Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Клуб молодых и перспективных
Клуб молодых и перспективных.

Гапуржанова Яна Усмановна
учитель начальных классов
школа-гимназия № 51
г. Алматы.

Сегодня профессия учителя не пользуется популярностью среди молодежи. И это понятно, отсутствие авторитета в обществе, низкая заработная плата, огромная загруженность и т. д. Тем не менее, есть и среди молодежи энтузиасты-романтики, горящие желанием поделиться своей любовью и жаждой к знаниям с детьми. Именно таким альтруистам хочется помочь.
Ещё в советской школе зародилась прекрасная традиция организации школы молодого учителя (ШМУ), которая была хорошим подспорьем для учителей, начинающих свой педагогический путь. В современной школе этот вспомогательный институт сохранен, но, ни для кого не секрет, что зачастую он существует формально.
Мне бы хотелось рассказать, как любой коллектив может помочь молодым коллегам. Конечно же, в первую очередь, проявить заинтересованность в омоложении педагогического состава, а главное, в его сохранении, должна администрация учебного заведения. Поскольку, это единственная возможность для педагогического коллектива соответствовать требованиям современного ученика, его желаниям и его надеждам. Молодой интересный специалист из сегодняшней реальности, который будет говорить с нынешним учеником на одном языке – это наилучший проводник между школой, родителями и учащимися.
Поэтому необходимо поддерживать выпускников педагогических ВУЗов, которые, не смотря ни на что, приходят в школу. Нужно постараться сделать все, что бы они, не разочаровались в профессии. Это возможно, если рядом есть плечо старшего коллеги, на которое можно опереться. Решение проблемы, с которыми молодым специалистам приходится сталкиваться на практике, порой для них становится не посильной задачей.
В этом году к нам в школу пришли восемь молодых учителей. Особенно отрадно, то, что среди них есть два юноши. Наш коллектив пополнился молодыми историками, информатиками, учителями английского языка и начальной школы. Профессиональный потенциал этих ребят мы увидели сразу. Конечно, у всех он разный. Кто-то, в школе оказался случайно, и вряд ли задержится надолго. Но четверо из них, по настоящему, влюблены в профессию, романтики с горящими глазами. Очень перспективные специалисты. А главное, дети приняли их на «Ура!». Было бы очень жаль потерять этих интересных, а в будущем, я уверена, сильных педагогов.
Нам не хотелось бы, чтобы работа ШМУ не превратилась в некую сухую поучительную компанию по «тыканью слепых котят носом в лужу». Идея заключалась в том, чтобы сохранить энтузиазм, повысить мотивацию, разнообразить и облегчить процесс адаптации молодых ребят на начальном этапе их педагогической деятельности. Поэтому, сразу было решено изменить сухое сочетание ШМУ на какое-то иное, привлекательное название. Мы решили, что нам нужен скорее клуб молодых и перспективных людей, желающих чему-то научиться и научить других. Вы можете тоже пофантазировать и придумать что-то новое, например «Клуб молодых» или «Клуб «Хочу, могу, умею» и т. п. Главное создать клубную обстановку, атмосферу непринужденного общения, чтобы молодежь не боялась спрашивать, ходить на уроки к старшим коллегам и приглашать на уроки к себе.
В первый год работы молодой специалист сталкивается с рядом проблем. Поэтому, чтобы работа была наиболее эффективной, нам необходимо было выявить круг вопросов, которые вызывают особые затруднения у новичков. Для этого нами была запущена анкета с довольно общими вопросами типа:
1. В чем чувствуете себя особенно не уверенно?
2. Какие испытываете трудности?
3. Перед чем испытываете страх?
И естественно, получили такие же обтекаемые, размытые ответы. Тогда, мы попытались эти же вопросы конкретизировать через диагностическую карту. Её можно провести анонимно, что позволит анкетируемым наиболее полно раскрыть свои проблемы. (П. - 5)
Проанализировав полученную информацию, мы выявили наиболее острые проблемы. Соответственно результатам, были намечены задачи работы клуба, решение которых мы постарались отразить в плане работы на год. (П. - 7)
Так же, диагностическая карта нам помогла определить максимально подходящих учителей-наставников. В этой работе нам очень помог психолог нашей школы. Так как она предложила провести анкету на выявление психологических типов молодых специалистов с целью создания наиболее комфортных партнерских отношений между наставниками и молодыми учителями. Таким образом, мы закрепили наставников, учителей с большим опытом работы. (П. - 6)
Ну а теперь, у нас работа кипит.
На каждом заседании клуба обязательно присутствуют молодые специалисты, закрепленные за ними наставники, курирующий завуч, а так же приглашенные гости в соответствии с тематикой очередного заседания (библиотекарь, психолог, завуч по ВР, вожатый и т. п.)
Все заседания мы стараемся проводить в интерактивной форме. Это, во-первых, позволяет интересно и с пользой провести время, а во-вторых, многие методы, формы и приемы работы молодые учителя переносят на свои уроки. Отрадно, что все коллеги охотно отзываются на наши просьбы и оказывают нам максимальную помощь.
Для примера мы хотим поделиться разработкой одного из заседаний нашего клуба молодых учителей.

План заседания ШМУ

Тема 1: «Дисциплина на уроке»
Цели: 1. Контроль за своевременным и соответствующим оформлением
календарных планов молодыми специалистами.
2. Контроль за наличием поурочных планов у молодых специалистов.
3. Контроль за правильным заполнением школьной документации.
4. Познакомить с формами работы, направленных на поддержание
дисциплины на уроке.

Целеполагание:1. Моя визитка.
2. Зачем собрались?
3. Задачи на октябрь.
4. Методическая служба: «Дисциплина на уроке».

Организационные вопросы:
1. Знакомство молодых учителей, наставников и руководителей МО.

2. Работа нашего клуба заключается в том, чтобы помочь молодому специалисту адаптироваться к условиям школы, помочь ему грамотно организовать трудовую деятельность. Мы очень рады видеть вас в нашей школе. Надеемся, что вам у нас будет комфортно, уютно и вы будете приходить в школу с радостью.

3. Перед вами лежит план работы на сентябрь – октябрь месяцы.
Проделанная работа за сентябрь:
- составлен календарный план;
- ежедневно составляются поурочные планы (наставникам проконтролировать, если имеются трудности – помочь, к следующему заседанию отчитаться);
Предстоит выполнить на октябрь:
- наставникам посетить уроки молодых специалистов с целью определения умения поддерживать дисциплину на уроке;
- предоставить план посещенного урока письменно и краткое резюме о затруднениях подопечного и оказанной методической помощи;
- оказать консультативную помощь при заполнении журналов;
- следующее заседание клуба 27.09.05.
- подготовить материал по критериям оценок письменных и устных работ по предмету, в соответствии с возрастом учащихся.

4. Методическая служба «Дисциплина на уроке»

а) Мозговой штурм: «Что такое дисциплина?»
б) Анализ схемы – визуальный;
- словесный; ДИСЦИПЛИНА
- обобщение.
ВНИМАНИЕ

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

ПЕД. МАСТЕРСТВО

в) Лекционный материал: «Что такое пед. мастерство?»

Быть мастером педагогического дела:
- значит, иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем ваша позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества, современной педагогической и психологической науки.
Т. е. ваша цель не только научить, но и воспитать, причём личность, востребованную не сегодня, а через 5-10 лет. Мы работаем на будущее. Если вы соответствуете идеальному представлению о современном человеке, то вы пользуетесь популярностью, имеете авторитет, а следовательно к вашему предмету относятся с уважением;
- значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблемы обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью.
Т. е. наорать, поставить двойку – это самый простой и самый неэффективный подход. Эффект разовый. Нужно придумывать неординарные пути решения, постараться сработать на свой авторитет;
- значит уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм;
- значит быть человеком широкого кругозора, чутким, доброжелательным, принципиальным. Человеком, который борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимательно следит за развитием педагогической и смежных с ней наук, за передовым опытом. А так же, с охотой и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраивается и избавляется от малопродуктивных и непригодных форм и методов. Стремится поделиться со всеми желающими своим опытом.
- значит быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, уметь убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их.

Помните! Дети чувствуют мастера педагогического дела, любят и уважают его, стремятся к нему, верят ему.
Что нужно каждому из нас, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, ЗНАНИЯ, но обязательно – ДОБРАЯ ДУША, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и неудержимое желание посвятить им свою ЖИЗНЬ!

«Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким мастером не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати-, а может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать, с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана». (Ш. А. Амонашвили)
Ещё Ян Амос Коменский, триста лет назад, писал: «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться.»

г) Источники вдохновения:
- это дети и постоянное общение с ними;
- это опыт и энтузиазм коллег, соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею: соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности;
- это общение с наукой - «рытьё в книгах» ученых и великих мыслителей (Коменского, Руссо, Песталоция, Ушинского, Крупской, Макаренко, Гогебашвили, Корчака, Алтынсарина, Абайя, Амоношвили и др.)

д) Памятка молодому специалисту:
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школы!
Дари себя Детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в
ребёнке!

е) Рефлексия. Разрешение педагогических задач.
1) Ребёнок регулярно опаздывает на урок. Ваши действия;
2) Вы потребовали, чтобы ученик, срывающий ваш урок, покинул класс, на что он ответил: «Вали-ка ты лучше сам (-а) отсюда!»;
3) Целый класс солидарно отказывается выполнять домашние задания, которые вы задаете;
4) Вы первый раз вошли в класс и понимаете, что учащиеся не обращают на вас никакого внимания. Никто не собирается выполнять ваши просьбы и требования;
5) Третий урок подряд ученики 8 «а» класса забивают шпильку в замок, и вы не можете попасть в класс.

Наглядные пособия, раздаточный материал:
1. Копии плана на сентябрь, октябрь (на каждого молодого специалиста).
2. Копии бланков «Анализ урока» (на каждого молодого специалиста).
3. Копии (на каждого молодого специалиста):
- памятка «Учителю» (П-1),
- тезисы «Что такое педагогическое мастерство?» (П-2),
- схема «Дисциплина» (П-3),
- памятка «Источники педагогического вдохновения» (П-4),
4. Целеполагание (на доске)

Приложение 1.

ДИСЦИПЛИНА

ВНИМАНИЕ

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

ПЕД. МАСТЕРСТВО

Приложение 2.

«Что такое педагогическое мастерство?»

Быть мастером педагогического дела:

- значит, иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности. Чем ваша позиция будет общественно ценнее и оптимистичнее, тем глубже отразятся в ней мысли и чаяния прогрессивной педагогики, идеалы нашего общества, современной педагогической и психологической науки;
- значит постоянно искать пути более полного, удачного, глубинного, точного, а порой изящного и искусного разрешения проблемы обучения и воспитания, организации жизни детей, проблем работы с родителями и общественностью;
- значит, уметь предугадывать возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждать их, уметь незамедлительно и правильно разрешать сложные педагогические ситуации, обладать педагогическим чутьём, уметь управлять педагогическим процессом без принуждения, с лёгкостью, быть в нём простым, обычным, но нужным и любимым для детей человеком, вселяющим в них радость, заботу, уверенность и оптимизм;
- значит, быть человеком широкого кругозора, чутким, доброжелательным, принципиальным. Человеком, который борется за новое и против отжившего в педагогическом деле, внимательно следит за развитием педагогической и смежных с ней наук, за передовым опытом. А так же, с охотой и активно использует в своей практике новые формы и способы учебно-воспитательной работы, легко перестраивается и избавляется от малопродуктивных и непригодных форм и методов. Стремится поделиться со всеми желающими своим опытом;
- значит быть первоиспытателем теоретических рекомендаций, уметь убедительно доказать их жизненность или опровергнуть их.

Помните! Дети чувствуют мастера педагогического дела, любят и уважают его, стремятся к нему, верят ему.
Что нужно каждому из нас, чтобы стать мастером педагогического труда? Ну конечно, ЗНАНИЯ, но обязательно – ДОБРАЯ ДУША, ЧУТКОЕ СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и неудержимое желание посвятить им свою ЖИЗНЬ!

«Начинающий учитель должен переступить порог школы с твёрдым решением, что какие бы сложности ни ожидали его, он станет мастером педагогического труда. И станет таким мастером не на склоне своих лет, когда наберётся двадцати-, а может быть, сорокалетний стаж работы, а прямо, так сказать, с ходу. Пусть будут ошибки, это, конечно, нежелательно, но их не избежать. Но пусть они будут ошибками профессионала, который метит в мастера, а не ошибками профана». (Ш. А. Амонашвили)
Ещё Ян Амос Коменский, триста лет назад, писал: «Надо верить, что каждый из нас способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером профессионального педагогического труда, и нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности, вдохновляться.

Приложение 3

Источники вдохновения:

- это дети и постоянное общение с ними;
- это опыт и энтузиазм коллег, соприкосновение друг с другом разностороннего педагогического опыта, столкновение между собой разноцветных искорок мыслей могут родить интересную идею: соприкосновение же практики и интересной идеи может дать толчок творческой педагогической деятельности;
- это общение с наукой, «рытьё в книгах» ученых-педагогов и великих мыслителей (Коменский, Руссо, Песталоций, Ушинский, Крупская, Макаренко, Гогебашвили, Корчак, Алтынсарин, Абай, Амоношвили, Выгодский и др.)

Приложение 4.

Памятка молодому специалисту.
Будь осторожен!
Не ошибись!
Не вреди!
Будь надеждой для школы!
Дари себя Детям!
Знай, к чему стремишься!
Постоянно ищи в ребёнке богатство его души!
Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке!

Приложение 5.
Диагностическая карта.

Не уверен Затрудняюсь Боюсь
В работе с детьми_______I___________I_____________I________
В работе с родителями ___I___________I_____________I________
В работе с коллегами ____I___________I_____________I________
При подготовке к уроку __I___________I_____________I________
При проведении урока ___I___________I_____________I________
Во внеклассной работе __I___________I_____________I________
При работе с документами I___________I_____________I________

Приложение 6.
СПИСОК молодых специалистов, закрепление наставничества

№ Ф. И. О. I Образование I В каких классах І Ф. И. О. наставника
молодого І І работает, предмет І
специалиста І І І
1_____________I____________I__________________I___________________
2_____________I____________I__________________I___________________
3_____________I____________I__________________I___________________
4_____________I____________I__________________I___________________
5_____________I____________I__________________I___________________
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Яна6728 (2015-03-01) | Автор: Гапуржанова Яна Усмановна E
Просмотров: 790 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 2:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru