Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

« Жизнь и творчествоМ.Ю. Лермонтова"
« Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова". Презентация к уроку
Утемисова О.И. учитель русского языка.

Цели урока:
• Изучить этапы биографии поэта,узнать новые факты и обобщить его творчество;
• определить основные мотивы поэзии Лермонтова;

Оборудование урока:
• презентация М.Ю. Лермонтов

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение целей урока.
3. Работа по презентации.
Слайд 1,
М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из богатого рода Столыпиных.
Слайд 2
Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Бабушка поэта по матери была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
В 1817 году мать Лермонтова. умирает.
Трёхлетний Миша остается с бабушкой.
Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. В1830г., он сразу же поступает в Московский университет.
Слайд 3
Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете.
В 1832 году из-за трений с профессорамиЛермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург,где поступил в школу юнкеров.
Слайд 4
Зимой 1837г, откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора и обеспечили ему арест и ссылку поэта на Кавказ, где пробыл чуть больше года.
Слайд 5
Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.
Слайд 6
В Петербурге Лермонтов познакомился с писателями пушкинского круга.
Слайд 7
1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист».
Слайды 8
13 июля 1841 г. в Пятигорске на балу. завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
Слайд 9
Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Лермонтов стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит.
Слайд 10
"Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский.
Лермонтов это образ человека – грустного, строго, нежного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательно застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего.
Бессмертного и всегда молодого.
Слайд 11
Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
• 1828 – 1836 - ранний период
• 1837 – 1841 – зрелый период

Основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это:
Составление кластера
• жажда свободы, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
• поиск гармонии в отношениях с окружающим миром ("В минуту жизни трудную...", "И скучно и грустно", "Горные вершины", "Утес", "Листок", "Когда волнуется желтеющая нива..."
• критика самодержавия и светского общества ("Прощай, немытая Россия...", "Смерть поэта"); осмысление судьбы своего поколения ("Дума"); положение народа и Родины ("Родина", "Бородино");
• высокое предназначение поэзии ("Я жить хочу! хочу печали...", "Не обвиняй меня, Всесильный...", "Поэт", "Пророк");
Итог урока.
Лермонтов писал о России 1830-х годов. Лермонтов –великий поэт ,положивший начало новой русской литературе. Лермонтов формировался как поэт и гражданин после разгрома декабристов,в 30-е годы. Царь напуганный восстанием декабристов,не щадит прогрессивную интеллигенцию.Трагичность обществ енной жизни оставила глубокий след в творчестве Лермонтова. Но не менее трагична была и его судьба.
Обсуждение вопроса: что повлияло на формирование Лермонтова-поэта? Что нового вы для себя узнали из его лирики ?
Домашнее задание.
1) Подготовить и защитить проекты по творчеству Лермонтова.

2) Индивидуальное задание для сильного ученика. Проследить эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: айнат (2015-03-26) | Автор: Утемисова Онай Исагалиевна E
Просмотров: 213 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:39 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20690]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru