Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
[ Скачать с сервера (1.35 Mb) ] | 2012-02-19, 5:41 PM |
Тема урока: Общество и природа. 10 класс Вид урока: урок изучения нового материала. Тип урока: урок постановки УЗ. Форма проведения урока: урок – лабораторное занятие с текстом учебника и предложенными текстовыми фрагментами. Цель урока: Сформировать у учащихся представления о социальной сущности человека и роли природы в его становлении и развитии. Задачи: 1. Определить место человека среди других живых организмов, населяющих нашу планету. 2. Продолжить развитие учащихся умений обобщать, анализировать, делать выводы, расположить учащихся к размышлению, поиску ответов. 3. Показать учащимся теснейшую взаимосвязь общества и природы. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная; фронтальная; дифференцированная. Ход урока: I. Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока - (интересное, необычное начало урока, повышающее мотивацию учебной деятельности школьников). Отрывок из рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день». «В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное – опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слёзы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть…И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щёки, на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому – подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались». II. Актуализация знаний учащихся по данной теме. Ребята, представьте себе, что это вы, героя рассказа Р.Брэдбери «Всё лето в один день». Почему у вас вызвало такие чувства появление солнца? Каким общим словом можно назвать данные явления? III. Сообщение темы урока. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем рассматривать тему «Общество и природа». IV. Постановка учебной задачи урока Постановка учебной задачи с помощью методического приема «Аукцион мнений». (учащиеся самостоятельно предлагают задачу урока) V. Изучение нового материала 1. Мини – лекция «Природа и мы» Что же такое природа? Давайте запишем слово природа следующим образом: «при – рода». То есть Природа – это то, что находится при роде человеческом, то из чего рождается сам человек. Во взаимоотношении с природой человек реализует две свои уникальные способности. Он изменяет природу и символизирует себя в ней, записывает себя в неё. Итак, природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. 2. Работа с новыми терминами и понятиями. Природа в широком смысле – окружающий в узком смысле - природа нас мир во всём бесконечном как биосфера нашей планеты многообразии проявлений земная оболочка, охваченная 3.Исторический экскурс Мысли о том, какое место занимает человек в природе, интересовало людей с давних пор. Ещё древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: человек животные рыбы растения Античные философы высказывали мысль о единстве человека и природы. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин Природы. В эпоху Нового времени Природа перед наукой и техникой выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации. Сегодня природа поставщик, а человек заказчик. В XX век появляется новое учение, учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 году Э.Леруа. Но особо этот вопрос был исследован русским учёным В.Вернадским. Под ноосферой понимают область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. VI.Мотивация учебной деятельности учащихся 1. Лейтмотив урока – ролевая сценка «Спор природы с человеком». Человек: Я, Человек, имеющий разум, умеющий мыслить, могу всё: читать книги и даже писать их, строить дома, производить машины и управлять ими, вырабатывать электроэнергию и многое другое. Природа: Хорошо, мой почтенный Человек, я признаю твой ум. Ты многое умеешь, и написал много книг. Но позволь с тобой поспорить. Вот ты читаешь, познаёшь тайны. А какую книгу ты читаешь? Не книгу ли Природы? А что познаёшь? Не премудрости ли Природы? Человек: Согласен. Я познаю премудрости Природы. Так ведь я сам их открываю. Природа: Ну да, ты их открываешь, а я, Природа, их устанавливаю. Твой разум не может вместить всего того, что сокрыто во мне, в Природе. Ты только можешь увидеть и убедиться, что всё здесь правильно, красиво, премудро и разумно. Человек: Вот – вот, именно разумно, а разум есть только у человека. Его нет ни у камней, ни у птиц и зверей, ни у кого милостивая Природа. Природа: Это вы люди, так считаете, что птицы, звери, растения не имеют разум. А давайте и мы с вами ребята, попытаемся сегодня выяснить - кто же прав человек или Природа. 2. Конструирование познавательного конфликта. Давайте же и мы поразмышляем, как и философы разных эпох над проблемой – Царь ли Природы Человек? Этап первый – возникновение познавательного конфликта. Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия человека и природы: 1 точка зрения 2 точка зрения «Человек – царь природы» «Человек – звено в долгой цепи эволюции» Организация работы в малых группах по предложенным заданиям Задания для организации групповой деятельности: Группа 1 –аргументируйте позицию «Человек царь природы». Группа 2 –аргументируйте позицию «Человек – звено в долгой цепи эволюции». Группа 3 – выделите общее в двух противоположных точках зрения «Человек – царь Природы» и «Человек – звено в долгой цепи эволюции». Этап второй – представление и защита своей точки зрения (учащиеся 1 и 2 группы выступают с сообщениями, аргументируя свою точку зрения). Этап третий –просмотр видеоролика Этап четвертый- дискуссия Какие ассоциации вызвал у вас фильм? К чему может привести неразумное отношение человека к самой природе? Учащиеся 3 группы аргументируют свою точку зрения. 4. Этап закрепления – организация групповой деятельности учащихся по созданию собственной лестницы эволюционного развития. Этап учебной деятельности Природоведы Человековеды Обществоведы Задания: сформулируйте ответы на вопросы: 1. Что такое природа? (с разных точек зрения) 2. Какую роль играет природа в жизни человека и общества? 3. Как природа (климат) воздействует на человека и его деятельность? 4. Расположите на ступеньках лестницы понятия по степени важности для природы: «человек», «природа», «общество». Задания - ответьте на вопросы: Что такое человек? 1. Назовите основные отличия человека от животного мира. 2. Каково воздействие человека на природу? Приведите пример положительного воздействия и отрицательного воздействия 4. Расположите на ступеньках лестницы понятия по степени важности для человека: «человек», «природа», «общество». Задания - ответьте на вопросы: 1. Что такое общество? 2. Какие особенности климата важны для ведения с/х? 3. Будет ли зависеть развитие общества от природных (климатических) условий? 4. В чём значение моральных норм и запретов в жизни общества? 5. Расположите на ступеньках лестницы понятия по степени важности для развития общества: «человек», «природа», «общество». VII. Рефлексия Я предлагаю, вам составить синквейн по теме нашего урока. Синквейн – это в переводе с английского пять строк: строка 1 – имя существительное, строка 2 – 2 прилагательных, строка 3 – 3 глагола, строка 4 – фраза со смыслом, строка 5 – резюме – одно главное слово по теме урока. ПРИРОДА (аспекты) естественно-материальный духовно-эстетический охранять оберегать созидать Человек и Природа единое целое ЭКОЛОГИЯ | |
Просмотров: 4423 | Загрузок: 398 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|