Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Использование метода проектов для создания ситуации успеха.
Мусаева М.А.,
учитель русского языка и литературы
Кушмурунской СШ №121 отдела
образования Аулиекольского района
Организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживания радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Не это ли одна из приоритетных задач сегодняшнего дня на образовательном поле? Как и какими способами можно достичь необходимого результата? Только сотрудничество позволит учителю и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъёма школьниками.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет различные трактовки. С социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности. С психологической точки зрения успех, как считает А.Белкин, это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, либо превзошёл их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель; переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. А поскольку успешный ученик сегодня – это успешная, зрелая личность завтра, то необходим поиск таких приёмов и методов, которые могут обеспечить становление поликультурной, социально адаптированной личности.
На современном этапе модернизации образования востребованными и необходимыми являются технологии, методы работы, позволяющие достигать максимальной успешности учащихся.

Один из таких методов – метод проектов. Он возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, в основу были положены идеи американского философа и педагога Джона Дьюи. Они предлагали строить обучение на активной основе через организацию целесообразной деятельности ученика, ориентируясь на его личные интересы именно в этом знании.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, их умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. Показательно, что при работе над проектом учащиеся сталкиваются с необходимостью интегрировать знания, умения из различных областей науки, устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Основной принцип проектной деятельности: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и как я могу эти знания применить». Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Для использования метода проектов существуют определённые требования, основными из которых являются: практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов), определение проблемы, выдвижение гипотез, мотивирование выводов.
В результате такого подхода появляется возможность переживания ситуации успеха всеми участниками процесса. Каждый ученик, реализуя свои способности, создает траекторию развития относительно самого себя, а не в сравнении с кем-либо, получает опыт работы в команде, развивая тем самым коммуникативные способности. Наряду с этим у обучающихся формируются умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, развиваются способности к академической мобильности и самообразованию.

Категория: Творческая мастерская | Добавил: musaeva_malika (2010-08-24)
Просмотров: 1717 | Теги: русский язык и литература, творческие проекты, ситуация успеха | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 9:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru