Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

« Индивидуальная работа с детьми и индивидуальный подход при организации учебного процесса»
Индивидуализация учебно-воспитательного процесса, дифференциация , индивидуальная работа… Как часто мы прибегаем к этим терминам. Но насколько точно и ясно для себя мы определяем их значение, не отождествляем ли их порою? К этим терминам нередко прибегают и наши родители, вкладывая в них совершенно иной смысл, чем на самом деле несут эти категории. Поэтому прежде чем рассматривать нашу с вами работу в этих направлениях, мне хотелось бы ещё раз определиться с точным содержанием этих понятий.
Дифференциация – это организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся.
Под индивидуализацией же понимают учет личных особенностей каждого ученика. В первом случае в расчет берутся групповые , во втором – индивидуальные особенности, и дифференциация выступает как условие индивидуализации.( Объяснена тема, все дети её усвоят, но одни – после первого предъявления, вторые – решив 10-20 заданий, третьи- около сотни. А поскольку одним из требований к деятельности учителя является обеспечение полного усвоения знаний всеми учащимися, все мы представляем, сколько уроков нужно дать для 2-й и 3-й групп, а большинство наших с вами детей как раз к этим группа и относятся. И даже при всём нашем огромном желании, проработать с ними все эти уроки существуют рамки программы, которые подгоняют нас идти дальше, изучать новые темы).
Индивидуальные различия учащихся проявляются и в уровне работоспособности. По этому признаку дети делятся на 3 группы: 1-я –высокая, 2-я – средняя, 3-я – низкая. И очень часто учащиеся 3-ей группы попадают в разряд «неуспевающих», но не по причине умственных проблем или отсутствии мотивации, а потому, что им нужен другой темп работы.
Уровень работоспособности зависит от типа нервной системы( слабый у третьей группы и сильный –у первой). Индивидуальные различия проявляются в типах мышления:
-практически-действенное;
-наглядно-образное;
-словесно-логическое.
А тип мышления непосредственно связан с прочностью усвоения знаний. Наконец нельзя сказать, что учащиеся одного класса ( даже немногочисленного) отличаются друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью. И здесь перед каждым учителем встает вопрос: « Как же это учесть и сделать обучение максимально успешным для каждого?» Притом, что учебники, программные требования, дидактические средства, методы и формы, в целом, являются одинаковыми для всех школьников, отодвигая на задний план учет индивидуальных особенностей.
Какие же существуют формы индивидуальной учебной работы?
Дифференциация обучения (группировка учащихся на основе их отдельных особенностей).
Другими словами – это внешняя, уровневая дифференциация, имеющая место в отдельных школах (особенно гимназиях). Там, начиная с 1 класса, детей распределяют по потокам. Эта форма вызывает много нареканий, к ним относятся не малозначимое замечание о том, что это формирует определенный «снобизм» у учеников так называемых « элитных» классов и чувство «неполноценности» в других классах. Хотя в процессе обучения оказывается , что это деление не всегда было правильно. На «сильные» классы идет очень большая нагрузка, что вызывает перенапряжение и срывы у отдельных достаточно благополучных в учебном плане детей. Отсутствие же в обычных классах сильных детей, «звезд» лишает учащихся этих классов тех образцов, на которые надо ориентироваться, на кого следует равняться детям, да и опираться учителю. И если уж вводить дифференциацию, то не раньше 7-8класса, когда дети более полно проявили себя , показали свои возможности, определили свои предпочтения.
Есть и другой , более мягкий вариант дифференциации: создавать не классы коррекции, а группы коррекции с гибким составом учащихся, с возможностью попадания при необходимости в эту группу или выхода из неё при стабилизации результатов. Но это трудно осуществить на практике.
Внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация.
Прохождение программы в индивидуальном темпе
Индивидуализация учебно-воспитательного процееса – основное условие, точнее –даже требование нашей деятельности. Осуществление этого подхода на деле, а не на бумаге волнует и родителей. Хотя зачастую сами родители не совсем верно понимают интерпретируют , что же такое «индивидуальный подход», отождествляя его с персональной работой, репетиторством. В подобных случаях необходимо ещё и ещё раз разъяснить им, как на самом деле мы воплощаем эти принципы.
Итак, подробнее о наработках, которые мы имеем.
От дифференциации обучения за счет отбора и распределения учеников нам приходится отказаться. Во-первых, это не самый результативный метод, во –вторых , мы набираем детей в школу с различным уровнем подготовки, опираясь только на показатели здоровья и пригодности обучения в общеобразовательном учреждении. При этом мы мы должны обеспечить для всех учащихся хорошие знания государственного языка, хорошую подготовку по всем предметам.
Опыт работы показывает, что если ученик имеет хорошие возможности, высокую мотивацию к учению, прикладывает к учебе свое терпение , работает кропотливо , И если учитель применяет новые технологии по дифференцированному и индивидуальному обучению, то учащиеся показывают хорошие результаты. Обязательно учитывать индивидуальные возможности ребят. Один ученик может за 1 год освоить программу за 2 класса, а другой, имея хорошие способности, но низкую работоспособность , наоборот может стать неуспевающим.
Поэтому самой оптимальной и наиболее сложной формой организации индивидулизации обучения в школе является осуществления внутриклассной, внутригрупповой индивидуализации . Как это выглядит практически:
1) Учет индивидуального темпа работы и усвоения ( контрольная работа может быть больше, чем планируем, заранее проговариваем, имеет четкую организацию);
2) Время усвоения материала ( нельзя у отдельных учащихся требовать сдачи материала в те же сроки, что и у более сильных, они могут сдавать не с первой попытки). Здесь нужно очень четко уловить грань между объективной неспособностью выполнить работу в заданные сроки с нежеланием , ленью, разгильдяйством.
3) Разнообразие формы опроса (если у детей проблемы с выражением мысли, им нужно давать опорные схемы, таблицы, планы ответов). А не только решать проблему за счет сокращения объемов предлагаемого материала. Также есть дети, которым сложно работать у доски при всем классе: задания, которые должны быть оценены, им можно предлагать на карточках, на рабочем месте, чтобы тревожность за правильность ответа не накладывалась на тревожность ответа у доски;
4) Для того чтобы избегать ориентации на среднего ученика, внутри самого урока необходимо вводить задания, дифференцированные по уровню сложности, сильные ученики будут иметь возможность развития , повышаться будет их мотивация, а более слабые имеют возможность быть успешными, сохранять единый темп работы. Причем сами дети не должны знать, что задания дифференцированы по уровню сложности;
5) Дифференцированные домашние задания – наиболее удобный , легко осуществимый способ, но очень редко используемый, исходя из срезов домашних заданий;
6) Организация работы с так называемыми «проблемными» группами( причем состав в этих группах подвижный);
7) Следующий принцип –определенное количество отметок , которые необходимо выставлять. Кого-то можно оценить раньше, кого-то только через серию заданий, потому что у них не произошло ещё усвоения. Пусть на этом этапе отметка носит оценочный, качественный характер, компенсируется, помогает выявить проблемы. Процесс индивидуализации и дифференциации не может не касаться и воспитательной работы. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Дифференциация должна быть направлена на изучение личностных качеств, склонностей, уровня социальной зрелости. На этой основе учащиеся условно подразделяются на группы, и в работе будет проходить опора на эти группы.
В индивидуальной работе с детьми педагог-воспитатель должен руководствоваться следующими принципами:
1)установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «ученик-учитель-класс»;
2)уважение самооценки личности ученика;
3)вовлечение ученика во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;
4)создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.
Работа по самоподготовке тоже представляет собой один из ярких примеров осуществления индивидуального подхода:
-кто-то работает самостоятельно;
-кому-то нужна небольшая помощь;
-у кого-то проблемы с непониманием материала, здесь подключается сам педагог;
-кто-то нуждается в жесткой регламентации во времени или постоянном напоминании о включении в работу.
Все заявленные формы должны присутствовать в работе в равной степени, а не выборочно. Поэтому необходимы:
1)корректировка сроков усвоения материала;
2)дифференциация заданий во время урока по сложности и виду;
3)создание возможности некоторым учащимся работать с опорой на схему , алгоритм ответа;
4)индивидуализация домашнего задания.
В нашей школе работает творческая группа «Формирование ключевых компетенций учащихся на основе дифференцированного обучения». Мы изучаем новую технологию «Трехмерная методическая система обучения профессора Ж.Караева». Остановлюсь на технологии, основанной на принципах уровневой дифференциации, которая нашла применение в моей практике. Она была создана доктором педагогических наук, профессором Караевым Ж.А.
По подходу к ребенку это личностно-ориентированная технология, ставящая в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. По характеру содержания и структуры технология уровневой дифференциации является более обучающей. Цели, сформированные по данной технологии, не дают такой четкой картины ее воспитательной направленности, хотя само собой разумеется, что принцип «обучая, воспитывай», безусловно, здесь действует. По организационным формам технология сочетает в себе и групповое, и индивидуальное обучение, ее можно отнести к дифференцированной по форме организации учебного процесса технологии.
В технологии Ж.А.Караева преобладающими являются проблемно-поисковые методы обучения. По направлению модернизации существующей традиционной системы технология Ж.А.Караева — это педагогическая технология, функционирующая на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, поскольку в основе своей носит характер проблемного обучения. И, наконец, по категории обучающихся, то есть контингенту учащихся, к которым была бы применима данная технология обучения, технология Ж.А.Караева — это технология продвинутого уровня. Учитель при проектировании данной образовательной среды сам определяет цель развития ребенка, стараясь учесть индивидуальность каждого, не предъявляет цель в явном виде, а концентрирует внимание на способах организации самостоятельной активности для ее достижения. Педагогическая технология, предлагаемая Ж.А.Караевым, имеет одно несравненное преимущество, характеризующее ее в большей степени как авторитарную модель, т.к. только данная модель образовательного процесса позволяет четко планировать, контролировать и отслеживать процесс развития учащихся, присутствующий на каждом уроке. Об этом свидетельствует наличие многочисленных оценочных ведомостей и индивидуальных мониторинговых таблиц развития каждого отдельно взятого ученика и всего класса в целом.
В нашей творческой группе учителя используют разноуровневые задания для учащихся по своим предметам. Полежаева А.В.сама создала и использует на уроках физики свою «Рабочую тетрадь», пособие для проведения лабораторных работ. Рыгина И.В. использует собственную «Рабочую тетрадь» для уроков алгебры в 7классе. Учителя Караваева А.С., Бельская О.Ф. также используют индивидуальный подход и работают по уровням обучения. Имеются призеры в городских, внутришкольных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах. Наиболее важное внимание при подготовке выпускников к ЕНТ уделяют внимание дифференцированному подходу учителя Юрченко Н.В, Усманова Р.С. Творчески подходит к своей работе Коновалова С.Н., Капашева Г.М. , Утепова З.Т., применяя индивидуальные задания для учащихся с различным уровнем обучаемости. Кушерханова Ж.Н написала печатную работу по технологии академика Ж.А. Караева.
Все это помогает учителям повышать качество знаний своих учащихся, способствует 100% выполнению программы, выполнять новые стандарты образования РК.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: математик (2011-01-08) | Автор: Рыгина И.В. E
Просмотров: 11339 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 10:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru