Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
2014-04-15, 9:04 PM | |
Лидеры перемен появляются там, где можно начинать менять правила игры уже в процессе обучения С.Дмитриев Обучение в сотрудничестве применяю для коллективного решения задач урока. Чтобы организовать совместную деятельность на уроках математики распределяю учеников на группы в составе от трех до шести человек (с учетом возрастных особенностей). Предлагаю наметить пути совместного решения задачи, составить алгоритм, реализовать его на практике, и, конечно, защитить совместную работу. Считаю, что такое взаимодействие обладает рядом преимуществ, так как открывает возможности для объединения знаний и умений учащихся, а также, активизирует познавательной интерес коллективной деятельности. Совместная работа на основе сотрудничества способствует установлению отношений с членами группы и с самим собой, освоению новых форм взаимодействия, обмену способами действий, а так же развитию успешности в индивидуальной деятельности (как бы появляется «внутренний оппонент», контролирующий и оценивающий собственные действия). Если такой формы общения (групповой работы) в опыте ребят еще не было следует научить, объяснить, как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на одногруппника; как соглашаться, а как возражать (шепотом, доброжелательно); как помогать, и как просить помощи. Необходимо проработать эти элементы, показать все цепочки взаимодействия, иначе, невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся. Обычно, с учениками пятых классов на первых уроках совместно вырабатываем правила, совместный этикет работы в группах. Элементарные навыки взаимодействия осваиваются сначала на внеучебном материале, чтобы не пришлось учить одновременно двум сложнейшим вещам: и навыкам сотрудничества, и навыкам работы с учебным материалом. Образец группового взаимодействия показываю на одном из первых уроков. Вместе с 2-3 учениками возле доски на примере показываю весь ход взаимодействия (например, речевые клише «ты согласен?», «не возражаешь?», «почему ты так думаешь?»…). Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные формы взаимодействия. Затем, прошу группу, которая работала более слаженно продемонстрировать свой стиль работы классу. Другие группы при этом должны рассказать, что им понравилось в работе группы. Комментирую, чтобы помочь детям выделить наиболее продуктивные особенности того или иного стиля групповой работы. Навыки совместной работы группой учащихся приобретаются постепенно. Стараться предупредить конфликтные ситуации Для успешного осуществления совместной работы учащихся необходимо: - создать ситуацию для возникновения общего положительного отношения к совместной деятельности в группе (для младшего звена такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение, обмен мнениями, демонстрация способностей и возможностей; для старшеклассников – обмен информацией, возможность оказать и получить содержательную помощь); - научить ребят работать в группе и лишь, затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания; - обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями (по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее); - организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей); - вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности; - учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески; - определить место учителя в совместной деятельности. Для диагностики эффективности деятельности учителя по организации внутригруппового взаимодействия можно применить стандартизированную карту – характеристику «Уровни сформированности мотивации совместной деятельности» ( автор А.К. Маркова). Основные приемы организации групповой работы: 1. Формирование групп; 2. Организация внутригруппового взаимодействия; 3. Организация работы группы над заданием; 4. Роль учителя в обеспечении эффективности групповой работы Существуют разные способы формирования групп. Выбор зависит от целей учителя в данный момент. Успешность работы в группе будет зависеть от того, насколько правильно и удачно сформирована группа. | |
Просмотров: 1493 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|