Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Реферат: "Эволюция музыки в первой половине 18 века"
"Эволюция музыки в первой половине 18 века"

Эволюция музыки достигает в первой половине 18
века блестящей эпохи. Формы, которые зарождались в
начале 17 века, достигают высшей ступени совершенства.
Четыре великих мастера, работающие в четырех различных
странах, определяют своим творчеством все музыкальное
искусство данного периода: Александро Скарлатти в
Италии, Жан Филипп Рамо во Франции, Иоганн Георг
Гендель в Англии, и Иоганн Себастьян Бах в Германии.
Можно различно оценивать их произведения:
оценка зависит от вкусов и направлений. Но в
историческом нужно допустить, что все четверо, каждый в
своей области, выполнили свою миссию с равным
совершенством. Двое из них немцы. Сила их творчества
сконцентрировала вокруг себя все существенное, что было
достигнуто до тех пор европейской музыкой.
Однако итальянская музыка в первой половине 18
века еще господствовала и, пожалуй, никогда не была более
блестящей. По Германии еще в 17 веке распространяли
обычай выписывать на должности в придворных капеллах
и на службу в театрах итальянцев, даже целиком учреждать
итальянскую оперу. Великолепие и пышность спектаклей
превосходили все, что видели до того времени. Итальянцы
появляются повсюду и занимают первые места в Англии,
Польше, России, а не только в германии. Одна Франция
стойко сопротивляется натиску итальянской оперы и
отбрасывает от себя одинаково как дурные, так и хорошие
ее стороны.
В начале 18 века Неаполь отделяется от Венеции и
принимает на себя руководство музыкальным движением в
области оперы. Благодаря Франческо Провенцеале и
Александро Скарлатти Неаполь до тех пор не игравший
значительной роли в ходе развития музыки дает свое имя
школе с определенным направлением и через это
прославляется.
Александро Скарлатти родился в 1659 году в
Сицилии, умер в Неаполе в 1725г., ученик Кариссими,
после постановки в Риме в 1679 г. своей первой оперы
"Невинная ошибка" сделался в 1680 капельмейстером при
дворе шведской королевы Христины, жившей в Риме. В
1694 Скарлатти становится капельмейстером вице-короля в
Неаполе. С 1703 по 1708 он управляет метризой (муз.
школой) при одной из римских церквей, затем опят
возвращается в Неаполь. Число сочинений Скарлатти
колоссально: одних опер 118,700 кантат и т.д.
Франческо Провенцеале - композитор целого ряда
опер (комических - "Раб своей супруги") , и серьезных на
античные сюжеты (Кир, Креркс, Эритрея и др.) Франческо
Провенцеале испытал влияние венецианцев, но выработал
в результате стиль, вскоре ставший характерным для всей
неаполитанской оперной школы, а затем и для всей
итальянской оперы 18 века.
Стиль Неаполитанской школы отличается ярко
выраженными особенностями. Прежде всего - это стиль
мелодический, базирующийся уже целиком на нашей
ладовой и тональной мажорно - минорной системе.
Мелодия - главный элемент неаполитанской
музыки, мелодия богато разросшаяся, страстная и знойная,
выразительница могучего непосредственного чувства. Это
чувство, общее всем, - сразу, с первых звуков, понятное.
Таким образом, мелодика в неаполитанской школе
сильнейший обобщающий и объединяющий социальный
фактор. Певучесть (вокальность) -существенное качество
этой лирико-драматической музыки.
Отсюда исходят ее формы, отсюда - выразительные
мелодические речитативы неаполетанских опер с богатым
инструментальным сопровождением, отсюда - вся
своеобразная конструкция этих опер: последование арий,
связанных речитативами.
Во Франции одним из ярчайших представителей
оперного искусства 18 века является Жан Филипп Рамо
(1683-1764) . Рамо сперва проявлял свою музыкальную
деятельность как органист - теоретик и как композитор
клавесинной и культовой музыки. Только в 1733 ему
удалось привлечь внимание к себе как к театральному
композитору своей оперой "Ипполит".
Это с начала до конца оригинальное, типичное
французское произведение: все в меру, все ясно, все
взвешено, чувство умерено разумом, вкусом и привычной
дисциплиной человека, сдерживаемого рамками
общественной вежливости, галантности и иронии. Музыка
Рамо - полный контраст с чувственной обнаженностью
итальянской лирики и с немецким "погружением в себя", в
личную психическую жизнь. Правда, в творчестве Рамо -
редкий случай - слились великий композитор и великий
теоретик. Темперамент композитора охлаждается
рассудочностью исследователя, и, наоборот, умозрительные
выводы подержаны композиторской проницательностью и
чувством, ибо теоретические работы Рамо все-таки скорее
работы практика-музыканта, идущего от опыта, чем
подлинного мыслителя.
Другое типично французское качество музыки Рамо -
ее изобразительность, пластичность и театральность. Театр
до конца 19 столетия был одним из самых важных органов
французской интеллектуальной жизни. Большая часть, если
не вся французская музыка 17 и 18 века и дальше, включая
Берлиоза, изобразительна и пластична и является музыкой
театра и балета. Вся концертная и камерная музыка
Франции от сюит Куперена до оркестровых сочинений
Дебюсси, а в центре - симфонии и оратории Берлиоза -
связана с театральностью. Вот еще несколько опер Рамо:
Галантные Индейцы (1735) , Кастор и Поллукс (1737)
Торжества Гебы (1739) Дарданус (1739) .
Столь важная для истории музыкальной драмы
реформа Глюка точкой отправления имела неаполитанскую
оперу, но сама реформа произошла на французкой
территории. В своей музыке Глюк выразил новые идеалы
своей эпохи и создал произведение, до сих пор
сопротивляющееся времени.
Античный миф ожил в искренней и задушевной,
кристаллически ясной музыке и в незамысловатом
действии: ни интриг, ни интермедий, ни второстепенных
персонажей (один жалкий амур фигурирует, как уступка
старым оперным вкусам) . Хор и балет образуют
органические звенья в действии, а не случайные вставки.
Знаменитое "нет" - суровый ответ теней ада на мольбы
Орфея - один из сильнейших драматических эффектов,
танцы и пение в Елисейских полях - один из
трогательнейших моментов во всей театральной
западноевропейской музыке.
"Орфей" был сочинен на итальянский текст, и
главная роль еще предназначалась для альта. Но итальянцы,
привыкшие к полнокровной чувственной мелодии и
богатству колора культуры, не поняли простоты
драматически выразительной музыки "Орфея". Глюк
продолжал свое и предложил венецианской публике
"Альцесту", а за ней еще одну оперу "Парис и Елена".
В творчестве Генделя(1685-1759) и Баха немецкая
музыка первой половины 18 века выдвинула две гигантские
недосягаемые вершины. В начале своей карьеры Гендель
испытывал на себе неаполитанское влияние.
Поскольку оно было господствующим, такой
властный талант, как талант Генделя, не мог пройти мимо
него, не преодолев его и тем самым не обогатив своей
техники. Его ранние произведения в итальянском стиле не
лишены выразительной красоты, но они не дают еще всего
Генделя. То, что было в нем лучшего и оригинального, не
могло сполна проявиться в чуждых ему формах. Как Глюк
(и как впоследствии Моцарт) , он должен был создать свое
собственное искусство. Англия, с ее вековой, крепко
организованной хоровой культовой музыкой дала ему в
руки верное средство воздействия. Лично для него тяжело
было вынести неуспех его опер и всей его борьбы за
оперное дело, но для музыки провал Генделя в этой
области надо считать безусловно хорошим исходом:
неудачи открыли Генделю глаза и направили его на верную
дорогу, может быть, против его воли. Гендель писал
оратории - по сущности -музыкальные драмы. Вот все
значительнейшие сочинения Генделя в этом роде: Мессия
(1742) Ацисс и Галатея, Эсфирь - 1732, Дебора - 1733,
Празденство Александра или Торжество Музыки - 1736,
Саул - 1738, Израиль в египте - 1739, Самсон - 1743,
Валтасар - 1744, Иуда Маккавей - 1746, Иосиф - 1748,
Сусанна, Соломон, Феодора, Иефта - 1748-1751 Иоганн
Себастьян Бах (1685 - 1750) - конечная точка длинной цепи
эволюции. Сочинения Баха - могучие своды здания и
купол, венчающий собой громадный монумент. Влияние
Баха стало сильней чувствоваться не при жизни его, а с
начала 19 века. И если нельзя согласиться с мнением
современных почитателей его искусства, что Бах -
создатель всей европейской музыки, то можно вполне
считать его отцом современной музыки. Баху не довелось
побывать в Италии. Поэтому его сочинения сохранили
чисто немецкую терпкость. Поэтому же большинство
ценителей музыки его времени, уже привыкшие к мягким
ритмам, акцентам и катиленам неаполитанской школы, не
поняли его гениального творчества и не оказали ему
должного внимания: его сочинения казались
напыщенными.
Вне небольшого круга учеников и нескольких
немецких органистов влияние Баха на его эпоху было
крайне ограниченным. Его произведения гравировались
очень редко. Большая часть их осталась в рукописях и
собственноручно копировалась композитором.
Вольфган Амадей Моцарт (1756-1791) учился у
своего отца Леопольда Моцарта, выдающегося скрипача и
педагога, угадавшего гений сына и посвятившего свою
жизнь его формированию. В Мюнхене во время карнавала
1775 года сочинил оперу "Придворная Садовница", в том
же году - "король-пастух". В 1781 в Мюнхене исполняется
его серьезная классическая итальянская опера "Идоменей". В
1782 году исполняется "Похищение из Сераля"! В 1786
ставят в Венен "Свадьба Фигаро". в 1787 в Праге идет "Дон-
Жуан". 1788 сочинены три великие симфонии g-moll, Es-dur
и c-dur. В 1790 пишет оперу "Так поступают все". В 1791
сочинены последние оперы "Тит", "Волшебная Флейта" и
"Реквием".
Категория: Творческая мастерская | Добавил: tatyana_tsaft (2013-02-21)
Просмотров: 1217 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 7:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru