Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Открытый урок по географии Общество и природа
[ Скачать с сервера (1.35 Mb) ] 2012-02-19, 5:41 PM
Тема урока: Общество и природа. 10 класс
Вид урока: урок изучения нового материала.
Тип урока: урок постановки УЗ.
Форма проведения урока: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представления о социальной сущности человека и роли природы в его становлении и развитии.
Задачи:
1. Определить место человека среди других живых организмов, населяющих нашу планету.
2. Продолжить развитие учащихся умений обобщать, анализировать, делать выводы, расположить учащихся к размышлению, поиску ответов.
3. Показать учащимся теснейшую взаимосвязь общества и природы.
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная; фронтальная; дифференцированная.
Ход урока:
I. Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников).
Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
«В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
II. Актуализация знаний учащихся по данной теме.
Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день».
Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца?
Каким общим словом можно назвать данные явления?
III. Сообщение темы урока.
Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем рассматривать тему «Общество и природа».
IV. Постановка учебной задачи урока
Постановка учебной задачи с помощью методического приема «Аукцион мнений».
(учащиеся самостоятельно предлагают задачу урока)
V. Изучение нового материала
1. Мини – лекция «Природа и мы»
Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек.
Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.

2. Работа с новыми терминами и понятиями.
Природа

в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа
нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты
многообразии проявлений земная оболочка, охваченная

3.Исторический экскурс
Мысли о том, какое место занимает человек в природе, интересовало людей с давних пор. Ещё древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы:
человек
животные
рыбы
растения
Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин Природы. В эпоху Нового времени Природа перед наукой и техникой выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.
Сегодня природа поставщик, а человек заказчик. В XX век появляется новое учение, учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 году Э.Леруа. Но особо этот вопрос был исследован русским учёным В.Вернадским. Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью.
VI.Мотивация учебной деятельности учащихся
1. Лейтмотив урока – ролевая сценка «Спор природы с человеком».
Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое.
Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы?
Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю.
Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно.
Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа.
Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум.
А давайте и мы с вами ребята, попытаемся сегодня выяснить - кто же прав человек или Природа.
2. Конструирование познавательного конфликта.
Давайте же и мы поразмышляем, как и философы разных эпох над проблемой – Царь ли Природы Человек?
Этап первый – возникновение познавательного конфликта. Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия человека и природы:
1 точка зрения 2 точка зрения
«Человек – царь природы» «Человек – звено в долгой цепи эволюции»
Организация работы в малых группах по предложенным заданиям
Задания для организации групповой деятельности:
Группа 1 –аргументируйте позицию «Человек царь природы».
Группа 2 –аргументируйте позицию «Человек – звено в долгой цепи эволюции».
Группа 3 – выделите общее в двух противоположных точках зрения «Человек – царь Природы» и «Человек – звено в долгой цепи эволюции».
Этап второй – представление и защита своей точки зрения (учащиеся 1 и 2 группы выступают с сообщениями, аргументируя свою точку зрения).
Этап третий –просмотр видеоролика
Этап четвертый- дискуссия Какие ассоциации вызвал у вас фильм?
К чему может привести неразумное отношение человека к самой природе?
Учащиеся 3 группы аргументируют свою точку зрения.
4. Этап закрепления – организация групповой деятельности учащихся по созданию собственной лестницы эволюционного развития.
Этап учебной деятельности
Природоведы Человековеды Обществоведы
Задания: сформулируйте ответы на вопросы:
1. Что такое природа? (с разных точек зрения)
2. Какую роль играет природа в жизни человека и общества?
3. Как природа (климат) воздействует на человека и его деятельность?
4. Расположите на ступеньках лестницы понятия по степени важности для природы: «человек», «природа», «общество».

Задания - ответьте на вопросы:
Что такое человек?
1. Назовите основные отличия человека от животного мира.
2. Каково воздействие человека на природу?
Приведите пример положительного воздействия и отрицательного воздействия
4. Расположите на ступеньках лестницы понятия по степени важности для человека: «человек», «природа», «общество».

Задания - ответьте на вопросы:
1. Что такое общество?
2. Какие особенности климата важны для ведения с/х?
3. Будет ли зависеть развитие общества от природных (климатических) условий?
4. В чём значение моральных норм и запретов в жизни общества?
5. Расположите на ступеньках лестницы понятия по степени важности для развития общества: «человек», «природа», «общество».
VII. Рефлексия
Я предлагаю, вам составить синквейн по теме нашего урока. Синквейн – это в переводе с английского пять строк: строка 1 – имя существительное, строка 2 – 2 прилагательных, строка 3 – 3 глагола, строка 4 – фраза со смыслом, строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока.
ПРИРОДА

(аспекты)
естественно-материальный духовно-эстетический

охранять оберегать созидать

Человек и Природа единое целое

ЭКОЛОГИЯ
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: Avon
Просмотров: 4423 | Загрузок: 398 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru