Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
2012-01-14, 5:52 PM | |
учитель-экспериментатор ССШ№2 г.Актобе: Макарова Н.Г. Экологическое краеведение — это новое направление в современной педагогике, востребованное нынешним критическим состоянием окружающей среды. Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы — это в значительной степени проблемы воспитания, проблемы педагогики. Центральной фигурой, призванной изменить мышление людей в сторону экологического мышления и успешного решения экологических проблем, становится учитель. Все будущее общество взрослых — от тракториста до министра — проходит через школу, через учителя и его идеи, его понимание и видение мира. Это накладывает на учителя особую ответственность за будущее общество страны. В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической культуры личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Человек будущего — это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости. Вместе с тем, как показывает практика, все более обнаруживает себя противоречие между объективно растущими требованиями общества к личности в контексте отношений «человек — природа» и уровнем формирования экологической культуры. Преодоление экологического кризиса возможно при условии смены установки «господство - подчинение» во взаимодействии человека с природной средой, в его природопользовательской деятельности, при осознании личностью целостности и взаимозависимого единства природы и общества. Для гармонизации взаимодействия общества и природы важно, чтобы человек самостоятельно мог вырабатывать и усваивать новые принципы и нормы нравственного отношения к природным объектам, к природе в целом. Такого кардинального изменения в системе «человек - природа» достигнуть невозможно без нового подхода к образованию и воспитанию, так как «причины экологического кризиса следует искать в кризисе личности человека». Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Так, Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Экологическая культура - новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественных изменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии с окружающим миром. Для характеристики качественных изменений личности используем такие категории, как "потребности", "мотивы", "привычки", "способности" и др. На уровне взаимодействия личности учащегося с окружающей его средой задействованы такие понятия, как "отношение", "поведение", "деятельность" и др. Новая концепция образования XXI века разрабатывается через призму повышения экологической культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости. На сегодняшний день у детей, впрочем, как и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, еще низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. В условиях экологического кризиса необходимо создание новой концепции взаимодействия общества с природой. Эта задача носит не только социальный, экологический и технический, но и нравственный характер, поскольку продиктована потребностью сформировать у людей экологическую культуру, основанную на осознании неразрывной связи человека с окружающей средой, ответственное отношение к природе, понимание необходимости ее сохранения для будущих поколений. Группа учителей специализированной средней школы №2 с сентября 2010 года стала участником областного эксперимента "Совершенствование системы работы по экологическому краеведению в отдельных районах Актюбинской области» на период с 2010 по 2013 годы. Данный эксперимент - еще одна попытка сделать шаг в сторону экологического воспитания, формирования экологической культуры. Мы включены в процесс экологизации образования, который требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. По мнению многих ученых, вся система образования на сегодняшний день должна быть ориентирована на выполнение двух взаимосвязанных функций: гуманистической (ориентации образовательного процесса на выживание и развитие всего человечества) и экологической (сохранение всех компонентов природы в целом, обеспечении условий для сохранения жизни). Проблема исследования состоит в том, что, хотя проблемы экологического воспитания сейчас стоят на первом плане, однако, недостаточность действенных методов и форм обучения, программно-методического обеспечения как в школьном, так и в дополнительном образовании сдерживает рост уровня экологической культуры школьников. В решении названной проблемы заключалась цель исследования – выявить и обосновать наиболее эффективные формы и методы краеведческой деятельности, способствующие повышению уровня экологической культуры. Нами определены следующие задачи исследования: -проанализировать формирование экологической культуры школьников на различных этапах обучения с использованием форм и методов краеведческой деятельности; -разработать образовательную программу для детского краеведческого объединения как средство формирования экологической культуры; -разработать методические рекомендации для педагогов. В основу исследования была положена гипотеза о том, что повышение уровня экологической культуры учащихся возможно, если: - использованы знания, умения и навыки, полученные школьниками при изучении предметов школьной программы; - использованы формы и методы экологической работы с детьми, применяемые в краеведческой деятельности системы образования; - разработаны методические пособия и рекомендации по формированию экологической культуры школьников. Методологической основой исследования стала совокупность философских, естественнонаучных и педагогических взглядов на мир как на находящееся в непрерывном движении и развитии единое целое, основные положения диалектики о единстве природы человека и общества, психолого-педагогические концепции о ведущей роли деятельности как сложного и глубокого источника развития и формирования личности. Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации задач эксперимента учителями используются следующие методы: анализ психолого-педагогической, эколого-биологической,естественнонаучной, философской, методической литературы по вопросам изучаемой проблемы; педагогический эксперимент средствами экологической деятельности; - педагогические наблюдения, различные виды опросов (устные,письменные, в том числе анкетирование), творческие отчеты, работы детей; анализ опыта педагогов; анализ планов воспитательной работы; индивидуальные собеседования; анализ результатов продуктов деятельности; статистическая обработка полученных данных. Определены и объекты исследования: 1.Эффект комплексного воздействия краеведения на повышение уровня экологической культуры школьников ССШ №2 г.Актобе. 2. Создание методики краеведческой деятельности, реализуемых в учебной практике. 3.Создание форм организации педагогических воздействий, способствующих воспитанию экологически грамотной личности. Предмет исследования является содержание и формы краеведческой деятельности как средство формирования экологической культуры школьников. Разработка и экспериментальная апробация форм и методов коллективной творческой деятельности в формировании экологической культуры отрабатывается в ходе эксперимента в три этапа. Первый этап, 2010-2011 годы, диагностико-прогностический - изучение психолого-педагогической литературы, основ краеведческой деятельности, опыта работы школ и внешкольных учреждений по краеведению и экологии, разработка индивидуальных программ учителями – членами экспериментальной группы. Второй этап, 2011-2012 годы, поисково-практический - разработка авторской программы по тэколгичекому воспитанию школьников, экспериментальная проверка теоретических положений, апробация форм и методов краеведческой работы. Анализ деятельности в рамках авторской программы позволит определить основные формы и методы краеведческой работы, направленные на формирование экологической культуры школьников. Третий этап, 2012 -2013 годы, обобщающий - завершение эксперимента, в ходе которого будут получены данные, подтверждающие гипотезу исследования, анализ и обработка результатов исследования, уточнение теоретико-экспериментальных выводов, внедрение результатов исследования в практику системы образования и оформление материалов эксперимента, подготовка и проведение научно-методической конференции по итогам эксперимента. В начале эксперимента учителями нашей школы изучалась литература по теме эксперимента. Из многочисленных определений «экологическая культура» нам по душе пришлось определение психолога-педагога Н. М. Романенко. Он определяет экологическую культуру как сложное личностное образование, включающее в себя: ответственность за состояние окружающей среды; наличие экологических взглядов и убеждений; опыт деятельности по изучению и охране природной среды; система научных понятий по проблемам экологии. Далее встал вопрос с показателями экологической культуры. Оказалось, что существуют внешний и внутренний уровни культурности. Они тесно связаны между собой: внутренний уровни культурности определяет внешний уровень, который в свою очередь проявляется в поступках, словах и делах людей, в стиле общения с окружающими. Ещё в структуре экокультуры принято выделять семь компонентов: мотивационно-целевой, содержательный, операционный, личностно-волевой, эстетический, валеологический, этико-правовой. Теперь встал вопрос об уровнях экологической культуры человека. Учеными было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий. Школьник с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные знания по экологии, т.к. много читает дополнительной литературы. Ответы на поставленные вопросы у него аргументированы. Такой подросток способен к объективной оценке поступков товарищей в природе, самокритичен к собственным действиям. Он общителен, легко находит общий язык со сверстниками и принимает активное участие в разработке и проведении школьных мероприятий, посвященных дню защиты природы, дню птиц и т.д. Школьник со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличается по степени полноты знаний в области экологии и биологии. Не умеет при ответах оперировать основными понятиями по экологии. Подчас он необъективен в оценке своих поступков в природе. Принимает активное участие в общешкольных экологических мероприятиях. Подросток с низким уровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии и биологии носят фронтальный характер. Полностью отсутствует самокритичность. Такие учащиеся не знают основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми. Они не принимают участия в мероприятиях посвященных экологическим проблемам. После проведения диагностики в экспериментальных классах выявлено следующее: на начало эксперимента школьников с высоким уровнем развития экологической культуры- 25%, со средним уровнем- 70%, с низким уровнем- 5%. Далее были определены основные направления деятельности учителей-экспериментаторов ССШ№2 по становлению и развитию экологической культуры школьников: 1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы. 2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны. 3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде. 4. Эколого-художественная деятельность – разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям. Нами поставлена конкретная цель на выходе из эксперимента - создание учебно-методического комплекса для педагогов по формированию экологической культуры школьников.. Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность таким образом, чтобы эта деятельность стала потребностью, – процесс длительный и сложный. Поэтому ученые разделили этот процесс на три составляющих: 1. Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Для этого необходимо, чтобы педагоги школы овладели сами проектно-исследовательским методом обучения. Это может быть и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. На уроках могут использоваться различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, решение проблемного вопроса, моделирование эксперимента, дискуссии, учебные исследования при подготовке домашнего задания, при проведении наблюдений, постановки опытов, проблемного анализа текста, подготовки вопросов для дискуссии, разработки анкет, выполнения других творческих работ (написания сценариев спектаклей, агитбригад и экологических сказок). 2. Система дополнительного образования в кружках и факультативах по экологическому образованию и воспитанию школьников. 3. Научно-исследовательская деятельность в рамках научного общества обучающихся (НОУ). Учителя-экспериментаторы изучили все три составляющих и образовали мини- группы на текущий год по следующим направлениям: ээкологическая культура школьника (Нежданова А.Г. Буденко Т.Я.); система работы по экологическому краеведению в школе (Макарова Н.Г., Искакова Г.); создание дидактических материалов в помощь учителю по экологическому краеведению (Гурская Ю.М., Утянова Р.Н.). Мы полностью согласны с мнением А.К.Маркова: «В первую очередь экологически грамотным должен быть учитель, он должен быть носителем высокой экологической культуры, или "экологически компетентным". Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя следующих сторон: педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность. Педагогическая деятельность - это "технология" труда учителя. Педагогическое общение - климат и атмосфера этого труда, а личность - ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы учителя». В структуру экологической компетентности должны входить такие показатели: высокий уровень экологических знаний; знание современных образовательных технологий в области воспитания; знание экологической обстановки в Казахстане и мире, и основных направлений государственной политики в области охраны природы; умение организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у школьника бережного отношения к ней; умение анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической культуры; общие педагогические способности; отношение педагога к природе как ценности; умение анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности; стремление повышать уровень экологической культуры. Эффект воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом "вынужден", то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом "хочу" или "не могу иначе", то и результативность воспитания экологической культуры возрастает. | |
Просмотров: 2262 | Загрузок: 1 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|