Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Творческие проекты учащихся

Известные ученые, связанные своей судьбой с городом Семей (Семипалатинском)
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанская область

Направление: Исторические памятники Казахстана и перспективные
туристические маршруты

Секция: Краеведение

Тема: Известные ученые, связанные своей судьбой с городом Семей
(Семипалатинском)

Автор: Ильясов Мадияр, 11 «Б» класс,
КГУ «СОШ № 9», г. Семей

Руководитель: Великанова Галина Александровна,
учитель истории КГУ «СОШ № 9», г. Семей.

Научный консультант: Бралинова Даметкен Исаевна, ст. преподаватель кафедры истории Казахстана ГУ им. Шакарима, г. Семей

2014 год

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Упокоенный в Семипалатинске. 5
1.1 Краткая биография А.П. Нечаева 5
Биография 5
Научные исследования 6
Библиография 7
1.2 Жизненный и творческий путь Александра Петровича Нечаева 7
1.3 «Вихри враждебные веют над нами…» 10
1.4 Неизвестные факты из биографии А.П. Нечаева 11
1.5 Последние годы жизни профессора Нечаева (семипалатинский период) 14
Глава 2. Математик от Бога. 17
2.1. Краткая биография Т.И. Аманова. 17
2.2. Становление личности. 18
2.3 . Опаленный войной. 19
2.4. Служение науке. 20
2.5. «Я буду жить, пока обо мне будут помнить…» 21
Заключение. 23
Литература 24



Введение

Тема данной научной работы была выбрана мной в связи с тем, что сейчас у нас в стране возрастает интерес к изучению истории своего родного края, особенно того краеведческого материала, который связан с культурой, наукой, духовным потенциалом «малой родины». Город Семей по праву считается духовной столицей Казахстана, так как является родиной великих людей – Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова. Мы по праву этим гордимся и будем гордиться всегда! Но в свое время в Семипалатинске жили и другие выдающиеся люди – ученые ,деятели литературы и искусства, которые волею судьбы вязали свою жизнь с нашим городом, или родились здесь, учились, творчески работали, делали открытия, двигали науку и искусство вперед. Их имена, может быть, менее известны мировой общественности, но их вклад в духовный потенциал нашего города можно считать не менее весомым. По моему мнению, эти люди заслужили признание и уважение своих потомков. Мне лично работа над проектом принесла новые знания, открытия, помогла по-новому взглянуть на историю нашего края, укрепила мои патриотические чувства к своей Родине!
Целью настоящей работы является изучение биографий двух выдающихся ученых, связанных судьбой с городом Семипалатинском (Семеем), популяризацией их имен, исследование их вклада в духовный потенциал города и страны, укрепление патриотических чувств молодого поколения, стимулирование интереса к истории нашего города. Достижение поставленной цели определило постановку следующих задач:
1. Изучить печатные материалы, в разное время опубликованные в советской, казахстанской печати об этих ученых;
2. Исследовать их вклад в развитие образования и науки нашего города;
3. Выявить неизвестные или малоизвестные факты биографии известных ученых;
4. Раскрыть значение их духовного наследия для будущих поколений.
Объектом данного исследования являются исторические личности выдающихся ученых – Александра Петровича Нечаева, доктора психологических наук, ученого с мировым именем, репрессированного в и сосланного в Семипалатинск в 1935 году и умершего здесь же и нашего земляка, известного ученого - математика Тулеубая Идрисовича Аманова, внесшего огромный теоретический и практический вклад в развитие точных наук.
Гипотеза исследования: воспроизвести неизвестные широкой общественности факты из биографии известных ученых, показать, что в нашем городе жили и трудились выдающиеся ученые, внесшие большой вклад в мировую науку.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом подготовительном этапе утверждалась тема работы, уточнялись основополагающие, проблемные и учебные вопросы, подбиралась литература.
На втором этапе изучался и анализировался теоретический материал, были исследованы документы, материалы , связанные с данной темой, проведены встречи с родственниками одного из ученых, изучены печатные материалы, шло ознакомление с видеосюжетами, освещавшими биографию и деятельность данных ученых.
На третьем, заключительном этапе, была проведена систематизация собранной информации и подготовлена итоговая презентация.
Методологической основой исследования служили принцип историзма, предусматривающий рассмотрение только происходивших событий, принцип системности, проявляющийся в накоплении разносторонней информации и ее обработке, принцип детерминизма, определяющий взаимообусловленность всех явлений действительности. Новизна данного исследования заключается в раскрытии ранее неизвестных материалов по краеведению, связанных с эксклюзивными материалами, сохранившимися в фондах историко-краеведческого музея школы № 25, № 9, библиотек города Семей, личных архивах. Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней раскрыты некоторые неизвестные факты, связанными с именами ученых, прославивших наш город, в использовании неопубликованных материалов из частных коллекций.
Практическая значимость работы заключается в формировании чувства патриотизма, привитии интереса учащихся к истории своего города, в использовании ее материалов для проведения семинаров, конференций по краеведению, областного и республиканского конкурса творческих работ « Моя Малая Родина».


Глава 1. Упокоенный в Семипалатинске.

1.1 Краткая биография А.П. Нечаева

Алекса́ндр Петро́вич Неча́ев (24 октября [5 ноября] 1870, Санкт-Петербург — 6 сентября 1948, Семипалатинск) — российский и советский психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики. Доктор педагогических наук (1944).
Биография
Родился в семье инспектора духовной семинарии, где и получил среднее образование. С 1890 года учился на философском отделении историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. По окончании университета в 1894 году был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 году А. П. Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. Свою педагогическую деятельность он начал чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX века. В этом же году он был избран секретарём философского общества при Петербургском университете. В 1898 году он был направлен на стажировку в Германию: работал в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г. Э. Мюллера в Гёттингене, в лаборатории Э. Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Эта командировка определила направление его исследовательской деятельности: экспериментальное изучение детского развития.
Покинув Петербургский университет, Нечаев развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведений в Соляном городке. Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Осенью 1899 года в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на IV международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 года, а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств».
24 октября 1901 года была открыта созданная им лаборатория экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. При его участии в 1904 году при лаборатории были основаны педагогические курсы для изучения человека, как предмета воспитания. Заведовал курсами сам А. П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А. Ф. Лазурский, И. Р.Тарханов, А. А. Крогиус, А. Л. Щеглов и другие видные учёные.
В 1910 году в Санкт-Петербурге по инициативе Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики.
Преподавал историю философии в Александровском лицее.
Нечаев был инициатором проведения Российских съездов по педагогической психологии (1906 и 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1919, 1916).
В 1917 году Нечаев стал директором Самарского педагогического института и, после преобразования его в 1918 году в университет, дважды избирался его ректором (1918 и 1921годах). В 1921 году он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 году — его директором (на этом посту он оставался до 1925 года). В 1922 году Нечаев был приглашён к больному В. И. Ленину для психологического обследования по собственным методикам.
В 1926 году А. П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться: преподавал психологию в медико-педагогическом институте и Институте дефективного ребенка.
2 апреля 1935 года постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А. П. Нечаев был осуждён к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Отбывал ссылку Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии; в период 1935—1944 годы он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории.
Научные исследования
Исследования А. П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий; он пытался построить педагогику на данных психологии, главным образом — на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований. Большое внимание Hечаев уделял рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе. При этом необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание.
А. П. Нечаев изобрёл для целей экспериментирования приборы: механический хроноскоп и аппарат для изучения памяти, которые были удостоены многочисленных премий на психологических выставках как в России (в 1903, 1906, 1911 годах), так и за рубежом (в 1908, 1909, 1912годах).
Исследовав мнемические процессы, экспериментально подтвердил наличие смешанных видов памяти. Утверждал, что прочное запоминание, свободное оперирование материалом, предполагает при восприятии включение в активную деятельность всех анализаторов. Рассмотрел некоторые мнемические приемы и способы: составление плана запоминаемого, повторение, усиление раздражителя. Одним из первых в отечественной психологии начал изучать условия рациональной организации труда школьников, правильного распределения труда и отдыха, психологически обосновал составление расписания школьных занятий.
После 1923 года он переключился на другие области исследования. Основное место в них стали занимать психофизиологические аспекты. Он участвует в наблюдениях за психологическими особенностями учащихся военных учебных заведений, умственным развитием красноармейцев и организацией библиотечного дела в армии, участвует в разработке психологической стороны спасательной службы в шахтах, ведет экспериментально-психологические исследования летчиков и т.п.
Отстаивая принципы эмпиризма, А. П. Нечаев отвергал философский подход к психологии, что было воспринято как противоречие задачам перестройки психологии на основе марксизма и подвергнуто критике.
Библиография
Нечаев издавал «Книжки педагогической психологии» (1906—1910гг.) и «Ежегодник экспериментальной психологии» (1909—1914 гг.).
Известны его работы:
• Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте, 1901г.;
• История философии, 1915г.;
• Современная экспериментальная психология и ее отношение к вопросам школьного обучения. — 3-е изд. — Пг. — 1917г.;
• Учебник психологии. — 5 изд. — Пг. — 1915 г.;
• Очерк психологии для воспитателей и учителей, 1905 г.; (4-е изд. — СПб., 1911г.)
• Как преподавать психологию? — 2-е изд. — СПб., 1913 г..
• Психологический метод обучения чтению. — М., 1923 г.
• Психология физической культуры. — 2-е изд. — М., 1930 г.
• Психология школьного коллектива. — М., 1928 г..
• Сила воли и средства ее воспитания. — 2-е изд. — М., 1929 г.
• Память человека и ее воспитание. — 2-изд. — М.-Л., 1929 г.
• Психология технического изобретательства. — М.; Л., 1929 г..
• Характер человека. — М.; Л., 1929 г..[1]
Таковы скромные строки краткой биографии Александра Петровича Нечаева, выдающегося русского и советского ученого в области психологии и педагогики, очень плодотворно работавшего в дореволюционный период и много полезного сделавшего после революции, хотя в эти годы судьба его сложилась достаточно драматично. Вклад этого ученого был незаслуженно забыт на некоторое время, и сейчас его труды начинают заново открываться миру. Для нас, семейчан, это особенно отрадно, так как последние тринадцать лет жизни он жил и работал в нашем городе, являясь примером истинного интеллигента и патриота, выступавшего за правду и чистоту науки. Я думаю, такой человек достоин памяти потомков, поэтому хочу рассказать о нем более подробно.

1.2 Жизненный и творческий путь Александра Петровича Нечаева

Александр Петрович Нечаев родился 24 октября (5 ноября) 1870 г. в Петербурге, в семье инспектора духовной семинарии. Среднее образование получил в духовной семинарии, где у него возник интерес к философии. В 1890 г. он поступил на философское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Еще в студенческие годы он опубликовал философскую поэму «Пир (Опыт поэтического изложения философии Платона)». По окончании университета в 1894 г. он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1897 г. А.П.Нечаев получил степень магистра философии и был зачислен в состав приват-доцентов Петербургского университета. [2]
Начал он свою педагогическую деятельность чтением лекций по истории немецкой психологии первой половины XIX в. В 1898 г. он был направлен на стажировку в Германию. А.П.Нечаев работал в лаборатории В.Вундта в Лейпциге, в лаборатории Г.Э. Мюллера в Геттингене, в лаборатории Э.Крепелина в Гейдельберге, знакомился с работой лаборатории Э. Меймана в Цюрихе, с лабораторией А. Бине в Париже. Период стажировки определил направление исследовательской деятельности А.П.Нечаева. Он твердо решил посвятить себя экспериментальному изучению детского развития, внедрению эксперимента в педагогическую психологию. Это решение привело его к конфликту с А.И.Введенским [3], [4]. А.П.Нечаев покинул Петербургский университет и развернул разнообразную научную деятельность в Педагогическом музее военно-учебных заведении в Соляном городке (в Петербурге).
Осенью 1899 г. в ряде петербургских учебных заведений он организовал изучение особенностей развития памяти в школьном возрасте. Результаты этого исследования были доложены им на Четвертом международном психологическом конгрессе в Париже в августе 1900 г., а затем опубликованы в том же году в «Журнале психологии и физиологии органов чувств», издававшемся Г.Эббингаузом. Доклад А.П.Нечаева вызвал большой интерес, дал толчок ряду исследований в этом направлении.
Взаимоотношение психологии и педагогики, задачи психологического изучения школьников, особенности умственной работы учащихся, рациональная организация учебного дня, гигиенические требования к учебному процессу — эти и подобные вопросы стали предметом пристального внимания А.П. Нечаева. Для их решения он начал создавать первую в России лабораторию экспериментальной педагогической психологии при Педагогическом музее. 24 октября 1901 г. лаборатория была открыта. Она стала не только научно-исследовательским учреждением, но и научно-организационным центром. Для слушателей были организованы практические занятия. Доступ в лабораторию был открыт для всех желающих. Заведовал курсами А.П. Нечаев, а руководителями практических занятий были А.Ф.Лазурский, И.Р.Тарханов, А.А.Крогиус, А.Л. Щеглов и другие видные ученые.
Активные усилия прилагал А.П. Нечаев к тому, чтобы сделать результаты исследования доступными читающей публике, в том числе и иностранной. Его статьи регулярно появлялись в ведущих педагогических журналах:
«Вестник воспитания», «Русская школа», «Русский народный учитель». В «Вестнике психологии...» он редактировал отдел педагогической психологии, который в 1905 г. выделился в самостоятельный журнал «Книжки педагогической психологии» под его редакцией (совместно с Н.Е. Румянцевым). В 1908 г. под редакцией А.П. Нечаева и Н.Е. Румянцева стал издаваться «Ежегодник экспериментальной педагогики». Многие статьи А.П. Нечаева публиковались в зарубежных журналах. Для основанного в 1903 г. Э. Мейманом журнала «Архив общей психологии» он давал ежегодный обзор российских исследований по психологии. Он явился инициатором перевода на русский язык (а также в ряде случаев переводчиком и редактором) многих книг зарубежных ученых. В 1904 г. в Гессене состоялся первый конгресс по экспериментальной психологии. А.П. Нечаев принимал участие в его работе и дал о нем подробную информацию в «Вестнике психологии...» (1904. № 6). Принимал он участие и в последующих конгрессах — во Франкфурте-на-Майне (1908), Инсбруке (1910), Берлине (1912), Сиднее (1914).[5]
А.П.Нечаев был деятельным участником многих российских съездов, где обсуждались вопросы изучения и воспитания детей. Он же явился инициатором созыва всероссийских съездов по педагогической психологии. Приглашения были разосланы и зарубежным ученым. Первый такой съезд состоялся в 1906 г. в Петербурге. Здесь же в 1909 г. состоялся второй съезд.
Большое внимание А.П. Нечаев, как и другие сторонники естественнонаучного, экспериментального направления развития психологической науки (В.М.Бехтерев, В.А.Вагнер, А.Ф.Лазурский, Н.Е.Румянцев и другие), уделял пропаганде психологических знаний среди учителей и других лиц, связанных с воспитанием и обучением. Издавалась многочисленная литература, организовывались летние педагогические курсы, общества по изучению детей и ознакомлению с методами экспериментальной работы. В 1907 г. в Петербурге при деятельном участии А.П. Нечаева была создана Педагогическая академия, ставившая целью подготовку высококвалифицированных педагогов, организаторов внешкольного просвещения, директоров учебных заведений, школьных врачей. Учебный курс включал педагогическую психологию, анатомию, физиологию, школьную гигиену и много других серьезных дисциплин. К преподаванию в академии А.П. Нечаев привлек крупнейших ученых, в частности И.П. Павлова, И.А. Бодуэна-де-Куртене, В.А.Вагнера и других.
При Педагогической академии А.П. Нечаев создал экспериментальную школу (коммерческое училище). Помимо многочисленных публикаций в журналах, отражавших результаты его наблюдений и исследований, А.П. Нечаев написал «Очерк психологии для воспитателей и учителей» методические указания для учителей средних учебных заведений, желающих преподавать психологию, учебник психологии для средних учебных заведений и самообразования, разработал набор простейших приборов для преподавателей психологии . Некоторые из его приборов демонстрировались на психологических выставках в России и за рубежом и были удостоены премий.[2,128]
Съезды ученых, связанных с проблематикой изучения детей, организации их воспитания и обучения, разработкой методов психологического исследования и тому подобных вопросов, стали называться съездами по экспериментальной педагогике. Таких съездов состоялось в дореволюционной России три—в 1910, 1913 и 1916 гг. в Петербурге.
В 1910 г. в Петербурге по инициативе А.П.Нечаева было создано Общество экспериментальной педагогики, ставившее задачей организацию всестороннего изучения психофизиологической природы детей, условий детского развития и воспитания при помощи естественнонаучных методов, а также распространение сведений о закономерностях развития ребенка и психологических основах воспитания и обучения.
Широкая и разнообразная научная и организационная деятельность А.П. Нечаева принесла ему заслуженную популярность в России и за рубежом. Его труды переводятся на многие иностранные языки (немецкий, английский, польский, французский, чешский, венгерский, финский, литовский). Он был избран почетным членом ряда русских и иностранных научных обществ и учреждений, в частности Института имени Ж.-Ж. Руссо в Женеве (1914), Венгерского педологического общества (1912), Педологического отдела Антверпенского городского управления (1901) и др. По приглашению Британской ассоциации содействия научному прогрессу в 1914 г. А.П.Нечаев посетил Австралию и сделал в Сиднейском университете доклад об основах организации педагогической лаборатории, опираясь на свой опыт. Со многими деятелями мировой психологической науки (В.Вундт, Г.Эббингауз, Э.Мейман, В.Штерн и другие) А.П.Нечаев поддерживал личные контакты.[5, 139]
Оценивая в целом этап дореволюционной научной и организационной деятельности А.П.Нечаева, можно сказать, что он занимал достойное место в ряду наиболее значительных ученых, теоретическая и исследовательская деятельность которых позволила создать научные основы теории воспитания и обучения и убедить широкие круги педагогов в том, что познание законов детского развития является базой правильного построения системы образования.

1.3 «Вихри враждебные веют над нами…»

В 1917 г. А.П.Нечаев стал директором Самарского педагогического института. С преобразованием его в 1918 г. в университет. Он дважды избирался его ректором (в 1918 и 1921 гг.). В 1921 г. он был избран профессором Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 г. — его директором. На этом посту он оставался до 1925 г. В 1922 г. А.П.Нечаев был приглашен к больному В.И.Ленину для психологического обследования по собственным методикам. До 1935 г. жизнь и деятельность А.П. Нечаева была связана с Москвой.
До конца 20-х гг. А.П. Нечаев продолжал поддерживать связи с зарубежными коллегами, публиковал некоторые статьи в иностранных журналах («Журнал прикладной психологии», «Архив общей психологии»). Среди многочисленных поздравлений, полученных А.П. Нечаевым в связи с 25-летием основания им лаборатории педагогической психологии, были телеграммы от зарубежных коллег.
В 1926 г. А.П. Нечаеву была назначена персональная пенсия. Но он продолжал трудиться. Преподавал психологию в медико-педагогическом институте, Институте дефективного ребенка. С 1931 по 1935 г. он заведовал психотехническим сектором Центрального автоэксплуатационного научно-исследовательского института, был профессором-консультантом в Институте по изучению труда и отдыха при Наркомтруде.
2 апреля 1935 г. постановлением особого совещания НКВД по статье 58(10) А.П.Нечаев был присужден к ссылке в Казахстан за контрреволюционную агитацию. Для него это было тяжелым ударом. В объяснительной записке, направленной им в Центральный Исполнительный Комитет СССР, он писал: «Вспоминая весь пройденный мною путь своей сорокалетней деятельности, я не могу иначе охарактеризовать его как путь тяжелой, непрерывной борьбы за просвещение и правду... Мне тяжело допустить мысль, что мои многочисленные ученики и последователи, а также представители советских и иностранных научных организаций, почетным членом которых я имею честь состоять, свяжут с именем Нечаева незаслуженную им кличку "враг народа"» (29 мая 1935 г.).[6]
Отбывал ссылку А.П.Нечаев в Семипалатинске. Здесь он занимался проблемами физиотерапии, невропатологии, психиатрии. С 1935 по 1944 г. он был научным руководителем Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы и детской амбулатории. В этот период им была написана монография «Система психофизиологических синдромов» (рукопись). Высокий авторитет А.П. Нечаева как ученого сохранился. В 1944 г. по ходатайству Ученого совета Тбилисского университета он был утвержден в ученой степени доктора педагогических наук (без защиты диссертации). Он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». С 1944 г. он становится заведующим кафедрой педагогики и психологии Семипалатинского педагогического института. В 1946 г. Ученым советом института кандидатура А.П.Нечаева была выдвинута в действительные члены АПН РСФСР по отделению психологии (выборы не состоялись).
6 сентября 1948 г. он умер.
Сложный и трудный жизненный и творческий путь, пройденный А.П.Нечаевым, свидетельствует о нем, как о неординарной личности, заслуживающей глубокого уважения, памяти потомков и изучения его наследия.
В настоящее время труды А.П. Нечаева мало доступны широкому читателю в силу давности их издания. Это вызывает большое сожаление, так как в них содержится добротный научный багаж, изложенный в доступной форме и относящийся к самым существенным проблемам формирования личности (умственное, нравственное. эстетическое воспитание).

1.4 Неизвестные факты из биографии А.П. Нечаева

Все, наверное, хоть раз в жизни читали повесть М. Булгакова «Собачье сердце» и знакомы с главным персонажем этой повести профессором Преображенским. Его яркий и незабываемый образ создал в одноименной экранизации актер Евгений Евстигнеев. Но мало кто знает, что этот образ Михаил Булгаков списал с профессора Александра Петровича Нечаева и его коллеги – историка Самарского университета Павла Александровича Преображенского. Можно сказать, это – собирательный образ. Очень точно выписаны характер и ясный ум, четкая логика и искрометный юмор. Именно такими чертами и обладали, по воспоминаниям современников, Александр Петрович Нечаев и его друг и коллега Преображенский. Так откуда возник такой собирательный образ в повести М.Булгакова?
Как известно, в 1917 году Россия пережила две революции – в феврале и октябре. И поскольку на фоне столичных потрясений островком относительного благополучия тогда выглядела провинциальная Самара, летом того же года на Волгу в поисках спокойной жизни переехали многие видные ученые из Москвы и Санкт-Петербурга. В их числе оказался один из основателей российской психологической науки Александр Петрович Нечаев,до этого работавший в Вильно. После переезда в Самару его избрали директором вновь созданного педагогического института, одним из ведущих преподавателей которого был Павел Александрович Преображенский (1858-1942) – историк, археолог и этнограф. В дальнейшем судьбы этих двух людей оказались переплетены друг с другом самым невероятнымобразом.
Преображенский родился в Нижегородской губернии и окончил Казанскую духовную академию, где впоследствии получил степень кандидатабогословия.
В период между двумя русскими революциями он вступил в партию кадетов, а в марте 1917 года вошел в Самарский комитет народной власти, не прекращая при этом преподавательской деятельности. Здесь нужно сказать, что культурная общественность Самары даже при меняющихся режимах регулярно ставила вопрос о преобразовании педагогического института в университет. Большевистские власти города решение этого вопроса откровенно тормозили, ссылаясь на необходимость согласования с Москвой. Однако 8 июня 1918 года Самара оказалась занятой восставшим чехословацким корпусом, и вся власть в губернии перешла к Комитету членов Учредительного собрания (Комучу). Вот тогда, к удивлению многих, Комуч удовлетворил прошение ученых о создании Самарского университета «со всеми правами и преимуществами, российским университетам присвоенными». Постановление об этом было подписано 10 августа1918года.
Как и положено, 1 сентября вуз приступил к учебной и научной работе. Однако всего лишь через месяц после начала занятий он оказался в опале у большевистского режима. Красные вернулись в Самару 7 октября 1918 года, и распоряжением реввоенсовета была прекращена деятельность всех учреждений, созданных в период власти Комуча, в том числе и деятельность Самарского университета. Выяснилось, что коммунистическим лидерам требуются далеко не все университетские преподаватели, а только лишь те, чьи взгляды соответствуют марксистской идеологии.
Проверка на лояльность новому режиму «комучевских» служащих началась буквально в первую же неделю после восстановления в Самаре советской власти. Основанием для этого служил, прежде всего, сам факт сотрудничества людей с белогвардейцами и чешскими оккупантами. Можно себе представить, насколько малоприятной была эта проверка для профессоров Самарского университета. В частности, от Преображенского тогда потребовали, чтобы в будущем в его лекциях не упоминалось о Библии и об истории буржуазных государств, а история России, мол, должна начинаться не с Рюрика, а с марксистских кружков, на основе которых впоследствии образовалась РКП(б). Выслушав все это, Преображенский заявил, что он не считает марксизм предметом, достойным преподавания в университете, после чего был немедленно арестован и помещен в камеру самарскойтюрьмы.
Примерно в том же духе вел себя на допросе и профессор Нечаев. От ареста и тюремного заключения его тогда спасло только личное поручительство заведующего губернским отделом народного образования Владимира Тронина, который убедил чекистов, что недопустимо подвергать репрессиям ученого с мировым именем. Более того, с санкции Тронина уже 18 октября 1918 года делегация распущенного Самарского университета под руководством Нечаева отправилась в Москву с целью «пробить» восстановление вуза. Итогом поездки стал декрет Совнаркома от 21 января 1919 года об учреждении университетов в Самаре, Костроме, Смоленске, Астрахани и Тамбове. Так Самарский университет родился во второй раз.
Конечно же, во время визита в столицу Нечаев ни на минуту не забывал о профессоре Преображенском, который все это время находился в самарской тюрьме. Нечаеву удалось передать в приемную Совнаркома письмо на имя Ленина о злоключениях своего коллеги. И оно дошло до получателя, доказательством чему служит телефонограмма Ленина, опубликованная в 50-м томе его «Полного собрания сочинений» и адресованная Дзержинскому: «Сообщите основания ареста Павла Александровича Преображенского… а также сообщите мне, нельзя ли освободить Преображенского на поруки учительскомусоюзу».[7]
Самарский профессор вскоре после этого вышел на свободу, отсидев в тюремной камере более трех месяцев. А Нечаев тогда же был назначен первым ректором вновь образованного самарского вуза, однако сразу же подал прошение об отставке, причиной которой назвал свое несогласие с властямиповопросамидеологии.
А вот Преображенский все же счел возможным вернуться к преподаваниювуниверситете.
Профессор Нечаев после отставки еще на некоторое время задержался в Самаре, пока в сентябре 1921 года не переехал в столицу, где сразу получил должность профессора Московского государственного психоневрологического института, а в 1922 году стал его директором.
В том же году Нечаев был приглашен к перенесшему инсульт Ленину для психологического обследования.
По рассказам, после осмотра больного профессор с сожалением констатировал, что в случае с этим пациентом медицина оказалась бессильной.
А дальше история с двумя самарскими учеными становится еще более интересной. В 1924 году в Москве проходил II психоневрологический съезд, на котором Нечаев резко выступил против требования группы «коммунистических профессоров» о перестройке всей советской психологии на основе марксизма. Именно на этом съезде Нечаев познакомился с репортером ряда московских газет Михаилом Булгаковым, тоже врачом по образованию, который уже опубликовал первые главы романа «Белая гвардия» и работал над повестью «Роковые яйца». Нет никакого сомнения в том, что именно тогда Нечаев рассказал Булгакову о самарских злоключениях – как своих, так и Преображенского. И уже в 1925 году Булгаков выпустил в свет свою знаменитую повесть «Собачье сердце», где главный герой получил фамилию профессора, сидевшего в тюрьме за нелояльность к советской власти, а медицинскую специальность – от другого ученого, не боявшегося публично выражать свое несогласие с марксизмом.[8]

1.5 Последние годы жизни профессора Нечаева (семипалатинский период)

«Хорошим психологом может быть только тот, кто умеет хорошо наблюдать над самим собою»
А.П. Нечаев[9]

В 1935 году по навету А.П. Нечаев был осужден и сослан в Семипалатинск. Аресту предшествовала кампания клеветы и нападок в печати. На допросе у следователя Нечаев узнал, что ему предъявляется обвинение в проведении «фашистских взглядов», хотя не один факт, казалось бы, нельзя было подвести под это обвинение. Это видно из записей Нечаева, например, «В своем докладе я сообщил, что по моим исследованиям, проведенным в одной из московских школ, половина неуспевающих учащихся в сравнении с успевающими отличается более слабой памятью. Это было изложено в том смысле, будто , по моим словам, половина всех пролетарских детей отличается слабоумием.» [9]
Вывод: Нечаев в своих докладах проводит «фашистские взгляды» Судьба, видимо, «благоволила» к А.П. Нечаеву, роковым образом взорвав его жизнь в 1935 году, а не 1937 –м. Он получил пять лет ссылки, имея солидный «послужной список»: из дворян, учеба в Германии, участник международных конгрессов, переписка практически со всеми известными деятелями экспериментальной психологии Европы и Америки. Член многих иностранных обществ и редакций, беспартийный…
Пытался поддержать Нечаева ( или просто вел себя порядочно) в 1935 году академик И.П. Павлов.
В Семипалатинске А.П. Нечаев состоял научным руководителем областного Института физических методов лечения, консультантом психиатрической больницы, детской амбулатории, санатория для нервных детей, методистом и директором дома санитарного просвещения, а с 1944 года – профессором психологии и заведующим кафедрой педагогики педагогического института. Здесь он закончил свой научный труд «Система психофизиологических синдромов», над которым работал фактически сорок лет.
В 1944 году А.П. Нечаев утвержден ВАК СССР в степени доктора педагогических наук. В 1946 году его кандидатура выдвинута в действительные члены АПН РСФСР. Награжден медалью За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Арест очень сильно ударил по Нечаеву: он все время чувствует боль, которая угадывается во всем, даже в его стихах. Если в 1898 году им издана первая часть поэмы «Сократ» ( «Пир»), то теперь, в 1936 году, перелагая на стихи диалоги Платона и повествуя о жизненной драме Сократа, он пишет еще две части поэмы – «Суд» и «Смерть», показывающие, что этот мужественный человек не сломлен:

Поверьте, не дрогну в последний мой час,
Свой жизненный путь совершивши
Ведь я, умирая, счастливее вас,
Меня без вины осудивших.[5,154]

Не чувствуя вины, Нечаев пишет прошение о пересмотре дела. В нем есть и такие строки: «Я до конца испил чашу моих испытаний, прожив пять лет в тяжелом для меня климате Семипалатинска, вдали от нудных мне научных учреждений, без общения с товарищами по специальности и необходимой литературы. Моя семья была выброшена из московской квартиры. Все имущество пришлось продать за бесценок. Жена, разделившая со мной ссылку, не выдержала сибирского климата и умерла. Мое собственное здоровье расстроено. Вступив в восьмой десяток лет жизни, с подобным здоровьем, я получил, наконец, справку об отбытии срока ссылки. Но тяжесть обвинения в контрреволюционной агитации все-таки продолжает тяготеть надо мной и пачкать мое честное имя, несмотря на то, что за эти годы все три доносителя выступавшие против меня с клеветническими обвинениями (Шпильрейн, Майергофер и Бобровников), сами были признанны НКВД врагами народа, не засуживающими никакого доверия. Обстоятельства, сопровождавшие мой арест, ясно показывают, что мои клеветники в своих действиях против меня преследовали личные и вредительские цели. Прилагая при этом более подробное изложение дела, прошу Вас, товарищ Нар. Ком., пересмотреть его. Твердо надеюсь, что близкое знакомство с моим делом позволит Вам его совершенно аннулировать, целиком восстановив мою научную и общественную репутацию» [10]
Он не хотел оставаться в Семипалатинске навсегда, надеясь, что получит реабилитацию и сможет вернуться в Москву или Ленинград, продолжив научную деятельность. В его дневнике есть такие строки: «Земля казахская никогда не станет мне родной, может быть, потому, что столько горя сопутствовало переезду сюда. Но за ее умение принять, обласкать и обогреть любого, за ее суровую, но беззаветную любовь и я люблю ее как-то по-особенному, со щемящей грустью и болью» [11]
В ссылке Нечаева поддерживали письмами его ученики, друзья. Например, известный писатель В.Г. Ян писал Нечаеву: «Мне очень жаль, что я не получил Вашего замечательного по мысли и по форме «Пира», но я его читал в Ленинской библиотеке и решил, если не получу от вас, переписать его собственноручно, чтобы иметь у себя на полке среди любимых книг. Ваш искренне любящий. В. Янчевецкий-Ян»
Ученики Нечаева, работники Ленинградского ИУУ (Института усовершенствования учителей), Серебренниковы писали ему в 1946 году: «Дорогой Александр Петрович!... Мы вспоминаем ваши лекции по педагогической психологии с особенным удовольствием. Более интересных лекций по психологии в дальнейшем нам не приходилось слышать. Вы дали нам хорошую педагогическую зарядку, которая помогала нам в работе всю жизнь. Мы всегда вспоминаем нашу Педагогическую академию, нашу школу (коммерческое училище), как самые яркие моменты, которые ничто не могло изгладить из памяти, Мы радуемся, что Вы продолжаете Вашу плодотворную деятельность, что Вы восторжествовали над всеми трудностями, выпавшими на Вашу долю. Вы дороги нам и как ученый, и как человек, сумевший пронести свой моральный облик, свою любовь к науке через все превратности судьбы…»[12]
Александр Петрович Нечаев так и остался навечно «жителем нашего города». «Земля казахская» все же стала ему родной, приняв его после смерти. К сожалению, его могила на кладбище в районе силикатного завода уже утеряна ( как и могила его жены), найти ее теперь уже не представляется возможным. Но память о нем должна жить. Имя А.П. Нечаева нуждается в реабилитации, наследие же его поможет нам в осознании того, что в системе человеческих ценностей одно из главных мест занимает интеллект, порядочность, честность. О таких людях надо помнить! «Нельзя лишать народ истории, его прошлого, - говорил Нечаев. – Нельзя идти вперед, ничего не оставив позади» [13]

Глава 2. Математик от Бога.

2.1. Краткая биография Т.И. Аманова.

Тулеубай Идрисович Аманов родился 25 августа 1923 г. в ауле Курмангожа Жана-Семейского района Семипалатинской области в семье крестьянина.
В 1940г. окончил среднюю школу в Семипалатинске и поступил на физико-математический факультет КазГУ. В августе 1941г. был призван в Красную Армию, позднее откомандирован в Ленинский райвоенкомат г. Семипалатинска. В ноябре 1941г. поступил на 2-й курс физико-математического факультета Семипалатинского педагогического Института. В январе 1943г. был зачислен курсантом в Алма-Атинское пехотное училище а затем отправлен гвардии рядовым 310-й стрелковой дивизии Второго Украинского Фронта. В октябре того же года был тяжело ранен. В феврале 1944г. Аманов Т.И. был выписан из госпиталя и демобилизован. В марте 1944г. экстерном окончил физико-математический факультет Семипалатинского педагогического Института им. Н.Крупской. Преподавал высшую математику, физику, философию, немецкий язык.
В 1950г. поступил и в 1953г. успешно закончил аспирантуру Математического Института им. В.А.Стеклова под руководством академика С.М.Никольского. В том же году защитил кандидатскую диссертацию “Теорема вложения для дифференцируемых функций многих переменных и ее приложения в математической физике”.
В 1967 году Аманов Т.И. защитил докторскую диссертацию “Пространства функций с доминирующей смешенной производной”.
С 1971 г. Т.И.Аманов – профессор Казахского Госуниверситета. В 1972г. был избран членом-корреспондентом Академии Наук Казахской ССР.
Т.И.Аманов был одним из крупных специалистов в области теории функций и функционального анализа. Развивая теорию пространств Соболева и Никольского, Т.И.Аманов ввел новое пространство – пространство функций с доминирующей смешенной производной и создал его замкнутую теорию Его плодотворная научная работа успешно сочеталась с научно-организаторской деятельностью: с октября 1970г. до последнего дня своей жизни Тулеубай Идрисович Аманов был директором Института Математики и Механики АН КазССР. На кафедре дифференциальных уравнений КазГУ читал базовые и специальные курсы.
Вместе с академиком А.Д.Таймановым в 1972г. он организовал Республиканскую физико-математическую школу.
Под руководством Т.И. Аманова защищено 10 кандидатских диссертаций. Основные результаты опубликованы в более 50 научных статьях и монографиях.
Аманов Т.И. скончался 21 июня 1978г.[14]
Таковы официальные строки биографии выдающегося ученого –математика, внесшего огромный вклад не только в казахстанскую науку, но и в мировую. Конечно, мы, семейчане, гордимся, что столь известный ученый - наш земляк, родившийся на нашей земле, получивший основное образование в нашем регионе, живший и работавший в нашем родном городе, достиг таких высот, продвинул математическую науку на более высокий уровень, сделал выдающиеся открытия, практические ценности которых используются сегодня на благо Казахстана и будут использоваться еще, возможно, не одним поколением.
Вот посмотрите список его фундаментальных работ, которые и на сегодняшний день не утратили своей актуальности и практической ценности:

 Аманов Т.И. «Пространства дифференцированных функций с доминирующей смешанной производной». Издательство «Наука» КазССР, Алма-Ата, 1976;
 Аманов Т.И. «К теореме вложения для дифференцируемых функций многих переменных» – ДАН СССР, 1953, т. 88, №1;
 Аманов Т.И. «К решению бигармонической задачи» – ДАН СССР, 1953, т. 88, №3;
 Аманов Т.И. «Граничные функции классы H_p^r» – Известия АН СССР. Сер. матем., 1955, т. 19, №1;
 Аманов Т.И. «К решению бигармонической задачи» – ДАН СССР, 1957, т. 113, №4;
 Аманов Т.И. «Теоремы представления и вложения для функциональных пространств SB» – Труды МИАН СССР, 1965, т. 77;
 Аманов Т.И. «Исследование свойств классов функций с доминирующими смешанными производными. Теоремы представления, вложения, продолжения и интерполяции. Автореф. докт. Дис. Новосибирск, 1967.

И это еще не все его работы. В приложении есть фотографии списков научных трудов, которые он написал в соавторстве, в результате исследовательской деятельности, в ходе преподавательской работы, для публикации в печати. [15]

2.2. Становление личности.

Тулеубай Идрисович Аманов родился 25 августа в ауле Курмангужа Новопокровской волости Семипалатинского уезда Семипалатинской губернии Казахской АССР в крестьянской семье Идриса и Бахит Амановых. Отец его впоследствии стал железнодорожным рабочим, участвовал в Великой Отечественной войне, вышел на пенсию по возрасту и умер в преклонном возрасте, пережив своего старшего сына на семь лет.
В семье Амановых ,кроме Тулеубая, были еще его сестра Нурхия и младший брат Ануарбек. Все дети Амановых получили высшее образование и занимали впоследствии руководящие должности: сестра – в строительстве.
По свидетельству очевидцев школьных лет среди своих сверстников Тулеубай выделялся общительным, жизнерадостным характером, любил поэзию, музыку, активно участвовал в художественной самодеятельности, очень много читал. Он сам сочинял стихи, любил их читать в кругу родных и друзей. Все классы средней школы заканчивал с похвальной грамотой. Обладая разносторонними талантами, он принимал активное участие в составе агитбригад ( в частности, его направляли с агитбригадой в Урджарский район)
Окончив среднюю школу в 1940 году в городе Семипалатинске, Т.И. Аманов поступил в том же году на физико-математический факультет Каз ГУ, где ему удается окончить лишь первый курс.

2.3 . Опаленный войной.

В августе 1941 года восемнадцатилетнего студента призывают в армию и направляют на краткосрочные военные курсы САВО в город Чирчик, и после прохождения их, его, как резервника, направляют в распоряжение военного комиссариата города Семипалатинска. Здесь Тулеубай с ноября 1941 года продолжает свое образование на физико-математическом факультете Семипалатинского пединститута. Однако через год его учеба в вузе снова прерывается. В январе 1943 года его направляют в Алма-Атинское пехотное училище, после чего в августе того же года отправляют на фронт. Там он был зачислен в 310-й гвардейский стрелковый полк 110 стрелковой дивизии Второго Украинского фронта. В войне Т.И. Аманов участвует в составе полковой роты боевых расчетов противотанковых ружей.
Тулеубай Идрисович попадает в одну из наиболее горячих в то время фронтовых участков. «30 сентября войска 2-го Украинского фронта, форсировав Днепр, захватили плацдарм на западном берегу до 30 километров по фронту и до 15 километров в глубину. Такая позиция вполне обеспечивала развитие удара главной группировки»[16] – читаем мы в «Воспоминаниях Г.К. Жукова. А в одном из документов из архива Т.И. Аманова, написанном его рукой в 1944 году читаем, что дивизия, в составе которой он воевал « свои боевые действия начала 29 сентября 1943 года форсирование Днепра в районе Кременчуга. З0 сентября штурмовали село Кунцеваловку Онуфриевского района района Кировоградской области У ССР. Но село не могли взять. 1-го октября, на рассвете, с южной стороны, обходным движением, ворвались в село Кунцеваловку. Заняли половину села, другая половина осталась у немцев».[17 ] В этих боях 6 и 7 октября расчет Т. Аманова огнем ПТР подавил пулеметную точку и вывел из строя противотанковую пушку противника. В этих же боях Аманов был тяжело ранен в ногу осколком артиллерийского снаряда. Это произошло 8 октября. За успешные действия в этих боях Т. Аманов и ряд его боевых товарищей ( один из них тоже казах – Сейсе Тургембаев) были представлены к правительственной награде. Но отправленный тут же в полевой госпиталь, затем в тыловой госпиталь, Т. Аманов и его боевой орден разминулись на дорогах войны.
Пролежав в военном госпитале четыре месяца, снятый с военного учета как инвалид, Т.И. Аманов возвращается в феврале 1944 года в родныекрая.
Непродолжительная военная эпопея навечно оставила в нем свои неизгладимые следы: он немного прихрамывал при ходьбе, и боли в ноге никогда не оставляли его.

2.4. Служение науке.

Опаленный войной, но не сломленный духом, двадцатиоднолетний Тулеубай Аманов с еще большим жизнелюбием возвращается к своей мирной профессии. Весной того же 1944 года, сдав экстерном экзамены по программе пединститута, завершает свое высшее образование. Молодого специалиста фронтовика тут же назначают деканом физико-математического факультета. На этой должности он остается до 1949 года, одновременно работает преподавателем, затем старшим преподавателем кафедры высшей математики. Нехватка педагогических кадров вынуждает молодого декана самому осваивать и вести также нематематические курсы, лично участвовать в организации различных студенческих кружков. В 1950 году, когда с кадрами стало полегче, Т. И. Аманов на три года оставляет институт и направляется в аспирантуру в Москву, в Математический институт имени В.А. Стеклова АН СССР. С этого момента начинается и уже больше не прерывается его творческая связь с московской школой теории функций.
Научным руководителем Аманова по аспирантуре был профессор Сергей Михайлович Никольский, всемирно известный математик. Защита диссертации состоялась в 1953 году на Ученом совете МИАН СССР. Наставник не раз отзывался о своем ученике с большим уважением, подчеркивал его талант в изучении математики.
После аспирантуры, в течение последующих десяти лет, Т.И. Аманов продолжает работать в Семипалатинском пединституте, занимая должность заведующего кафедрой высшей математики, зам. Директора ( проректора) по учебной и научной работе. В это время он избирается депутатом и членом Семипалатинского городского совета, горкома партии, курируя в них вопросы образования. В этой связи он занимается и вопросами методики преподавания в школе и вузах – об этом свидетельствуют объемистые рукописные материалы (к сожалению, не систематизированные и не опубликованные). В этот период он продолжает развивать тематику аспирантских работ.
В начале этого периода в жизни Тулеубая Идрисовича произошли знаменательные события – в 1954 году он женился на Нурсипат Оразмухамедовне Смаиловой и в последующие годы молодая их семья праздновала рождение Нурлана, Нургуль, Серика и Тулеугуль. Все дети Т.И. и Н.О. Амановых впоследствии пошли по стезе своих родителей и стали учеными математиками.
В феврале 1963 года Т.И. Аманов переходит на должность старшего научного сотрудника кафедры высшей математики и на три года прикомандировывается в Москву в Математический институт им. Стеклова АН СССР. Результатом этой работы была защита докторской диссертации в 1967 году на Ученом Совете Института математики СО АН СССР. Результаты, полученные в докторской диссертации систематически изложены им в его монографии «Пространства дифференцируемых функций с доминирующей смешанной производной».
Весной 1968 года Т.И. Аманов был приглашен в Институт математики и механики Академии наук Казахской ССР., где организовал новую Лабораторию функционального анализа и теории функций и одновременно был назначен заместителем директора института. С этих пор начинается бурное развитие теории функций в республике.Началась интенсивная подготовка специалистов по различным направлениям математики. Работы Аманова стали публиковаться в республиканских и союзных изданий, в трудах конференций и симпозиумов.
Под его личным руководством за эти годы защитили кандидатские работы около полутора десятка аспирантов и соискателей.
Особо следует отметить крупные математические форумы, происходившие в Алма-Ате по инициативе Тулеубая Идрисовича и при его активном участии во всех вопросах их организации и проведения. Всесоюзный симпозиум по теоремам вложения, Совместный Советско-Чехословацкий симпозиум имели благотворное влияние на молодую математическую школу Казахстана. Ведь были налажены широкие контакты с зарубежными учеными, исследовались новые темы, расширялась база современной математической науки. Только благодаря обаянию и авторитету Т.И. Аманова местом проведения столь авторитетногофорумабылвыбрангородАлма-Ата.
В кругу российских математиков, знавших его, Тулеубай Идрисович всегда пользовался большим уважением. Интересно в этой связи привести письмо академика С.Л. Соболева: «Поддерживаю кандидатуру тов. Аманова в члены-корреспонденты Академии наук Казахской ССР. Хорошо знаю исследования Аманова по теориям вложения, по теории уравнения в частных производных и смежным вопросам. В его лице казахская Академия наук приобретает активно работающего математика, хорошего знатока большой и важной области математического анализа, имеющего в ней интересные и глубокие самостоятельные творческие достижения. Академик Соболев. 15 мая 1969 года.»[18]

2.5. «Я буду жить, пока обо мне будут помнить…»

Многогранная деятельность Т.И. Аманова, ученого, педагога, организатора оборвалась в самом зените ее активности. Наверное, сердце ученого не выдержало пережитого, да и просто постоянная занятость не давала выдающемуся ученому заняться своим здоровьем.
С его уходом из жизни математическая наука Казахстана понесла ощутимый урон. Но дело, которое он начал и которому он посвятил свою жизнь, продолжается. Сейчас во всех крупных центрах Республики есть хорошие специалисты и даже целые школы, успешно работающие в области теории функций и функционального анализа. В его родном ауле и в городе Семее именем Т.И. Аманова названы школы, где он учился. Его именем была названа одна из улиц нашего города ( на которой стоит средняя школа № 25), которая , к великому сожалению, была переименована в улицу Кайжаубайулы, что я считаю большой несправедливостью. Отрадно, что к семидесятилетию со дня рождения ученого в доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Становится традицией проведение научных конференций, посвященных его памяти. На его могиле всегда живые цветы от благодарных потомков и учеников. Нынешнее поколение продолжает его дело и хранит память о нем. Наверное, Тулеубай Идрисович в какой-то мере был провидцем, когда говорил своим близким: «Я буду жить, пока меня будут помнить…»


Заключение.

Вот так переплелись судьбы двух выдающихся ученых, которые жили на нашей родной земле. Одного, объездившего полмира, приняла она, наша «малая Родина», помогла оправиться от удара, обласкала по-своему и дала «вечное пристанище». Другой родился здесь, вырос, окреп, расправил крылья, достиг высот, вышел на мировой уровень, и снова вернулся, чтобы его помнили… Они разные - эти судьбы. Но общее в них то, что серебряной нитью связались их имена в памяти благодарных потомков. И как бы ни было неумолимо время, яркий пример двух личностей, выдающихся ученых будет с нами всегда как эталон, к которому нужно стремиться. Их имена навсегда останутся в истории нашего родного города. Такие люди не растворяются навсегда!

Литература
1. https//ru wikipedia.org./wiki/ Нечаев

2. Никольская А.А. А.П. Нечаев: Жизненный и творческий путь. Сайт журнала «Вопросы психологии» www.voppsy.ru/journals_all/issues. 1997.с. 14-15

3. www.voppsy.ru/journals_ all/issues. 1997.
4. Введенский А.И. Об экспериментальной дидактике А.П. Нечаева., СПб., 1901. с. 48
5. www.voppsy.ru/journals_all/issues.1997 Нечаев А.П. Ответ проф. А.И. Введенскому. СПб., 1902.с. 34

6. РомановА.А .А.П.Нечаев: у истоков экспериментальной педагогики. М., Изд-во РОУ, 1996., с. 28-29,139,154.

7. http//elib.gnpbu.ru/text/1996 Письмо А.П. Нечаева народному комиссару. Архив Г.Б. Аккермана. с.21

8. Ленин В.И. ПСС, т. 50, с 167

9. http://tainy.info/personalia/professor-preobrazhenskij Валерий Ерофеев. Профессор Преображенский, его друзья и враги. 2014 .

10. http//elib.gnpbu.ru/text/1996. Письмо к К. Марбе от23.10.1936 г.с.6

11. http//elib.gnpbu.ru/text/1996. Письмо А.П. Нечаева народному комиссару. Архив Г.Б. Аккермана. с. 23

12. http//elib.gnpbu.ru/text/1996. Дневник А.П. Нечаева. Архив Г.Б.Аккермана.с. 38

13. http//elib.gnpbu.ru/text/1996. Письмо А.П. Нечаеву от Серебрянниковых. Архив Г.Б. Аккермана. с. 67

14. http//elib.gnpbu.ru/text/1996. Письмо А.П. Нечаева В.Г. Янчевецкому-Яну. Архив Г.Б. Аккермана. с. 81

15. math kz.narod.ru/amanov.htm. Биография Т.И. Аманова

16. ≤sandjar65/amanov≥ Из личного архива Т.И. Аманова. с.2
17. Жуков Г.К. Вопоминания. т.2, с 179

18. ≤sandjar65/amanov≥ Из личного архива Т.И. Аманова, с. 5

19. ≤sandjar65/amanov≥ Из личного архива Т.И. Аманова, с. 8
Г
Категория: Творческие проекты учащихся | Добавил: WEGA (2014-12-13) | Автор: Галина Великанова E
Просмотров: 1805 | Комментарии: 3 | Теги: исследование, краеведение, ученые Семипалатинска | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 1:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru