К вопросу о глагольном спряжении Вопрос глагольного спряжения в курсе русского языка школьной программы не отличается особой сложностью. Основы знаний по спряжению фундаментально закладывается в начальной школе, в пятом классе знания систематизируются и обобщаются. В 6-11 классах глагольное спряжение отдельной темой не рассматривается и может актуализироваться только при повторении глагола. Но наличие вопросов по спряжению в заданиях единого национального тестирования требует систематического повторения темы, особенно в выпускных классах. Практика показывает, что к окончанию школы у старшеклассников остаётся в памяти общее представление о спряжении глагола, требующее осмысленной детализации. Поэтому в своей работе мы ориентируемся на систематическое попутное повторение вопросов спряжения в 6-11 классах на базе фундаментального усвоения темы в 5 классе. До изучения темы «Спряжение глагола» учащиеся должны знать алгоритм поиска правильного написания слов. Алгоритм состоит из четырёх ступеней: 1. определить часть речи, 2. определить часть слова (морфему), 3. вспомнить правило, 4. применив его, правильно написать слово. Этот алгоритм мы осваиваем в начале учебного года и отрабатываем его постоянно. Весь материал по спряжению укладываем в схематический алгоритм поиска правильного написания безударного личного окончания, который выглядит следующим образом. • Под ударением в окончаниях глагола пишем то, что слышим Ко 2 спряжению относятся все глаголы на ИТЬ кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ Глаголы исключения: 7 глаголов на ЕТЬ 4 глагола на АТЬ К 1 спряжению относятся все остальные глаголы на еть, ать, оть, уть, ыть, ять В личных окончаниях 2 спряжения пишем И В личных окончаниях 1 спряжения пишем Е В 3 лице множественного числа во 2 спряжении окончания АТ, ЯТ В 3 лице множественного числа в 1 спряжении окончания УТ, ЮТ • Определять спряжение нужно только по инфинитиву. • В инфинитиве обязательно сохранять вид глагольной формы. • ИТЬ, ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ, ЫТЬ, ЯТЬ не являются окончаниями, глаголы оканчиваются на данные сочетания, которые состоят из двух суффиксов инфинитива. Думается, что в предлагаемом алгоритме нет новой теории, однако, данная последовательность работы со спряжением гарантированно даёт осмысленное усвоение материала, позволяет не допускать ошибок при определении глагольного спряжения, правильного написания безударных личных окончаний. Часто встречающимся затруднением при определении спряжения являются примеры глаголов с ударными окончаниями. Поэтому в учебной практике необходимо заострить внимание учащихся на первом пункте алгоритма о том, что правило определения спряжения работает только в глаголах с безударными окончаниями. В глаголах с ударными окончаниями спряжение определять не нужно. Например, в инфинитиве глагол бежать оканчивается на АТЬ, следовательно, по инфинитиву он должен относиться к 1 спряжению. Но при изменении глагола по лицам в окончаниях пишется гласный И под ударением, по правилу это окончания 2 спряжения. В 3 лице множественного числа окончание 1 спряжения – УТ. В заданиях упражнений в учебниках, особенно начальной школы, есть немало примеров глаголов с ударными окончаниями, в которых предлагается определить спряжение, что вызывает затруднения учащихся. Без учёта первого пункта алгоритма о правописании ударных окончаний для учащихся определить спряжение не представляется возможным. Нельзя определять спряжение по формам глаголов 3 лица множественного числа, потому что в безударной позиции невозможно однозначно безошибочно сказать что нужно писать – И или Е. Например, в глаголах клеят, бреют, реют, борются и им подобных пятиклассникам, а зачастую и старшим учащимся достаточно проблематично с ходу правильно определить правописание окончаний. Единственный правильный выход – определять спряжение по инфинитиву. Важна видовая последовательность при определении спряжения, потому что при смене вида может измениться и спряжение. Например, вскочить (ты вскочишь) –вскакивать (ты вскакиваешь), закрутить (ты закрутишь) – закручивать (ты закручиваешь) и др. В учебнике 4 класса даются для запоминания личные окончания глаголов. На наш взгляд, нет необходимости загружать учащихся работой по заучиванию всех окончаний в связи с категориями лица и числа. Знание предлагаемого алгоритма позволяет без заучивания окончаний правильно определять их правописание. Таким образом, безошибочное определение и правильное написание безударных личных окончаний гарантируется осмысленным восприятием и дальнейшим практическим применением алгоритма поиска правильного написания безударного личного окончания глаголов.
|