Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

«Формирование детского певческого голоса через организованную форму деятельности – хор»
Одна из важных задач, которые решает урок хора – научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остаётся актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов – педагогов, учёных разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье».
Цель: Формирование детского певческого голоса через организованную форму деятельности – хор.
Гипотеза: успешное формирование детского певческого голоса на уроках хора возможно, если:
- в зависимости от индивидуальных особенностей детей (физиологических и психологических) будут подобраны соответствующие методы и приёмы развития хоровых навыков, вокально-хоровые упражнения, попевки, произведения.
Задачи:
- развитие голосового аппарата;
- знание основ певческой гигиены и самоконтроля голосового аппарата;
- развитие музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;
- овладение вокально-хоровыми певческими навыками: чистого интонирования, певческого дыхания, дикции, артикуляции, звукообразования, звуковедения;
- слуховые навыки: умение держать строй, петь ансамблем, развитие метроритмического чувства;
- сочетать хоровые навыки со знаниями музыкальной грамоты и навыками сольфеджирования (сочетать по нотам и хоровым партитурам с пением по слуху, что способствует развитию осознанного исполнения музыкальных произведений и развитию памяти)
- формировать у участников хора высокий художественный вкус, потребность в исполнении лучших образцов классической, современной и народной музыки.
Задачи индивидуального певческого развития учащихся будут решаться в процессе: практических работ (упражнений, вокализов); репетиционных работ и работ над концертными номерами; развитие чувства ритма и координации движений; стимулировать эмоциональное отношение учащихся в хоре к искусству; создавать в хоре обстановку творческой активности, товарищества; участие в фестивалях, конкурсах, концертах, смотрах, праздниках хоровой детской музыки.

Развитие и укрепление детского певческого голоса в школьном возрасте.
Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей личности. Хоровое пение – наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Пение тренирует также артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой. Правильная ясная речь характеризует правильное мышление.
Прежде, чем начать обучать детей пению, надо их познакомить с правилами пения, или певческой установки.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения):
• сидеть (стоять) ровно;
• не сутулиться;
• корпус и шею не напрягать
• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;
• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;
• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;
• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат – тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. Заботясь о формировании певческого голоса ребёнка, необходимо оберегать его от распространённой в последнее время эстрадной манеры пения, которая требует наличия определённых певческих навыков, громкого, форсированного звучания, которых пока ещё нет у школьников в силу их возрастных особенностей.
С целью охраны детского голоса:
• учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара и использовать для исполнения произведения доступные по диапазону для конкретного ребёнка; исполнение детьми трудных песен из репертуара взрослых и школьных массовых песен – недопустимо;
• осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона, так как в процессе пения с приближением к нижнему и верхнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в дошкольном возрасте;
• следить за тем, чтобы в повседневной жизни дети не кричали, не визжали, что плохо влияет на состояние их голоса;
• добиваться нормального, естественного тона в разговоре в любых условиях (в помещении, на прогулке и т.д.);
• беречь голос ребёнка от ненужного перенапряжения (не петь долго, не просить петь громко, не повторять бесцельно песню и т.д.); не предлагать детям много песен для исполнения на занятиях (не более 2-3), на праздниках (не более4-5);
не петь на улице при температуре воздуха ниже +18С и влажности выше 40-60%.
Задача формирования детского голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые формируются параллельно с первыми и оказывают влияние друг на друга. На начальном этапе работы первой хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона.
Настройка голосового аппарата.
К настроечным упражнениям относятся те, которые в начале занятий приводят голосовой аппарат в «рабочее состояние», способствующее естественному и непринуждённому звукоизвлечению. Наиболее рациональным приёмом является пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть (ощущение небольшого зевка).
Такое пение настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда возникают правильные резонаторные ощущения, а именно – когда поющие хорошо чувствуют вибрацию(дрожание) тканей носа.
Очень хорошо активизируют голосовые связки упражнения на стаккато, помогают их активному смыканию. Этот вид вокализации полезен при вялом тонусе голосовых мышц. Особое внимание следует уделять интонированию терции, квинты, септимы, октавы. Пение этих интервалов можно исполнять на любые слоги, используя штрихи legato, staccato.
Воспитание хорошего унисона.
Это серьёзная, очень трудная и важная задача, потому что хороший унисон в хоре – основа чистого многоголосного пения. Формирование правильного певческого звучания голоса ребёнка (звукообразования) происходит не само по себе, а подчиняется определённым закономерностям, которые можно освоить в следующей последовательности:
1. На отдельных гласных звуках (или их сочетаний с согласным [у]) найти естественное, непринуждённое, без напряжения и форсирования интонационно чистое и приятное по тембру звучание голоса. Этому соответствует самая удобная часть диапазона голоса для ребёнка – средняя;
2. Найденное правильное звучание голоса на отдельных участках диапазона (естественных движений голосообразующей системы) перенести на пение других гласных, слогов и целых слов в различных участках диапазона голоса ребёнка. Сила звука должна быть негромкой, умеренной по звучанию.
3. Путём выполнения многочисленных вариантов певческих упражнений, сохраняя найденную свободную и удобную координацию всех мышечных систем голосового аппарата ребёнка, добиваться автоматизации движений всего голосового аппарата.
Усвоив такую «технику пения», т.е. автоматизацию певческих навыков, ребёнок в дальнейшем освобождается от скованности и напряжённости, хаотичности мышечных движений, лежащих в основе голосообразования.
Работу над унисоном целесообразно начинать с пения одного звука на слог «лю» и на гласную «у», который ведёт к образованию узкого, чётко фиксирующего высоту звука. (активизируется работа голосовых связок и дыхания). Гласный «у» помогает выработке пения «на зевке», так как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение. К тому же использование этого гласного в упражнениях, позволяет вырабатывать в хоре единую манеру пения.
Чистота вокальной интонации – это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота интонации зависит от степени развитости музыкального слуха и от объёма слуховых представлений. Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умение сосредоточиться на мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты.
В каждой возрастной группе встречаются дети, поющие фальшиво. Причины неточного пения различны и достаточно серьёзны, поэтому времени на их устранение не надо жалеть. Одной из главных причин нечистого интонирования является слабо развитый музыкальный слух. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребёнка.
Для достижения чистоты интонации необходимо:
• выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фразами, между которыми можно брать дыхание;
• давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
• систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения;
• петь детям не только всем вместе, но и небольшими подгруппами и по одному;
• вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
• фальшиво поющим детям уделять особое внимание: лучше их размещать на занятиях ближе к музыкальному руководителю, слышали чисто поющих детей сзади;
• транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, а постепенно, по полутонам, довести её до нужного уровня.
Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Внимание хормейстера должно быть постоянно направленно на певческое дыхание, естественное, глубокое и ровное.

Выработка навыков певческого дыхания
Для достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание. Во время работы над правильным дыханием нужно контролировать и проверять каждого ребёнка насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно педагог должен показать на своём примере. Нужно отметит, что упражнения на дыхание очень полезны, как для формирования правильного дыхания, так и для разогрева голосового аппарата.
Многие педагоги уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука, т.к. идёт переключение ребёнка на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.
- маленький вдох – произвольный выдох
- маленький вдох – маленький выдох на согласных «ф» или «в» по счёту до 6-ти
- короткий вдох носом и короткий выдох через рот на счёт 8-мь.
Важно, чтобы используемые упражнения были выстроены в определённой последовательности при постепенном усложнении звуковысотного и динамического диапозонв, насыщенности и разнообразия тембра, подвижности голоса, а также формирование специфических хоровых навыков (умение сливаться своим голосом с партией хора, петь по руке дирижёра).
Любое, даже самое простое упражнение может решать одновременно целый комплекс задач:
- помогает добиться определённости в атаке звука;
- активизировать краевое смыкание голосовых связок;
- выстроить унисон;
- сформировать навык выдерживания тона на одной высоте одинаковой громкости или с различными нюансами;
- формировать правильную артикуляцию гласных звуков;
- выработать навык пения по руке дирижёра.
Таким образом, обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Вокальное воспитание детей в настоящее время осуществляется главным образом через хоровое пение. В последние два десятилетия можно отметить значительный рост числа детских хоровых коллективов благодаря распространению такой формы массового музыкального воспитания, как детские хоровые студии. Все активнее развиваются и детские хоровые коллективы в общеобразовательных школах.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: павлик (2017-11-06)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 3:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [638]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [37]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [413]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [622]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21904]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [185]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru