Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Влияние культуры разных времён на экранизацию русской народной сказки«Иван Царевич и Серый Волк»
Тема: Влияние культуры разных времён на экранизацию
русской народной сказки«Иван Царевич и Серый Волк»

Направление: «Этнокультуроведение»

Авторы:
Пак Софья,
Олейник Анастасия,
ученицы 6 класса«Б»

Руководитель:
Сергеева И.П.,
учитель русского языка
и литературы

Содержание

Аннотация………………………………………………………………..стр. 1-2
Введение………………………………………………………………... стр.3
Глава 1.Содержание сказки «Иван - царевич и Серый Волк» и мультипликационного фильма……………………………………….....стр. 4-5
1.1. «Что за прелесть эти сказки!» …………………………........……..стр.4-5
1.2. Экранизация русской народной сказки…………………….….... стр. 6
1.3. Рисованный мультипликационный фильм «Иван-царевич и
Серый Волк», 1991 г……………………………………................стр. 7
1.4. О фильме «Как поймать перо Жар-Птицы» ……………………...стр. 8
1.5. Комедийная анимация сказки «Иван Царевич и Серый Волк»..стр.9
Глава 2. Система работ по выявлению влияния времени на экранизацию
русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк»…….............стр. 10
2.1. Изменения в образах главных героев…….…………………………стр.11
2.2.Волшебные действия и превращения……………………………......стр. 12-13
2.3. Волшебные предметы и помощники………………………………стр.14
2.4.Изменение текста сказки в период экранизации…………………..стр.15-17
Заключение. ……………………………………………………………..... стр.18
Используемая литература……………………………………………...... ..стр. 19

Аннотация
Всем вам известна картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван Царевич на Сером Волке», которая была написана художником в 1889 году к русской народной сказке «Иван Царевич и Серый Волк». Всё действие в картине происходит на фоне дремучего леса. Волк большими прыжками несёт на себе Ивана царевича и Елену Прекрасную по тёмному сказочному лесу. И мы предлагаем вам отправиться с нами в небольшое путешествие в мир этой сказки.
Тема нашего проекта «Влияние культуры разных времён на экранизацию русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк». Объектом исследования мы взяли источник русской народной сказки и мультипликационные фильмы, поставленные по мотивам сказки в разные времена. Это рисованный мультфильм "Иван Царевич и Серый волк", снят по мотивам русской народной сказки и рисункам Ивана Билибина режиссером Галиной Бариновой в 1991 г. Второй мультфильм, снятый режиссером Владимиром Торопчиным в 2011 году, также называется "Иван Царевич и Серый волк", и третий мультфильм, снятый по мотивам русской народной сказки режиссером Вячеславом Плотниковым в 2012 г. и называется он «Как поймать перо Жар птицы». Также нами был просмотрен мультфильм «Молодильные яблоки», где героями являются Иван царевич и серый волк.
Проанализировав собранный материал, мы поставили такую цель: найти сходства и отличия в русской народной сказке и её экранизации.
В ходе исследования решались такие задачи:
- Изучить методическую литературу по русским народным сказкам;
- Просмотреть видеоматериал по экранизации сказки;
- Показать изменения народного произведения в ходе её экранизации.
Выполняя цели и задачи, выдвинули следующую гипотезу: сравнивая народный источник и экранизированный фильм, можно узнать влияние времени на его изменения.
Методы исследования:
анализ справочной, научной литературы и материалов Интернет-ресурсов;
сбор первичной информации посредством обращения к определённой группе:
а) письменный опрос (анкетирование),
б) устные опросы (интервьюирование).

ВВЕДЕНИЕ

Культуру, национальное богатство страны отражает множество факторов, например, архитектура, уровень образования, политическая обстановка, состояние окружающей среды. Список можно продолжать еще долго, но есть один фактор, который нельзя упускать, говоря о духовном наследстве народа, – это устное народное творчество. Во многоликом мире литературных тем устное народное творчество занимает особое место. Каждый из нас в раннем детстве открыл этот волшебный незабываемый мир. Потешки, колыбельные, загадки- все интересно. Но несомненным лидером детских симпатий является сказка, открывающая чудесный мир доброты, взаимопомощи, бескорыстия. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие.
Таким образом, на сегодняшний день культуре принадлежит ключевая роль, так как именно культура может сделать наш мир более стабильным, толерантным к другим культурам. Культура является, регулирующим звеном, фундаментом, базой тех простых человеческих взаимоотношений в современном информационном обществе, где общение людей благодаря информационным технологиям сведено к минимуму; залогом стабильности и устойчивого развития общества.В своем послании народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире» Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подчеркнул необходимость укрепления и расширения добрососедских взаимоотношений с Россией, сотрудничество с которой является приоритетным.[1]

Глава 1. Содержание сказки «Иван - царевич и Серый Волк» и мультипликационного фильма.
1.1. «Что за прелесть эти сказки!»
"Иван-царевич и Серый Волк" - одна из самых известных волшебных русских сказок. Иван-царевич встречается с Жар-птицей в золотой клетке и златогривым конем, а также знакомится с Еленой Прекрасной. Помогать самому младшему сыну царя Берендея Ивану-царевичу будет серый волк. Отправившись в путь, Иван Царевич встречает помощника — Серого Волка. Иван Царевич и Серый Волк встречаются в тёмном лесу не случайно. Ведь именно в пространстве «чужого» мира, Ивашке требуется помощь мудрого друга. Иван Царевич и Серый Волк проходят путь-дорогу «лапа об руку», на которой молодой Царевич учится охотиться, обращаться с лошадьми, ориентироваться в пространстве, здесь крепнет его сила, взрастает сноровка и ловкость. Иван Царевич и Серый Волк прибывают в Тридевятое Царство, своеобразный новый мир, где происходит проверка жениха (небесным путём) через испытания:
1. изловить Жар-птицу
2. обуздать Златогривого Коня
3. привезти невесту – Елену Прекрасную
Все эти испытания Иван Царевич и Серый Волк проходят играючи – опыт Волка и молодость Царевича необоримы (символ преемственности поколений).
К концу сказки «Иван Царевич и Серый Волк», перед читателем разыгрывается драма — собственные братья, из зависти, убивают Царевича. Волк снова приходит на помощь другу – отпаивает его Живой и Мёртвой водой. Царевич возвращается в отчий дом, наказывает подлость братьев и восстанавливает справедливость в мире.[2]
В литературной сказке Василия Жуковского с одноименным названием бесстрашный Иван-царевич отправляется на поиски похитителя золотых яблок, на своем пути он встречает много опасных приключений. Однако с помощью серого волка, который ему верно служит, он благополучно преодолевает все препятствия и победителем возвращается домой. Главное в сказке то, что Иван-царевич побеждает не столько богатырской мощью и молодецкой статью, сколько своей добротой и справедливостью.Сказка В. А. Жуковского "О Иване-царевиче и Сером Волке" глубоко поэтична и народна, как и большинство произведений этого замечательного русского поэта.

1.2. Экранизация русской народной сказки

У экранизации русской народной сказки давние традиции. Их фундамент заложил Александр Артурович Роу. В те времена чудеса в кино делали с помощью мультипликации. У Роу превращения впервые происходили с живыми актерами, и оттого его волшебство выглядело настолько естественно, что казалось, тут и впрямь не обошлось без чертовщины. От фильма к фильму росло количество спецэффектов. Развлекая, воспитывать и при случае поучать - с этим принципом искусства для детей не очень-то поспоришь. И Роу придерживается его неукоснительно. После «бархатной революции» 1989 года все советские фильмы исчезли из телепрограмм. Люди начали звонить, писать письма, дело чуть не дошло до митинга протеста. И традиция не была нарушена.
А киносказка продолжается: фантастика и фэнтэзи, мистика и ужасы собирают десятки миллионов зрителей и сотни миллионов долларов. Спецэффекты настолько совершенны, что часто становятся самоцелью. Можно ли назвать развитием жанра принцип «зрелищность в ущерб содержанию»? Роу удавалось поддерживать четкое равновесие между тем и другим. Грустно, если новые поколения сказочников от кино об этом забудут.[3].

1.3. Рисованный мультипликационный фильм «Иван-царевич и Серый Волк», 1991 г

Первый мультфильм по мотивам русской народной сказки был снят в 1991 году режиссером Галиной Бариновой и сценаристом Владимиром Головановым. Авторы использовали рисунки к сказке, нарисованные художником Иваном Билибиным. Снят фильм был на киностудии «Кристмас Филмз». В фильме использована музыка Н.Римского-Корсакова, Ш.Каллоша и В.Чернышова. Продолжительность сказки 26 минут. Сценарист и режиссер сохранили точное содержание русской народной сказки.
Старый царь Берендей захотел получить перо Жар-птицы, чтобы вновь стать молодым и сильным. Царь поручил это опасное задание своему сыну Ивану, поскольку остальные братья отказались отправляться на бесполезные поиски.
Иван не смог бы в одиночку справится со всеми испытаниями и вместе с ним на поиски Жар-птицы пошёл Серый волк, который стал для него и другом, и конём, и незаменимым помощником. Иван - честный, весёлый и простодушный, он часто попадает в трудные ситуации, и только сильный Серый волк выручает и спасает своего младшего друга из беды. [4]

1.4. О фильме «Как поймать перо Жар-Птицы»

Действие переносит зрителей в сказочный мир, в царство царя Берендея. В центре сюжета младший сын царя по имени Иван. Он отправляется в опасное путешествие по поиски волшебной Жар-птицы. Героя ждут увлекательные приключения, которые он пройдет вместе своим верным товарищем – Серым Волком. Именно он постоянно вытаскивает Ивана Царевича из опасностей и ловушек. По дороге за загадочной птицей царевича ждет встреча с коварными и завистливыми старшими братьями, а также с Еленой Прекрасной, которая изменит его жизнь в лучшую сторону. Опасности, подстерегающие героя на каждом шагу, не пугают его, и он упрямо идет к своей цели. Всем без исключения рекомендуется смотреть мультфильм «Как поймать перо Жар-Птицы» онлайн уже весной наступающего года.
Можно сказать, что создателям удалось достичь своей конечной цели и создать мультипликационный фильм, сочетающий в себе русские народные сказки, элементы современного жанрового кино и музыкальное сопровождение, написанное рок исполнителями. Наверное, логично, что современный взгляд на замечательную и добрую сказку воплотился в мультфильме, премьера которого состоялась 24 октября 2013 года. Продюсерами и создателями очередной отечественной премьеры под названием «Как поймать перо Жар-Птицы» является трио – Вячеслав Плотников (режиссер), Ирина Мизрахи (сценарист) и Сергей Рапопорт (продюсер).[5]

1.5. Комедийная анимация сказки «Иван Царевич и Серый Волк», 2011 г

Мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» — комедийная анимация российского производства, созданная по мотивам русских народных сказок и вышедшая на экраны в 2011 году. Огромное количество новых, интересных и интригующих премьер вышло сегодня на экраны. Мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк» — очень смешная и интересная сказка, в которой все действующие герои прекрасно знакомы нам с самого раннего детства, а озвучивали их такие метры кино как Михаил Боярский, Лия Ахеджакова, Иван Охлобыстин и многие другие именитые актеры. Рисовка почти ничем не отличается от сказок советских времен, особый шарм картине придает современный юмор и сарказм.
Сюжет мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк»: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. И была у него одна единственная дочь Василиса. И всем она была хороша – умна, красива, но вот только замуж выходить совсем не желала. Василиса постоянно училась и хотела получить еще одно образование. Тогда разгневанный царь решил выдать ее за первого встречного, им оказался Иван, из другого царства. Но советник подговаривает царя испытать Ивана и дать ему очень сложное задание. Во всех его делах помогать ему взялся Серый Волк. [6]

Глава 2 . Система работ по выявлению влияния времени на экранизацию русской народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк»

Работу начали с опроса учащихся 5-х классов. Мы предложили им следующие вопросы:
1. Любите ли вы читать сказки?
2. Любите ли вы смотреть мультфильмы?
3. Если бы вам предложили прочитать сказку или её просмотреть, что бы вы выбрали?
Результаты данного опроса, конечно, нас огорчили. Ведь 72% учащихся предпочли бы просмотреть сказки, чем прочитать. Поэтому мы решили показать ребятам, как изменяется первоисточник вследствие его экранизации и тем самым приобщить учащихся к чтению.
Просмотрев все видео материалы, мы увидели: меняется внешность героев, композиция волшебной сказки, задача главного героя, волшебные предметы, герои «своего» и «иного» мира.
Итак, начнём по порядку. Сначала мы выделили героев и понаблюдали, как происходят изменения во внешнем виде.

2.1. Изменения в образах главных героев
Начнем с образа главного героя – Ивана Царевича. В народной сказке мы узнаем: «Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном». В мультфильме 1991 г режиссер сохраняет образ царевича: это и одежда, и статус царевича (рис.1), в мультфильме 2011 г. режиссер поселяет Ивана в соседнее тридесятое царство и показывает его как просто Ивана, мечтающего стать пожарным(2), в мультфильме 2012 г Иван внешне похож на простолюдина, учиться кататься на скейтборде(рис.3). В иллюстрациях художников мы видим, что его образ соответствует внешности царевича.

Рис.1 рис. 2 рис.3
Изменился и образ Жар-птицы. Если в иллюстрациях к сказке мы видим величавую, освещающую своим светом все вокруг птицу, то в мультфильме 1991 г режиссер сохраняет народный образ (рис.4), а в мультфильме 2012 г режиссер представляет Жар – птицу «ниньзюицу», больше похожую на попугая (рис.5).

Рис.4 рис. 5
Иначе представлен режиссерами и конь златогривый. В народной сказке «В таком-то царстве у царя Кусмана есть конь златогривый», Галина Баринова сохраняет этот образ (рис.6), в мультфильме 2012 г. конь похож больше на тягловую лошадь (рис.7). Художники рисуют златогривого коня статным, игривым, сказочно красивым.
Рис. 6 Рис. 7
2.2. Волшебные действия и превращения
Спасение героя происходит также по – разному. В сказке «серый волк схватил ворона с вороненком и говорит:
- Ты лети-ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка.»[7].В мультфильме 1991 г сохраняется этот эпизод (рис.8), а в мультфильме 2012 г Волк с помощью оборотного камня превращается в ворона и летит к кикиморе за спасительным средством (рис.9).
рис. 8 рис.9
Умерщвление Ивана в сказке происходит так: «Давай убьем брата, добыча вся будет наша.Решились и убили Ивана-царевича.» В сказке не говорится, каким образом братья убивают Ивана, в мультфильме 1991 г братья убивают его мечом (рис.10), в мультфильме 2012 г – братья наливают на него «очень мёртвую воду» (рис.11).
рис.10 рис.11
Воскрешают Ивана и в сказке, и в мультфильме 1991 г одинаково: Волк сначала обрызгивает рану Ивана мёртвой водой, затем живой (рис.12), а мультфильме 2011 г кикимора наливает «жывуюваду» на лицо героя(рис.13).
рис.12 рис.13
Превращение Волка в народной сказке и в мультфильме 1991г происходит тоже одинаково: «Серый волк отвечает:
- Не разлучу я тебя с такой красотой — спрячем ее где-нибудь, а я обернусь Еленой Прекрасной, ты и веди меня к царю», «я обернусь конем златогривым, ты меня и веди к царю Афрону», а в мультипликации 2012 г превращение Волка происходит с помощью оборотного камня. Однако превращается Волк в сравниваемых нами экранизациях в разных героев: в сказке и мультфильме 1991 г - в коня и Елену прекрасную (рис.14), в мультфильме 2011 г – в сурка, в мультфильме 2012 г – в коня, Елену Прекрасную и ворона (рис.15).
рис. 14 рис. 15
В экранизации сказки режиссеры добавляют такие события, которые характеризуют время действия. В мультфильме 1991 г Галина Баринова включает такое развлечение при дворе царя Кусмана, как народная борьба (рис.16), а в экранизации 2012 г режиссер осовременивает события и показывает бал-дискотеку (рис.17). Однако в первоисточнике народной сказки об этом ничего не говориться.
рис.16 рис.17

2.3. Волшебные предметы и помощники
В любой волшебной сказке присутствуют волшебные помощники и предметы. В народной сказке и её экранизации волшебным помощником выступает Волк, кстати, и внешность его со временем изменяется. В мультфильме 2011 г у Волка в ухе появляется серьга.
Говоря о волшебных предметах, нужно заметить, что в самой сказке и постановке 1991 г. волшебные предметы, кроме живой и мертвой воды, отсутствуют. Если в экранизации 2012 г царь Берендей наблюдает за всем происходящим в царстве и за Иваном с помощью волшебного блюдца (рис.18), в котором даже экран сенсорный (рис.19), в постановке 2011 г герои пользуются клубочком, который похож на колобка-смайлика и зеркальцем. В этих мультфильмах также есть живая и мертвая вода.
рис.18 рис.19

2.4. Изменение текста сказки в период экранизации
А сейчас мы представим разницу и изменение текста сказки в экранизации.
В сказке: «Иван-царевич тихонько подполз к яблоне и поймал птицу за хвост. Жар-птица встрепенулась и улетела, осталось у него в руке одно перо от ее хвоста.»(рис. 20) В мультфильме 2012 г у Ивана в руке осталось два пера (рис. 21).
рис. 20 рис.21
В народной сказке:«Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: «Ах, какая — золотая, драгоценная! Как такую не взять!» И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону.» (рис.22) В мультфильме 2012 г сработала сигнализация (рис.23).
рис.22 рис.23
В сказке: «У него в крепости в саду гуляет Елена Прекрасная с мамушками, нянюшками.» (рис.24) В мультфильме Елена Прекрасная гуляет в лесу одна (рис.25).
рис. 24 рис.25
В сказке: «Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица.» В мультфильме 1991 г Жар-птица сидит в клетке, а клетка висит под навесом с колоннами (рис.26); в мультфильме же 2012 г у Жар – птицы есть свой, так сказать, «терем», но она не сидит в клетке, а спитна подушке(рис.27).
рис. 26 рис. 27
В народной сказке: «Пошел его искать Иван, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.» В мультфильме 2012 г конь от страха взбирается на дерево, а когда Волк зевнул, конь, проговорившись про убийственную подкову, сваливается Волку прямо в пасть.
рис.28 рис.29
В народной сказке: «Иван-царевич дотронулся до уздечки, пошел звук по всей крепости: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа проснулись, схватили Ивана-царевича и повели к царю Кусману.»(рис.30) В мультфильме 2012 г Иван играет с царём Кусманом в шашки, чтобы выиграть коня (рис.31).
рис. 30 рис.31
В сказке и в мультфильме 2012 г: « царьАфрон велел подвести к себе дареного коня и только хотел сесть на него — конь обернулся серым волком.»(рис.32) А в мультфильме 1991 г царь сел на коня, едет на охоту в лес и только когда начинается охота на медведя, волку становится жаль своих собратьев, он превращается в себя и защищает медведицу с медвежатами (рис.33).
рис. 32 рис. 33
И конечно, как в любой сказке добро побеждает зло. Победа героя такова: в сказке: «Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привез отцу своему Жар-птицу, а себе — невесту, Елену Прекрасную.» В мультфильме 1991 г братья убивают Ивана, забирают Жар-птицу, коня и Елену Прекрасную и привозят во дворец к отцу, а Волк, чтобы оживить Ивана, останавливает время. И только когда они прискакали во дворец, Волк запускает время. Братья, увидев живого Ивана, пускаются вон из дворца. В народной сказке «Поскакали они в погоню и настигли обоих братьев. Тут их серый волк растерзал и клочки по полю разметал.»
рис.34 рис.35
В сказке: «А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.»(рис.34, 35)В сказке 2011 г Ивана женят на Василисе в самом начале, так как царь был испуган и ему нужен был наследник, в мультфильме 2012 г сыграли свадьбу с дискотекой, на которой были и ворон с вороненком, и кикимора, и все царство.

Заключение

Известный всем один из первых кинорежиссеров Александр Артурович Роу, снимая свои знаменитые сказки «Кощей Бессмертный», «Морозко», «Марья - искусница», говорил: «Нельзя делать принцип зрелищности в ущерб содержанию, ставить самоцелью ради сбора миллионов зрителей и сотни тысяч долларов. Один из принципов киноискусства - развлекая, воспитывать и поучать, должен главенствовать.» [8] Мы доказали, что с развитием общества, технологий и киноиндустрии, происходят изменения и в сознании людей, мышлении, взглядахна содержание прочитанного. То же произошло и с изучаемой нами сказкой. Изменилась композиция, герои, волшебство, и осталась только зрелищность.

Используемая литература:
[1]. http://govorra.ru/ivan-carevich-i-seryjj-volk/
[2]. http://deti-online.com/skazki/russkie-narodnye-skazki/ivan-carevich-i-seryy-volk/
[3].ru.znatock.com/docs/index-47800.
[4]. http://kino-film.tv/podrobnee/ivan_carevich_i_seriy_volk_galina_barinova.php
[5]. kinoline.su/online/15635/smotret.
[6]. multxit.ru/ivan-carevich-i-seryj..
[7]. Иван царевич и серый волк. Русская народная сказка в обработке Толстого А.Н.
[8]. http://bebiklad.ru/skaska/skazki-rou
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: Лучшая (2014-12-07) | Автор: Сергеева Ирина Петровна E
Просмотров: 2209 | Теги: проект, литература, 5 класс | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 6:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru