Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
[ Скачать с сервера (1.43 Mb) ] | 2013-03-28, 1:29 PM |
Рекомендуется учителям истории и географии, работающим в малокомплектной школе, с временным пребыванием учащихся. «Роль самостоятельного обучения в развитии творческой и конкурентоспособной личности» Слайд 1 Тема развития и воспитания гармонично-развитой и конкурентоспособной личности многогранна и обширна. Современный человек должен быть компетентным во многих областях науки, культуры и техники. Но, кроме этого, наш ученик должен быть уверенным в себе человеком и иметь такие качества как коммуникабельность, раскованность, эрудированность. Сегодня, когда в области просвещения происходят значительные и последовательные перемены, качественное образование имеет большое значение. Ибо оно обеспечивает интеллектуальное, творческое, профессиональное развитие учащихся. Качество образования и конкурентоспособная личность являются решающим фактором качественного жизнеобеспечения. Время ставит перед нами новые сложные и масштабные задачи. В наше время, пожалуй, недостаточно иметь глубокие знания, быть широко информированным, но также нужно уметь на практике использовать эти знания. И все это возлагает на нас большую ответственность. И в связи с этим возрастает необходимость в высококвалифицированных кадрах. Учитель отвечает за качество обучения, образовательный и воспитательный уровень учащихся. Поэтому в процессе своей работы учитель постоянно должен держать в поле зрения результаты усвоения учащимися научных знаний, сложившееся на этой основе их мировоззрение, творческую силу и способности личности. Слайд 2 Вы спросите: “Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать образованным?”. Прежде всего, должна быть заинтересованность. Естественно, в какой-то степени и упорство. Нужны и способности. Я бы сказала, что и компетентность. В последнее время мы стали говорить, что образованная, грамотная личность – это опора, основа нашей современности. Слайд 3 Наша педагогическая деятельность направлена на решение следующих двух основных задач: • выявление конкурентоспособной личности; • предоставление ребенку возможности проявить свои творческие способности в выбранном им направлении. В первую очередь, каждый учащийся должен почувствовать себя неповторимой личностью, понять и оценить свои возможности, поступки и дела. В сложившихся социально-экономических условиях общество ставит перед казахстанской системой образования задачи воспитания конкурентоспособной личности, владеющей коммуникативными умениями, которые позволят ей свободно ориентироваться в быстро меняющихся и разнообразных информационных потоках, овладевать новыми технологиями, использовать для достижения целей имеющиеся знания в ситуациях слияния предметных областей и быть социально ответственной. Слайд 4 Содержание географического образования состоит из поэтапного формирования географического мышления школьников: Физическая география География материков и океанов Физическая география Казахстана Экономическая и социальная география Казахстана Экономическая и социальная география мира (по направлениям). Содержание географического образования основано на применении современных педагогических технологий, развивающих личностный потенциал и творческие способности обучаемых. Слайд 5 Организация работы в малокомплектной школе с краткосрочным пребыванием учащихся основывается на таких принципах обучения, как: • учет психофизиологических и возрастных особенностей личности учащихся; • адаптация учащихся к условиям обучения в школе; • ориентированность на достижение ожидаемых результатов; • открытость; • активность. Важно понять, что в ходе учебно-воспитательного процесса развитие учащегося не должно ограничиваться лишь возможностью познавать, он, прежде всего, должен воспринимать себя как субъект своей деятельности. С этой целью необходимо внедрять новые формы и методы обучения. Слайд 6 Исходя из накопленного педагогического опыта, педагогов работающих в малокомплектной школе, целесообразно выделить проблемы и барьеры при внедрении новых форм и технологий обучения: значительные затраты времени на подготовку недостаток времени на уроке отсутствие технологий обучения для малокомплектных школ мало соответствующей методической литературы Слайд 7 Необходимо заострить внимание на методиках, формирующих в ходе работы учащихся, их творческую образовательную продукцию. Овладение такими способами познания и взаимодействия с действительностью возможно в условиях активного внедрения технологий самостоятельного обучения, предусматривающих 3 уровня усвоения знаний: воспроизводящую, преобразующую и творческо-поисковую деятельности. Слайд 8 Истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Слайд 9 В своей работе я чаще всего три технологии самостоятельного обучения – это: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Технология коллективного способа обучения (КСО) Технология критического мышления Слайд 10 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предполагают использование цифровых технологий и мультимедийных средств обучения Электронные учебники Презентации PowerPoint Видео и аудио материалы Флипчарты Слайд 11 С их применением решаются следующие задачи: деятельность учителя направляется не на воспроизводство информации, а на оказание сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения; осуществляется обратная связь в процессе выполнения заданий формируется положительная мотивация учебной деятельности творческо-поисковой деятельности развивается информационная культура и умение ориентироваться в различных информационных потоках Слайд 12 Этапы современного урока с использованием ИКТ: при контроле знаний при оформлении творческих работ при объяснении нового материала при выполнении исследовательских работ Слайд 13 Положительные стороны использования ИКТ в учебном процессе: - обучаемые учатся выслушивать мнение другого - взвешивать и оценивать различные точки зрения - участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение - помогают установить эмоциональные контакты между учащимися - приучают работать в команде - снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. - помогают поддерживать интерес школьников к географии и этнографии - помогают организовать их самостоятельный систематический труд - дают знания и навыки владения способами группового и индивидуального обучения. Слайд 14 Использование ИКТ позволяет: экономить время повышать мотивацию к обучению выбрать каждому ученику свой темп работы решать творческие задачи использовать информацию, найденную в Интернете реализовать принцип партнерства обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению Слайд 15 Вывод: Уроки с использованием ИКТ увлекательны, они захватывают своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляют удовольствие в работе как учителям, так и учащимся. Слайд 16 «Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – я запомню, Вовлеки меня – я научусь» (китайская мудрость). Технология КСО – это организация учебной деятельности, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах или малых группах, когда каждый учит каждого. Слайд 17 Решение задач: Дидактические Развивающие обучают ученики; разные темпы и материал; полная самостоятельность; сотрудничество – основа обучения; усвоение и применение максимально приближены, осуществляется обратная связь в процессе выполнения заданий ученик – субъект + объект; обучение в соответствии с индивидуальными особенностями; спонтанный характер обучения; учатся выступать, рассуждают, доказывают; развитие творческих способностей. Слайд 18 Этапы современного урока с использованием КСО: - при контроле знаний - на уровне организационных коллективных учебных занятий - при оформлении творческих работ - при объяснении нового материала - на уровне приемов(10-15 минут) - при выполнении исследовательских работ Слайд 19 Формы обучения КСО: Парную работу учащихся можно использовать в трех видах: - статическая пара ( малая группа), которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимного расположения; - динамическая пара: выбирают четверо учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; - вариативная пара, в которой каждый член группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания. Слайд 20 Использование КСО позволяет: - формировать адекватную самооценку личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; - каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; - повышать ответственность не только за свои успехи, но и результаты коллективного труда; - отпадает необходимость в содержании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся. Что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе; - обсуждение одной формации с несколькими увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно обеспечивает более прочное усвоение. - реализовать принцип партнерства - обеспечить личностно-ориентированный подход к обучению. Слайд 21 Вывод: Важнейшее преимущество КСО – высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся. Слайд 22 Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений. Слайд 23 Решение задач: - обучение на основе критического, аналитического, логического мышления - знания приобретаются в деятельностной форме - формирование инновационных потребностей самосовершенствования - индивидуальное развитие учащихся, становление личности Слайд 24 Этапы современного урока с использованием технологии «критического мышления»: вызов: активизация ранее полученных знаний осмысление: предусматривает активную работу с разнообразными источниками информации рефлексия: размышление, (возврат) Слайд 25 Положительные стороны использования технологии «критического мышления» в учебном процессе: - Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых. - Активизация деятельности учащихся. - Освоение способа работы с информацией. - Создание целостного представления о предмете. Слайд 26 Использование технологии «критического мышления» позволяет: - повышать мотивацию к обучению - развивать навыки мыслительной деятельности, включается работ - памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; - совершенствовать навыки логического мышления и понимания; - формировать понимание и систематизацию знаний, соотнесение известного с новым - решать творческие задачи Слайд 27 Вывод: Технология «критического мышления» развивает географическое мышление. Главная цель данной технологии – научить ученика самостоятельно, под руководством учителя добывать знания, вырабатывать свое мнение. Слайд 28 Технологии самостоятельного обучения позволяют применять компетентностный подход в обучении, то есть сосредоточивается не на том, чтобы увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь учащимся самостоятельно добывать знания и решать проблемы в незнакомых ситуациях. Эти же умения, помогают учащемуся в дальнейшем ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, конкурировать и творчески реализовывать свой потенциал. | |
Просмотров: 1309 | Загрузок: 214 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|