Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Урок биологии в 6 классе" Семейство розоцветные"
Тема: Семейство Розоцветные. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие, культурные, лекарственные, важные народнохозяйственные культуры.
Задачи: познакомить с отличительными признаками и типичными представителями семейства; развивать навыки морфологического анализа; закрепить умение определять растения с помощью определителя.
Оборудование: гербарии, электронная презентация

Ход урока:
I. Проверка знаний
1. Тестовая работа
Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных:
1. Плод – ягода.
2. Соцветие – кисть.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.
5. Плод – боб.
6. Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.
7. Соцветие – головка.
8. Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
9. Плод – стручок или стручочек.
10. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
Ответы: 2, 3, 6, 8. 9.
Биологический диктант
1. Семейство крестоцветные (капустные) относится к классу …… .
2. Все растения этого семейства имеют …… признаки.
3. Формула цветка крестоцветных …… .
4. Соцветие у крестоцветных …… .
5. Плоды у крестоцветных …… .
6. Листья у крестоцветных собраны в прикорневую …… .
7. Корневые системы у крестоцветных …… .
8. У некоторых растений образуются …… .
9. Ценное культурное растение из семейства крестоцветных …… .
10. Предок культурных сортов капусты …… .
11. Кроме культурных растений в семейство крестоцветных входят …… и
Ответы: 1) Двудольные; 2) общие; 3) *Ч4Л4Т4+2П1; 4) кисть; 5) стручки или стручочки; 6) розетку; 7) стержневые; 8)корнеплоды; 9) капуста; 10) капуста дикая; 11) овощные и кормовые

2. общая морфологическая характеристика семейства (устно по рисункам).
3. характеристика однодольных растений (устно)
4. характеристика двудольных растений (устно)
5. среди рисунков найти растения семейства крестоцветных, доказать.
6.У перечисленных крестоцветных растений выпишите название рода:
Левкой седой, свербига восточная, бурачок Гмелина, бурачок пустынный, лунник многолетний, сурепица прямая, сурепица обыкновенная, горчица полевая,

II. Изучение нового материала.
1. Отгадайте загадки:

Хоть прячется Алёна за веточкой зелёной,
Но красная щека видна издалека. ( Яблоко)
У мамы дочки – на шнурочке. ( Усы земляники)
Хоть жжёт его солнце, одет он в суконце.
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)

С каким семейством цветковых растений мы сегодня с вами познакомимся?

1. Актуализация знаний. По каким признакам определяют семейство? Сегодня мы изучаем семейство двудольных растений: розоцветные. Записываем тему.
2. Общая характеристика розоцветных (самостоятельная работа с использованием рисунков) Рассмотрите на доске рисунки, в учебнике. Семейство розоцветных включает около 3 тыс. видов. Они очень разнообразны: деревья, кустарники, травы. Многие из них человек выращивает ради плодов и ягод. Есть декоративные растения (роза, 6 тыс. сортов). Очень хорошие медоносы. Типичный представитель – шиповник, известный нам как витаминное растение.
Старая легенда: полюбила девушка казачка пригожего, а атаман станичный сам на неё виды имел. Заслал сватов, но получил отказ. Решил атаман увести насильно девушку к себе. Но казачка вырвалась и убежала к реке, пронзила грудь кинжалом. Хлынула кровь на землю, и на этом месте вырос красный шиповник с шипами, защищающими от злых людей.
ЗАДАНИЕ. 1) Рассмотрите цветки и плоды шиповника определите число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. Обратите внимание на форму цветоложа и расположения на нем чашелистиков, пестиков и тычинок. . 4) Составьте письменно общую морфологическую характеристику:
Общая морфологическая характеристика семейства:
1. Формула цветка: * Ч 5 Л5 Т П1 ; * Ч5 Л 5 Т П ;
2. Сильно разросшееся цветоложе (выпуклое, вогнутое или плоское).
3. Соцветие или одиночные цветки.
4. Плод – яблоко, ягода, орешек, многоорешек, костянка и многокостянка.

У растений семейства разноцветных наблюдается, наверное, самое большое разнообразие плодов среди всех семейств. У растений этого семейства могут быть простые и сложные плоды, сухие или сочные, односемянные и многосемянные, цельные и распадающиеся. Чаще всего это многогнездные коробочки, орешки, многоорешки или костянки. У многих растений семейства встречается плод яблоко.

Вспомните строение плодов. Как выглядит плод, образованный из цветка с несколькими пестиками? Учащиеся: Из цветков с несколькими пестиками образуются сборные плоды, состоящие как бы из отдельных плодиков.
Для каких растений семейства разноцветных характерен подобный плод?
Для малины, ежевики.
Учитель: Земляника и клубника имеют особый плод, который образован не стенками завязи, а разросшимся мясистым сочным цветоложем. Вспомните, как называется подобный плод? Такой плод называют земляничной, или фрагой. Название этого плода произошло то латинского родового названия земляники и клубники- Fragaria. Способы распространения семян растений розоцветных также крайне разнообразны. Некоторые семена, как например, семена гравилата, имеют специальные выросты в идее волосков или крючочков, с помощью которых они прикрепляются к шерсти животных или одежде людей и переносятся на новое место. Семена некоторых лапчаток, например, лапчатки гусиной, прилипают к лапкам животных вместе с частичками размокшей от дождя земли и тоже переносятся на большие расстояния. Плоды рябины, черемухи, боярышника поедаются птицами и, пройдя через пищеварительный тракт, вместе с пометом выбрасываются на большом расстоянии от материнского организма. Листовые пластинки у растений семейства розоцветных могут быть как простыми (яблоня, груша), так и сложными, в разной степени рассеченными: перистыми (шиповник, лапчатка гусиная), тройчатыми (земляника, клубника). В целом сложные листовые пластинки в рамках данного семейства встречаются чаще, чем простые. Листорасположение обычно очередное, реже супротивное. Несмотря на подобное разнообразие в строении плодов, соцветий и многообразии жизненных форм, однотипность строения цветка очевидна. Именно по сходности строения цветков все многообразие растений и было объединено в общее семейство.

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных растениях данного семейства и направлениях их применения в медицине. Сушеные плоды малины используются как потогенное средство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят сироп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и лимонную кислоту, витамин С. Плоды и листья земляники так же используют в медицине при подагре, почечных камнях. Некоторые виды шиповника используются в медицине как противоцинговое средство. Многие виды этого растения содержат большое количество витамина С, а так же провитамин А (каротин).

Водные и спиртовые настои, а так же жидкие экстракты плодов боярышника применяют при нервных заболеваниях. Сердечно – сосудистых заболеваниях и при гипертонии. Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а так же применяют вытяжку из цветков черемухи в качестве глазной примочки.

3. Культурные растения семейства (сообщения учеников)
Яблоня - самое распространенное плодово-ягодное растение этого семейства.

Классификационная характеристика:
Вид: яблоня домашняя.
Род: яблоня.
Семейство: розоцветные.
Класс: двудольные.
Отдел: покрытосеменные.
Царство: растения Вид: шиповник коричный.
Род: роза.
Семейство: розоцветные.
Класс: двудольные.
Отдел: покрытосеменные.
Царство: растения

III. Закрепление.
Выполнение лабораторной работы.

Домашнее задание: найти загадки по двум семействам, сообщение об открытии и использовании паслёновых (картофель, томаты); о ядовитых паслёновых.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: oliga_stakh (2015-11-04) | Автор: Ольга Стаховская E
Просмотров: 592 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 11:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [590]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20734]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru