Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Формирование основ познавательной активности у дошкольников, через исследовательскую деятельность
"Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму"
(Китайская пословица)

В Государственном общеобязательном стандарте дошкольного воспитания и обучения, утверженным постановлением Правительства Республики Казахстана от 23 августа 2012 года № 1080, одной из целью является, развитие личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях. В Типовой общеобразовательной программе от 12 августа 2016 года № 499, содержание образовательной области «Познания» направлено на создание условий для познавательно-исследовательской деятельности.
В инструктивно-методическом письме на 2016-2017 учебный год, прописано, что для созданий условий для развития и воспитания детей в классе предшколной подготовки, а также для реализации требований Стандарта, необходимо в каждом предшкольном классе создать условия, которые будут отвечать требованиям к предметно-пространственной развивающей среде. Это обеспечение познавательной, исследовательской активности детей. Соответственно, дошкольное образование призвано формировать у детей ту познавательную активность, которые станут основой их обучения в начальной школе. В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность рассматривается как деятельность воспитанников, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Применительно к нашей работе исследовательская деятельность может быть рассмотрена как определенная совокупность связанных действий (операций), функция которых состоит в получении знаний об объекте или явлении. Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ полученных результатов. Сюда же можно добавить моделирование и реализацию своих будущих предполагаемых действий коррекцию ис- следовательского поведения. В дальнейшем все это, будучи проверенно на практике (наблюдение, мини -опыты, беседы, и эксперимент) и вновь оценено, выводит исследовательскую деятельность на новый уровень. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте в условиях предшкольной подготовки создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской деятельности детей: развивающиеся возможности мышления.

Актуальность темы: Заключается в том, что формирование основ исследовательская деятельность, даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память дошкольника, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Цель темы: Способствовать формированию развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности у дошкольников и овладение ими способами практического взаимодействие с окружающей средой, через организованную учебную деятельность
Задачи:
1. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной активности в проведении исследовательских работ;
2. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований;
3. Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом;
4. Развитие способности у дошкольников к исследовательской деятельности; умению вести дискуссию, эвристическую беседу;
5. Сспособствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять знания; развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость, обогащать практический опыт детей.

Принципы:







Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности.
Исследовательская деятельность является одним из видов познавательной активности у дошкольников. В процессе исследовательской деятельности:
- Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
- Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе исследовательской деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
При выборе темы мы, соблюдали следующие правила:
1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Структура работы исследовательской деятельности:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулировка выводов.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
В процессе исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную познавательную активность.
Практическая часть (описание своей работы по данной теме)
В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению мы разработали перспективный план по исследовательской деятельности. Темы распределены на весь учебный год. Совместную исследовательскую деятельность мы проводим в форме кружковой работы: по 25 – 30 минут. Также ведем дополнительную работу с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности.

В своей работе используем следующие методы и приемы:

Словесный метод обучения:
Рассказы воспитателя («Что можно сделать из бумаги?», «Для чего нужна глина?», чтение сказок «Цветик-семицветик;», «Двенадцать месяцев», «Как люди речку обидели» и т. д.)
Основная задача этого метода - создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Рассказы детей (дети рассказывают, какой опыт они хотели бы провести, какой материал для этого понадобится, в какой последовательности они будут его проводить; делятся впечатлениями об увиденных природных явлениях; составляют небольшие рассказы о полученных результатах, и т. д.) Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.
Беседы («Вода в жизни обитателей земли», «Как человек использует свойства дерева», «Почему люди болеют?» и т. д.). Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации.
Практический метод. (опыты «Свойства воды», «Солнечные зайчики», «Мы волшебники» с магнитом и т.д. )
Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Игровой метод. Используем разнообразные компоненты игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом (дидактические игры «Хорошо-плохо», «Найди пару», «Узнай по вкусу» и т. д ; игры с песком, водой, магнитами и магнитными буквами; цветной, копировальной бумагой, картоном и т. д.; сюжетные игры «Ателье», «Путешествие по реке», «Строители» и т. д.)
Наглядный метод - относится к методунаблюдения и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (мини-опыты «Какого цвета вода?», «Плавает или тонет» и т. д.)
-за изменением и преобразованием объектов ( лед–вода, вода –пар, семечко –росток и т. д.)
У дошкольников формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы. Наша работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизирую описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Формы работы с детьми по формированию основ познавательной активности, через исследовательскую деятельность:

На ОУД у детей мы вызываем интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей отвечать на вопросы. «Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?». А затем в совместной деятельности - закрепляем полученные ранее знания и представления.
Занятие являются традиционной формой работы с дошкольниками. Мы вызываем и поддерживаем познавательный интерес к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А исследовательская деятельность напоминает дошкольникам «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. Некоторым «мини-исследованиям» дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления». После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды? Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода? Мы не торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываем организацию предметно-развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.
Особую значимость для организации самостоятельной работы через исследовательскую деятельность в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.
Рассмотрим несколько примеров:
Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.
Проблемная ситуация № 1. Чтение сказки «Умная галка» - Например, после ознакомления со свойствами воды.
- Какую задачу мы решили?
Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.
- Какой вывод должны сделать дети?
Вывод: Камешки (вода), заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.
Проблемная ситуация № 2; После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?
После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняем, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод: Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Проблемная ситуация №3: Слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети самостоятельно рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть.
После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.
В процессе работы мы поощряем детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаем из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Немаловажным моментом при совместной деятельности взрослого и детей, а также ребенка со сверстником, является наблюдение, труд(трудовые действия). Наблюдательность одно из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Труд может и не быть связанным с исследовательской деятельностью, но практика показывает, что детское исследование без выполнения трудовых действий не бывает.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игру. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В нашей работе с детьми мы придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают нам в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Для более глубокого изучения темы мы изготавливали лепбуки на тему: «Вода», «Воздух», «Подводный мир», «Космос». Строительные игры с песком, глиной, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Очень тесно связаны между собой исследовательская деятельность и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах исследования - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете увиденного. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Связь детского исследования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат того или иного исследовательского действия. Не требует особого доказательства связь исследовательской деятельности с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Исследовательская деятельность связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы (например: «Путешествие по реке» - опыт с бумагой – читаю произведение В. Сутеева «Кораблик»; свойство дерева не тонуть в воде – читаю сказку А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и т. д.) с музыкальным (умение сравнивать и различать звуки: звуки природы, звуки музыкальных инструментов, звуки человеческого голоса; музыкальное сопровождение экспериментов и т. д.) и физическим воспитанием (расширять представление о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.
Основной формой детской исследовательской деятельности, которую мы активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Пример 1. по теме: «Волшебница Вода» знакомим детей с тем, что вода один из главных источников жизни на Земле. Воды на планете очень много - суша занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. Рассказываем и показываем, где в природе есть вода и, какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. Проводим следующие мини-опыты:
«Тонет, не тонет». В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) .
Пример 2. «Цветы лотоса». Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, тяжелеет и лепестки распускаются). Детям очень интересно узнавать из чего состоят: кристаллики соли, сахара, соды, льда, камешки, песок.
Вместе с детьми опыты проводят сказочные герои. Они помогают составлять правила работы с различными материалами, которые очень просты и легко запоминаются.
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду - не беда:
Тряпка под рукой всегда.
Фартук - друг: он нам помог,
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен -
Ведь оно разбиться может.
А разбилось - не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бачок -
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком:
Если сыплешь ты песок ,
Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь
Никогда один не тронь!
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Все на место положил?
Современные средства обучения, в том числе микроскоп-очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. Выводы можно делать в словесной форме, а иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т.е. оформляем в рисунках, схемах, кластеры, мнемотаблицы. На заключительном этапе в исследовательской деятельности является подведение итогов и формулирование выводов.

В начале и в середине учебного года нами была проведена диагностика развития детей по формированию основ познавательной деятельности, через исследовательскую деятельность. (Для диагностики мы используем методику Л.Н.Прохоровой.)
Диаграмма уровня развития дошкольников по формированию основ познавательной деятельности, через исследовательскую деятельность. (сентябрь. 2016г)


Количество детей Уровень развития познавательной активности Процентное соотношение
0 высокий 0%
6 средний 29%
15 низкий 71%

Диаграмма уровня развития дошкольников по формированию основ познавательной деятельности, через исследовательскую деятельность. (декабрь. 2016г) (Использовали методику Г.П. Тугушевой, А.Е. Чистяковой. Данная методика исследует сферу интересов в исследовательской деятельности в предпочтениях детей).

Количество детей Уровень развития познавательной активности Процентное соотношение
6 высокий 29%
10 средний 48%
5 низкий 23%



Таким образом, расширяется кругозор дошкольников, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и т.д.), о применении их человеком в своей деятельности.


Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образователь¬ную задачу нельзя успешно решить без плодотворного кон¬такта с семьей и полного взаимопонимания между родителя¬ми и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Наша работа по исследовательской деятельности предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.
Так, например, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее?, составить различные мнемотаблицы по закреплению материала Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных выставках, конкурсах. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Для просвещения родителей мы проводим анкетирования, рекомендации, родительские собрания, день открытых дверей, консультации. Примерные темы: «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Семейный досуг для любознательных», «Путешествия юных натуралистов».
Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,
«Наши домашние питомцы». Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов. В результате совместных действий, дети научаться:
1. видеть и выделять проблему,
2. принимать и ставить цель,
3. решать проблемы,
4. анализировать объект или явление,
5. выделять существенные признаки и связи,
6. сопоставлять различные факты,
7. выдвигать гипотезы, предположения,
8. отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,
9. осуществлять эксперимент,
10. делать выводы,
11. фиксировать этапы действий графически.

Результаты анкетирования родителей по вопросами исследовательской деятельности.
ФИО_______________________________________
№ Вопросы да % нет %
1 1. Знаете ли Вы, что в классе углубленно занимаются вопросами исследовательской деятельности? 17 81 2 19
2 Интересует ли Вас лично данная проблема? 18 85 3 15
3 Ощущаете ли Вы что Ваш ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности? 19 90 2 10
4 Много ли информации приносит ребенок домой по данной теме? 19 90 2 10
5 Согласны ли вы оказать помощь в организации исследовательской деятельности? 18 85 3 15
6 Поддерживаете ли Вы проводимую работу по исследовательскойдеятельности? 18 85 3 15
7 Согласны ли вы участвовать в различных мероприятиях по данной теме? 15 71 6 29
8 Знакомите ли Вы своего ребенка с правилами поведения в природе? 17 81 4 19
9 Есть ли в вашей библиотеке литература по ииследовательской деятельности для детей? 2 9 19 91
10 Как вы считайте правильно ли выбрана тема педагогом? 21 100 - -
Итого
% 78 22
Вывод: 78% родителей интересуются исследовательской деятельностью,
22% родителей не интересуются исследовательской деятельностью..

Заключение

Ребёнок - дошкольник активно познаёт окружающий мир. Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного интереса к действительности. В результате организации различных мероприятиях, мы пришли к выводу, что у детей развивается и формируются основы познавательной активности, и появляется интерес к исследовательской деятельности. Проведенная работа показала, что исследовательская деятельность оказала влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент);
- развиваются навыки планирования своей деятельности, умение делать выводы;
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
- развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, креативности, умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);
Таким образом, мы пришли к выводу, что дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и исследование объектами и явлениями реальности. Дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздуха в воде, свойствах магнита, электричества, света. Используя в играх-занятиях приборы, оборудование, объекты неживой и неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, альбомов у детей повысился интерес к исследовательской деятельности. Опыты, проводимые с детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действий путём результатов. Знания, полученные в играх – экспериментах дети чаще стали использовать в различных видах деятельности.

Список использованной литературы

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319 – III
(с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014) / http://edu.gov.kz/ru
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Астана, 2010/ http://edu.gov.kz/ru
3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК /http://edu.gov.kz/ru
4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
6. Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
7. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: asyaisaeva2017 (2017-03-15) | Автор: Сергазина Асель Анатольевна
Просмотров: 609 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-11-20, 12:31 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [638]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [37]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [413]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [622]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21911]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [185]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru