Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Развитие творческих способностей на уроках эстетического цикла
Развитие творческих способностей на уроках
эстетического цикла – путь к успеху.
Мясникова Н. В., Гирина А. А.СОШ № 83 им. Г. Мустафина
Преподаватели изобразительного искусства и технологии

В соответствие с новой концепцией среднего образования, принятой в нашей республике, основной задачей уроков эстетического цикла является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения, где определяющим фактором раскрытия индивидуальных способностей учащегося является творчество.Tвoрчеcтвo – выcшая фoрма aктивнoсти, сaмoстоятельнoсти, способность создавать что то новое, не обычное. Для учителя развитие творческой личности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Развитие творческих способностей, творческого начала человека всегда волнует педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творческую активность в учащихся надо развивать с детского возраста, со школьной скамьи. В этом деле немалую помощь оказывают такие учебные предметы как, изобразительное искусство, черчение и технология, которые могут приложить возможности для реального развития творческих способностей личности ребенка, его творческой личности. Для успешного развития творческих способностей учащихся нужно:
1. наводить творческие способности учащихся через практическую деятельность;
2. развивать способности и интерес каждого ученика с учетом их потенциалов;
На уроках изобразительного искусства я постоянно развиваю представление об истоках творчества художника. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой интересной способности любого человека. В основе любой фантазии истина жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире.
Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных заданий. Например:
• стилизация природных форм;
• город будущего;
• сказочные птицы, птицы-фантазии.
В выполнении заданий учащиеся используют различные интересные технологии изображения, например, рисование палочкой, кистью, пером, пальцем, рисование по смятой бумаге, использование монотипии, по сырой бумаге; совмещение различных художественных материалов
(восковые мелки и акварель, акварель и мыло)
Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения (и в изобразительном искусстве, и в черчении, и в технологии) прежде всего чертежи, поэтому в курсе черчения заложены большие возможности для формирования творческих личностей. Для творческой графической деятельности учащихся я использую творческие задания при изучении всех разделов курса черчения, т.к. они обеспечивают применение всех знаний и тем самым заканчивают процесс их усвоения. Одним из направлений формирования творческих способностей учащихся на уроках черчения является решение творческих задач. Творческими задачами являются задачи с вариативными результатами решения. Для выполнения творческих задач в своей работе использую такие как:
1. По техническому рисунку с недостающими линиями
2. По чертежу с недостающими на нем линиями
3. «Круглой детали» по элементам сечения, входящим в состав разреза и положению секущей плоскости
4. По видам и габаритам других изображений
5. По виду с последующим добавлением элементов и габаритам другого вида
6. По разрезу и габаритам видов
7. По сечению и габаритам главного вида и т.д.
Перечисленные виды работы активизируют творческое обучение черчению. Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. К.Д.Ушинский писал, что в каждом предмете содержится эстетический элемент и задача учителя состоит в том, чтобы донести его до ребёнка. Задача учителя технологии направить учащихся и дать возможность узнать новое: наблюдая, собирая данные и анализируя. Воспитать эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам красоты. Развивая эстетический вкуc, я стараюсь на уроках технологии научить школьников видеть и оценивать прекрасное, т.е.воспитываю в них культуру эстетического восприятия и чувства. Результатом эстетического воспитания является формирование у детей эстетического вкуса. Эстетический идеал и эстетический вкус представляет собой устойчивые свойства личности, являются критериями оценок; именно с точки зрения этих свойств человек оценивает действительность. Практически все темы предмета технологии позволяют осуществлять эстетическое воспитание учащихся. Так, на занятиях по разделу «Технология приготовления кулинарных изделий» я развиваю у учащихся навыки сервировки стола, его украшения, поведения за столом. Провожу беседу о том, как должны сочетаться посуда, украшение стола и скатерть, интерьер комнаты, даю советы по сервировке повседневного и праздничного стола. Школьники учатся фигурной нарезке фруктов с помощью специальных приспособлений, украшению блюд, составлению букетов. В процессе подобных работ учащиеся приобретают умения сочетать полезное с красивым. Учебная программа по технологии предусматривает метод проектов в качестве обязательной структурной единицы технологического образования школьников. Главной задачей процесса технологического образования учащихся является обеспечение приобретения ими рациональных умений получения, обработки и использования всех видов ресурсов. Прежде всего это касается информации. Метод проектов наиболее полно отвечает современным требованиям развития образования и для развития творческих начал учащихся. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к учению, способствует развитию интеллектуальных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельности. Творческая самореализация учащихся проявляется в выборе темы проекта, которая показывает насколько серьезно и осознанно подходит ученик к данной работе. Наиболее плодотворным направлением в нашей школе являются проекты в декоративно-прикладном искусстве, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для выявления и развития творческих возможностей учащихся. Доступная технология изготовления изделий народного творчества, красота форм, декоративное оформление изделия пробуждают в учащихся желание творить красоту. Ученик вкладывает все свое творческое отношение и испытывает моральное удовлетворение от самостоятельно выполненной работы. При выполнении проекта я поощряю творческую самостоятельность, которая проявляется в выборе технологии изготовления, обоснованном изменении формы, конструкции или декоративного оформления изделия. Творческие проекты в старших классах подводят итоги обучения технологии, поэтому они очень разнообразны. Учащиеся сами выбирают направление, в котором они будут работать. Все вышеперечисленные методы, различные творческие задачи и задания позволяют выявлять и развивать у учащихся способности, умения по выполнению оригинальных объектов, проектов и т.д., а также воспитывать творческое отношение к любой деятельности человека. Это видно из результатов учебной и внеурочной деятельности учащихся. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех учащихся в силу их индивидуальных особенностей, но наша задача дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. Задача учителя эстетического цикла, понимать и учитывать, что каждый человек по-своему ценен и уникален. Главное помочь ребенку распознать свою уникальность и раскрыть ее положительные моменты, создать ситуацию успеха.
Использованная литература:
Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – Москва, 1984 г.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – Москва, 1989 г.
3. Мельникова Л.В. Методика трудового обучения. – Москва «Просвещение» 1985 г.
4. Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое
пособие \ М: Центр «Педагогический поиск», 2006 г.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: kalasik (2015-03-28)
Просмотров: 577 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:47 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [590]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20734]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru