Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Диспут-клуб

Мыц Г.В., библиотекарь ССШ № 25 г. Актобе
Средняя специализированная школа № 25
с углубленным изучением английского языка г. Актобе
Библиотекарь Мыц Галина Владимировна

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое-
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Библиографическая грамотность – комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки.
Культура чтения – составная часть общей культуры личности, представляющая собой комплекс навыков работы с книгой, включающий осознанный выбор тематики, систематичность и последовательность чтения, а также умение находить нужную литературу с помощью библиографических пособий, пользоваться справочно – библиографическим аппаратом, применять рациональные приёмы, максимально усваивать и глубоко воспринимать прочитанное (конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.) бережно обращаться с произведениями печати.
Доступность обучения реализуется в изложении материала. Общий признак выделяемых в ней методов – источник знаний. Таких источников три:
Практика, Наглядность, Слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился ещё один – книга, а в последние десятилетия всё сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами.
Практический метод Наглядный метод Словесный метод Работа с книгой Видеоматериал
Опыт, упражнения, производительный
Труд. Иллюстрация, демонстрация наблюдений учащихся Объяснение, разъяснения, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут
Чтение, изучение, реферирование
Беглый просмотр, цитирование,
изложение, составление плана, конспекти-рование Просмотр, обучение, упражнение под контролем
«электронного учителя».

*Традиционный урок направлен на формирование знаний, умений и навыков на информирование учащихся
*Нетрадиционные формы урока нацелены на развитие личности школьников, их творческого потенциала.( 4)
Основная роль в проведении библиотечных уроков принадлежит школьным библиотекарям, которые с помощью этих уроков должен воспитывать независимого библиотечного пользователя. Распространение библиотечно- библиографических знаний, развитие культуры чтения и информационной грамотности происходит через различные формы работы школьного библиотекаря: индивидуальные и групповые консультации, внеклассные мероприятия, экскурсии по библиотеке и конечно, библиотечные уроки.
Библиотечные уроки – основной вид деятельности школьного библиотекаря по формированию информационной культуры личности учащегося, подготовке ребёнка к продуктивной самостоятельной работе с источниками информации. При проведении библиотечных уроков обязательно должны соблюдаться определённые требования:
- принцип системного подхода
- принцип преемственности;
- ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.
Формы проведения библиотечного урока – разнообразны. Чаще всего используется классическая форма с кратким повтором пройденного, изложением нового материала и его закрепления. Но сегодня актуальны такие активные формы занятий, как викторины, интеллектуальные турниры, библиографические и ролевые игры, конкурсы, литературные гостиные, устные журналы, информины и т.д.
Проведение занятия – это основной этап урока. Технология его проведения может быть разнообразной в зависимости от выбора форм, методов и приёмов, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной возрастной группы и т.п. Темы занятий для учащихся разных ступеней обучения могут быть одинаковыми, но объём материала меняется в динамике от простого к сложному, от краткого к подробному. Примерный тематический план проведения библиотечных уроков в начальной школе.
Класс Тема занятия
1 классы Первое посещение библиотеки. Правила и умения обращаться с книгой. Посвящение в читатели.
2 классы Знакомство с библиотекой (экскурсия) Строение книги. Элементы книги. Газеты и журналы для детей.
3классы Структура книги. Выбор книги в библиотеке. Как читать книги.
Первые словари.
4 классы Книга и её создатели. Справочная литература.
Библиотечные уроки: копила коллективного опыта
Одной из важных задач работы библиотекаря с детьми 6-7 лет является воспитание устойчивого интереса к книге в условиях несовершенства техники чтения. Библиотечный урок позволяет детям проявить активность, находчивость, смекалку, инициативу и сообразительность. Читателей- второклассников отличает интерес к книгам о природе и стремление к самостоятельности. Здесь рекомендуемые виды уроков: урок- объяснение, урок- беседа, урок- ролевая игра.
В третьем классе отрабатываются основные привычки читательского поведения:умение читать избирательно, соответственно со своими потребностями и возможностями, без помощи взрослого обнаружить недостаточность имеющихся знаний и найти нужную книгу в библиотеке.
Примерный тематический план проведения библиотечных уроков в среднем звене
Классы Тема занятий Ответсвенные
5 классы Как построена книга. Систематический каталог. Актив библиотеки
Библиотекарь
6классы Библиографические указатели. Справочная литература Актив библиотеки
7классы Книга и её создатели, Периодические издания для младших подростков. Библиотекарь
8классы Справочно – библиографический аппарат библиотеки. Книги по естественным наукам и технике для старших подростков. Библиотекарь
9классы Методы самостоятельной работы с литературой. Периодические издания для старших подростков. Библиотекарь
Ведущим мотивом чтения пятиклассников становится познавательный, и книга для них – уже не только источник удовольствия, но и реальных, необходимых знаний. Это время усваивать разницу между художественным и познавательным текстом. У шестиклассников уже начинает исчезать неопределённость познавательных интересов, растёт доверие к собственному опыту, они осознают не только познавательную, но и воспитательную функцию чтения. Современные семиклассники склонны читать приключенческую литературу, детективы.
К 8-9 классам формирование ребёнка – читателя подходит к завершению.. В целом, у подростков есть познавательный интерес к чтению и книге, хотя приоритетным занятием чтение они не считают.
Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки.
Активные формы обучения позволяют повысить интерес к той или иной проблеме, вызывают эмоциональное отношение к ней вызывают а, следовательно, помогают сосредоточить внимание, углубить мышление, облегчить восприятие и запоминание материала. Наряду с ролевыми играми, уроками-конференциями, уроками-экскурсиями к активным формам обучения относятся и бинарные уроки. Библиотечный бинарный урок строится в соответствии с методикой, используемой педагогами – предметниками, и равным образом предполагает наличие трёх взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитательного.
Познавательный аспект
*Формирование у учащихся знания видов и жанров публицистики.
*Изучение специфики жанра очерковой литературы.
*Применение полученных знаний и умений для создания портретного очерка.
Развивающий аспект
*Развитие мышления, речи(обогащения и усложнение словарного запаса, усвоение содержания понятий, используемых в публицистической литературе: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, обзор и др.)
*Развитие навыков работы с текстом с применением технологий развития критического мышления.
*Развитие восприятия специфики жанра «очерк», с опорой на публицистические приёмы, публицистические интонации, документальность и язык изложения.
Воспитательный аспект
*Воспитание информационной культуры (культура чтения, культура обращения с книгой, культура самообразования)
*Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.
*Воспитание культуры общения.
*Формирование навыков работы в команде.(2)
Класс Тема занятия Ответственный
10 классы Техника интеллектуального труда 2 часа Учитель,Библиотекарь
11 классы Информационные технологии 1 час Учитель, Библиотекарь
Задачи библиотеки – всеми способами стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы, обучать их алгоритмам самостоятельного творческого поиска и использования литературы, как можно шире раскрывать перед подростками круг библиографических источников, знакомить со справочным аппаратом библиотеки, с прикнижными списками литературы.
Для воплощения этих подходов рекомендуется использовать самые разнообразные формы библиотечных уроков: библиомаркетинг, библиопутешествие, КВН, игру – путешествие, библиосериал, инфокомпас …..
Взгляд на школьного библиотекаря как на поставщика информации уходит в прошлое. Появилась необходимость в обновлении форм сотрудничества педагогов и библиотекарей школы на основе определения форм сотрудничества педагогов и школьного библиотекаря на основе определения общего проблемного поля и создания совместных программ, направленных на эффективное использование образовательных ресурсов и возможностей школьной библиотеки. Таким образом, в условиях школьной библиотеки проводимые успешно совместно с педагогами бинарные уроки как форма продвижения библиотечных знаний и умений, ориентированная на развитие межпредметных связей и интеграцию информационной культуры в процессе освоения школьных предметов. А это значит, что школьная библиотека становится участником педагогического процесса. Становление школьного библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнёра педагогов подтверждается и общностью современных професиограм учителя и школьного библиотекаря. И та и другая предполагают наличие следующих умений: конструктивных(умение анализировать, прогнозировать конечный результат деятельности),
Организаторских ( умение организовывать работу библиотеки в целом, умение включать детей в различные виды деятельности), коммуникативных( умение устанавливать контакты с детьми, общаться, включая такт, правильную речь),
Проектировочных( умение планировать педагогическую деятельность, учитывать её, использовать дидактические материалы), гностические( умение вести самообразование, самосовершествование)(3)
Библиотекарь современной школьной библиотеки и учитель обладают такими качествами как способность к инновационной деятельности, любовь к детям, гражданская ответственность, интеллигентность, духовная культура, физическое здоровье, потребность в постоянном самообразовании. Школьная библиотека – участник педагогического процесса, так как совместно с учителями предметниками применяет различные методические приёмы, педагогические и информационные технологии. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои воспитательные и образовательные функции. В.А. Сухомлинский ещё в середине XX века писал, что «Школа – это прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения»
В работе библиотекаря интерактивные методы используются при проведении библиотечных занятий, на которых применяются обучающие игры. В ходе этих занятий библиотекари стремятся реализовать поставленную цель: появления у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность.(1)
Приобщение навыков поиска необходимой информации из различных источников, которые помогают учащимся готовить интересные сообщения, презентации, формируют библиотечно- библиографическую грамотность. В этом случае огромную помощь оказывают и учителя предметники.
Важнейший фактор, влияющий на результативность работы библиотеки по организации и руководству чтением – контакт с семьями читателя.
Таким образом, школьная библиотека, является главным участником педагогического процесса. Она находится в центре педагогического процесса, которая связывает учителей, учащихся, родителей,
Школьная библиотека решает сложные педагогические задачи.(2)
Литература:
1. Стародубова, Г.А, Библиотечный урок/ Основы информационной культуры: сборник мет. Материалов/ 1999.
2. Невежина,Т.В. Бинарные уроки как способ успешного освоения предметной среды библиотеки// Школьная библиотека. -2008 - №1.
3. Жук, О.Н. Библиотечный урок как средство формирования информационного мировоззрения школьников// Школьная библиотека.-2009.-№1
4. Попова, Т. Школьная библиотека и её роль в системе воспитательной работы школы// Школьная библиотека.2001.-№2.
Категория: Диспут-клуб | Добавил: ирэн (2012-05-21) | Автор: Мыц Галина Владимировна E
Просмотров: 2885 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2020-05-26, 4:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [678]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [178]
Личности [124]
Великие педагоги [41]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [459]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [53]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [649]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [80]
В помощь учителю [23197]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru