Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

О чем жужжит пчела? Музыкальная сказка о звуках в жизни насекомых
Музыка, Искусство, Движение и Драма в Биологии

В.Г. Смелова

О ЧЁМ ЖУЖЖИТ ПЧЕЛА?

МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА О ЗВУКАХ В ЖИЗНИ НАСЕКОМЫХ

Действующие лица:

Кузнечик - маленький скрипач.
Сверчок - несчастный погорелец.
Комар - залихватский плясун.
Шмель - обстоятельный трудяга.
Пчела - великая труженица.

Под звуки музыки Рахманинова раскрывается занавес. Сцена ярко освещена. На ней декорации летнего, залитого солнцем луга. “Этюд- картина” Рахманинова создаёт ощущение прекрасного летнего утра. Постепенно всё сильнее звучит скрипка и на сцене появляется Кузнечик. Он во фраке, при бабочке, в руках скрипка. Главный герой играет и поёт:

Кузнечик. Маленький кузнечик
До полудня спал,
С полудня до вечера
На скрипочке играл.
Не кричал, не плакал
И слов не говорил -
По зелёной скрипочке
Травиночкой водил.
Хор. Ла-ла-лу-ла-ла, ла-ла-лу-ла
По зелёной скрипочке
Травиночкой водил.

Кузнечик опускает скрипку, где-то вдалеке продолжает звучать прекрасная музыка.
Кузнечик. Как хорошо утром на лугу! Душа поёт! А какая вокруг звучит музыка, сколько разных звуков! (Прислушивается.) Вот стрекочет цикада... Такая кроха, а какой силы и чистоты звук! Вот сосед старается - территорию свою охраняет. Да зря старается - мне чужого не надо, свою бы защитить. (Вновь прислушивается). А вот, кажется, пчела пролетела, гудит о чём-то своём. А о чём жужжит пчела? Вот бы узнать!

Звуки луга постепенно меняются на звуки итальянской народной песенки “Четыре таракана и сверчок”. На сцене появляется Сверчок. У него довольно-таки плачевный вид: фрак измят, манжеты обгорелые, манишка сбита на бок, лицо закопчёное. В руках старенький потрёпаный чемодан и скрипка
в футляре.
Кузнечик (обрадованно). А вот и соратник по цеху пожаловал, у него-то мы сейчас и спросим, о чём жужжит пчела. (Приглядывается). Что-то вид у него как после пожара. Братец, Сверчок, что это с тобой приключилось?
Сверчок (огорчённо). И не спрашивай! Дед мой совсем ошалел - пиротехником решил стать под старости лет.

Хор. Глянул мой дед сердито
И перед тем как лечь,
Взял он и динамитом
Разворотил всю печь.
Утром старик задумал
Мусор убрать в углу, а там...
Весёлая компания на камушках сидит,
И распевая песенку усами шевелит,
Ужасный взрыв перенесли как ласковый щелчок
Четыре неразлучных таракана и сверчок!

Кузнечик. Да, видно так ты его своей музыкой довёл, что нервы у старика сдали. Надо было потише петь.
Сверчок. Да как же тише? Будешь тише, так под печку к деду, глядишь ещё кто-нибудь из собратьев по виду заявится. А так всем претендентам на чужую территорию слышно - занято!
Кузнечик (насмешливо). Зато теперь ни печки, ни проблемы территориальной враз и не стало. И куда же ты теперь?
Сверчок. А я в Японию подамся! Там не то что здесь, там нас, сверчков, держат в домах в специальных бамбуковых клеточках, потому что считается что мы счастье в дом приносим. Да и в России испокон веку плохой приметой было прогонять нас из дому.
Кузнечик. Это тебе дед какой-то неправильный попался. Да, я у тебя спросить хотел, ты не знаешь, о чём жужжит пчела?
Сверчок (горестно). Не знаю. Не до этого мне - ни кола, ни двора, без дома я, бедолага, остался. Пойду угол какой-нибудь тёплый искать.
Кузнечик. А ты здесь, на лугу оставайся. Тут поблизости уже один сверчок норку вырыл. По вечерам его очень хорошо слышно.
Сверчок. Да ты что? Я - сверчок домовый, а в соседях у тебя - сверчок полевой. Мне без человека никак нельзя. Синантропный я вид.
Кузнечик. Какой, какой?
Сверчок. Синантропный - совместно с человеком обитающий. Пойду, пожалуй, крышу себе искать.

Кузнечик машет вслед Сверчку. Издалека сначала тихо, потом всё громче и громче звучит “Камаринская”. На сцене, вприсядку, появляется Комар. Кузнечик сначала притопывает в такт музыке, потом, не выдержав, тоже
пускается в пляс. Вдоволь наплясавшись, герои устало опускаются на краю сцены.

Кузнечик (запыхавшись). Вот это музыка! Сколько удали, да веселья - ноги сами в пляс пошли.
Комар (горделиво). Ещё бы - русская народная плясовая, да в честь меня, комара, названная.
Кузнечик (немного насмешливо). Видно, здорово ты народу летними вечерами поднадоел, раз они плясовую в честь тебя назвали.
Комар. Да это не я, а наша прекрасная половина к людям пристаёт, мы-то сами вегетарианцы - нектаром цветочным питаемся.
Кузнечик. Но насколько точно оркестр народных инструментов твой писк передаёт!
Комар. А потому, что самые высокие инструменты звучали - рожок, свирель, жалейка.
Кузнечик. Слушай, Комар, я тут решил разобраться, кто, чем и зачем на нашем лугу сверчит, жужжит и пищит. Вот я, например, скрипач. У меня на одном крыле перепонка имеется - тимпан, а на другом смычок - толстая зазубренная жилка. Сверчок тут недавно проходил, так он тоже скрипач, только я - левша, а он - правша. А ты чем пищишь?
Комар. Как это чем? Крыльями, конечно. Настоящий комар не был бы сам собой без писка.
Кузнечик. А почему звук такой высокий получается?
Комар (рассудительно). А это потому, что крылья очень часто вибрируют. Вот сравни - бабочка-капустница 5 взмахов крыльями в секунду делает. Слышно её?
Кузнечик. Не слышно.
Комар. Шмель: 120-140 взмахов. Какое у него гудение?
Кузнечик. Низкое, на до или до диез.
Комар. Правильно. Жуки гудят на ре, пчела на си, а мы делаем до 600 взмахов в секунду и получается фа диез. Правда самые высокие звуки среди нашего комариного племени издают комары-дергунцы. Они и крыльями часто машут - до 1000 взмахов в секунду и ещё у них особые барабаны есть, расположенные у отверстий дыхательных трубочек - дыхалец. Поэтому самые высокие и резкие тона получаются.
Кузнечик. Понятно. А для чего вам ваш писк понадобился?
Комар. Как это для чего? А подружку как найти или там соплеменника. Звуковая сигнализация великая вещь. По звуку мы всё определяем - кто на свидание летит, кто на обед, а кто и от опасности крылья делает.
Кузнечик. Как это?
Комар. А так, звуки-то все разной высоты и громкости. Если в лесу пожар случается и собратья от него удирают, то крылья работают на предельной
скорости, стало быть и звук они производят особый, отличный от любого другого комариного писка. А мы в звуках прекрасно разбираемся.
Кузнечик. Надо же как ты всё интересно рассказываешь, а я вот ещё у тебя спросить хотел...
Комар (перебивает). Извини, друг, некогда мне, пора уже лететь. Пока!

Комар улетает. Кузнечик снова остаётся один.

Кузнечик. Эх, не успел у него спросить про пчелу. А он наверняка знал, о чём она жужжит, такой умный, образованный Комар попался.

Звучит “Полёт шмеля” Римского-Корсакова. На сцену влетает Шмель. У него очень озабоченный вид, он деловито перелетает с цветка на цветок, не обращая внимания на Кузнечика. После нескольких неудачных попыток остановить Шмеля, Кузнечик попросту сталкивается с ним. Оба падают.

Кузнечик (потирая лоб). Уф, еле тормознул тебя, приятель.
Шмель (угрожающе). И совершенно напрасно, приятель. (Медленно поднимается с пола). Я тут, понимаешь, делом занят, нектар собираю, а всякие бездельники, которым наскучило на лугу сидеть и песенки распевать, ещё тормозить меня будут по пустякам?
Кузнечик (миролюбиво). Да я не по пустякам, я спросить хотел...
Шмель (не слушая). Спрашивальщик ещё нашёлся! (Собирается уходить).
Кузнечик (вслед). Да я про музыку хотел спросить.
Шмель (оборачиваясь), Про какую ещё музыку?
Кузнечик. Да вот хотя бы про ту, которая сейчас звучала.
Шмель. Вот невежда! Да это же знаменитый “Полёт шмеля” известного композитора-сказочника Римского-Корсакова.
Кузнечик (уважительно). Ну надо же, такой великий композитор и вам, шмелям, музыкальную пьесу посвятил?
Шмель (горделиво). А кому же ещё? Уж не вам ли, скрипачам зелёным? Да и сыну надо было помочь. (Снова собирается уходить).
Кузнечик. Какому сыну?
Шмель (раздосадованно). Какому-какому, своему, конечно, Михаилу Николаевичу Римскому-Корсакову, известному русскому энтомологу. Это сейчас его почти никто, кроме специалистов не знает, а в начале века его книга “Зоологические экскурсии” была известна каждому натуралисту.
Кузнечик. А как же композитор мог энтомологу помочь?
Шмель. Да очень просто. Написанная им музыкальная картинка помогла впоследствии Михаилу находить гнёзда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого нами при полёте.
Да заболтался я с тобой, лететь надо, солнце уже высоко. Летний день год кормит.

Шмель улетает. Кузнечик задумчиво бродит по лугу. Потом берёт скрипку и начинает играть.

Кузнечик. Прилетела села важная пчела,
Музыканта маленького слушать начала.
Он отставил ножку и, отдав поклон,
Заиграл на скрипочке “Летний сон”.

Хор.
Ла-ла-лу-ла, ла-ла-лу-ла,
Заиграл на скрипочке “Летний сон”.

Звучит прекрасная музыка Мендельсона “Сон в летнюю ночь”. Под её звуки на сцене появляется Пчела.

Кузнечик (обрадованно). Пчёлка, наконец-то! Только не улетай, пожалуйста, не торопись, мне очень-очень хочется с тобой поговорить!
Пчела. Хорошо, малыш, давай поговорим, но не очень долго, утро чудесное, солнечное, ты знаешь, мне надо трудиться.
Кузнечик. Я всё хотел спросить, о чём ты жужжишь?
Пчела. О многом. Мы, пчёлы, насекомые общественные и для нас звуковая сигнализация очень важна.
Кузнечик. И всё же, о чём?
Пчела. Главное в нашей жизни - работа. Стало быть и жужжим как правило о работе. Да вот тебе пример. Большинство пчёл - великие труженицы. Но есть среди нас и тунеядцы, любители лёгкой жизни. Им не нравится, перелетая с цветка на цветок собирать по крупицам нектар, трудиться с утра до вечера. Куда проще и легче забраться в чужой улей и унести добычу, собранную тружениками.
Кузнечик. Так это же настоящий грабёж!
Пчела. Да, самый настоящий. Причём эти бездельницы очень похожи на рабочих пчёл. Многих они могут обмануть, но только не пчёл-сторожей, которые дежурят у входа в улей. Вот здесь жужжание и помогает.
Кузнечик. А как можно отличить грабительницу от труженицы?
Пчела. По звуку. Пчела, летящая налегке, машет крыльями чаще и звук получается высокий, а летящая с грузом крыльями машет реже - тяжело ей, вот и гудение получается чуть ниже. Сторожа по звуку и определяют - кто рабочая, обременённая взятком пчела, а кто - разбойница, любитель лёгкой наживы. Первых сторожа пропускают в улей беспрепятственно, вторых гонят прочь.
Кузнечик. Как в этом мире всё разумно!
Пчела. Звуки - не только пароль при входе. С помощью звука пчела-разведчица сообщает жизненно-важные для всего улья сведения. Например, как далеко от улья находятся обнаруженные разведчицей цветы.

Кузнечик. А я слышал, что пчёлы сообщают об этом танцами и запахом.
Пчела. Этого недостаточно. С помощью химического языка не всё можно передать. Треском же крыльев можно передать и расстояние до нектара и количество найденной еды.
Кузнечик. Спасибо тебе, Пчёлка, за рассказ. И вам, ребята, спасибо, что всё внимательно выслушали. Велика роль звуков в жизни насекомых, прекрасен мир, в котором мы живём. Вся наша планета - огромный зелёный луг, который нужно охранять и беречь!

Все герои выходят на сцену. Кузнечик заканчивает свою песню.

Кузнечик. Золотистым кругом света и тепла
Над зелёным лугом музыка плыла,
Музыка звучала и, забыв дела,
Головой качала важная пчела.

Все.
Ла-ла-лу-ла, ла-ла-лу-ла,
Головой качала важная пчела.

А кузнечик маленький на скрипочке играл,
Словно всем по горсточке счастье раздавал.
Не кричал, не плакал и слов не говорил,
По зелёной скрипочке травиночкой водил.

Ла-ла-лу-ла, ла-ла-лу-ла,
По зелёной скрипочке травиночкой водил.

КОНЕЦ.

Музыкальное оформление спектакля

- С.В.Рахманинов “Этюд-картина”;
- “Четыре таракана и сверчок”, итальянская народная песня,
обр. А.П. Долуханяна, рус.текст Батицкого и Виккерса;
- “Камаринская”, русская плясовая;
- “ Полет шмеля”, Н.А.Римский-Корсаков, опера “Сказка о царе Салтане”;
- Ф.Мендельсон “Сон в летнюю ночь”, симфоническая увертюра ;
- “Песенка про кузнечика”, группа “Последний шанс”.

© Смелова В.Г., 1997 г.
Охраняется законом РФ об авторском праве. При использовании и цитировании ссылка на автора обязательна.
Опубликована:
 Биология (предметное приложение к газете «Первое сентября»). – 1998. - № 33. – С. 2–3.
Категория: Творческая мастерская | Добавил: Тина (2012-04-20) | Автор: Смелова Валентина Геннадьевна E
Просмотров: 3376 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 3:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru