Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ |
[ Скачать с сервера (30.4 Kb) ] | 2012-11-08, 2:24 PM |
Программа РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ ГИМНАЗИИ № 24 (сроки реализации 20010/2011 учебный г. – 2014/2015 учебный г.) ТЕМА ГИМНАЗИИ: «Педагогические основы обеспечения качественного гимназического образования для формирования конкурентоспособной личности выпускника» ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕКИ: Формирование конкурентоспособной личности выпускника на основе полученного качественного гимназического образования и профильной подготовки.. Создание условий для саморазвития и самообразования каждого ученика, развитие его интеллектуальных способностей. Привлечение к чтению подрастающего поколения, воспитание творческого читателя. Объяснительная записка Библиотека является структурным подразделением гимназии № 24, центром распространения знаний. Библиотека руководствуется в своей работе Конституцией Республики Казахстан, Законом об Образовании, нормативными актами и документами по библиотечному делу. Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя граммотности, информационных навыков, преподавания, самообразования и приобщению к культуре библиотека выполняет следующие функции и задачи: Поддерживает и обеспечивает образовательные задачи, сформулированные в концепции гимназии и школьных программах. Развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтенияи учения, а также потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. .Популязирует чтение, а также ресурсы и службы школьной библиотеки, как внутри школы, так и за ее пределами. Предоставляет возможность для создания и использования информации на различных носителях, как для получения знаний, так и для удовольствия В литературе существует много понятий, что такое информационная культура . Наиболее точно следующее определение: Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений навыков и рефлексивных установок во ззаимодействии с информационной средой. (Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001 год) В этой краткой формулировке принципиально важны три положения: 1. К традиционному подходу в образовании ЗУН. (знания, умения, навыки), вводится важный компонент рефлексивные установки, т.е. необходимость аналитического начала. 2. Вместо многозначного слова информация употреблено более общее слово информационная среда. Точно обозначена форма сосуществования человека и информационной среды - взаимодействие, т.е. взаимовлияние «Библиотека/медиатека гимназии 21 век» Концепция библиотеки современной гимназии В связи с внедрением элементов электронного, в том числе дистанционного образования библиотека гимназии должна не только сохранить качество и полноту традиционных функций и направлений деятельности, но предложить всем группам читателей комплекс новых сервисов и услуг, в том числе: • удаленный доступ к электронным учебно-методическим комплексам; • справочное обслуживание онлайн; • консалтинговое (консультационное) сопровождение в части использования информационно-образовательной и обучающей среды. В условиях увеличивающейся доли самостоятельной работы учащихся в общем объеме учебной нагрузки возрастает необходимость в перерастании библиотеки гимназии в информационно-библиотечный центр -медиатеку, обеспечивающий поддержку читателей в традиционной деятельности и в самостоятельной образовательной деятельности в электронной среде. Библиотека гимназии должна трансформироваться в интегральный библиотечно-информационный центр - медиатеку, объединяющий в себе функции и сервисы традиционной библиотеки с предоставлением всем пользователям информации на всех существующих видах носителей: бумажном, магнитном, цифровом (компьютеры и программное обеспечение) и телекоммуникативном (компьютерные сети). В таком центре может быть предоставлен свободный доступ в Интернет для обучения и развития всем участникам учебного процесса, здесь накапливаются и систематизируются все возможные виды информации. Подобный подход изменяет основной принцип развития библиотеки: от накопления информации к предоставлению информации, распределенной по удаленным местам хранения, в том числе, в сети Интернет. Основной характеристикой библиотеки становится не количество книг в фондах, а количество и разнообразие источников информации, доступ к которым может предоставить библиотека. Продолжить свои проекты по созданию электронных ресурсов библиотек, в том числе по частичной оцифровке фондов, однако переводить на электронные носители и выкладывать на сайт библиотеки можно будут лишь те документы, на которые уже не распространяются авторские права. В настоящее время на первый план выходит задача завоевания прочных позиций в образовательном учреждении и обеспечение соответствия своего имиджа и репутации задачам, имиджу и репутации гимназии. В перспективе библиотека гимназии должна обрести стойкую репутацию ресурсного центра для библиотек средних образовательных учреждений других типов, а также качества и репутацию равноправного партнера в библиотечном сообществе. В основе программы развития библиотеки должны быть учтены следующие принципы: • Принцип системности; • Принцип инновационного подхода; • Принцип научной обоснованности функциональных решений; • Принцип межведомственного взаимодействия и социального партнерства. 2. Программы современного материально-технического оснащения библиотеки/медиатеки гимназии, предусматривающей не только увеличение парка компьютеров, увеличение средств на формирование фондов, но и новое отношение к помещениям библиотеки/медиатеки, их количеству, площади, освещенности оформлению. Современная библиотека/медиатека, являющаяся по уровню задач и сути своей деятельности – не вспомогательным, а образовательным, социокультурным многофункциональным структурным подразделением -должна иметь абонемент, читальный зал, книгохранилища, соответствующие современным санитарным требованиям, а также - зоны для рекреации, предназначенные для релаксации учащихся, зоны для работы читателей с аудио- и видеоаппаратурой, компьютерный класс, обеспечивающий возможность выхода в Интернет. Для специалистов библиотеки/медиатеки необходимо увеличить площадь рабочих мест и доведение их до действующих нормативов. 3. Программы развития информационно-библиотечного обслуживания различных групп читателей и пользователей библиотеки/медиатеки гимназии. Переход к электронным услугам предполагает необратимость этого процесса, что в свою очередь предполагает коренное преобразование библиотечных технологий (отказ от карточных каталогов, переход к электронному документообороту), и требует принципиально новых решений в области обеспечения надежности, безопасности и качества поддержки электронных сервисов. В основе программы развития информационно-библиотечного обслуживания должны быть учтены следующие принципы: • мониторинг библиотечно-информационного обеспечения учебного процесса; • гармоничное сочетание традиционных и электронных услуг, постепенный переход к формату «гибридной» библиотеки; • систематический анализ информационных потребностей различных групп читателей; • строгая ориентация на стандарты ИСО 9001:2000, определяющие политика образовательного учреждения в области менеджмента качества информационно-библиотечных услуг; Реализация среднесрочных программ является важным фактором для создание условий более тесной интеграции информационно-библиотечного обслуживания и образовательного процесса гимназии, развития «гибридной» библиотеки, сочетающей предоставление услуг в традиционном и электронном виде, переход от модели изолированной библиотеки, ориентирующейся исключительно на свои фонды, к модели открытой медиатеки, эффективно использующей ресурсы внешних организаций Основные направления работы по формированию информационной культуры. 1. Комплектование библиотечного фонда 2. Информационная и методическая работа 3. Массовая работа со школьниками 4. Индивидуальная работа с читателями 5. Систематическое повышение собственного профессионального уровня. 1.Комплектование библиотечного фонда Постановка проблемы: Поставить работу библиотеки на новую ступень обработки информации на нетрадиционных носителях. № Наименование мероприятий Форма, методы Год выполнен. Ожидаемый результат 1 Продолжить комплектование электронными носителями Заказ в ГОРУО 2010-2015 Использован.электронных учебников в учебном процессе 2 Создать базу электронной версии каталога Заказ у информатиков или в Горуо 2010-2015 Поставить на учет художественный фонд. 3 Пополнять фонд коллекциями материалов из ИНТЕРНЕТа по различным темам Работа в Интернете, индивидуаль-ные задания учащимся 2010-2015 Пополнение банка данных в компьютере 4 Создать шаблоны оформления библиографических данных, титульных листов согласно ГОСТа Создать электронную версию 2010-2015 Обучить детей правильно оформлять документы 5 Создать рекомендательные пособия электронных носителей и интернет ресурсов Создать электронную версию 2010-2015 Популяризация нетрадиционных носителей. 6 Создать шаблоны учетной библиотечной документации Электронная версия 2010-2015 Автоматиза-ция библиотеч-ных процессов 2. Информационная и методическая работа Постановка проблемы: Разработка интерактивных методов обучения для получения информации учащимися старшего и среднего звеньев. № Наименование мероприятий Формы, методы Год выполнен. Ожидаемый Результат 1 Разработка библиотечных уроков с тестами Разработка электронных версий 2010-2015 Использование уроков по мере пригот. 2 Разрабатывать электронные выставки Нетрадиционные формы кн. выставок 2010-2015 Привлечение большего количества читателей 3 Разработка программы по ББЗ Программа по ББЗ для 1-11 классов 2010-2015 Применение программы в обучении детей. 4 Разработать библиотечный репетитор Разработка электронной версии 2010-2015 Использование уроков по мере пригот. 5 Создавать электронную презентацию книг Разработка электронной версии 2010-2015 Использование уроков по мере пригот. 6 Создать библиотечный сайт Разработка сайта с учителем информатики 2010-2015 Использование уроков по мере пригот. 7 Создать электронную версию библиотеки Оцифровка книг 2010-2015 Использование уроков по мере пригот. 8 Создание тематических электронных папок-досье на различные темы Электронная версия 2010-2015 Использова-ние их педколлекти-вом 3Массовая работа с учащимися Проблема патриотического воспитания остается одной из самых важных. 2006-2008 года объявлены годами патриотического воспитания. Библиотека традиционно отмечает следующие знаменательные даты: 1 сентября – урок мира 22 сентября – день языка в сентябре-октябре день города 25 октября день Республики 16 ноября день толерантности 16 декабря день Независимости Республики Казахстан 22 марта Наурыз 9 мая день Победы другие знаменательные даты по календарю. В данные дни проводятся различные массовые мероприятия праздничного и торжественного характера для различных групп учащихся. Целью данных мероприятий является воспитание чувства сопричастности судьбам Отечества. Воспитание уважения к государственным символам. Реализация Государственной программы развития языков. Привлечение учащихся к работе по возрождению культурных и духовных ценностей, накопленных поколениями Постановка проблемы: Экологическая культура и экологическая информация. В библиотеке работает клуб «Дети Земли». Данный клуб рассчитан на 5-6 классы. Работа ведется, начиная с 2006-2007 учебного года. 2010-2011 учебный год Клуб будет работать под девизом « С интересом о природе» № Наименование мероприятия форма срок Ожидаемый результат 1 Шпаргалки для любознательных Час интересных сообщений октябрь Вызвать интерес к изучению экологии . 2 «Аз и Буки – экологические науки» Интеллектуаль-ная игра ноябрь 3 Разноликая природа Экологический калейдоскоп декабрь 4 Кошки против собак игра январь 5 Лес и лесные пожары Беседа -презентация февраль 6 Красная книга – колокол тревоги Беседа- презентация март 7 Бал на городской свалке Урок экологии апрель 2011-2012- учебный год Клуб будет работать под девизом «Я вырос здесь и край мне этот дорог» № Наименование мероприятия форма срок Ожидаемый результат 1 Город, в котором мы живем Игра октябрь Научить детей решать местные экологические проблемы 2 Страна моя, Джамбулия Электронная презентация книги ноябрь 3 Правила поведения на природе КВН декабрь -/- 4 Заповедный край Виртуальное путешествие январь -/- 5 Экологические проблемы Казахстана Устный журнал февраль -/- 6 Исчезающий мир тюльпанов Презентация видеофильма март -/- 7 Праздник Земли Праздник экологии апрель -/- 2012-2013 учебный год Работа клуба будет проходить под девизом «Здоровая природа – здоровый человек» № Наименование мероприятия Форма, методы Год выполнен Ожидаемый результат 1 Экология - это наука о нас Круглый стол Октябрь Привитие понятия, что здоровье человека зависит от здоровья планеты. Дать ребенку ключ к пониманию себя и мира, к установлениювзаимоотношений с собой и окружающим миром 2 Порфирий Иванов – возвращение к природе Разговор начистоту Ноябрь 3 Эмоциональное здоровье людей тренинг Декабрь 4 Вода и мы видеоурок Январь 5 Компьютер и ты. На Ты или на Вы диспут Февраль 6 Ядерные взрывы в генетической памяти Земли Шок-урок Март 7 Мы и телевизор ( по книге «Дети и библиотеки в меняющейся МЕДИАСРЕДЕ» анкетирование апрель 2013-2014 учебный год Работа клуба будет проходить под девизом «Эти удивительные животные и растения» ( по книге «Листая экологический календарь») № Наименование мероприятия Форма, методы Год выполнен Ожидаемый результат 1 Магия комнатных растений презентация ноябрь Познакомить учащихся с разнообраз-ным миром растений и животных 2 Жизнь, посвятившие святому делу Электронные презентации незаслуженно забытых книг 4 октября день защиты животных 3 Эти удивительные акулы Слайд-лекция Декабрь 4 Сохрани свое дерево Экологический репортаж Январь 5 Невидимая жизнь растений Презентация диска Февраль 6 Обезьяны. Что мы о них знаем? Презентация видео- фильмов Март 7 Удивительная жизнь насекомых Беседа-презентация апрель 2014-2015 учебный год Работа клуба будет проходить под девизом « С интересом о природе» № Наименование мероприятия Форма, методы Год выполнен Ожидаемый результат 1 Маленький принц игра Октябрь Вызвать интерес к изучению экологии. 2 Птицы - наши друзья утренник Ноябрь 3 Кошки-собаки игра Декабрь 4 Вода и мы видеоурок Январь 5 Саргассово море Виртуальное путешествие Февраль 6 Лучше гор могут быть, только горы Экологическая фантазия Март 7 Необычные явления природы Видео премьера апрель При проведении массовой работы не забывать о такой проблеме, как профильная подготовка учащихся. № Наимпенование мероприятий форма Срок выполнения Ожидаемый результат 1 Компас в мире профессий игра 2011-2012 2014-2015 Выявить интересы учащихся 2 Обзор сайтов по профориентации Обзор интернет сайтов 2011-2012 2014-2015 2012-2013 Заинтересо-вать учащихся материалом из Интернета 3 Эколог – профессия будущего дайджест 2011-2012 2014-2015 Заинтересо-вать учащихся профессией эколог 4 Мир профессий в периодике обзор 2012-2013 Выявить интересы учащихся 5 “Угадай профессию” профигра 2012-2013 Выявить интересы учащихся 6 Профориентационная работа Деловое досье 2010-2015 Подбор материала 7 Находить новые формы и темы работы по профильной подготовке Поиск нового материала 2010-2015 Подбор материала 8 Профессионал своего дела Беседа с элементами диспута 2010-2011 2013-2014 Дать детям понятие о профессионализме 9 Я и море профессий Беседа-презентация 2010-2011 2013-2014 2012-2013 Выявить интересы детей 10 Я хочу быть… Игра-тренинг 2010-2011 2013-2014 Выявить интересы детей 11 Кем я хочу быть? Анкетирова-ние 2010-2011 2013-2014 Выявить интересы детй 4 Индивидуальная работа с учащимися Поставленная проблема: Библиотекарю принять более активное участие в проектно-иследовательской деятельности учащихся № Наименование мероприятий Форма, методы Год выполнения Ожидаемый результат 1 Помочь учащимся подбирать материал во время написания проектных работ Индивид. работа 2010-2015 Научить находить нужную информацию в различных источниках информации 2 Способы чтения (в широком смысле слова) Индивид работа 2010-2015 Научить находить нужную информацию в различных источниках информации. 3 Способы фиксации нужной информации Индивид. работа 2010-2015 Оформление дневников чтения, оформление написания цитат и т.д. 5 Систематическое повышение профессионального уровня библиотекаря. № Наименование мероприятий Форма и методы Год выполнения Ожидаемый результат 1 Пройти курсы повышения квалификации заведующей библиотекой и библиотекарю курсы 2014-2015 2010-2011 Повысить свой проф. Уровень 2 Пройти курсы по интерактивным методам обучения и воспитания курсы 2010-2015 -/- 3 Регулярно пользоваться Интернетом самообразование 2010-2015 -/- 4 Читать профессиональ- ные журналы самообразование 2010-2015 -/- 5 Совершенствоваться в работе с компьютером, осваивая новые формы и методы работы на ПК самообразование 2010-2015 -/- 6 Регулярно консультироваться по вопросам организации библиотечного дела у специалистов в ОДЮБ Консультации у специалистов 2010-2015 -/- 7 Проводить областные и городские семинары для библиотекарей семинар 2010-2015 -/- Заведующая библиотекой гимназии № 24 Огаркова И.В. | |
Просмотров: 2128 | Загрузок: 181 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|