Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

Возьмемся за руки друзья
«Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке!»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная Б.Ш. Окуджаве


Цель: познакомить учащихся с жанром авторской песни, вызвать интерес к поэзии Булата Шалвовича Окуджавы.
Оборудование: портрет Б. Окуджавы, сборники его прозы и поэзии, плакаты с цитатами, ставшими «крылатыми сло¬вами», магнитофонные записи песен в исполнении автора.
Поэты не гибнут, а гаснут, как солнца. Лучи их бегут сквозь столетья и дали. Полночной порою к нам свет их несется, Который при жизни они расплескали.
Ю.Озга-Михальский


В конце 50 — начале 60-х годов XX века в I русской литературе произошёл поэтичес¬кий бум, «бесконвойный» выход поэзии на эстраду, возобновление лирики как голоса эпохи. «Громкими» лириками стали такие поэты, как Ев¬гений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, русская поэзия вырвалась на площади, в залы, на стадионы, она была ориенти¬рована на ломку старого, в ней звучали «антикультовские» мотивы, критиковались ритуалы и обы¬чаи советской эпохи, помпезность, лакировка.
Как альтернатива эстрадной поэзии появи¬лось новое параллельное русло — авторская песня. Её создали «поющие поэты» — авторы стихов и музыки своих песен, являвшиеся од¬новременно их исполнителями, как правило, под аккомпанемент гитары. Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в узком кругу. Со временем эти авторы начали выступать с публичными концертами, их песни распространялись с помощью магнитофонных записей. Поющих поэтов стали слушать — и петь их песни — тысячи людей.
Начались споры о том, как назвать новое об¬щественно-художественное явление: самодея¬тельная песня,— бардовская — авторская. По¬следнее понятие дожило до нашего времени вошло в справочники. Один человек выступает| трех лицах: автор стихов и музыки, исполнитель- вот признак этого культурного феномена. А доминантой в авторской песне является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, манера исполнения. И оценивается автор песня в зависимости от качества стихотворного текста. Авторская песня явилась одной из противостояния мыслящей части общества существующему режиму. Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта об обществе, в котором нормой станут права личности, свобода слова. Именно эти черты авторской песни вызывали неудовольствие у представителей тоталитарного государства, они ненавидели автора, который без спроса и без разрешения «сверху» делится с другими людьми своими мыслями.
С конца 60-х годов авторская песня вынуждена перейти на полулегальное положение. Её вытеснили из эфира, почти не пускали на телеэкран Проповедовать авторскую песню было небезопасно, это требовало определенного гражданского мужества, но творчество поэтов-бардов не умирало, напротив, всё новые люди вставали в их ряды.
Авторская песня доперестроечного времени выдержало проверку «по гамбургскому счету» и во много спасло честь русской поэзии. Благодаря творчеству бардов годы «застоя» не превратилась для поэзии в целом в мировую полосу.
Оказалось на поверку, что людям нужнее ин¬тонация задушевного общения, беседы, не ло¬зунги, а мысли о единственности и неповтори¬мости каждой человеческой жизни, нужна ситу¬ация диалога, сопереживания.




Патриархом авторской песни по праву стал Булат Шалвович Окуджава.
Окуджава — один из оригинальных поэтов XX века. Он родился 9 мая 1924 года в Москве, на улице Большая Молчановка. До 1940 года жил на Арбате. Арбат в лирической системе поэта стал символом мира, добра, человечности, благо¬родства, культуры, исторической памяти — всего, что противостоит войне, жестокости и насилию.
(Звучит песня «Ах, Арбат, мой Арбат...»)
В 1937 году отец поэта, крупный партийный работник, был арестован, а потом расстрелян.
Мать была сослана в карагандинский лагерь, а Булату едва удалось избежать отправки в детс¬кий дом в качестве «сына врага народа».
Стоит задремать немного,
сразу вижу Самого.
Рядом, по ранжиру строго,
собутыльнички его.
Сталин трубочку раскурит —
станут листья опадать.
Сталин бровь свою нахмурит —
трем народам не бывать.
<...>
Вот эпоха всем эпохам!
Это ж надо — день ко дню,
пусть не сразу, пусть по крохам,
Обучала нас вранью.
И летел усатый сокол,
целый мир вгоняя в дрожь.
Он народ ценил высоко,
да людей не ставил в грош.
<...>
Чем история богата,
тем и весь народ богат...
Нет, вы знаете, ребята,
Сталин очень виноват.
1961
В 1942 году Окуджава ушёл на войну добро¬вольцем, был минометчиком, пулемётчиком, связистом. Вот как с присущей ему иронией на¬писал он позднее об этом времени в стихотво¬рении «Душевный разговор с сыном»:
Когда на земле бушевала война
и были убийства в цене,
он раной одной откупился сполна
от смерти на этой войне.
Когда погорельцы брели на восток
и участь была их горька,
он в тёплом окопе пристроиться смог
на тёплую должность стрелка.
1974
После демобилизации в 1945 году Окуджава оканчивает школу и поступает на филологичес¬кий факультет Тбилисского университета. Тогда и родилась его первая песня:
Неистов и упрям, гори, огонь, гори. На смену декабрям приходят январи. Нам все дано сполна — и горести, и смех, одна на всех луна, весна одна на всех....
1946

Вот как вспоминал об этом сам поэт: «Первая песня появилась у меня почти случайно...Я ре¬шил написать студенческую песню, т.к. писал стихи. И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам. Получилась песенка. Друзья её подхватили».
(Звучит «Песенка о ночной Москве»). А вот ещё одна «Песенка» (чтец):
Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь как человек.
После окончания университета Окуджава ра¬ботает учителем русского языка в Калужской области.
В 1956 году в Калуге выходит в свет его пер¬вый сборник «Лирика», он переезжает в Москву, куда после реабилитации вернулась мать. Поэт работает в издательстве «Молодая гвардия», в «Литературной газете».
Вскоре в кругу московских литераторов при¬обрели известность многие песни Окуджавы, с 1959 года он стал исполнять их публично*. Песни записывались на магнитофоны — их пела вся страна.
Успех пришел к Окуджаве потому, что он об¬ращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности. Предметом поэзии в его мире стала обыденная, повседневная жизнь.
«Война всё время со мной: попал на неё в мо¬лодое, самое восприимчивое время, и она вош¬ла в меня очень глубоко...», — писал Окуджава.
В 1957 году он написал «Песенку о Лёньке Королеве», воссоздав в ней образ людей своего поколения, защитников Родины, и обессмертив своих героев-ровесников.
(Звучит «Песенка о Леньке Королеве».) А вот какова предыстория этой песни: «У нас на Арбате жил Ленька Гаврилов, рыжий, очень милый парень. Он совсем не был "королем", но мне было ужасно жалко, когда он погиб. Его смерть казалась обидной, нелепой, и я дал его имя герою моей песни». Ленька Королев при всей своей достоверности — не реальное лицо, а художественный образ, достаточно далеко отстоящий от жизненного прототипа.
Замечательно, что в песне соединены разго¬ворность и напевность — ив этом проявилось новаторство Окуджавы. Он ввел в поэзию сти¬листику и интонацию диалогической речи, вир¬туозно использовал обыденно-прозаические обращения и вводные слова (уж извините, вино¬ват). Случайные оговорки, неуместные, каза¬лось бы, в трагическом контексте бытовые под¬робности (по делам или так, погулять) контраст¬но оттеняют звучащую в песне боль и становятся в тексте эмоциональными кульмина¬циями. А напевность гармонизирует все словес¬ные сдвиги и контрасты и создает эффект прос¬ветления, катарсиса.
«Война — это тяжелая, кровавая работа», — утверждал поэт, принадлежавший к поколению тех, кто «видел собственную кровь на поле боя». И автор, и Ленька Гаврилов, и Ленька Королев честно выполнили с оружием в руках свой долг перед Отчизной. Но поэт знал, что человек при¬ходит на эту землю не чтобы воевать, а чтобы жить. И Окуджава — вслед за Львом Толстым — сделал точкой отсчета мир, мирную жизнью. Не случайно в песне 1958 года «До свидания, маль¬чики» война удостаивается весьма нелестного эпитета — «подлая». В молодежи военного поко-ления часто подчеркивались «овзросленность» и жертвенность, писатели и поэты часто не заду¬мывались, сколь молоды были многие участники войны, как рано оборвались тысячи юных жиз¬ней. И поэтому песенный рефрен Окуджавы «До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад!» прозвучал с поразительной человечностью и поэтической новизной.
С годами поэзия Окуджавы становилась бо¬лее философичной. Он продолжил путь в глуби¬ну поэтического слова, находя новые связи между своими ключевыми образами, такими как «душа», «любовь», «надежда», «дорога», «вера», «судьба», «женщина», «музыка».
Окуджаве в высокой степени присуще умение подать слово крупным планом, развернуть в сти¬хотворении весь смысловой и эмоциональный спектр оттенков значения этого слова. Рассмот¬рим в качестве примера художественную роль слов «Любовь» и «Надежда» в текстах Окуджавы.
— Чем интересны эти имена существительные с точки зрения лексического значения, смысла?
(У них имеются «двойники» — имена собственные — женские имена).
Окуджава извлек из этой двойственности пронзительный и многозначный лирический эф¬фект. В «Песенке об Арбате» звучит «От любови твоей вовсе не излечишься...»
— Вы чувствуете нарушение лингвистичес¬кой нормы? Просклоняйте слово «любовь» и имя «Любовь»!


(Учащийся склоняет)
Лингвистическая норма требует у существи¬тельного нарицательного в родительном паде¬же «Любви», но у Окуджавы склонение сущест¬вительного нарицательного совпадает со скло¬нением существительного собственного. Это солецизм, т.е. нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка без ущерба для значения данного слова или вы¬ражения. В «Песенке кавалергарда», звучащей в фильме «Звезда пленительного счастья», вновь встречаем «Не обещайте деве юной лю-бови вечной на земле». Значит, это художест¬венно значимое, а не случайное отклонение от нормы. Это неправильный языковой оборот как элемент стиля, присущий авторской песне, од¬на из жанровых особенностей. Но существует и историческая традиция этого солецизма:
И любови цыганской короче
Были страшные ласки твои... А. Блок. «К Музе»
Это говорит о прочной укоренённости Окуд¬жавы в русской поэзии, и о том, что его поэти¬ческие вольности прочно опираются на муд¬рость самого русского языка.
С кем идет диалог в песне «Три сестры» — с женщиной? Или с верой, надеждой, любовью в значении существительных нарицательных? С конкретным образом или символом? Логичес¬кая раздвоенность создает мощный эмоцио¬нальный эффект:
Опустите, пожалуйста, синие шторы. Медсестра, всяких снадобий мне не готовь. Вот стоят у постели моей кредиторы молчаливые: Вера, Надежда, Любовь.
Раскошелиться б сыну недолгого века, да пусты кошельки упадают с руки... Не грусти, не печалуйся, о моя Вера, — остаются ещё у тебя должники!
И ещё я скажу и бессильно и нежно, две руки виновато губами ловя:
— Не грусти, не печалуйся, матерь Надежда, — есть еще на земле у тебя сыновья!
Протяну я Любови ладони пустые, покаянный услышу я голос её:
— Не грусти, не печалуйся, память не стынет, я себя раздарила во имя твоё.
Но какие бы руки тебя не ласкали, как бы пламень тебя не сжигал неземной, в троекратном размере болтливость людская за тебя расплатилась... Ты чист предо мной!
Чистый-чистый лежу я в наплывах рассветных, перед самым рождением нового дня... Три сестры, три жены, три судьи милосердных открывают последний кредит для меня.
1959
В 1963 году написана была «Песенка о ноч¬ной Москве», где встречаются вновь слова «на¬дежда» и «любовь», там создают они новый сим¬волический сюжет.
И вечно в сговоре с людьми
Надежды маленький оркестрик
под управлением любви — это выражение стало фактом русского языка, неощутимой сде¬лалась граница между словами «надежда» и «любовь» и суховатым сочетанием «под управ¬лением».
В 1963 году Окуджава написал «Молитву». Поначалу его стихотворение-песня имело заг¬лавие «Молитва Франсуа Вийона», т.к. в 60-е го¬ды советским поэтам обращаться к Богу катего¬рически запрещалось, и для публикации прихо-дилось использовать маску легендарного французского поэта.
(Ученик читает «Молитву». Звучит песня)
Как тонко сочетает Окуджава веру в справед¬ливость мироустройства и тревожное сомнение в этой справедливости:
...как верит солдат убитый, что он проживает в раю.
Пафос «Молитвы» — в утверждении уникаль¬ной ценности каждого, любого человека. А реф¬рен «И не забудь про меня» — никого не оставля¬ет равнодушным, потому что лирическое «Я» под¬разумевает и автора, и читающего, и любого собеседника. Лирическое «Я» у Окуджавы не эго¬центрично, не утверждается за счет других, и иде¬ал человеческой общности у него не толпа, не ста¬до, а союз, братство свободных людей. Послуша¬ем «Старинную студенческую песню» 1967 года!
(Ученик читает)
Слова «Возьмемся за руки, друзья» стали крылатыми, нередко звучат они в устной и га¬зетной полемике как призыв к единству, к соли¬дарности. Эта песня Окуджавы стала своеоб¬разным гимном российской интеллигенции 2-й половины XX века. Она сохраняет актуальность и доныне, в духовно-политической ситуации XXI века. Стоит отметить, что призыв «Возьмемся за руки, друзья!» с каждой строфой становится все более глубоким; для современников Окуджавы

опасность «пропасть поодиночке» в 60-е годы была вполне реальной.
В песне звучит мысль о том, что человек при любых обстоятельствах должен сохранить неза¬пятнанной свою честь — «перья белые свои по¬чистим». Каждый человек должен «жить не по лжи», достойно пройти свой жизненный путь, хранить верность традиционным идеалам гума¬нистической культуры.
В 1975 году родилась отнюдь не приторная, отнюдь не слащавая «песенка» под названием «Пожелание друзьям», в котором поэт щедро делится своей мудростью со всеми нами.
(Ученик читает «Пожелание друзьям».)
Лирический герой Булата Окуджавы — всег¬да романтик, в чьи бы уста ни были вложены его слова — убеленного ли сединами фронтовика, не знающего ли жизни юноши.
(Звучит песня «Капли Датского короля»).
Голос Булата Окуджавы не умел фальшивить, он умел подарить людям надежду:
В земные страсти вовлеченный, я знаю, что из тьмы на свет однажды выйдет ангел черный и крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый, прекрасный, как благая весть, идущий следом ангел белый прошепчет, что надежда есть.
Вы, ребята, наверное, держали в руках сло¬варь «Крылатые слова» под редакцией Ашукиных. Что это за словарь? Почему он так называется?
(Ответы ребят)
«Крылатыми» слова становятся не потому, что попадают в словари, а потому, что перелета¬ют от одного сердца к другому, обладают смыс¬ловой насыщенностью, афористическим блес¬ком, содержат сердечный жар.
А какие строки Булата Окуджавы достойны занять место в этом словаре?
Ответы ребят:
• «Мы за ценой не постоим».
• «И, значит, нам нужна одна победа».
• «Возьмемся за руки, друзья».
• «До свидания, мальчики».
• «Давайте говорить друг другу комплименты».
• «Не оставляйте стараний, маэстро».
• «Каждый пишет, как он дышит».
• «Надежды маленький оркестрик».• «Будь здоров, школяр».
• «Ваше Величество Женщина».
• «Что-то дождичек удач падает нечасто».
• «Чем ближе к небесам, тем ненаглядней твердь».
Окуджава — автор многих песен, звучащих в кинофильмах. Вспомните фильм «Белое солн¬це пустыни» и песенку из него («Ваше благоро¬дие...» Это песенка Окуджавы! Даже в фильме, созданном в 2003 году, «Спас под березами» звучит песня Окуджавы «Песенка о пехоте», на¬писанная в далеком теперь уже 1962 году.
Русский поэт Булат Шалвович Окуджава не был проповедником агрессивности, он проти¬востоял оскудению, огрублению человеческой души. Он всегда настраивал своё сердце на лю¬бовь.
(Тихо, постепенно нарастая, начинает звучать «Грузинская песня». 1967г.).
(Ведущий говорит на фоне музыки):
Земная тропа Булата Шалвовича Окуджавы оборвалась 1 июня 1997 года.
Золото поэзии Булата Окуджавы остается с нами.
У поэта соперников нету ни на улице и ни в судьбе. И когда он кричит всему свету, это он не о вас — о себе.
Руки тонкие к небу возносит, жизнь и силы по капле губя. Догорает, прощения просит: это он не за вас — за себя.
Но когда достигает предела и душа отлетает во тьму... Поле пройдено. Сделано дело. Вам решать: для чего и кому.
То ли мед, то ли горькая чаша, то ли адский огонь, то ли храм... Всё, что было его, нынче ваше. Все для вас. Посвящается вам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Булат Окуджава. Избранное. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.
Булат Окуджава. Посвящается вам. — М.: Советс¬кий писатель, 1988.
Авторская песня. — М.: АСТ Олимп, 1997.
Категория: Личности | Добавил: degtyarevaira-ikar (2015-02-10) | Автор: Возьмемся за руки друзья E
Просмотров: 299 | Теги: ira_ikar@mail.ru | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 9:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20690]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru