Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
2013-11-27, 9:29 AM | |
Цель образования в современном обществе - развитие личности учащихся, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни. Ученик после окончания школы должен глубоко усвоить основные идеи современной физики, овладеть системой научных понятий, уметь ориентироваться в научно технической литературе, самостоятельно и быстро находить нужные сведения без всякого принуждения пополнять свои знания и уметь их быстро применять на практике. Все мы знаем из своего педагогического опыта, что урок - это не только "основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе. Однако проблема состоит не в новизне требований, а в новизне их понимания. Действительно, цель обучения изменилась и, как известно, она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. . [1] При изучении физики ставится задача помочь учащимся осознать важность и универсальность изучаемых законов, создать условия для самореализации личности каждого учащегося в процессе обучения, развить потребность в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности в рамках физической науки, вооружить необходимым методологическим материалом. [3] Учащиеся нашей школы помимо 6 уроков в день ещё по 5 часов тренируются. Поэтому возникла проблема- как донести им такой сложный предмет, научить их самостоятельно добывать знания, не потеряться в современном мире информации. Тем более, что сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации. Для достижения поставленных целей в своей деятельности использую элементы современных образовательных технологий, такие как проблемное обучение, дифференцированное обучение, исследовательскую деятельность и использование новых информационных технологий. А так же применяю элементы занимательности, так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения, даже самых слабых, учащихся. Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого материала. Это возможно благодаря особенностям физической науки, ее универсальности, тесной связи с научно-техническим прогрессом и повседневной практической деятельностью человека. Ученики с большой охотой ищут в приёмах борьбы и бокса физические законы и понятия, приводят примеры, объясняют необходимость знания физики для успешного спортсмена. После посещения соревнований и тренировок мы с ребятами разбираем яркие моменты, связывая со знаниями законов и понятий. Например, почему атлету не удалось выиграть в забеге? Потому что мало приложил сил, в результате маленькое ускорение, не выполнил 2-й закон Ньютона. Борец вольного стиля не смог идеально закончить бросок прогибом- опять не выполнен закон Ньютона. Одним из способов активизации познавательной деятельности на уроках физики является проблемное обучение. В основе проблемного обучения лежит учебная проблема, противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Все проблемы стараюсь брать из жизненных ситуациях- почему когда чайник закипает он шумит, а при кипении замолкает? Почему рост человека утром больше, чем вечером? и т.д. Все эти проблемы решаются коллективно, споря доходим до истины. Проблемные вопросы активизируют познавательную деятельность учащихся, требуя объяснить то или иное физическое явление или предсказать, как оно будет протекать в определенных условиях. В таких вопросах нет числовых данных. Отсутствие вычислений позволяет сосредоточить внимание учащихся на физической сущности явления. Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности. Физический эксперимент при постановке учебной проблемы является источником знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных эффектов возбуждает познавательную активность учащихся, вызывает острое желание разобраться в сути явления. Например, казалось бы такой элементарный вопрос « Почему после пробежки нельзя сразу присесть?» вызывает бурные споры, которые удачно перерастают в изучение темы «Закон сохранения механической энергии». Но для этого необходимо провести эксперимент- бег на месте с соблюдением закона сохранения и без соблюдения. Проверив на себе, ученик надолго запомнит полученную информацию. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать формированию навыков саморазвития и самообразования. Новые информационные технологии (НИТ) достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества. Сферу своего применения новые информационные технологии находят и в области образования. Хотя материально – техническая база школ в современных условиях достаточно слаба, но в кабинете физики есть всё необходимое для успешной работы с использованием информационной технологии. Использование новых технологий в учебном процессе приводит к: • развитию новых педагогических методов и приемов; • изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач; • структурным изменениям в педагогической системе. По мнению казахстанских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках физики способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Работа с применением ИКТ - один из вариантов, активизирующий познавательную деятельность учащихся, усиливающий мотивацию обучения. Естественно, использование компьютера на уроках оправдано лишь в тех случаях, когда он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными фронтальными опытами или лабораторными работами. Такие уроки я провожу в мультимедийном кабинете нашей школы. А в своём кабинете использую информационные технологии: • при изучении нового материала - просматриваем презентаций с включёнными в них видеофрагментами, применяю мультимедиа-диск «Физика 7-11 классы» компании «Кирилл и Мефодий», CD «Физика. Библиотека наглядных пособий», интерактивные модели явлений и устройств, задачи и вопросы, а также самостоятельную работу с материалами сайтов Интернета. К сожалению не все наши учащиеся имеют доступ в Интернет во внеурочное время, потому что именно самостоятельная работа даёт большие результаты. • при контроле знаний - применяю решение задач с интерактивным выбором ответа и разбором решения, выполнение занимательных тестов в картинках. Учащиеся с удовольствием составляют слайды с ребусами и видеозагадки о процессах и явлениях. • выполнение виртуальных интерактивных лабораторных работ с применением мультимедиа-диска компании "Физикон" - "Физика 7-11 классы", а также использую различные виды деятельности в виртуальной электрической мастерской. • моделирование физических явлений, физических и химических опытов, которые в силу причин невозможно провести в школе. Например, невозможно использовать на уроках физики радиоактивные материалы, сильнодействующие химикаты. Поэтому один из выходов – моделирование соответствующих экспериментов на компьютере. Можно имитировать не только опыт или явление, но и Вселенную. • при подготовке домашнего задания - поиск дополнительного материала к уроку, в том числе и иллюстративного в Интернете. • при подготовке к ЕНТ. В наше время знания в науке и хорошее образование уже не является определяющим мотивом учения для подавляющего большинства учащихся. Слово "надо" для них существует, но не имеет такой побудительной сущности, как для взрослого человека. Поэтому педагогам необходимо прислушаться к народной мудрости, которая гласит, что "охота пуще неволи", и всеми возможными способами разнообразить процесс обучения и делать его интересным и жизненно важным для каждого конкретного ребенка. Список литературы. 1. Сластёнин, В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2000г. 2. Поисковая система Интернет www.yandex.ru. 3. Ерофеева, Н.И. Управление проектами в образовании / Н.И. Ерофеева // Народное образование.-2012.-№ 5. | |
Просмотров: 2289 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|