Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Интегрированная программа литературы и кино в рамках концепции «Smart Cinema» (совместный проект Международной школы Алматы и кафедры философии КазНУ)
Интегрированная программа литературы и кино в рамках концепции «Smart Cinema» (совместный проект Международной школы Алматы и кафедры философии КазНУ)

Не секрет, что сегодня в образовательном процессе особое место отводится гуманитарному циклу в его связи с философской и психологической составляющей, позволяющей увидеть фундаментально-личностное измерение гуманитарного знания. Литература сегодня это не просто познавательное и увлекательное чтение, а проблематизация себя на тексте. В этой связи литература и языки – не столько дисциплины, сколько искусство, где необходимо понимать как предмет изображения, так и пространство и время его окружающие. Литература рассматривается как искусство преображения слова, как факт данного, конкретного мировоззрения и миропонимания сегодняшнего дня, сегодняшнего времени и пространства.
Мировоззренческая собранность личности определяется той целостностью, которую создают целый ряд ведущих, фундаментальных концептов-понятий. На уровне языка и его изучения это слова-понятия, вбирающие в себя выводы многочисленных рассуждений на предложенную тему. Подобная концентрация на концепте помогает собрать все сведения в одно определение, емкое и «живое», имеющее реальные образы и символы.
Другими словами, через концепты-понятия можно отразить фундаментальное основание культуры, а на примере конкретных произведений литературы, музыки, живописи и кино дать этим концептам образно-чувственное наполнение.
Для углубления такого концептуального подхода к гуманитарному образованию и был разработан проект «Взаимодействия образовательных концептов в интеграции предметов Международного Бакалавриата в МША и киноискусства», который призван утвердить концепты-понятия, расширить представления учащихся о предмете и теме изучаемого образа, произведения, а главное — дать рецепт правил поведения, алгоритмов действия, отношения к ряду сложных жизненных ситуаций и возникающих в реальном социуме проблем.
Реализация такого образовательного проекта, который получил название «Smart Cinema», и в котором принимают участие учащиеся и учителя Международная школа Алматы и преподаватели кафедры философии КазНУ, началась в сентябре 2013 года. Данный проект позволяет установить межпредметные связи в школе (литература, иностранный язык, история, география, психология, математика, информатика, изобразительное искусство) посредством концептов и соединить их с университетским (философско-культурологическим) образованием. Форма осуществления проекта — клуб. Периодичность — раз в месяц, продолжительность — 2-2,5 часа. Аудитория: учащиеся старших классов (от 80 до 100 человек).
Раз в месяц по тематическому плану в соответствии со школьным учебным процессом школьники имеют возможность смотреть на большом экране в кинотеатре тематически подобранные фильмы. Каждый показ предваряется мини-лекцией доцента кафедры философии КазНУ Борецкого О.М. на заданную тему. По отдельным фильмам проводится обсуждение в зале после просмотра. По итогам показа, мини-лекции и обсуждения учащиеся пишут самостоятельные рефлексии-эссе.
Не трудно понять, что целью данного проекта является интегрированное гуманитарное образование. При этом решаются следующие задачи:
мировоззренческая (формирование современных представлений о человеке и мире),
обучающая (соединение учебных предметов средней школы с философией, культурологией и искусством кино),
этическая (формирование ценностного стержня личности),
эстетическая ( формирование душевного мира личности посредством искусства),
коммуникативная (общение учащихся с учителями и преподавателями вуза),
профориентационная (формирование мотивационно-ценностной установки к высшему образованию).

Образовательный процесс в киноклубе — этот процесс осознания и формирования личностных суждений. Он находит выход и приводит к окончательным формулировкам. Каждый фильм программы был запланирован так, чтобы дать шанс каждому учащимся ответить на свои вопросы, «добрать понимание материала, договорить недосказанное, поставить логическую точку в определении изучаемого концепта».
В предшествующей каждому фильму мини-лекции О. М. Борецкий предлагает четкий алгоритм рассуждения по данному вопросу, готовя зрителя к серьезному вдумчивому просмотру, заставляя работать мышление, исключая пассивность, лень и равнодушие.
Так, например, перед обсуждением концептов: «талант и гений» из программы прошлого года была дана мини-лекция с комментарием различий между этими словами. Это был ясный и понятный диалог с аудиторией о личности В.Шекспира: кто он, гений или талант? Фильм «Влюбленный Шекспир» отвечает на эти вопросы, а также рисует время (эпоху Возрождения) с уникальным театром, ложью и лицемерием, скоторыми трудно уживаться. Образы на экране как-будто сходят с полотен Леонардо Да Винчи. Хочется смотреть, слушать и аплодировать со зрителями театра «Глобус» Шекспира, что и произошло в кинотеатре. Студенты МША , а также гимназии №1 и школы «Мирас» хлопали актерам, утверждая их мастерство.
В международной школе МША работа с концептами-это естественная часть программы Международного Бакалавриата. Концепты-понятия «экология души — пространство — время — история» входят в предметный (русский язык и литература) концепт «время», а этот концепт в свою очередь является частью ключевого концепта «история», который отражает фундаментальный концепт программы МБ «Личность и индивидуальность в обществе», что и было показано на примере фильма «Тотем волка».
Таким образом, учащиеся, понимая, что говорят о личности, создают образ-форму, его портрет: тело и характер, которые формируются через понимание индивидуальностей, гениев, талантов и их поклонников.
Концепт «истина» является частью обсуждения ключевого концепта «наука» и помогает понять, что, живя в современном мире, мы должны осознавать себя частью целого общества, которое отражает наше понимание и наши мысли, принимая или не принимая их. Находясь в обсуждении темы, мы понимаем, что трудно достичь постижения истины, часто жизнь вносит свои коррективы, требуя жертвы за свои принципы и убеждения, как это произошло с героиней фильма «Агора», первой женщиной-ученым, предвосхитившей открытия Иоганна Кеплера. В ходе обсуждения учащиеся высказывались относительно важности мировоззренческих принципов и дискутировали на тему взаимоотношений науки и религии.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что образовательный проект «Smart Cinema», построенный на интеграции школьного, университетского образования и искусства кино, дает хорошие результаты. Существуя третий год, он безусловно является уникальным для системы образования в Казахстане, популярным и актуальным в программе Международного Бакалавриата в МША среди учащихся и преподавателей. Результаты каждого просмотра фильма и беседы с О.М. Борецким выносятся на обсуждение и являются частью обязательной информации об итогах недели по школьному радио, а также становятся частью социального проекта учащихся 8-9 классов, которые освещают результаты в ежемесячной газете МША «Сome together» и информационном стенде «Новости месяца».
Нельзя не отметить и то, что концептуальное понимание помогает учащимся развить личностную позицию, способствует самореализации и активному становлению в современном обществе.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: oboretskiy (2017-04-08) | Автор: Борецкий О.М., Титова Л.Н. E
Просмотров: 112 | Теги: клуб, литература, интеграция в образовании, кино | Рейтинг: 5.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-08-20, 3:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [633]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [36]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [404]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [619]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21694]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [184]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru