Главная » Файлы » ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ |
[ Скачать с сервера (41.7 Kb) ] | 2015-12-03, 11:16 AM |
УТВЕРЖДАЮ Директор школы С. Досжанова Концепция воспитательной работы СШ Пограничная г. Аксу на период 2012-2017 годы Разработала: (ЗДВР) зам. директора по воспитательной работе Дубгорная М.М. «Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего». В жизни каждого ученика школа занимает важное место, так как выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир, реально помочь в самоопределении личности и формировании мировоззрения каждого ученика. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Воспитание не в состоянии изменить ситуацию, сложившуюся в обществе и микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в преобразованиях современной жизни, сформировать коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить школе как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе – научить ребенка делать свой выбор в реальном обществе, чтобы не потеряться в многообразии и сложности сегодняшней жизни, гармонично сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. При разработке концепции воспитательной работы школы я использовала собственный опыт и систематизировала опыт воспитательной работы педагогов нашей школы. Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!», сформулированная с учётом интересов родителей и детей легла в основу концепции воспитательной системы нашей школы. Бесспорно, любому человеку необходимо чувство собственной значимости и успешности. Быть УСПЕШНЫМ- сегодня это значит быть физически здоровой, интеллектуально развитой, ценностно-ориентированной, социально активной личностью с креативным и гибким мышлением, способной быстро адаптироваться в условиях современной жизни. Концепция воспитательной работы школы предлагает следующее понимание содержания параметров социально активной личности. • Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек. • Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. • Социально – активная личность – это личность творческая. • Социально-активная личность – это гуманная личность. • Социально активная личность- это успешная личность. Аббревиатура «УСПЕХ» является синтезом основных аспектов развития личности и одновременно приоритетными направлениями воспитательной работы в школе. У – учеба (познавательная деятельность). Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Акценты в новых подходах к организации образовательного процесса, делаются на создании коллаборативной среды в школьном пространстве, позволяющей развивать и реализовывать способности обучающихся. С – социализация. Включение учащихся в различные социальные общности (классы, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. П – позитивность. Формирование у обучающихся положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях, системы позитивных качеств личности, взглядов и убеждений. Е – единство. Представляет единство обучения и воспитания, объединение усилий семьи и школы для воспитания личности, которая должна соответствовать современным требованиям общества. Х – харизма (исключительная одаренность). Харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом. Каждый выпускник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчивым к новизне. Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении. Цель концепции: сформировать и развить целостную воспитательную систему в школе, направленную на создание условий для максимального развития личности, её социального и гражданского становления и саморазвития; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой и с окружающей действительностью. Задачи: • создание образовательной среды, способствующей воспитанию социально активной и адаптированной личности; • использование потенциала социума, семьи и школы для более полного творческого и интеллектуального развития личности, её успешной самореализации и подготовки к будущей жизни в обществе; • воспитание гражданина - патриота своей страны; • формирование устойчивых навыков по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, основ здорового образа жизни; • профилактика асоциального поведения; • развитие форм и механизмов системы управления воспитательной работой в школе • развитие самоуправления обучающихся, предоставление им реальных возможностей в деятельности школы, творческих и общественных объединений В качестве принципов, определяющих стратегию воспитательной системы нашей школы выступают: • Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры; • Принцип воспитания в коллективе подчеркивает, что воспитание дает растущему человеку положительный опыт социальной жизни и создает благоприятные условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения и самореализации; • систематичность; • информационность, открытость; • демократизм, гуманизм; • дисциплина и порядок; • стимулирование, вознаграждение и поощрение инициативы. Ведущими (базовыми) подходами воспитательной работы в системе образования являются аксиологический, деятельностный, системный подходы. Аксиологический подход рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации. Деятельностный подход определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той или иной деятельности, субъектом которой он становится, и связывает происходящие в ребенке изменения с изменениями именно в его деятельности. Системный подход предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания (целей, задач, содержания, форм, методов и т.п.), не изолированно, а в их взаимосвязи, целостности. Подход позволяет преодолеть фрагментарность воспитательной работы, объединить и усилить педагогический потенциал различных субъектов воспитания, поднять процесс воспитания на новый качественный уровень В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности: • Интеллектуально-познавательная ( программа « Хочу всё знать!») • Становление гражданской позиции ( программа « Я-гражданин») • Духовно-нравственная, ценностно-ориентированная деятельность ( программы « Моё отечество», « Казахстан- наш общий дом», « На пути к согласию»)) • Спортивно-оздоровительная деятельность (программа «Голосую за ЗОЖ», « Выбираем здоровье», « Маршрут здоровья») • Культурологическая деятельность ( программа « Дерзайте, вы талантливы» « Формула успешного человека»), • Трудовая и экологическая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к природе, людям и прежде всего к самому себе; • Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности; • Свободное общение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком. Таким образом выведена формула успешного человека: ИУ (интеллектуальная успешность) + ЭЛУ ( эмоционально-личностная успешность) + КУ ( коммуникативная успешность ) = УЧ ( успешный человек) Методическую основу деятельности по созданию воспитательной системы школы составляют научные положения о сущности, структуре и развитии социально-педагогических систем (В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.Е. Щуркова, В. М. Лизинский) идей педагогических и психологических публикаций ( Ю.С. Мануйлов, В,Д, Семёнов и др ) о возможностях и условиях влияния среды на успешное развитие и становление личности ребёнка. Управление воспитательной системой осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию программ и проектов. Стратегическое руководство и контроль осуществляет директор школы. Тактическое руководство осуществляет заместитель директора. Руководители МО осуществляют методическую помощь и выявляют состояние программного обеспечения. Психолого-педагогическое диагностирование, поддержку педагогов и учащихся осуществляет ЗДВР и педагог-психолог. Руководители кружков, секций осуществляют оперативное управление, т. е. действия в имеющихся условиях. Учащиеся осуществляют самоуправление. Направляющий вектор- старшая вожатая. Родители являются соучастниками образовательного процесса Годовой цикл традиционных мероприятий: • Торжественная линейка “День Знаний». • Праздник посвящения в первоклассники. • Осенний бал. • День учителя • Предметные недели, интеллектуальные марафоны и олимпиады. • “Новогодние праздники”. • Конкурс военно-патриотической песни • Праздник мам • “Чтобы помнили!..” (День Победы). • Праздник « Прощай школа!” • Выставки народного творчества, национальных обычаев • Общественно полезные трудовые коллективные мероприятия: тру¬довые десанты, рейды чистоты, тимуровская помощь престарелым, ветеранам. • Акции милосердия: детям-инвалидам, платок ветерану, акция «Дети - детям», беспроигрышные лотереи. • Спортивные соревнования по волейболу, баскетболу, пионерболу • Спортивные эстафеты (с учащимися, родителями): шахматно-шашечные турниры, «Мама, папа, я – спортивная семья», « Жигит султаны» • Формы досугового общения: «круглые столы», дни рождения в классе, экскурсии, вечера - встречи с интересными людьми. • Целевые тренинги В ходе совершенствования воспитательной системы в школы предполагаются следующие этапы: Этап/год Цель Задачи Ожидаемый результат Этап становления сентябрь 2012- сентябрь 2013 Разработка концепции воспитательной системы - выявить позитивный опыт воспитания в школе -определить приоритетные направления -разработать программы, способствующие максимальному развитию личности, её успешной самореализации - провести диагностику мотивации и уровня социальной активности учащихся с целью выявления отклонений от концептуальных направлений воспитательной системы - определить критерии, показателей, методов и приёмов эффективности функционирования воспитательной системы Цели воспитательной деятельности должны быть сформулированы и внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей. Отработка содержания деятельности сентябрь 2013 –сентябрь 2016 Развитие инициативы, творчества, традиций, содружества детей и взрослых. - утвердить приоритетные направления функционирования воспитательной системы. - создать условия для обеспечения возможностей самореализации уч-ся и реализации личностного подхода (организовать кружки по интересам и спортивные секции, создать условия для реализации творческих способностей уч-ся на уроке и во внеурочное время) - отработать наиболее эффективные формы и методы воспитания - укрепить старые и создать новые традиции в школе - развивать общешкольные и классные коллективы, создавать временные творческие группы. -развивать школьное самоуправление. - проводить мониторинг изучения потребностей и интересов уч-ся, а также исследование эффективности УВП - развивать новое педагогическое мышление педагогов, основанного на самоанализе и педагогическом творчестве - упорядочение системных связей Разработка Программы воспитательной работы и подпрограмм (по направлениям) . Обобщение опыта работы, создание новых традиций. Сформированная воспитательная система Этап рефлексии, обобщения и коррекции сентябрь 2016 –сентябрь 2017 Выявление уровня влияния воспитательного пространства школы на социализацию и самореализацию обучающихся - определить эффективность управления инновационной деятельностью в школе - выявить и оценить реальные результаты - скорректировать перспективы дальнейшего развития воспитательной системы школы Совершенствование и переход воспитательной системы школы в режим функционирования, подъем на новый более высокий уровень. Образ выпускника: В центре нашей концепции стоит полноценная, успешная личность ученика обладающего такими качествами, как: интеллект, креативность, коммуникативность, нравственность, здоровье, саморегуляция поведения. потенциал Выпускник начальной школы Выпускник основной школы Выпускник старшей школы Нравственный (ценностный) потенциал Восприятие и понимание ценностей: «семья», «школа», «учитель», «родина»,«природа», «дружба», «уважение к старшим». Выполнение правил, умение различать поступки людей, оценивать свои действия и поведение одноклассников, наличие опыта участия в подготовке и проведении ОПД Формирование мировоззрения, Наличие духовно-нравственных ценностей. Знание правил общежития. Умение адаптироваться к условиям окружающей среды Осмысление целей и смысла своей жизни. Познавательный потенциал Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Мотивация к успеху и , готовности к обучению в основной школе. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умения развивать и управлять познавательными процессами личности, способности адекватно действовать в ситуации выбора на уроке. Устойчивая мотивация к успеху. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. Стремление к успеху. Коммуникативный потенциал Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции. Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях и с людьми, отличающимися друг то друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. Сформированность индивидуального стиля общения; владение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; знание и применение способов урегулирования конфликтов Эстетический потенциал Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среды, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей страны, произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей и способностей в разных видах деятельности Умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты; стремление к созиданию, проявлению индивидуальности Физический потенциал Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение жизненными умениями и навыками; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования Стремление к физическому совершенству; привычка ежедневно заниматься спортомвладение способами релаксации, повышения работоспособности. и эмоционального состояния. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школ 1. Социализированность личности учащихся. 2. Развитие креативных способностей учащегося и наличие достижений 3. Сформированность нравственной направленности личности учащегося. 4. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе. 5. Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения. 7. Уровень развития самоуправления в школьном и классных коллективах. Для изучения эффективности воспитательной системы используются - диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов); - анкетирование по выявлению уровня самоуправления; - анкетирование «Успешность ученического самоуправления» (для учащихся); - анкетирование «Успешность педагогического самоуправления» (для педагогов); - опросник для определения творческих наклонностей школьников; - тест Рокича "Ценностные ориентации"; - тест «Родитель — Взрослый — Ребенок»; - методика «Изучения социализированности личности учащегося» М.И.Рожкова; - методика «Изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А.Андреева; - комплексная методика «Изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» А.А.Андреева; - методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» Р.С.Немов и др. Используемые источники: 1. научно-методический журнал «Заместителя директора по воспитательной работе» №6/2011, №4/2011, №3/2010, №7/2007, №5/2009, №3/2008; 2. научно-методический журнал «Воспитание школьников» №2/2007, №8/2006, №1/2008, №8/2010, №5/2011; 3. справочник классного руководителя №9/2011; 4. научно-методический журнал «Классный руководитель №6/2002; 5. интернет – ресурсы. | |
Просмотров: 2420 | Загрузок: 122 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|