Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

«Роль самостоятельного обучения в развитии творческой и конкурентоспособной личности»
[ Скачать с сервера (1.43 Mb) ] 2013-03-28, 1:29 PM
Рекомендуется учителям истории и географии, работающим в малокомплектной школе, с временным пребыванием учащихся.

«Роль самостоятельного обучения в развитии творческой и конкурентоспособной личности»


Слайд 1

Тема развития и воспитания гармонично-развитой и конкурентоспособной личности многогранна и обширна. Современный человек должен быть компетентным во многих областях науки, культуры и техники. Но, кроме этого, наш ученик должен быть уверенным в себе человеком и иметь такие качества как коммуникабельность, раскованность, эрудированность.
Сегодня, когда в области просвещения происходят значительные и последовательные перемены, качественное образование имеет большое значение. Ибо оно обеспечивает интеллектуальное, творческое, профессиональное развитие учащихся. Качество образования и конкурентоспособная личность являются решающим фактором качественного жизнеобеспечения. Время ставит перед нами новые сложные и масштабные задачи. В наше время, пожалуй, недостаточно иметь глубокие знания, быть широко информированным, но также нужно уметь на практике использовать эти знания. И все это возлагает на нас большую ответственность. И в связи с этим возрастает необходимость в высококвалифицированных кадрах.
Учитель отвечает за качество обучения, образовательный и воспитательный уровень учащихся. Поэтому в процессе своей работы учитель постоянно должен держать в поле зрения результаты усвоения учащимися научных знаний, сложившееся на этой основе их мировоззрение, творческую силу и способности личности.

Слайд 2

Вы спросите: “Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать образованным?”.
Прежде всего, должна быть заинтересованность. Естественно, в какой-то степени и упорство. Нужны и способности. Я бы сказала, что и компетентность.
В последнее время мы стали говорить, что образованная, грамотная личность – это опора, основа нашей современности.

Слайд 3

Наша педагогическая деятельность направлена на решение следующих двух основных задач:
• выявление конкурентоспособной личности;
• предоставление ребенку возможности проявить свои творческие способности в выбранном им направлении.
В первую очередь, каждый учащийся должен почувствовать себя неповторимой личностью, понять и оценить свои возможности, поступки и дела.
В сложившихся социально-экономических условиях общество ставит перед казахстанской системой образования задачи воспитания конкурентоспособной личности, владеющей коммуникативными умениями, которые позволят ей свободно ориентироваться в быстро меняющихся и разнообразных информационных потоках, овладевать новыми технологиями, использовать для достижения целей имеющиеся знания в ситуациях слияния предметных областей и быть социально ответственной.

Слайд 4

Содержание географического образования состоит из поэтапного формирования географического мышления школьников:
Физическая география
География материков и океанов
Физическая география Казахстана
Экономическая и социальная география Казахстана
Экономическая и социальная география мира (по направлениям).
Содержание географического образования основано на применении современных педагогических технологий, развивающих личностный потенциал и творческие способности обучаемых.

Слайд 5

Организация работы в малокомплектной школе с краткосрочным пребыванием учащихся основывается на таких принципах обучения, как:
• учет психофизиологических и возрастных особенностей личности учащихся;
• адаптация учащихся к условиям обучения в школе;
• ориентированность на достижение ожидаемых результатов;
• открытость;
• активность.

Важно понять, что в ходе учебно-воспитательного процесса развитие учащегося не должно ограничиваться лишь возможностью познавать, он, прежде всего, должен воспринимать себя как субъект своей деятельности. С этой целью необходимо внедрять новые формы и методы обучения.

Слайд 6

Исходя из накопленного педагогического опыта, педагогов работающих в малокомплектной школе, целесообразно выделить проблемы и барьеры при внедрении новых форм и технологий обучения:

значительные затраты времени на подготовку
недостаток времени на уроке
отсутствие технологий обучения
для малокомплектных школ
мало соответствующей методической литературы

Слайд 7

Необходимо заострить внимание на методиках, формирующих в ходе работы учащихся, их творческую образовательную продукцию. Овладение такими способами познания и взаимодействия с действительностью возможно в условиях активного внедрения технологий самостоятельного обучения, предусматривающих 3 уровня усвоения знаний: воспроизводящую, преобразующую и творческо-поисковую деятельности.

Слайд 8

Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Слайд 9

В своей работе я чаще всего три технологии самостоятельного обучения – это:
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Технология коллективного способа обучения (КСО)
Технология критического мышления

Слайд 10

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предполагают использование цифровых технологий и мультимедийных средств обучения
Электронные учебники
Презентации PowerPoint
Видео и аудио материалы
Флипчарты

Слайд 11

С их применением решаются следующие задачи:

деятельность учителя направляется не на воспроизводство информации, а на оказание сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения;
осуществляется обратная связь в процессе выполнения заданий
формируется положительная мотивация учебной деятельности
творческо-поисковой деятельности
развивается информационная культура и умение ориентироваться в различных информационных потоках

Слайд 12

Этапы современного урока с использованием ИКТ:

при контроле знаний
при оформлении творческих работ
при объяснении нового материала
при выполнении исследовательских работ

Слайд 13

Положительные стороны использования ИКТ в учебном процессе:

- обучаемые учатся выслушивать мнение другого
- взвешивать и оценивать различные точки зрения
- участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение
- помогают установить эмоциональные контакты между учащимися
- приучают работать в команде
- снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
- помогают поддерживать интерес школьников к географии и этнографии
- помогают организовать их самостоятельный систематический труд
- дают знания и навыки владения способами группового и индивидуального обучения.

Слайд 14

Использование ИКТ позволяет:

экономить время
повышать мотивацию к обучению
выбрать каждому ученику свой темп работы
решать творческие задачи
использовать информацию, найденную в Интернете
реализовать принцип партнерства
обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению

Слайд 15

Вывод: Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие в работе как учителям, так и учащимся.

Слайд 16
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Вовлеки меня – я научусь»
(китайская мудрость).

Технология КСО – это организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах или малых группах, когда каждый учит каждого.

Слайд 17
Решение задач:
Дидактические Развивающие
обучают ученики; разные темпы и материал;
полная самостоятельность; сотрудничество – основа обучения;
усвоение и применение максимально приближены, осуществляется обратная связь в процессе выполнения заданий
ученик – субъект + объект; обучение в соответствии с индивидуальными особенностями;
спонтанный характер обучения; учатся выступать, рассуждают, доказывают;
развитие творческих способностей.

Слайд 18

Этапы современного урока с использованием КСО:

- при контроле знаний
- на уровне организационных коллективных учебных занятий
- при оформлении творческих работ
- при объяснении нового материала - на уровне приемов(10-15 минут)
- при выполнении исследовательских работ

Слайд 19

Формы обучения КСО:

Парную работу учащихся можно использовать в трех видах:
- статическая пара ( малая группа), которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения;
- динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;
- вариативная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Слайд 20

Использование КСО позволяет:
- формировать адекватную самооценку личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
- повышать ответственность не только за свои успехи, но и результаты коллективного труда;
- отпадает необходимость в содержании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. Что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
- обсуждение одной формации с несколькими увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно обеспечивает более прочное усвоение.
- реализовать принцип партнерства
- обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению.

Слайд 21

Вывод: Важнейшее преимущество КСО – высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.

Слайд 22

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений.

Слайд 23

Решение задач:

- обучение на основе критического, аналитического, логического мышления
- знания приобретаются в деятельностной форме
- формирование инновационных потребностей самосовершенствования
- индивидуальное развитие учащихся, становление личности

Слайд 24

Этапы современного урока с использованием технологии «критического мышления»:

вызов: активизация ранее полученных знаний
осмысление: предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации
рефлексия: размышление, (возврат)

Слайд 25

Положительные стороны использования технологии «критического мышления» в учебном процессе:
- Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых.
- Активизация деятельности учащихся.
- Освоение способа работы с информацией.
- Создание целостного представления о предмете.

Слайд 26

Использование технологии «критического мышления» позволяет:
- повышать мотивацию к обучению
- развивать навыки мыслительной деятельности, включается работ
- памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
- совершенствовать навыки логического мышления и понимания;
- формировать понимание и систематизацию знаний, соотнесение известного с новым
- решать творческие задачи

Слайд 27

Вывод: Технология «критического мышления» развивает географическое мышление. Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно, под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение.

Слайд 28

Технологии самостоятельного обучения позволяют применять компетентностный подход в обучении, то есть сосредоточивается не на том, чтобы увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь учащимся самостоятельно добывать знания и решать проблемы в незнакомых ситуациях.
Эти же умения, помогают учащемуся в дальнейшем ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, конкурировать и творчески реализовывать свой потенциал.
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: махабурабай
Просмотров: 1309 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru