Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
2014-10-10, 10:06 PM | |
Обоснование необходимости преобразования школьной практики «Нам нужна современная система образования, соответствующая потребностям экономической общественной модернизации. Мы должны добиться предоставления качественных услуг по всей стране на уровне мировых стандартов» Н.А.Назарбаев В наше время нельзя недооценивать роль образования. Это связано с тем, что этот процесс связан в одинаковой степени значимости, как для человека, так и для развития государства в целом. Динамичность происходящих в современном мире перемен: глобализация, демографические изменения, мир и безопасность; устойчивое развитие, технологии обусловили необходимость переосмысления функционирующих мировых систем образования. В условиях стремительно меняющегося мира ключевыми вопросами и для политиков в сфере образования, и для школ, и для учителей в частности являются: « Что подлежит изменению учащимися в 21 в.? И второй: «Каким образом учителя подготовят учащихся к 21 веку?» В сфере образования общепризнанна равная значимость формирования у учащихся, как актуальных знаний, так и практических навыков. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21 веке. «Моделью навыков 21 века является Проект «Определение и отбор ключевых компетенций», разработанный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данный проект рассматривает систему ключевых компетенций (в частности, способность учащихся к выбору решений и действий) в более широком контексте. Нужно отметить, что эти навыки не новые, в частности навыки критического мышления и функциональные навыки. Новым является заключение о том, что эти навыки значимы за пределами общепедагогического контекста и потому уровнем их развития у конкретных субъектов, равно как и коллектива субъектов, обусловлена в конечном итоге динамика изменений мировой экономики» (Руководство, стр101).Поэтому так необходимы реформы в системе образования. Одна из главных задач современного образования заключается в том, чтобы помочь молодёжи разобраться в постоянно меняющемся мире и главное найти своё место в жизни. Образовательные процессы должны подводить молодое поколение к осознанию того, что необходимо стремиться к совершенству, быть для своей страны продвинутой, технически грамотной силой во многих сферах деятельности. Наша Республика стремительно развивается, реализуя программу 2050. Президент Назарбаев Н.А. ставит перед народом страны задачу войти в число 30 самых развитых стран мира. Стратегия Казахстан –2050 предусматривает реализацию семи долгосрочных приоритетов. Одним из основных приоритетов является Программа развития образования, цель которого заключается в повышении конкурентоспособности образования, развития человеческого капитала путём обеспеченности доступности качественного образования для роста экономики. Первый Президент Республики Казахстан подчеркнул: «Образовательная реформа должна достичь уровня, при которой любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира». В настоящее время, состояние образования сложно и противоречиво. За последние годы на пути преодоления проблем в образовании происходят кардинальные изменения, причём во многих странах. И опыт преобразования всех стран очень поучителен. В быстро развивающемся мире, педагогика постоянно обогащается новыми подходами, идеями взглядами. Для того, чтобы понять насколько это актуально, я изучила состояние содержания образования в Финляндии. По индексу развития это северная страна занимает первое место. В 2011 году американский журнал Newsweek назвал Финляндию лучшей страной в мире по качеству образования. А Евросоюз считает, что образовательная система Финляндии должна стать её ядром. Особенностями финской системы являются: индивидуализация образования, гуманизация (уважительное отношение к обучающемуся), принцип развития (развивающая среда), высокий уровень подготовки и оплаты труда учителя (зарплата учителя средней школы 4156 евро). Правда, педагоги проходят жёсткую процедуру обора: их тестируют на готовность учиться, выявление коммуникативных навыков, мотивацию учебной деятельности. Один раз в год учителя проходят курсы повышения квалификации. Авторитет учителя в Финляндии высок и соответственно выражается в высокой заработной плате и общественном уважении. В школах Финляндии бесплатно всё, от учебников и канцтоваров до медицинского обслуживания, питание, и если надо, транспорт. Что еще импонирует – это доверие к школе, никаких рейтингов школ, работу школы оценивают сами муниципалитеты. Обучение происходит не перед доской, учитель даёт лишь общее направление, а потом ходит по классу между учениками. Обучение происходит в небольших группах, где дети обучают друг друга. Кроме учителя, за классом закреплён воспитатель (ассистент учителя). На мой взгляд, в финской системе образования есть ещё один важный аспект: в стране нет тысячных очередей в дошкольные заведения, которые работают с шести утра до шести вечера. Таким образом, финская система образования нацелена на развитие у учащихся когнитивных функций, и на создание у учащихся хорошего когнитивного резерва (к когнитивным функциям относятся: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков). Когнитивный резерв формирует не только личностные качества, но развивает и ключевые структуры мозга (это отвечает принципам нейропедагогики). Финская система образования– это один из эталонов европейского образования. Конечно же, изучая мировую практику образования, я не могла обойти опыт азиатской модели образования, которая, не отказываясь от основных национальных особенностей системы образования, смогла очень гармонично соединить традиционное с новейшими потребностями технологического прогресса, создав взаимодействие иероглифов с электроникой и другими новейшими достижениями. Хочу остановиться на модернизации системы образования в Сингапуре. Что мы знали об этой стране середины 20 века? Это город в Малайзии, центр наркоторговли, с очень высоким уровнем преступности. Самостоятельным Сингапур стал в 1965 году, естественно не имея ничего своего. Что знаем мы сейчас о Сингапуре? Это крупный финансовый и промышленный центр. А образовательная система предусматривает введение профильного обучения в средней школе, которая позволяет учащимся учиться в соответствии со своими способностями. Есть специальный технический профиль, на который переводят школьников, недостаточно хорошо сдавших выпускные экзамены в начальной школе. Там больше внимания уделяется обучению английскому языку и совершенствованию технических навыков. Хотела бы также отметить высокий социальный статус учителя, а также систематическое повышение квалификации педагогов. Учебные программы ориентированы на изучение тем, по которым проводятся экзамены. Хочу отметить и высокий уровень состязательности в учёбе. Учащиеся, студенты занимают призовые места в международных научных проектах. Как показывает практика, опыт Сингапура в принятии решения перевода обучения на английский язык оправдал себя. И в этом контексте программа нашего государства в политике образования – решение обучать на казахском, русском, английском языках дальновидна и глубоко продумана. Хотелось бы остановиться на достижениях Новой Зеландии. Последние исследования поставили эту страну на верхние ступени в рейтинге стран по системе оценки содержания образования. А ранжирование ОЭСР поставило Новую Зеландию на первое место. В школах огромное значение уделяется индивидуальной подготовке учеников. Они проводят самостоятельное мини-исследование по разным направлениям, затем в состязательной форме защищают проекты. Огромное внимание уделяется всестороннему, гармоничному развитию личности, поэтому в учебной программе имеются и творческие уроки, и спортивные тренировки. Мне бы очень хотелось, чтобы наше образование было ориентировано на воспитание гармоничной личности, что означает интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое и социальное развитие. За короткий исторический период наша страна совершила прорыв в экономике, интегрировала в мировую цивилизацию, используя новые технологии. Перед Казахстаном стоит задача развития индустрии будущего и экспорта новых технологий, товаров. Для решения этих задач нужны высокотехнологичные специалисты. В условиях современного развития научно-технического прогресса недостаточно того объёма знаний, которое даёт современное образование. Казахстан стремится следовать мировым тенденциям в области образования: к 2020 году школьная система будет переведена на 12 летнее образование. Необходимость реформирования обозначена в Государственной программе развития образования на 2011–2020гг. Поэтому перед нами стоит задача создания новой школы. Изучив опыт мировой практики содержания системы образования, я, конечно, призадумалась над тем, в какой степени эти реформы актуальны и применимы к Казахстану? Нашла и схожие тенденции, например бесплатная система образования, закрепленная в статье 30 Конституции РК. Впервые в Казахстане, начиная с 2012 года контроль качества образовательных услуг осуществляется государством на национальном уровне, На основании анализа результатов международных исследований был принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 гг., который включает комплекс мероприятий по отбору содержания образования, а также учебно-методическому и материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность, целостность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Перенимая опыт мировой практики образования, мы не должны забывать особенности своей культуры, традиции, обычаи. Успешное интегрирование может произойти и при сохранении колорита своей культуры. Это трудно, но возможно, это ярко прослеживается в содержании образования стран Юго-восточной Азии . Одним из основных критериев успешности образования в мировом опыте, на мой взгляд является непрерывность образования. Этот опыт, мне кажется, нам нужно обязательно учесть (в Финляндии один раз в год учителя проходят курсы повышения квалификации в течение трёх-пяти дней, а в Сингапуре ежегодно 100 часовые оплачиваемые курсы повышения квалификации). Да, мы посещали курсы повышения квалификации один раз в три года. Но насколько эти курсы были эффективными? В своей педагогической практике, я проходила много курсов, но они ограничивались лишь лекциями, усвоением какой либо информации, фактически никакой исследовательской, практической деятельности. А ведь только думающий, рефлексивный педагог может решать очень сложную задачу – развитие личности подрастающего поколения. Для меня курсы, предложенные Центром педагогического мастерства уникальны и по своей структуре, и по принципам построения. Эти нововведения очень интересны нам педагогам, и ученикам и, конечно же, родителям, так как они предлагают идеи, реализация которых будет непременно способствовать качественным изменениям в педагогике. Для успешной работы педагогу необходимо постоянно изучать всё новое, делать выбор, что и как применять на практике, учитывая при этом потенциал ученика. Наступило время, когда миром правит не тот, кто владеет информацией, а тот, кто научился отбирать и систематизировать информацию и извлекать из информации знания. Есть ещё один положительный момент в системе образования Финляндии: работа учителя ограничивается четырьмя часами в день. Небольшая нагрузка учителя - один из факторов успешности системы образования. На педагогические специальности поступают порой не самые лучшие абитуриенты, в эти вузы берут почти всех желающих, так как учителей в школах не хватает. Необходимо поднять престиж учителя так, как это сделано в вышеперечисленных странах, чтобы в педагогические вузы шли на конкурсной основе грамотные, эрудированные, креативные абитуриенты. А для этого, очень важное значение имеет оплата труда педагога, так как её уровень оказывает сильное влияние на выбор абитуриентами педагогической специальности. Ведь, несомненно, наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников имеет не столько деятельность администрации школ и органов управления системой образования по обеспечению учителей соответствующими ресурсами, сколько повседневная работа самого учителя в классе, направленная на воспитание и развитие учащихся. Учителя, обладающие соответствующими профессиональными качествами, необходимыми компетенциями и концептуальным пониманием процесса обучения, способны изменить образование молодёжи(Barber & Mourshad.2007г. Руководство стр.103). Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель (Strong, Ward & Grant 2011 Руководствостр.103) Мы бы хотели остановиться еще на одном из семи модулей Программы, который успешно применяется в мировой практике. Это обучение критическому мышлению. Данная стратегия способствует интересному, увлекательному преподаванию, а самое главное с помощью широкого выбора стратегий критического мышления эта методика даёт возможность детям мыслить, иметь свою точку зрения, грамотно её выражать. Чем больше у учителя арсенал стратегий критического мышления, тем эффективнее процесс обучения. Не могу не остановиться ещё на одной проблеме,это сдача Единого Национального тестирования (ЕНТ). Почему наши выпускники не выдерживают этот экзамен, претенденты на Алтын белги не подтверждают свои оценки, несмотря на то, что все логические задания составляются на основе учебной программы Государственного стандарта. Методика преподавания и подготовки к ЕНТ в наших школах построена на механическом заучивании ответов. И если знакомый вопрос сформулировать иначе, он воспринимается, как новый. Учащиеся теряются, испытывают стресс. Поэтому опыт Южной Кореи в этом аспекте, очень удачный, будущие студенты подготовку к стандартной сдаче тестов, начинают ещё в дошкольном возрасте, что ещё раз говорит о колоссальной трудоспособности корейцев. Наша система оценивания не всегда имеет представление об уровне успешности учеников. Система формативного и суммативного оценивания, применяемая и у нас (например, Назарбаев интеллектуальной школе), на мой взгляд, поможет решить проблемы обучения. Ведь это достаточно сильный фактор повышения мотивации. Формативная оценка даст ребёнку представление о том, на каком уровне понимания и знания, он находится, он сам будет искать пути достижения успешности. А это в свою очередь будет способствовать активному вовлечению учащихся к оцениванию. Окончив школу, они смогут анализировать, отстаивать свою точку зрения, критически оценивать себя, будут знать, какие цели и жизненные ориентиры выбрать, к чему стремиться. Они востребованы, а значит счастливы! Почему необходимы изменения в моей школе? У наших школьников сильные предметные знания, об этом свидетельствует и процент качества знаний, но они не научены применять их в повседневной, реальной жизни. А этому должны научить их мы, педагоги. Нам бы очень хотелось, чтобы они размышляли, умели работать с информацией, проводить причинно-следственную связь явлений, находить логические связи, отстаивать свою точку зрения. Очень хочется, чтобы, применяемые на уроках стратегии критического мышления, способствовали повышению и активизации познавательной деятельности, а также росту профессионального уровня учителей. Мне, как учителю первого уровня, необходимо разработать и внедрить программу развития школы, в которой я должна показать новшества программы, а также убедить коллег в прогрессивности, важности этих преобразований. В нашем коллективе есть учителя, которые бы хотели внести новые изменения методики преподавания. В их лице я нашла единомышленников. Я планирую выступить ментором для коллег, которые будут проводить коучинг-сессии с целью ознакомления и внедрения новых подходов в обучении и преподавании для активизации познавательной деятельности. Моя роль, как учителя-лидера, помочь учителям при выборе стратегий преподавания и обучения. Ведь сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и стремлением к самостоятельному добыванию знаний. Поэтому главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, в котором познавательная деятельность будет ведущей в тандеме «учитель – ученик». Мы не в силах совершить глобальные перемены в системе образования, но можем изменить собственную практику, ознакомить с новыми технологиями и помочь коллегам, использовать новые подходы в обучении и оценивании учебного процесса, повысить мотивацию учащихся, применяя в своей практике новые подходы в обучении. Используемая литература: 1. Бекишев К.Инновации в системе образования Республики Казахстан 2.Кудрявцев Е.А. «Эффективность применения когнитивной технологии», Педагогические технологии2011-№1,стр.73-74 3. Руководство для учителя 1-го уровня 4.Стратегия «Казахстан-2050» 5.http://www.ipksko.kz 6.httpgroup.global.org.ru 7. http://www.proza.ru/ | |
Просмотров: 2472 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|