Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ |
[ Скачать с сервера (26.8 Kb) ] | 2015-01-24, 8:43 AM |
КГУ «Школа-интернат №3 для слабовидящих детей» УО ВКО Калигожин А.А. Предмет «Пространственная ориентировка» Класс 11 Тема «Маршрутные ориентиры Ф.М.Достоевского в городе Семипалатинске» Эпиграф урока «По крайней мере, жил, хоть страдал, да жил!» Ф.Достоевский Цель: конкретизировать знания учащихся о жизни и службе Ф.М. Достоевского в г. Семипалатинске. Задачи: • формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности и устойчивого интереса к занятиям; • развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; • развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве; • развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута; • воспитывать умение выполнять действия в коллективе, формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, изображение улиц и памятных мест, связанных с именем Ф.М. Достоевского в г. Семей. Данный урок проводится при изучении раздела программы «Расширение навыков пространственной ориентировки учащихся с учетом различной обстановки». Целью данного раздела является: Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «карта-обозрение». Примерные маршруты: от школы до музеев, театров, вузов города, учреждений в центре города . Урок состоит из двух этапов. Первый этап - подготовительная работа, так как формирование навыков пространственной ориентировки у слабовидящих школьников предполагает, прежде всего, создание образа об окружающем пространстве, в котором им необходимо ориентироваться. Изображение карты улиц, площадей и других объектов города обеспечивают чувственную базу при формировании представлений об их расположении по отношению друг к другу и к учащемуся, что является основой познания окружающей действительности и пространственной ориентации в ней. Этот наглядный материал способствует также созданию у детей с нарушением зрения основы для развития пространственного мышления и соответствующих практических действий в процессе осуществления пространственной ориентировки, он способствует развитию у них познавательной активности, повышает устойчивость внимания, а также создает интерес и потребность самостоятельного передвижения. Второй этап практический - движение слабовидящих учащихся по заданному маршруту, используя заданные ориентиры. При подготовке к уроку используем знания учащихся о жизни Ф.М. Достоевского в Семипалатинске, рассматривая изображения города 19 века и настоящего времени, определяем значимые объекты: Ямышевские ворота, Воскресенский и Знаменский собор, казармы, здание лазарета, мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Ход урока. I этап урока. Проверка перспективного домашнего задания. Сообщения учащихся. 1. Ямышевские ворота. ... когда-то крепость Семипалатная была обнесена высокой деревянной стеной с земляным возвышением под стенами. Имела два вооруженных пушками бастиона и трое ворот. Из трех ворот крепости до наших дней сохранились западные Ямышевские ворота. Ямышевские ворота – памятник архитектуры ХVIII в. Ямышевские ворота обращены в сторону Омска, очевиднее предположить бы, что двигаясь с канатным обозом из Омска, путники, среди которых был и Достоевский, вошли в город со стороны Казачьей слободы. Ориентиром может служить действующий ныне Воскресенский собор, построенный позже. 2.Казармы. По воспоминаниям А.В. Скандина: «…По прибытии в Семипалатинск, Достоевский был назначен в первую роту, которая занимала половину деревянной казармы, сгоревшей в 1881 году. Место же, где стояла она, — против Знаменского собора, вправо и на одной линии с каменными крепостными воротами. Тут-то и жил первое время и нес нелегкую солдатскую службу Федор Михайлович». Казарма сгорела, но ворота (Ямышевские), через которые Федор Михайлович проходил неоднократно, остались, правда, перемещенные со своего прежнего места. 3.Знаменский собор довольно часто посещал Федор Михайлович – как православный – Знаменский собор, единственная в то время церковь в городе; и как военный — Знаменскую площадь, место расположенное вокруг этого собора, где проходили различные построения и солдаты подвергались самой беспощадной муштре. В связи с перепланировкой города в начале 30-х годов XX века, через нее был разбит проспект, соединяющий железнодорожный вокзал с берегом речки Семипалатинки, по этой причине в 1933-1934 г. был уничтожен Знаменский собор, мешающий прямолинейному расположению проспекта. Сейчас это проспект Шакарима, в районе бывшего здания зооветинститута. Ориентиром служит остановка маршрутных автобусов « Музыкальная школа». 4.Здание лазарета. А.В. Скандин пишет, что «…Часовым Достоевскому пришлось стоять почти на всех постах того времени, в том числе у окна арестантской камеры местного лазарета. Каменное двухэтажное здание лазарета было построено в 1830 г., вместо пришедшего в негодность деревянного здания. Кроме караула, Ф. Достоевский бывал здесь и по слабому своему здоровью, так как это было единственное лечебное заведение в городе. В нем лечились, как военные, так и гражданские лица, кроме этого, областной врач штаб-лекарь был его другом, то посещение этого заведения было довольно частым. Здание сохранилось, и в нем сейчас расположены музеи Семипалатинской медицинской академии. Ориентиром может служить кинотеатр «Dastan Cinema». 5. Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. В 1857 году после женитьбы на Марии Исаевой писатель снял квартиру в доме почтальона Ляпухина. Этот дом сохранился до наших дней. Музей состоит из двух частей, деревянный дом и бетонное сооружение в виде книги. В доме, где размещена теперь мемориальная квартира, Достоевский Ф.М. встречался с Чоканом Чингизовичем Валихановым, первым казахским ученым путешественником, этнографом. В этом доме писатель задумал и написал повести: «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели». Рядом с мемориальным домом установлена парная композиция в бронзе «Ч.Валиханов и Ф.М.Достоевский» скульптор Элкабидзе. Ориентиром к музею служит театра Абая и здание акимата г. Семей. Этот дом Достоевский Ф.М. покинул, когда навсегда уезжал из Семипалатинска в своё нелёгкое, но знаменитое будущее. II этап урока - маршрут. Путь маршрута от школы до литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, включая перечисленные выше памятные места. 1. Начинаем маршрут с ближайшей автобусной остановки «Улица Сеченева» на автобусе № 12, активизируем наше внимание, когда автобус начинает движение по проспекту Шакарима. Вопросы учащимся: - Какой ориентир должен интересовать слабовидящих учащихся в данном занятии? –( остановка «Музыкальная школа») - Какие здания в этой черте города связаны с Ф.М. Достоевским? Сохранились ли они? (казармы, Знаменский собор, нет не сохранились, но Достоевский ходил по этой территории в течение пяти лет). 2.Автобус по ходу движения поворачивает направо, на улицу Абая. Выходим на остановке «Университет». Ориентиром в этом месте маршрута является Воскресенский собор. Экскурсия движется противоположно движению автобуса параллельно собору. Используя бинокль, разглядываем Ямышевские ворота. Вопросы: -Чем знаменито это сооружение? -Как связано с Ф.М. Достоевским? -Всегда ли эти ворота находились на этом месте?( нет) -Какие документы подтверждает ваше мнение ( записки современников, фотографии старого города). 3. Экскурсия пересекает перекрёсток улиц проспекта Шакарима и улицы Абая, двигаясь по правой стороне, мы подходим к кинотеатру «Dastan Cinema». Напротив кинотеатра двухэтажные здания – музеи медакадемии. Вопросы классу: -Как эти здания связаны с именем великого писателя?( лазарет) -Как часто он бывал здесь и по какой причине? ( служба, слабое здоровье, лекарь – друг). 4. Пересекаем по светофору улицу Абая, переходим на правую сторону улицы Интернациональная, до ориентира «театр Абая», затем поворачивая направо движемся параллельно ориентира «акимат г.Семей». Перед взором экскурсантов вырисовывается памятник Ф.Достоевскому и Ч.Валиханову ( скульптор Элкабидзе), используя бинокли разглядывает детали памятника), а немного вперёд и налево мы видим конечную цель экскурсии - Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского. Вопросы: - Когда и в связи с какими обстоятельствами снял это дом Фёдор Михайлович? - С кем он встречался в этом доме? - Когда и почему оставил его.( в связи с женитьбой в 1857 году, покинул в 1859 году, возвращаясь в европейскую часть Российской империи) РЕФЛЕКСИЯ Прокомментируйте эпиграф урока «По крайней мере, жил, хоть страдал, да жил!» В 1854 году ссыльнокаторжный петрашевец Ф. М. Достоевский, закончивший срок каторжных работ в Омском остроге, был зачислен рядовым в Седьмой сибирский линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. В нашем городе он провел пять лет своей жизни, о которых впоследствии сказал: «По крайней мере, жил, хоть страдал, да жил!» Жил, потому что здесь у него были верные друзья: Чокан Валиханов, прокурор Врангель. Сблизился в эти годы Достоевский и со знаменитым географом П. П. Семеновым (впоследствии Тян-Шанским). Он вновь обретает уважение к себе как человеку и писателю как стороны генерал- губернатора Спиридонова, так и других, окружавших его военных и чиновников, имеет возможность заняться любимым делом – творчеством, а самое главное, в Семипалатинске он встретил свою любовь и познал семейное счастье. Д.з. Определить маршрут и ориентиры до университета им. Шакарима. | |
Просмотров: 972 | Загрузок: 24 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|