Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Личности

проект
Северо – Казахстанская область
Тимирязевский район
Село Аксуат
КГУ «Аксуатская Средняя школа»

Научно-исследовательский проект

Баранова Диана
6 класс

«Женщины с яркой судьбой»


Направление:
духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения.

Секция: краеведение

Руководитель:
Жакупова Б. К. ,учитель истории.

С. Аксуат-2016 г

Содержание
стр.
Актуальность проекта………………………………………………………3
1. Все для фронта, все для победы!...............................................................6
1.1. Трудовой фронт …………………...…………………………………....6
1.2. Самоотверженный труд женщин ………………………….…………..7 2. Вклад моих земляков в победу………………………………………….8
Заключение………………………………………………………………….10 Используемые источники и литературы…………………………………..13




Аннотация.

Актуальность проекта
На уроках истории, литературы и классных часах учащиеся изучают историю нашей Родины. Немало времени уделяют изучению материала, связанного с краеведением. Меня заинтересовала история моих односельчан, я выбрала тему «Женщины с яркой судьбой», и я взяла ее для своей работы. Хочется, чтобы все узнали о женщинах с яркой, тяжелой судьбой, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом, поднимали целину, были свидетелями появления Независимого Казахстана. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени, познакомить со своими исследованиями как можно больше учащихся. В этом заключается практическое значение моей работы. В художественной и научной литературе имеются работы по данной проблеме, которые я использовала. Еще я просмотрела и перечитала много книг о войне, о целине. Много написано книг, стихов где показана вся Великая Отечественная война, жизнь в послевоенные годы. Мне понравилось стихотворение Майи Румянцевой «Баллада о седых». Многие стихи переложены на песни. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. С интересом я читала книги, в которых много и интересно написано о наших земляках, внесших свой вклад в победу. Но особенно меня интересовали труженики тыла. Из газет «Нива» я узнала много о земляках, переживших страшные годы войны. Авторы статей вспоминают о своем детстве той страшной военной поры. После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков. Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны!
В ходе работы я познакомилась с Аксуатскими тружениками тыла. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь они потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась. Их судьба, судьба их семей - яркое отражение истории нашей страны. В приложении материал, показывающие трудовой героизм этих женщины. Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлому в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
Научное значение проекта заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
Предмет исследования
Обьетт исследования

Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Задачи:
1. Изучить условия жизни женщин в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Показать, как отразилась война на судьбах аксуатских-тружениках тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
Гипотеза: Если изучить условия жизни народа в военные годы, то можно доказать, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
Новизна

Методов исследования
использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала поселковые архивы.
Этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Работа с архивными материалами.

Практическая значимость работы

1. Все для фронта, все для победы!
1.1. . Трудовой фронт.
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.
Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту.
В ходе войны перед тружениками всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.
Я горжусь, что мои земляки-аксуатцы делали все, что могли для победы в тылу и на фронте.
1.2. Самоотверженный труд женщин в годы войны.
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев, осваивали их специальности. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
2. Вклад моих земляков в победу.
Война не обошла стороной и жителей Аксуата. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Все мужчины ушли на фронт.
По утрам, увязая в сугробах, спешили люди на работу, лишь к вечеру протаптывались тропинки-траншеи, которые за ночь снова заметало снегом.
Ветераны того времени единодушно отмечают небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокую ответственность людей за порученное дело.
В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте встретили и переживали войну.
Из бесед и биографии тружеников тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
2.1. Война в жизни и судьбе аксуатцев.
Подробнее я хочу рассказать о женщинах.
Гудкова Анна Семеновна
Место рождения г.Муром, деревня Левенда. Национальность русская. Комсомолка. Образование 7 классов. Муромский техникум черной металлургии(проучилась 2 года). Началась ВОВ ( техникум реорганизовался в училище связи). А.С.Гудкова закончила курсы радистов. Призвана 17 мая 1942 года направлена во вторую танковую девизию радиотелеграфистом.Проходила службу: Белорусский фронт, освобождение Молдавии, Прибалтики, Польши.
Был награжден орденом и медалями Отечественной войны 1 степени №1687949 уд В №403249,20 лет Победы, 30,40,60, лет Вооруженных сил СССР. Воинское звание рядовая. Перед уходом на пенсию работала рабочей на Аксуатском элеваторе.
Последнее Место жительства: с.Аксуат Тимирязевского района Северо –Казахстанской области. Имеет сына Гудков Владимир. У мерла в ноябре 2009 года.

Рахимова Зайнаб Шакировна
11.10.1924 года рождения. Национальность татарка. Беспартийная.
Образование 6 классов. Призвана 9 августа 1943 по 9 мая 1945 г
Боевой путь- Белорусский фронт 43-45 9 отд бригады ПВО зинитчица , г.Казань ,г.защитники г.Коростень первый дивизион 1873 зенитно – артелерийский полк, г.Сарный, Ровно, Козель, Белая церковь, Рафаловка, Обруть, Мозырь Украина .
Имеет награды: орден Отечественной войны 2 степени, за Победу над Германией,юбилейные медали.
Воинское звание: рядовая. Перед уходом на пенсию работала в РСХО «Целинное» рабочая. Последнее место жительства: с.Аксуат Тимирязевского района Северо –Казахстанской области.
Имеет дочь Рахимову Асию Толегеновну 1956г/р.
Умерла 19 августа 1990 г. Похоронена с.Амангельды
Ленинский района Северо-Казахстанской области.

Труженики тыла
Лопух Надежда Григорьевна 07.05.28год рождения
Родилась в селе Пушкина Федоровского района Кустанайской области. Работала в колхозе, потом перешла работать в школу где проработала 8 лет.
В 1960г переехала в село Аксуат, где проживает.

Капитонова Ефросинья Александровна 14.11.35год рождения
Капитонова Ефросинья Александровна
Родилась 14 ноября 1935года с Токаево, Мариненко- Посадский район Чувашской Республики.
1943г пошла в 1 класс., окончила 10 классов. После школы работала в колхозе.
В 1954 году поступила в чебаксарский энергетический техникум.
Работала до 1961г в марпосатской ремонтно- строительной канторе. Поехала по комсомольской путевке в Казахскую СССР. Стала работать инженером до 1966г. Переехала в СКО Тимирязевский район. Начала работать инженером Тимирязевского отделения казбанка. 1970г перешла в ПМК-9, работала до 1976г. Переехала в Аксуат, где сейчас живет .

Заключение
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла.9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жён не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Аксуат - это село, в котором я родилась и живу. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с Капитоновой Ефросиньей. Мои земляки- аксуатцы тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом с нами. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать нашему поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.
Используемые источники и литературы
1. Источники
Источниковую основу исследования образуют семейные архивы, фотографии, архивные материалы администрации Аксуатского района, встречи с тружениками тыла в годы Великой Отечественной войны

2. Литература
1. Академия наук СССР. Институт истории СССР. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Издательство М., «Наука», 1978.
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985..
4. Материалы из газет «Нива»
Категория: Личности | Добавил: botagoz19741 (2017-02-03) | Автор: Жакупова Баян E
Просмотров: 591 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru