Актюбинская область Кобдинский район Кобдинская русская средняя школа Адаптированная индивидуальная программа факультативного курса «Топография» 6 класс 2009 г. Пояснительная записка. Факультативный курс позволяет выявить учащихся с определённой предрасположенностью к развитию увлеченности географическими знаниями. Основная задача топографии и картографии- получение точных данных о формах земной поверхности , рельефе, а также расположении на ней природных и созданных человеком географических объектов. В задачи топографии входит изучение способов топографической съёмки. Картография – наука о географических картах, методах их создания и работы с ними. В связи с широким кругом выполняемых задач она состоит из ряда научно- технических дисциплин : картоведение, математической картографии, составление карт и оформление. Картоведение изучает свойства географических карт их виды, содержание и методы работы с ними. Математическая картография рассматривает виды свойства, методы оценки и выбора проекций для карт. Поэтому в курс включён раздел об истории науки, а также темы , связанные с развитием способов создания карт и методов картографического изображения. Освоение курса « Картография» предполагает самое широкое использование школьных, справочных и научно- справочных карт и атласов. Без этого изучение картографии было бы невозможным. Программа включает 6 тем и рассчитана на 34 учебных часа. После каждой темы даны рекомендации по возможному распределению часов: Общее число часов; Лекционные часы; Практические занятия. Программа сопровождается примерным перечнем практических заданий, списком основной литературы, а также дополнительным списком книг и учебных пособий для углубленного изучения картографии. Задачи теоретического и практического характера. 1. Развивать интерес к картографии, познакомить учащихся с профессией картографа. 2. Дать школьникам более полные знания об особенностях карт, атласов, планов, снимков, и других картографических произведений. 3. Научить пользоваться картами в повседневной практике. 4. Ознакомить с приёмами анализа карты и составления их комплексных характеристик. При изучении курса важно помнить, что карты – это не только научные документы, но и элемент культуры человечества. Учебно–тематический план. № Название темы количество часов всего лекционные практические 1 Общие понятия о топографии и картографии 2 ч . 2 ч. 2 План, карта. 5 ч. 2 ч. 3 ч. 3 Масштаб, проекция, система координат 5 ч. 2 ч. 3 ч. 4 Условные знаки. Картографические способы изображения. 5 ч. 2 ч. 3 ч. 5 Виды и типы географических карт и атласов. 5 ч. 2 ч. 3 ч. 6 Использование карт. Работа с картами 10 ч. 2 ч. 8 ч. 7 Обобщение. Зачет. Тестирование. 2 ч. Итого: 34 часа . Форма контроля: 1. Текущий контроль: - устные, письменные и практические проверки 2. Индивидуальная, фронтальная проверка 3. Групповая форма проверки - практические. 4. Творческие работы. 5. Итоговый контроль: зачёт, тестирование. Требования к уровню освоения содержания курса: Учащиеся должны знать: - назначение градусной сетки на карте - способы изображения объектов и явлений. Учащиеся должны уметь: - ориентироваться по компасу и солнцу - определять азимут на заданный предмет - выполнять глазомерную съёмку. - читать план местности - определять координаты. - составлять на основе карт описание объектов - устанавливать характер искажений. - читать, анализировать, сопоставлять общегеографические и тематические карты. Содержание курса. 1 Общие понятия. Наука о создании и использовании карт, связь с другими науками: математикой, географией, геологией и др. 2 План, карта. План, свойства, способы изготовления, масштаб. Инструментальные и глазомерные съёмки на местности. Составление планов местности, схематических карт и использование в практике. Свойства карт как моделей; наглядность, обзорность, знаковость и другие. Атласы – систематические картографические произведения. 3. Масштаб, картографические проекции. Пользование масштабами при измерениях по картам и нанесение объектов. Искажения , возникающие при переходе от сферической поверхности земли к плоскости карты . Классификация проекций: равновеликие, равноугольные, произвольные… Проекции географических карт. Географические координаты. 4. Условные знаки. Система условных знаков, виды: масштабные, контурные, линейные, буквенные и цифровые обозначения. Картографические способы изображения. Ареалы. Чтение топографических карт. Надписи. 5 Виды и типы карт. Классификация по масштабу , содержанию и охвату территории. Классификация атласов по содержанию, территории, назначению. Чтение тематических карт. 6.Использование карт. Работа с картой. Основные направления: Ориентирование . Определение магнитного и истинного азимута. Изучение взаимосвязей явлений по тематическим картам. Комплексная характеристика территорий с помощью карт. Объяснение связей между явлениями природы. Характеристика экологического состояния территории. Номенклатура карт. Литература. « Топография и картография» - Андреев Н.В. « Карта – второй язык географии» -Берлянт А .М. « Картография с основами топографии» - под редакцией Г. Ю. Грюнберга. География- учебник. Справочник по картографии. « Топография и картография» - Андреев Н. В. Методическое пособие по факультативному курсу. « Занимательная география» Куприн А. М. « Как создаётся топографическая карта» Куприн А. М. « Изучение топографических карт в общеобразовательной школе» Малахов Н. В. « География в школах и Вузах Казахстана» - журналы.
|