Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

ООШ № 134 г. Караганды, Жубекова Г.К. - учитель начальной школы "Повышение воспитательного потенциала образования в современных условиях"
УДК 37.018.2

Повышение воспитательного потенциала образования в современных условиях

Жубекова Гульнар Камальевна
Формирование новых общественно-политических и социально-экономических отношений в Казахстане, протекающие в обществе процессы его гуманизации и демократизации, нашли свое отражение и в воспитательном потенциале образования. Однако состояние реформирующегося казахстанского общества сегодня по-прежнему можно охарактеризовать как переходное, нестабильное. Воспитание как социально-обусловленный процесс отражает все трудности социально-экономической ситуации в стране и тенденции развития мирового воспитательного потенциала образования.
Актуальность данной работы заключается в том, что в исследованиях обозначен альтернативный подход к содержанию начального образования, как средству формирования основ воспитательного потенциала образования.
Префигуративная культура, становление которой происходит сейчас, предполагает взаимообучение и взаимовлияние поколений, и даже обучение старших у младших, что требует организации в практике новых моделей образования, построенных на сотрудничестве взрослых и детей. Перед образованием встает задача: готовить детей к жизни в условиях неопределенности, постоянной изменчивости социальной жизни.[3.c.53]
Приоритетным в деятельности отдела и учреждений образования стала реализация программы воспитания. Мир, в котором мы живем, потребовал пересмотра многих аспектов воспитательной работы, главными становятся вопросы гражданско-правового воспитания. Мы призваны формировать личность, обладающую гражданским достоинством, знающую и уважающую права и свободы человека, проявляющую национальную и религиозную терпимость, сочетающую свободное критическое мышление с законопослушанием.[4.c.177] Необходимо заметить, что к проблеме формирования основ воспитательного потенциала у школьника начинают обращаться исследователи, но, к сожалению, данная проблема остается недостаточно освещенной в начальной педагогике. Эта проблема вызвана комплексом противоречий:
 продолжающаяся дифференциация общества, которая приводит к снижению жизненного уровня значительной части населения, социальному расслоению и появлению новых субкультур.
 дальнейшая дезорганизация жизни семей, как экономически неблагополучных, так и благополучных;
 рост числа детей с отклонениями в здоровье (физическими и психическими), а также социальными аномалиями, отклонениями в поведении как следствие ухудшения жизненных условий и социального сиротства;
 усиление негативного информационного потока через средства массовой информации, неконтролируемого и противоречивого по своему педагогическому воздействию;
 возрастание роли этнического фактора;
 возрастающая роль религии в духовно-нравственном развитии человека, поражающая иногда межрелигиозные разногласия в обществе;
 исчезновение в массовой практике детских общественных объединений, что приводит к отсутствию в воспитательной системе образовательных учреждений значимого фактора социализации;
Все это ведет к размыванию традиционных нравственных ценностей, к внедрению в массовое сознание псевдо - и антиценностей, что имеет решающее воздействие на результаты образования как всеобщего социального явления.
Среди трудностей самой системы образования в осуществлении ее воспитательных функций можно отметить:
 недостаточность материально-технической базы учреждений, их финансирования;
 экономические проблемы большинства членов педагогического коллектива, в сочетании с нервно-психическими и интеллектуальными нагрузками, связанными со спецификой педагогического труда;
 недостаточная научно–методическая обеспеченность процессов воспитания при достаточно больших объемах выпускаемой педагогической литературы в целом;
 недостаточная координация усилий общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, а также других структур, занимающихся проблемами воспитания детей и молодежи;
 резкое сокращение инфраструктуры детского досуга за счет высокой платы за посещение театров, музеев, культурных центров и спортивных сооружений;
 отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи;
 несовершенство системы высшего педагогического образования и повышения квалификации педагогов в плане формирования у учителей ключевых педагогических компетенций, и как следствие, их несостоятельность в вопросах индивидуально–личностного и коллективно-группового подходов в воспитании ребенка;
 ослабление взаимодействия школы, семьи и общества в вопросах воспитания детей, отсутствие системы партнерских отношений между различными субъектами воспитательного процесса.
Обозначенные противоречия определили цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель исследования - разработка педагогических условий формирования основ воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - деятельность педагогов начальных классов по формированию основ воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - содержание и методы формирования основ воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у младших школьников возможно заложить основы воспитательного потенциала при следующих педагогических условиях:
- стратегии модернизации образования. .
-распространение в образовании процессов дифференциации и индивидуализации образования, обусловленные образовательным и социальным заказом регионов.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Создание многофункциональной образовательной среды, обеспечивающей получение начального образования каждым учеником с учетом его индивидуальных особенностей.
2. Построение службы сопровождения и коррекции.
3. Создание воспитательного пространства в школе, использование потенциала города для приобщения детей к опыту созидательной разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития.
4. Освоение механизмов работы с родителями, обеспечивающих их вовлеченность и ответственность за результаты образования ребенка.
Разработка и внедрение школьных локальных актов, обеспечивающих правовую основу взаимоотношений всех участников образовательного процесса (охрана труда, здоровье учителя).
5. Создание условий для роста квалификации педагогического и управленческого персонала.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили позиции концепции развития школы, строящиеся на единстве основных современных научных подходах в педагогике и психологии: системного подхода, личностного подхода, ориентационного подхода и диагностического подхода.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап - организационно-педагогический
Диагностика состояния воспитательной системы начальной школы, инновационного потенциала педагогического коллектива.
Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в области высоких технологий; развития и укрепления необходимой материальной базы.
2 этап - экспериментально-внедренческий
Поэтапный запуск всех составных частей проекта, корректировка проекта.
Апробация и экспертная оценка существующего и создаваемого методического и информационного обеспечения воспитательного процесса, профильных и элективных курсов.
Разработка и апробация проекта по расширению круга социальных партнеров школы, формированию пакета социальных программ и поиску новых форм информирования общественности о достижениях и проблемах.
3 этап – аналитико-результативный
Подведение итогов, анализ результатов мониторинга, диагностика достижений по заданным критериям.
Определение причин рассогласования поставленных задач, планируемых результатов и реальных достижений школы.
Разработка проекта «Воспитательное пространство»
Результаты проведенного исследования графически выражены в «Модели познания ребенком сфер реального мира через воспитательное пространство» [рис.2]. На модели показано, что сферы «Природы», «Предметов», «Других людей» и собственного «Я» познаются ребенком во взаимосвязи посредством созидательной разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития.
Сравнительные данные об уровнях развития воспитательного потенциала у детей младшего школьного возраста (до и после формирующего этапа исследования – даны в таблице.[табл..1]

рис.1Таблица уроня развития воспитательного потенциал у дете

рис.2 Модели познания ребенком сфер реального мира через воспитательное пространство

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили создать проект «Воспитательное пространство»
Цель проекта
создание оптимальных условий для приобщения детей к опыту созидательной, разносторонней деятельности, индивидуального творческого развития в воспитательном пространстве школы.
Задачи проекта:
формирование нравственной и гражданской позиции подрастающего поколения по отношению к городу, Казахстану;
раскрытие склонностей и индивидуальных способностей младших школьников к творческой, исследовательской, проектной и научно-поисковой деятельности;
расширение сферы социальных контактов детей, включение их в разнообразные виды общественно - полезной деятельности;
развитие системы самоуправления;
профилактика правонарушений и безнадзорности детей;
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В концепции модернизации казахстанского образования на период до 2011 года сформулированы важнейшие задачи воспитания:
формирование гражданской ответственности и правового самосознания;
духовности и культуры;
инициативности;
самостоятельности;
активной и здоровой жизненной позиции;
толерантности;
способности к успешной социализации и адаптации в обществе.
Именно поэтому в новых условиях модернизации школы возникает необходимость создания и реализации целевого проекта.
Настоящая работа является первой попыткой систематизировать некоторые идеи и принципы развития начальной школы. Педагогический коллектив и администрация школы № 134 осознают сложность задач, которые предстоит решить на пути развития. Значителен объем работы. Однако уровень работы школы на сегодняшний день позволяет надеяться на то, что при хорошей организации работы и необходимом финансировании педагогический коллектив справится с решением поставленных задач.

Литература
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы
2. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006.
3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.
4. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003.
Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004
Категория: Творческая мастерская | Добавил: tatyana_tsaft (2011-10-28)
Просмотров: 1801 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-10, 0:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru