Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

"Урок нравственности" по рассказу Е.Ауэрбаха
Цель урока: идейно-тематический анализ рассказа; нравственное воспитание: взаимная потребность в гармоничном сосуществовании людей и природы; развитие критического и творческого мышления.
Форма урока: групповая работа.
Методика: ассоциации, направленное чтение, толстый и тонкий вопросы, пятистишие, эссе.
Оборудование: магнитофонная звукозапись (поющий лес, песня Мартынова «Лебединая верность»), раздаточный материал, символический цветок.
Ход урока.
I. Эвокация. Звучит магнитофонная запись жителей леса, поющих, жужжащих, журчащих.
Вопросы учителя:
1. Сегодня, ребята, я решила встретить вас одной из моих любимых звукозаписей. А вам она нравится?
2. Хотелось бы вам сейчас перенестись в это замечательное местечко?
3. Представьте себе, что вы пришли в этот мир не в облике человека, а, например, птицы. И если бы у вас был выбор, какой бы вы хотели стать птицей? Обоснуйте свой ответ. Если есть желание, можете изобразить своё перевоплощение в рисунке.
Обсуждение, вывод. Вот видите, ребята, вы выбрали птиц, которые привлекают вас ловкостью, могуществом, благородством, красотой, выносливостью. Я думаю: ваш выбор не случаен. Видимо, эти качества вам дороги и в людях.
II. Реализация.
Сегодня я хочу предложить вам «Урок нравственности» по рассказу Е. Ауэрбаха, но названия его пока говорить не стану. Вы сами попробуете его озаглавить после прочтения. Читать будем по частям. Итак, I отрывок. Раздаю, читают.
Вопросы учителя:
1. Что изображает автор в этом отрывке?
2. Какие мы видим взаимоотношения между стаей лебедей и людьми? (бережные, гармоничные)
3. Найдите слова, подтверждающие проявление чуткости между стаей и людьми (лебеди: чуть слышно трубили, будто боялись разбудить село; люди велели детям не подходить близко к озеру, чтобы не спугнуть стаю; ребята рыли червей и бросали их птицам…)
4. Вы сказали: «…лебеди боялись разбудить село». Чего именно, по-вашему, боялись птицы?
5. Если бы мы создавали музыкальное произведение по этому отрывку, какую тональность выбрали бы (минор – мажор)?
Справка.
Минор – грустное, подавленное настроение. Мажор – радостное, весёлое настроение. (Из словаря Ожегова).
6. Представьте себя художниками. Какие краски бы выбрали?
7. Попробуйте озаглавить.
I часть. «Стая лебедей на маленьком озере».
8. Как вы думаете, что произойдёт дальше?
Рассуждают. Читаем дальше?
Вопросы учителя:
1. О чём этот отрывок?
2. Как, по-вашему, повлияет ли произошедшее на гармонию, воцарившуюся на озере?
3. Определите тональность отрывка.
4. Попробуйте подобрать цвет (кроваво-чёрный).
5. Как озаглавим?
II часть. «Гибель птицы».
6. Вам интересно, что произойдёт дальше? А вы сами, как думаете? Рассуждают. А вот авторский текст.
Вопросы учителя:
1. Зачем, по-вашему, лебедь возвращается к убитой подруге?
2. Почему крик лебедя без слёз люди не могли слушать?
3. Вот и весь рассказ. Какое чувство сейчас владеет вами?
4. Какова тональность, на ваш взгляд?
5. Какие краски можно подобрать к этому финалу?
6. Озаглавим.
III часть. «Прощание с подругой».
7. Как вы думаете: можно ли здесь поставить точку? Как бы вы хотели закончить эту историю? Напишите свой финал этого рассказа.
Пока вы приступаете к работе, я включу песню Евгения Мартынова с очень похожей трагической историей. Мы с вами пытались определить музыкальную тональность рассказа Е. Ауэрбаха, а теперь послушайте, как звучит подобная история в исполнении Софии Ротару.
Пишут. Читают.
Но Е. Ауэрбах не закончил свой рассказ здесь. У него есть продолжение. Хотите услышать?
Читают. Пауза.
1. Вопросов пока никаких задавать не буду. Прошу только озаглавить.
IV часть. «Возвращение к озеру».
III. Рефлексия.
Попробуйте составить по 1 толстому вопросу от группы по этому отрывку.
Вопросы учителя:
1. Почему, на ваш взгляд, лебедь вернулся через год, причём, один, без стаи, без новой подруги, и опять пел ту же тоскливую песню?
2. Что руководит лебедем, который прилетает на озеро, несмотря на то, что помнит о выстреле?
3. Как можно озаглавить весь рассказ? (Верность – и лебедей, и людей)
4. О чём заставил вас задуматься Е. Ауэрбах?
 Нужно бережно и заботливо относиться к птицам и природе вообще.
 Нелегко быть птицей…
 Птицы испытывают те же чувства, что и люди: страдают, радуются …
 Верность – прекрасное качество и лебедей, и людей.
5. Какой из эпиграфов вы выберете к сегодняшнему уроку:


Мало ли чувств благородных,
Сокрытых до времени в сердце,
Вдруг пробуждает опасность!
В.Гёте.

Пускай на всём, что совершаешь ты,
Проступит след душевной чистоты:
Ведь сила не во внешности твоей,
А только в человечности твоей.
Муса Джалиль.
Люди, будьте человечны!
Это ваш первый долг.
Ж.Ж. Руссо.

8. А сейчас я раздам вам листочки. Посмотрите, что они напоминают? (капельки крови). Мне бы очень хотелось, чтоб из этих безвинно пролитых капелек крови вырос символический цветок любви и вечной верности. Напишите, пожалуйста, на обратной стороне лепестков совет-пожелание людям, какими нужно быть, как нужно вести себя, чтобы больше никогда не повторилась подобная трагедия.
IV. Домашнее задание.
1. Составить пятистишие со словом «лебедь».
2. Передать в рисунке, красках – смешением красок те чувства, которые испытали вы после прочтения рассказа или
3. Эссе: а) «Легко ли быть человеком (птицей)?»; б) «Письмо браконьеру».
«Верность»
I. Несколько лет тому назад через этот край пролетала стая лебедей и опустилась отдыхать на маленькое озеро, расположенное на краю селения. Было раннее утро, и озеро будто покрыло снежной шапкой. Лебеди плавали, чистили перья и чуть слышно трубили, будто боялись разбудить еще спящее село. Когда люди проснулись, они велели детям не подходить близко к озеру, чтобы не спугнуть стаю. И ребята рыли червей и бросали их птицам издалека.
II. Стая переночевала и ранним утром следующего дня, когда все ещё спали, собралась в путь. Она улетела так же неслышно, как прилетела, если бы не выстрел, неожиданно разорвавший тишину. Испуганная стая поднялась в воздух, оставив на берегу окровавленную птицу.
III. Но не успела стая скрыться, как от нее отделился один из лебедей и, вернувшись, долго кружил над убитой подругой.
И люди впервые услышали странный, ни на что не похожий крик, который без слез нельзя было слушать. Потом лебедь улетел догонять своих.
IV. Того, кто выстрелил в птицу, судили и оштрафовали.
И, может быть, этот случай и забылся бы, если бы ровно через год, день в день и час в час, на это озеро не опустился лебедь. Он был один, без стаи, и пел ту же тоскливую песню...
Вот уже четвертую осень он прилетает сюда... Люди привыкли к нему, ждут его. Ему бросают пищу. Он помнит выстрел. И все-таки прилетает.

Источник: http://Рассказ Е. Ауэрбаха "Верность", методика РКМЧП

Категория: Творческая мастерская | Добавил: Rufiya (2011-02-19) | Автор: Мотышева Руфия Мерзаитовна E
Просмотров: 6483 | Теги: гармония | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru