Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Работа с учебной литературой
Выступление на НМС

« Работа с учебной литературой как способ формирования
информационной культуры школьников»
( из опыта работы)

Стаховская О. А. (уч.биологии)
Информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека, поэтому, воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение умений работы с источниками информации: учебной литературой (учебником), биологическими словарями, определителями растений и животных, электронными учебными изданиями.
Проблема формирования информационной культуры у современных школьников является актуальной. Во-первых, в последние годы во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваются такие феномены, как информационное общество, информатизация, информационное образование и др. Проблема формирования информационной культуры личности и изучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так и социальных групп, в этих условиях приобретает особое значение. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества. В рамках учебной деятельности - определение информационной культуры: это совокуп¬ность знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации, необходимыми для успешного протекания процесса обучения школьников.
Роль школы- научить детей самостоятельно работать с различными источниками информации. В их основе лежит текстовый материал передачи знаний , работать с которым должен помочь , в первую очередь , школьный учебник. Необходимость использования в учебном процессе работы с учебником, как самостоятельно, так и под руководством учителя, не вызывает сомнений. Учебник - основной источник знаний по предмету, средство формирования учебных умений и овладения приемами познавательной деятельности. В процессе обучения он выполняет информативную, развивающую и воспитывающую функции.
Однако некоторые учащиеся считают, что понять текст учебника можно лишь после объяснения учителя. Это означает, что у них не сформирована привычка размышлять над материалом учебника, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, используя содержание параграфа, иллюстрации и данные таблиц. Можем столкнуться с учениками, не умеющими бегло, и тем более осмысленно читать учебный текст даже в старших классах
Задача учителя- помочь решить ученику эту проблему различными формами и способами организации работы с учебной литературой , и прежде всего , с текстом учебника..
Проводить работу с учебником можно на каждом уроке, исходя из его задач. Целесообразно предлагать задания по нарастающей трудности. Легче всего пересказать текст или найти ответ на поставленный вопрос в учебнике (воспроизводящий уровень). Наиболее трудны задания при выполнении которых учащиеся осуществляют перенос знаний, сравнение и анализ информации, помещенной в таблицах. Работа с учебником необходима, когда объем учебного материала велик. В этом случае учащиеся могут какую-то его часть проработать на уроке под руководством учителя. Полезно организовать работу с учебником в том случае, когда текст сложен и требует разъяснения по частям, с привлечением средств наглядности. Работа с учебником на уроке важна и для того, чтобы научиться использовать книгу при выполнении домашних заданий.
Организовать работу с тестом учебника на уроках можно согласно принципу дифференциации и свести к 3 уровням:
1 уровень. Поисково- репродуктивная работа
А) комментированное чтение
Б)ответы на вопросы к параграфу
Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ)
Например, рассмотрим ответ на следующий вопрос: Какой из химических элементов содержится в живых организмах в наименьшем количестве?
1.Азот. 2. Кислород. 3. Углерод. 4. Водород
Было бы неверным считать ответ на вопрос простым воспроизведением знаний. В 25% случаях ученик действительно может угадать ответ или помнить текст учебника, но может прийти к ответу в результате рассуждения:
Азот организмом из окружающей среды в свободном виде не усваивается и содержится в продуктах распада белков и НК, следовательно, меньше всего азота.
В) заполнение таблиц
Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Например, работая с параграфом, ученики получают задания заполнить таблицу:
Соцветия
Вид соцветия Схематический рисунок У каких растений имеется

Г) работа с терминами
Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в текст пропущенные термины, заполнить таблицу
д) составление схем( кратких и развернутых ( метод «паука»)).
Листья

Метод «паука»:

Е) составление опорных конспектов- для помощи в изложении учебного материала

Ж) составление плана к тексту параграфа

Этот метод способствует лучшему пониманию и запоминанию основного его
содержания ,выделению главных мыслей

2.Сравнительно- аналитическая работа с учебником

А) задания по работе с иллюстрациями учебниками

В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал.

Например, рассмотрите рисунки учебника и составьте рассказ о развитии однолетнего или многолетнего растения, о поведении в природе животного.
Более сложный характер носят задания на сравнение. Например, рассмотрите рисунки « Строение луковицы» и « Строение вегетативной почки». Сравните их и, прочитав соответствующий текст учебника, сформулируйте вывод. Положительный результат дает выполнение заданий на воспроизведение в рисунке строения семени, цветка, соцветия, листа и т.д.

Б) сравнительный анализ т данных таблиц или схем

Например, на основании данных таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью проходящего в них обмена веществ

Содержание воды в разных тканях человека

Название ткани Содержание воды ( в wacko

1. Мышечная
2. Нервная
А) серое вещество мозга
Б) белое вещество мозга
3. Жировая
4. Костная
76

84
70
25-30
16-40

В) « Пометки на полях»

Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что – не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.

Г) Метод « Фишбоун»

Проблема причина причина Вывод

Факты факты

3уровень. Творческая работа с учебной литературой

А) составление вопросов творческого характера

- установление соответствий:

Эпителий- ткань = аорта-?

Варианты ответа:
А-сердце, б-внутренний орган, в-артерия, г- вена, д–кровь

- задания на отражение последовательности событий:

Установите последовательность реакций биосинтеза белка, выписав цифры в нужном порядке:
1-снятие информации с ДНК
2- узнавание антикодоном т РНК своего кодона на и РНК
3- отщепление аминокислоты от т РНК
4- поступление и РНК на рибосомы
5- присоединение аминокислоты к белковой цепи с помощью фермента.
Ответ: 1,4,2,3,5

Б) составление рассказа с биологическими ошибками

Требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей.

Например, при изучении темы » Ракообразные « можно создать такой текст: Речной рак- восьминогое животное, ведущее хищный образ жизни. Наиболее активен в светлое время суток. Имеет 3 пары усиков и пару глаз. Предпочитает только чистую воду для обитания.

В) составления текстов с пропущенными словами

Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения.
Например, при изучении в 10 классе темы « Нуклеиновые кислоты « можно предложить текст следующего содержания:

Молекула ДНК имеет __________ спираль. В ее состав входит углевод____, азотистые основания ______, остаток фосфорной кислоты. Основная роль ДНК в организме_______ наследственной информации.

Г) составление различного вида тестовых заданий

- с выбором одного варианта ответа

1. С помощью какого метода изучают сезонные изменения в живой природе?
1) экспериментального 3) проведения опытов
2) наблюдения 4) палеонтологического
2. Полужидкая среда клетки, в которой расположено ядро и органоиды, - это
1) вакуоль 3) цитоплазма
2) лизосома 4) комплекс Гольджи
3. В процессе деления материнской клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом образуются
1) эпителиальные клетки 3) мышечные клетки
2) нервные клетки 4) яйцеклетки

- на установление соответствий:

1.. Установите соответствие между функцией растения и органом, который ее выполняет.

Функции Органы
1) обеспечивает процесс фотосинтеза а) лист
2) выделяет кислород б) корень
3) снабжает растение водой и минеральными
веществами
4) укрепляет растение в почве
5) осуществляет испарение воды

1 2 3 4 5


2. Установите соответствие между признаком хордовых животных и подтипом, для которого он
характерен.
Признаки хордовых животных Подтипы хордовых животных
1) обитают в прибрежной полосе умеренных а) бесчерепные
и теплых морей б) позвоночные
2) распространены повсеместно
3) позвоночник костный или хрящевой
4) скелет внутренний, представлен хордой
5) остатки хорды у взрослых животных
сохраняются между телами позвонков
6) большинство видов ведет активный образ
жизни

д) составление кроссвордов, ребусов, загадок- способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Вывод:

Эти методы работы с тексом позволяют организовать работу не только с учебником, но и другими источниками информации ( словарями, определителями, текстовыми документами и любыми электронными учебниками и виртуальными энциклопедиями).
Таким образом, удачное сочетание учебника, учебных пособий и электронных информационных носителей , выход в Интернет позволяет:

- мотивировать ученика к активной учебной деятельности;
-обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курсов разных вариантах;
- формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих;
-организовать учебную деятельность ученика .

Следовательно, постепенная, но систематическая и целенаправленная работа с учебной литературой обеспечивает развитие предметных и интеллектуальных умений, развивает способности учащихся владеть различными источниками информации, что способствует формированию информационной культуры школьников

Информационные ресурсы :

1. Г. К. Селевко « Современные образовательные технологии», Москва «Просвещение», 1998 год.
2. Н.Л. Галеева « Сто приемов успеха ученика на уроках биологии» Москва, 2006 год.
3. »Особенности современного урока биологии», журнал «Биология в школе», №8 2005 год.
4. « Современные технологии в процессе преподавания биологии», Москва,2007 год.
5. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе», Москва, 2007 год.
6. « Учебная литература как средство формирования интеллектуальности учащихся», журнал « Биология в школе, №4 2006 год.
7. « Информационные технологии на уроках биологии», журнал « Биология в школе», №3 2007 год.
8. Н.М.Розенберг « Информационная культура в содержании общего образования», Педагогика, №3 1996 год.
9. В.А. Каймин » Информационная культура школьников», Педагогика, №4, 1997 год.
10. http:// ipkps. Bsu. Edu. Ru.( сайт Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов)
11. http:// 1 September.ru.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: oliga_stakh (2015-11-04) | Автор: Ольга Стаховская E
Просмотров: 216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20717]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru