Главная » Статьи » Творческая мастерская |
Статья Повышение функциональной грамотности учащихся посредством использования образовательной технологии трёхмерной методической системы (ОТТМСО)на уроках русского языка. 5 класс. Исаева Ирина Валентиновна, КГУ «ОСШГ №1 имени Н.А. Островского», учитель русского языка и литературы. Широкомасштабный процесс модернизации системы образования предполагает введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующих достижение качественного результата, реализуя личностно-деятельностное обучение.Реализация «Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся , изучению и внедрению в практику работы в школах. На уровне среднего общего образования согласно Государственной программе образования планируется переход на новую конструктивную 12- летнюю модель школы, ориентированной на результат, главной целью которой является подготовка конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» по Ж.А.Караевуи Ж.У.Кобдиковой. Данная технология основана на трудах великих педагогов таких как: Я.А. Коменский, Песталоцци, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Ж. Дьюи, Гальперин, Н. Ф. Талызина, В.П, Беспалько, В.М. Монахов , которые рассматривали вопрос технологизации обучения. Данный проект раскрывает использование и применение в практической деятельности образовательной технологии трехмерной методической системы обучения (ОТТМСО) Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковойна уроках русского языка. Квинтэссенцией данной технологии является взаимосвязь уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности умений и качества знаний. Применение в практической деятельности ОТТМСО способствует формированию функциональной грамотности у учащихся, навыков исследовательской деятельности. • Раскрытие содержания данной технологии и способов её практического применения на уроках русского языка; • Выделить основные принципы взаимосвязи уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности умений и качества знаний; • Создать модульное календарно – тематическое, поурочное планирование по русскому языку в 5 классе; • Разработать разно уровневые задания по русскому языку для 5 класса. Повышение функциональной грамотности учащихся посредством применения в практической деятельности образовательной технологии трехмерной методической системы обучения (ОТТМСО) Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковой на уроках русского языка. Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, способствующая поэтапно организовывать действия учащихся, направленных на достижение конкретных целей обучения, развития и воспитания. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы ученики поднимались по « лестнице развития» вверх, последовательно достигая более высоких уровней усвоения. Исходя из этого, цель педагога – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Сегодня учитель уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор учебной деятельности и это побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся, изучению и внедрению их в практику работы. Одной из таких технологий является образовательная педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» Караева и Кобдиковой, сущность которой заключается в том, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (в соответствии с ГОСО) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей Отличительной особенность педагогической технологии трехмерной методической системы обучения является требование обязательной организации обратной связи по всем изучаемым темам. По мнению авторов , «Обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организовано по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление, реализуется подлинно личностно- ориентированное , развивающее обучение». На уроках русского языка используется внутренняя дифференциация. Данная технология подразумевает получение знаний учащимися по 3 –м уровням: 1.Ученический уровень( обеспечение такого качества знаний, как правильность ( на первом уровне – это правильное выполнение аналогичных заданий, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев). 2. Алгоритмический уровень усвоения( обеспечение такого качества знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений). 3. Эвристический и творческий уровни (обеспечение , кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, системность и прочность). Ученический уровень представляет собой «обязательный уровень», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу учащегося. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития. Требования к заданиям: 1 уровень. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. 2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях. 3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации. Можно предложить на 1 уровне 5 заданий, каждое оценивается 1 баллом, на 2 уровне 4 задания по 2 балла и на третьем уровне 3 задания по 3 балла. Отметка «5» ставится только в том случае, если учащийся выполнил задания всех трех уровней. Учитель, работая по трехмерной методической системе, должен уметь правильно организовать работу по формированию приемов мыслительной деятельности: анализ и синтез; сравнение; выделение главного; обобщение и систематизация; конкретизация; определение и объяснение понятий; доказательство и опровержение; моделирование; системный подход. При проектировании педагогической системы на основе технологического подхода необходимо организовать последовательное усвоение учебного материала, последовательный переход познавательной деятельности ученика от репродуктивного уровня к конструктивному и далее к продуктивному уровню. По технологии Ж.А. Караева и Ж.У Кобдиковой лучшему усвоению учащимися нового материала способствует возможность самостоятельного изучения с последующим анализом изученного совместно с учителем. Мотивационный потенциал стимулирующего метода оценивания усиливается посредством применения « прозрачного журнала» учебных достижений учащихся.Для всеобщего обозрения в классе на краю доски он вывешивается в виде большой таблицы. Левая сторона таблицы содержит фамилию учащихся в алфавитном порядке, правая сторона – название изучаемой темы и нумерацию заданий каждого уровня. Количество заданий 1 уровня зависит от количества учебных элементов изучаемого материала. Ученик, правильно выполнивший все задания 1-го уровня, после проверки учителем выходит к доске и наглядно фиксирует свой успех в журнале.« Прозрачный журнал» позволяет каждому ученику получить информацию об успехах своего товарища. В результате создается дух здорового соревнования. Стимулирующий подход оценки приводит в движение весь учебный процесс. Благодаря такому подходу ученик мотивированно поднимается вверх по « лестнице развития». Таким образом, ОТТМСО , основанная на личностно- деятельностной парадигме и развивающей возможности дидактической матрицы, позволяет проводить обучение, ориентированное на результат, на формирование функциональной грамотности и компетентностное развитие личности. Описание продукта проектирования П Р Е Д И С Л О В И Е Рабочая тетрадь с приложением по русскому языку для 5 класса. Предлагаемая тетрадь предназначена для привития учащимся навыков самостоятельного добывания знаний в классе и оценивания учебных достижений каждого из них по изучаемой теме на уроках русского языка. Она подготовлена с учётом требований педагогической технологии «Трёхмерной методической системы обучения», разработанной на основе научной концепции профессора Ж.А. Караева и Ж.У. Кобдиковой, которая по итогам экспериментов, проводимых во многих школах города Алматы и других городах республики, даёт хорошие результаты. Преподавание русского языка в 5 классе осуществляется на основе общеобязятельного ГОСО по общеобразовательным программам, утвержденным МОН РК от 2010г. Многие темы разработаны так, что их можно предложить в качестве разноуровневых заданий, которые дают возможность реализовать идеи развивающего обучения. Наша рабочая тетрадь позволит сэкономить время и силы при подготовке заданий для самостоятельного усвоения темы на втором этапе (Алгоритм изучения нового) её изучения и разноуровневых заданий-измерителей учебных достижений учащихся на третьем этапе. Известно, что умения и навыки любого рода деятельности формируются в процессе самой деятельности. Умения самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания формируются в самостоятельной работе учащихся. Именно поэтому её организации на уроках русского языка, где центральное место отводится отработке практических умений и навыков, придаётся особое значение. Наиболее очевидным признаком данного рода деятельности учащихся является выполнение ими заданий «без непосредственного участия учителя»,так как запас общеучебных знаний и умений учащихся неоднороден, а ведь каждый из них должен работать с интересом на уроке. Это возможно тогда, когда он выполняет посильное для него задание. Поэтому нужен дифференцированный подход в организации индивидуального обучения. По данной технологии индивидуальный подход реализуется через внутреннюю дифференциацию, осуществляемую при корректировке содержания по уровням усвоения. Содержание рабочей тетради представлено в виде заданий трёх этапов изучения темы. В качестве примера предлагается разработка урока: Урок № 23 ТЕМА: «Прямая речь. Диалог. Пунктуация при них» I этап Актуализация знаний Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых указывается на слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Обратите внимание на написание слов. Тролль, кто-то, как-то, жили-были, никто Жили-были трое троллей На вершинах дальних гор. Жили троли, не скучали И молчали с давних пор. Как-то раз, никто не знает, От каких таких причин, В той стране раздался грохот. «Что за шум?» - спросил один. Но затих ужасный грохот, И опять настал покой. Двести лет прошло в молчанье. «Это мышь!» - сказал другой. А когда ещё столетье Протекло над краем снов, Третий тролль сказал: «Прощайте, Ненавижу болтунов!» (Ю. Вронский) II этап Алгоритм изучения нового Чтение параграфа 27, стр. 79, приложение 3.10. Запишите предложения с прямой речью с 1 задания. Составьте схемы предложений (стихотворение про троллей). ________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем отличаются данные предложения от предыдущих? У меня зазвонил телефон: - Кто говорит? - Слон. - Откуда? - От верблюда. - Что вам надо? - Шоколада. - Для кого? - Для сына моего. (К. Чуковский) * Это __________________ III этап Разноуровневые задания 1 Уровень Продолжите. 1. Прямая речь - _____________________________________________ __________________________________________________________ 2. Она сопровождается __________________, в которых обычно указывается _________________________________________________ 3. Диалог - ______________________________________________________ _____________________________________________________________ 4. На письме Пр заключается в _______________, первое её слово пишется с ____________________________________________________ _____________________________________________________________ Составьте схемы данных предложений. Графически обозначьте обращения. 1. «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла – молока принесла», - запоёт коза тоненьким голоском. 2. Закричал волк толстым голосом: «Вы, детишки, козлятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла – молока принесла!» 1. ____________________________ 2. ______________________________ Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений. Говорит старику старуха____ Воротись, поклонися рыбке___ Не хочу быть вольною царицей ___ Хочу быть владычицей морскою ___ Чтобы жить в Океане-море ___ Чтоб служила мне рыбка золотая И была у меня на посылках ___ 2 Уровень Прочитайте правило-помощник! Запятыми выделяются слова: Пожалуйста Прошу Вас Скажите, пожалуйста, Будьте любезны Будьте добры Составьте и спишите предложения с прямой речью, используя слова из рамки. ОБРАЗЕЦ: «Скажите, пожалуйста, который час?» - обратилась девочка к прохожему. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Вставьте пропущенные буквы: я, е 1. Всем своим заячьим сердцем За...ц возмущался_____________________ с, сс Ах, какая бе...овестная эта лиса.________________________________ о, а 2. Ты смотри, старик, без шубы не прих...ди! наказывала старуха Антипычу. __________________________________________________ ъ, ь 3. Лиса зло подсмеивалась Ничего, ныряй, а я тебя всё равно с...ем. ____________________________________________________________ е, и 4. Старик вслух думал Эх, старуха, старуха, уб...жала наша шуба! __________________________________________________________ е, и 5. Старичок покачал головой и решил Я тебя внучкам отн...су. __________________________________________________________ (Д.Н. Мамин-Сибиряк) 3 Уровень Прочитайте текст и озаглавьте его. Напишите изложение, используя диалог в речи.(отрывок из произведения А.Волкова « Волшебник изумрудного города») Утром Страшила весело подошёл к Гудвину получать мозги. - Друзья мои! – вскричал он. - Когда я вернусь, я буду точь-в-точь, как все люди! - Я люблю тебя и таким, - просто сказала девочка. - Это очень хорошо. Но посмотришь, каков я буду, когда великие мысли закопошатся в моём новом мозгу! Волшебник встретил Страшилу приветливо. - Вы не рассердитесь, мой друг, если я сниму с вас голову? – спросил он. – Мне надо набить её мозгами. - О, пожалуйста, не стесняйтесь! – весело ответил Страшила. – Снимите её и держите у себя, сколько хотите. Я не почувствую себя хуже. Гудвин снял голову Страшилы и заменил солому кульком, полным отрубей, смешанных с иголками и булавками. Затем поставил голову на место и поздравил Страшилу: - Теперь вы умный человек. У вас новые мозги самого лучшего сорта. Страшила горячо поблагодарил Гудвина и поспешил к друзьям... ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Источник: http://пособие Кобдиковой " ТТМСО" | |
Просмотров: 1171 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|