1),
- тезисы «Что такое педагогическое мастерство?» (П-2),
- схема «Дисциплина» (П-3),
- памятка «Источники педагогического вдохновения» (П-4),
4. Целеполагание (на доске)

Приложение 1.

ДИСЦИПЛИНА

ВНИМАНИЕ

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

ПЕД. МАСТЕРСТВО

Приложение 2.

«Что такое педагогическое мастерство?»

Быть мастером педагогического дела:

- значит, иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем ваша позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества, современной педагогической и психологической науки;
- значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблемы обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью;
- значит, уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм;
- значит, быть человеком широкого кругозора, чутким, доброжелательным, принципиальным. Человеком, который борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимательно следит за развитием педагогической и смежных с ней наук, за передовым опытом. А так же, с охотой и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраивается и избавляется от малопродуктивных и непригодных форм и методов. Стремится поделиться со всеми желающими своим опытом;
- значит быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, уметь убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их.

Помните! Дети чувствуют мастера педагогического дела, любят и уважают его, стремятся к нему, верят ему.
Что нужно каждому из нас, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, ЗНАНИЯ, но обязательно – ДОБРАЯ ДУША, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и неудержимое желание посвятить им свою ЖИЗНЬ!

«Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким мастером не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати-, а может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать, с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана». (Ш. А. Амонашвили)
Ещё Ян Амос Коменский, триста лет назад, писал: «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться.

Приложение 3

Источники вдохновения:

- это дети и постоянное общение с ними;
- это опыт и энтузиазм коллег, соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею: соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности;
- это общение с наукой, «рытьё в книгах» ученых-педагогов и великих мыслителей (Коменский, Руссо, Песталоций, Ушинский, Крупская, Макаренко, Гогебашвили, Корчак, Алтынсарин, Абай, Амоношвили, Выгодский и др.)

Приложение 4.

Памятка молодому специалисту.
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школы!
Дари себя Детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке!

Приложение 5.
Диагностическая карта.

Не уверен Затрудняюсь Боюсь
В работе с детьми_______I___________I_____________I________
В работе с родителями ___I___________I_____________I________
В работе с коллегами ____I___________I_____________I________
При подготовке к уроку __I___________I_____________I________
При проведении урока ___I___________I_____________I________
Во внеклассной работе __I___________I_____________I________
При работе с документами I___________I_____________I________

Приложение 6.
СПИСОК молодых специалистов, закрепление наставничества

№ Ф. И. О. I Образование I В каких классах І Ф. И. О. наставника
молодого І І работает, предмет І
специалиста І І І
1_____________I____________I__________________I___________________
2_____________I____________I__________________I___________________
3_____________I____________I__________________I___________________
4_____________I____________I__________________I___________________
5_____________I____________I__________________I___________________
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Яна6728 (2015-03-01) | Автор: Гапуржанова Яна Усмановна E
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 6:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20690]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru