«Инновационные подходы в применении технических средств обучения на уроках географии» Как бы не был совершенен процесс обучения в школе, какими бы талантливыми и образованными не были учителя, все равно не возможно дать человеку все те знания, которые будут необходимы ему в дальнейшей работе без применения инновационных форм и методов технических средств обучения. Поэтому важно изыскать резервы умственного развития учащихся, формировать способность к самостоятельной познавательной деятельности, в потоке нарастающей с каждым годом информации, обучать самих себя, чтобы не отстать от перипетий современной жизни. В эпоху социальных преобразований и научно-технической революции роль материальных средств обучения возрастает т.к. они в значительной мере способствуют оптимизации трудовой деятельности учителя и учащихся, являясь одним из действенных инструментов учебного процесса по географии. Главным приоритетом в решении учебно-воспитательных задач школы необходимо совершенствование и укрепление материально-технической базы школы, при активном внедрении средств обучения в учебный процесс. Что касается средств обучения в преподавании географии, то это способствует развитию самостоятельности, реализации жизненных целей, экологической, политической и социальной подготовки учащихся. Не менее важен и тот аспект – как требования к профессиональной подготовке самого учителя. Повышать эффективность урока не возможно без повышения педагогического мастерства учителя. В настоящее время нельзя успешно обучать учащихся, опираясь только на знания в области географии. Учитель должен быть вооружен современными методологическими приемами работы со всеми видами учебного оборудования, умением использовать их в учебном процессе. Исходя из этого, для дальнейшего подъема уровня обучения и воспитания особую важность приобретает проблема совершенствования системы средств обучения с учетом общих тенденций в развитии учебного оборудования. К средствам обучения предъявляют свои требования социальный прогресс, в связи с этим первая из важнейших тенденций – это повышение качества учебных пособий, эффективность использования их на уроках. Вторая тенденция связана с научно-техническим прогрессом, с внедрением современной техники и новейших материалов (компьютеры, интерактивные доски, Интернет, мультимедийные кабинеты), что помогает совершенствовать весь процесс обучения. Использование новейших материалов для их изготовления, изменяет и увеличивает функциональные возможности многих пособий, применение современной техники помогает учителю экономить время, перераспределять элементы структуры урока. Например – изучение географии мира в 10 классе с применением электронного учебника. Это, прежде, всего визуальное изучение, аудиоизучение и применение различных форм контроля в данном случае тестирование, при этом осуществляется контроль как между учащимися, так есть возможность вести контроль и учителю (применение локальной сети). И третья тенденция – комплексный подход к созданию, использованию и применению средств обучения в условиях стационара (кабинетной системы). в соответствии с содержанием учебных программ создаются комплексы, в состав которых входят различные виды наглядных средств обучения (ТСО) - это могут быть картографические пособия, приборы, плакаты, аудио, видео, и многое другое. Комплексный подход недопускает случайностей в выборе средств обучения, а наоборот позволяет согласовывать возможности использования всего многообразия. На формирование системы средств обучения географии оказывают влияние все компоненты системы обучения: цели, задачи, обучения и воспитания, содержание знаний и методика преподавания, а также особенности познавательной деятельности учащихся. Однако специфика преподавания географии диктует свой принцип деления средств обучения по способу изображения и отображения географических объектов и явлений. В данном случае предметом изучения школьной географии становятся реальные объекты и явления, пространственно-территориальные и структурно-классификационные системы, отсюда и типологический состав средств обучения географии. Я не буду утомлять коллег перечислением классификационных групп ТСО в географии, всего только дам их переченное название – натуральные объекты, изображение их и само оборудование. Средства каждой из этих групп, в зависимости от содержания и материально-структурных особенностей, выполняют определенные дидактические функции, которые известны всем. Сегодня многие возразят, что по географии в школе оборудование не поступает, что материально-техническая база устарела. Да это так, но сегодня в каждой школе есть компьютерный класс – а это уже выход, это уже новизна в обучении. (в крайнем случае можно прибегнуть к помощи заведующего компьютерным классом). В процессе преподавания географии значительное место отводится сегодня компьютерной техники, разрабатываются специальные обучающие программы разной сложности, электронные учебники, пособия, интерактивные уроки, но обучение географии не может быть обеспечено только за счет средств выпускаемых промышленностью. Мною широко применяются ТСО самодельного характера, это схемы, плакаты, слайды на графопроекторе, и наконец пособия изготовленные на краеведческой основе (видеоролики, аудиозаписи, фотографии) , а также материалы из периодической печати, и других источников СМИ. Какие инновационные подходы в применении ТСО на уроках географии применяются мною?, и конечно, наверное, все подумали – зачем изобретать велосипед, поскольку он уже есть. Конечно это так – однако все новое это то, давно забытое старое. Практика преподавания географии показывает, что многие учителя используют на уроках средства обучения географии в основном промышленностью, другие имеющуюся материальную базу школы по биологии, истории, химии, физики и мн.др. Но этого сегодня не достаточно, по той простой причине - что в каждом классе есть до 5 – 6 человек, у которых дома есть ПК и этих детей заинтересовать на уроке очень сложно. Мною апробирована и широко применяется такая форма применения средств обучения – как технологическая карта, при этом такие карты разработаны для всех классов начиная с 5 по 11 классы. Что это дает во - первых большая экономия времени, далее для каждой карты имеется несколько приложений с разноуровневыми заданием для учащихся , здесь применяются и различные виды контроля и взаимоконтроля, что также стимулирует учащихся на выполнение заданий. Кроме того, практически в каждой теме прослеживается работа над проблемами по данной теме, рефлексия, мозговой штурм и т. д. Большую помощь в обучении географии оказывают методики инновационных технологий – опережающее обучение Элькониной, Опорные конспекты Шаталова, разноуровневное обучение, критическое мышление, модульное обучение которые дополняются техническими средствами обучения. Так при изучении начального курса географии (естествознания) в 5 классе и 6 классе мною широко применяются приборы, как из кабинета физики, так и биологии, химии. Это может быть камертон при изучении звуков, спиртовка-горелка для проведения опытов по парообразованию, или же гербарий растительного и животного мира. При этом на уроке могут быть применены видеоролики, аудиокассеты, кинофрагменты, диаграммы, слайды и так далее. Особым успехом пользуются технические средства обучения визуального направления: например: тема урока в 7 классе «Природа Южной Америки» Рассматриваемые вопросы на уроке: Природные зоны, климат, почвы, растительный и животный мир. Учащимся я предлагаю технологическую карту : 1. Что мне известно из учебника? Учащиеся читают текст в учебнике, делая пометки простым карандашом на полях, применяя условные знаки (+ знаю, понятно; ? - не знаю, не понял; ) Делая записи в тетрадях ключевых слов темы. 2. Что я не понял в изучаемой теме? Перечень вопросов на понятных при прочтении текста. а) Что такое пампа? б) Почему этот материк самый влажный? в) Что такое льянос? И почему Южную Америку считают «легкими планеты»? 3. Просмотр видеофильма из серии: «Чудеса природы» После просмотра учащиеся анализируют прочитанное, увиденное и услышанное. Отмечают самые главные моменты. 4. Работа с контурной картой Нанести границы природных зон на контурную карту Южной Америки. 5. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся и корректировка усвоения материала. Рефлексия, мозговая атака, своя точка зрения. Этот метод и формы можно применить во всех классах, при чем не только на уроках географии, но и других предметов. Особое внимание надо обратить на то, что учитель должен подготовить технологические карты на каждого ребенка согласно его уровня подготовки, вашему вниманию представлена технологическая карта, рассчитанная на средний уровень. Наиболее запоминающиеся уроки с точки зрения применения технических средств обучения уроки естествознания, где детям не только показывают опыты, но и их самих привлекают к участию в демонстрации. приведу пример: Тема: Волны. Звуковые и магнитные волны. Колебания. Самый простой способ показать волны с помощью кодоскопа и чашки Петри (химический прибор) с водой (прозрачная), пипетки – включаю кодоскоп и капаю в чашку Петри с помощью пипетки и вот появляются волны на экране. Приглашаю учащегося, и вот уже он, демонстрирует волны на экране. Тут же демонстрирую камертон, музыкальные инструменты (струнные, щипковые, ударные), издающие волны звука и конечно же, детские игрушечные пистолеты имитирующие выстрел. Или же отрывок из мультфильма «Том – Длинное Ухо», где дети слушают различные звуки. В начальном курсе географии 6 класс по разделу Литосфера. Тема: Вулканы и землетрясения. Здесь сооружаю макет вулкана с помощью химических элементов (бихрамат калия и перманганат калия, древесный угол, железные опилки), при этом учащиеся воочию наблюдают извержение вулкана в классе. Как правило, такие уроки усваиваются почти на 75 %, а отсюда интерес к изучаемому материалу и учебе в целом, при этом решаются такие требования как: - называть или (и) показывать (на карте); - описывать, определять, проводить измерения; - оценивать и прогнозировать. Самым эффективным в этом случае является применение дидактического (раздаточного) материала, который составлен на 3-х уровневой основе. Удачным пособием при закреплении материала или изученной темы является «Рабочая тетрадь» для 6 класса по географии издательства «Атамұра». Немногим школьным дисциплинам присуща такая необходимость наглядного обучения, какая свойственна географии. Если для некоторых предметов средства обучения содержат и служат в значительной мере иллюстративным материалом, то в географии они являются одним из важнейших источников знаний. По этому вопросу Н.Н. Баранский писал: «География без применения этих способов и география с применением их – это две совершенно различные вещи: - насколько первая для школьного возраста скучна и трудна, настолько же вторая интересна и увлекательна». Необходимость применения средств наглядности в преподавании географии обусловлена не только стремлением сделать изучение этого предмета интересным и увлекательным, оно вытекает из самой сути процесса обучения, направленного на формирование географических знаний. Основу таких знаний в географии составляют географические представления, понятия и закономерности. Так при изучении темы: «Реки» в начале урока демонстрирую кинофрагменты – «Равнинная река» и «Горная река». Тут же раздаю технологические карты для описания характера рек, сравнительную характеристику дети делают сами, отвечая на простые вопросы - Какая медленная или быстрая? Шумная или тихая? Изменения по временам года и т.д. Именно здесь проявляется тот момент, который и дает толчок интереса к изучаемому материалу. Поясню почему? Дело в том, что кинофрагменты дают не только визуальное восприятие, но и аудиовосприятие и многое другое. Во время демонстрации дети слышат звуки, видят структуру рек, другие черты и особенности. Кроме того, этот материал подталкивает учащихся к логическому мышлению, а как? а почему? что происходит? где опасно, а где нет? почему? и т.д. Однако выскажу предостережение по этому вопросу – главное требование к средствам обучения – их соответствие целевому назначению, содержанию курса, методической направленности. В тоже время средства обучения должны быть простыми и доступными, отвечать требованиям гигиены. И в заключение: Многие сейчас, наверное подумали да если есть кабинет географии, то работать этими методами и формами легко, но я вас огорчу, не только если есть кабинет, я прежде всего считаю если учитель творчески работающий, не останавливается на достигнутом и проявляет смекалку перед подготовкой к уроку, и самое главное предан своему делу и болеет за свое дело то, такие уроки проводить одно удовольствие.
|