Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

повышение функциональной грамотности учащихся
Статья
Повышение функциональной грамотности учащихся
посредством использования образовательной технологии трёхмерной методической системы (ОТТМСО)на уроках русского языка.
5 класс.

Исаева Ирина Валентиновна,
КГУ «ОСШГ №1 имени Н.А. Островского»,
учитель русского языка и литературы.

Широкомасштабный процесс модернизации системы образования предполагает введение в образовательный процесс эффективных дидактических средств, гарантирующих достижение качественного результата, реализуя личностно-деятельностное обучение.Реализация «Национального плана действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников» побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся , изучению и внедрению в практику работы в школах. На уровне среднего общего образования согласно Государственной программе образования планируется переход на новую конструктивную 12- летнюю модель школы, ориентированной на результат, главной целью которой является подготовка конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан. Одной из таких технологий является педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» по Ж.А.Караевуи Ж.У.Кобдиковой. Данная технология основана на трудах великих педагогов таких как: Я.А. Коменский, Песталоцци, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Ж. Дьюи, Гальперин, Н. Ф. Талызина, В.П, Беспалько, В.М. Монахов , которые рассматривали вопрос технологизации обучения.

Данный проект раскрывает использование и применение в практической деятельности образовательной технологии трехмерной методической системы обучения (ОТТМСО) Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковойна уроках русского языка. Квинтэссенцией данной технологии является взаимосвязь уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности умений и качества знаний.

Применение в практической деятельности ОТТМСО способствует формированию функциональной грамотности у учащихся, навыков исследовательской деятельности.

• Раскрытие содержания данной технологии и способов её практического применения на уроках русского языка;
• Выделить основные принципы взаимосвязи уровней целей с уровнями усвоения, мотива, активности умений и качества знаний;
• Создать модульное календарно – тематическое, поурочное планирование по русскому языку в 5 классе;
• Разработать разно уровневые задания по русскому языку для 5 класса.

Повышение функциональной грамотности учащихся посредством применения в практической деятельности образовательной технологии трехмерной методической системы обучения (ОТТМСО) Ж.А.Караева и Ж.У.Кобдиковой на уроках русского языка.
Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектированием учебных процессов, способствующая поэтапно организовывать действия учащихся, направленных на достижение конкретных целей обучения, развития и воспитания. Процесс обучения должен быть организован так, чтобы ученики поднимались по « лестнице развития» вверх, последовательно достигая более высоких уровней усвоения. Исходя из этого, цель педагога – научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, добывать знания, поскольку в современном мире каждому человеку приходится снова и снова учиться. Сегодня учитель уже не только и не столько источник знаний, а скорее организатор учебной деятельности и это побуждает учителей к поиску новых технологий обучения учащихся, изучению и внедрению их в практику работы. Одной из таких технологий является образовательная педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» Караева и Кобдиковой, сущность которой заключается в том, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (в соответствии с ГОСО) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей Отличительной особенность педагогической технологии трехмерной методической системы обучения является требование обязательной организации обратной связи по всем изучаемым темам. По мнению авторов , «Обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организовано по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление, реализуется подлинно личностно- ориентированное , развивающее обучение». На уроках русского языка используется внутренняя дифференциация.
Данная технология подразумевает получение знаний учащимися по 3 –м уровням:
1.Ученический уровень( обеспечение такого качества знаний, как правильность ( на первом уровне – это правильное выполнение аналогичных заданий, пересказа текста, формулировки правил, теорем и т.д. без собственных комментариев).
2. Алгоритмический уровень усвоения( обеспечение такого качества знаний, как полнота и действенность, т.е. ученик может перечислить все ведущие элементы знаний, дать определение каждому из них, охарактеризовать основные их признаки, а также выполнить задания по теме с применением полученных знаний и умений).
3. Эвристический и творческий уровни (обеспечение , кроме перечисленных качеств знаний, также их осознанность, системность и прочность).
Ученический уровень представляет собой «обязательный уровень», а остальные уровни – возможность выбора соответствующих знаний, умений и навыков по индивидуальному спросу учащегося. Такое обучение обеспечивает каждому обучаемому свою динамику развития.

Требования к заданиям:

1 уровень. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения.
2 уровень. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.
Можно предложить на 1 уровне 5 заданий, каждое оценивается 1 баллом, на 2 уровне 4 задания по 2 балла и на третьем уровне 3 задания по 3 балла. Отметка «5» ставится только в том случае, если учащийся выполнил задания всех трех уровней.
Учитель, работая по трехмерной методической системе, должен уметь правильно организовать работу по формированию приемов мыслительной деятельности:
 анализ и синтез;
 сравнение;
 выделение главного;
 обобщение и систематизация;
 конкретизация;
 определение и объяснение понятий;
 доказательство и опровержение;
 моделирование;
 системный подход.

При проектировании педагогической системы на основе технологического подхода необходимо организовать последовательное усвоение учебного материала, последовательный переход познавательной деятельности ученика от репродуктивного уровня к конструктивному и далее к продуктивному уровню.
По технологии Ж.А. Караева и Ж.У Кобдиковой лучшему усвоению учащимися нового материала способствует возможность самостоятельного изучения с последующим анализом изученного совместно с учителем.
Мотивационный потенциал стимулирующего метода оценивания усиливается посредством применения « прозрачного журнала» учебных достижений учащихся.Для всеобщего обозрения в классе на краю доски он вывешивается в виде большой таблицы. Левая сторона таблицы содержит фамилию учащихся в алфавитном порядке, правая сторона – название изучаемой темы и нумерацию заданий каждого уровня. Количество заданий 1 уровня зависит от количества учебных элементов изучаемого материала. Ученик, правильно выполнивший все задания 1-го уровня, после проверки учителем выходит к доске и наглядно фиксирует свой успех в журнале.« Прозрачный журнал» позволяет каждому ученику получить информацию об успехах своего товарища. В результате создается дух здорового соревнования.
Стимулирующий подход оценки приводит в движение весь учебный процесс. Благодаря такому подходу ученик мотивированно поднимается вверх по « лестнице развития».
Таким образом, ОТТМСО , основанная на личностно- деятельностной парадигме и развивающей возможности дидактической матрицы, позволяет проводить обучение, ориентированное на результат, на формирование функциональной грамотности и компетентностное развитие личности.

Описание продукта проектирования
П Р Е Д И С Л О В И Е
Рабочая тетрадь с приложением по русскому языку для 5 класса.
Предлагаемая тетрадь предназначена для привития учащимся навыков самостоятельного добывания знаний в классе и оценивания учебных достижений каждого из них по изучаемой теме на уроках русского языка. Она подготовлена с учётом требований педагогической технологии «Трёхмерной методической системы обучения», разработанной на основе научной концепции профессора Ж.А. Караева и Ж.У. Кобдиковой, которая по итогам экспериментов, проводимых во многих школах города Алматы и других городах республики, даёт хорошие результаты.
Преподавание русского языка в 5 классе осуществляется на основе общеобязятельного ГОСО по общеобразовательным программам, утвержденным МОН РК от 2010г. Многие темы разработаны так, что их можно предложить в качестве разноуровневых заданий, которые дают возможность реализовать идеи развивающего обучения.
Наша рабочая тетрадь позволит сэкономить время и силы при подготовке заданий для самостоятельного усвоения темы на втором этапе (Алгоритм изучения нового) её изучения и разноуровневых заданий-измерителей учебных достижений учащихся на третьем этапе.
Известно, что умения и навыки любого рода деятельности формируются в процессе самой деятельности. Умения самостоятельно применять имеющиеся и приобретать новые знания формируются в самостоятельной работе учащихся. Именно поэтому её организации на уроках русского языка, где центральное место отводится отработке практических умений и навыков, придаётся особое значение.
Наиболее очевидным признаком данного рода деятельности учащихся является выполнение ими заданий «без непосредственного участия учителя»,так как запас общеучебных знаний и умений учащихся неоднороден, а ведь каждый из них должен работать с интересом на уроке. Это возможно тогда, когда он выполняет посильное для него задание. Поэтому нужен дифференцированный подход в организации индивидуального обучения. По данной технологии индивидуальный подход реализуется через внутреннюю дифференциацию, осуществляемую при корректировке содержания по уровням усвоения.
Содержание рабочей тетради представлено в виде заданий трёх этапов изучения темы.
В качестве примера предлагается разработка урока:
Урок № 23

ТЕМА: «Прямая речь. Диалог. Пунктуация при них»

I этап Актуализация знаний

 Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых указывается на слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Обратите внимание на написание слов.

Тролль, кто-то, как-то, жили-были, никто
Жили-были трое троллей
На вершинах дальних гор.
Жили троли, не скучали
И молчали с давних пор.
Как-то раз, никто не знает,
От каких таких причин,
В той стране раздался грохот.
«Что за шум?» - спросил один.
Но затих ужасный грохот,
И опять настал покой.
Двести лет прошло в молчанье.
«Это мышь!» - сказал другой.
А когда ещё столетье
Протекло над краем снов,
Третий тролль сказал: «Прощайте,
Ненавижу болтунов!»
(Ю. Вронский)

II этап Алгоритм изучения нового

 Чтение параграфа 27, стр. 79, приложение 3.10.

 Запишите предложения с прямой речью с 1 задания. Составьте схемы предложений (стихотворение про троллей). ________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Чем отличаются данные предложения от предыдущих?
У меня зазвонил телефон:

- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
(К. Чуковский)
* Это __________________

III этап Разноуровневые задания

1 Уровень

 Продолжите.
1. Прямая речь - _____________________________________________
__________________________________________________________
2. Она сопровождается __________________, в которых обычно указывается _________________________________________________
3. Диалог - ______________________________________________________
_____________________________________________________________
4. На письме Пр заключается в _______________, первое её слово пишется с ____________________________________________________
_____________________________________________________________

 Составьте схемы данных предложений. Графически обозначьте обращения.
1. «Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла – молока принесла», - запоёт коза тоненьким голоском.
2. Закричал волк толстым голосом: «Вы, детишки, козлятушки! Отопритеся, отворитеся, ваша мать пришла – молока принесла!»
1. ____________________________ 2. ______________________________

 Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схему предложений.
Говорит старику старуха____
Воротись, поклонися рыбке___
Не хочу быть вольною царицей ___
Хочу быть владычицей морскою ___
Чтобы жить в Океане-море ___
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была у меня на посылках ___

2 Уровень

 Прочитайте правило-помощник!
Запятыми выделяются слова:
Пожалуйста
Прошу Вас
Скажите, пожалуйста,
Будьте любезны
Будьте добры

Составьте и спишите предложения с прямой речью, используя слова из рамки.
ОБРАЗЕЦ: «Скажите, пожалуйста, который час?» - обратилась
девочка к прохожему.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Вставьте пропущенные буквы:
я, е
1. Всем своим заячьим сердцем За...ц возмущался_____________________
с, сс
Ах, какая бе...овестная эта лиса.________________________________
о, а
2. Ты смотри, старик, без шубы не прих...ди! наказывала старуха
Антипычу. __________________________________________________
ъ, ь
3. Лиса зло подсмеивалась Ничего, ныряй, а я тебя всё равно с...ем.
____________________________________________________________
е, и
4. Старик вслух думал Эх, старуха, старуха, уб...жала наша шуба!
__________________________________________________________
е, и
5. Старичок покачал головой и решил Я тебя внучкам отн...су.
__________________________________________________________
(Д.Н. Мамин-Сибиряк)
3 Уровень

 Прочитайте текст и озаглавьте его. Напишите изложение, используя диалог в речи.(отрывок из произведения А.Волкова « Волшебник изумрудного города»)

Утром Страшила весело подошёл к Гудвину получать мозги.
- Друзья мои! – вскричал он.
- Когда я вернусь, я буду точь-в-точь, как все люди!
- Я люблю тебя и таким, - просто сказала девочка.
- Это очень хорошо. Но посмотришь, каков я буду, когда великие мысли закопошатся в моём новом мозгу!
Волшебник встретил Страшилу приветливо.
- Вы не рассердитесь, мой друг, если я сниму с вас голову? – спросил он. – Мне надо набить её мозгами.
- О, пожалуйста, не стесняйтесь! – весело ответил Страшила. – Снимите её и держите у себя, сколько хотите. Я не почувствую себя хуже.
Гудвин снял голову Страшилы и заменил солому кульком, полным отрубей, смешанных с иголками и булавками. Затем поставил голову на место и поздравил Страшилу:
- Теперь вы умный человек. У вас новые мозги самого лучшего сорта.
Страшила горячо поблагодарил Гудвина и поспешил к друзьям...
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник: http://пособие Кобдиковой " ТТМСО"
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Ostrovski1 (2016-05-11) | Автор: Исаева Ирина E
Просмотров: 174 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [590]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20734]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru