Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА |
2014-12-11, 2:13 PM | |
]Форма музыки – важный компонент осознания образов. Музыка- искусство особенное. Образы, рождённые в процессе прослушивания, могут принимать различные формы, вызывая яркие ассоциации. Теме восприятия музыки в педагогике уделяется большое внимание. А понятие формы создаётся параллельно с развитием творческих способностей, музыкального опыта ребёнка, его роста как слушателя и музыканта. Важная заповедь «от простого - к сложному» движет развитием гармоничной личности. С чего начать? Как заинтересовать детей в определении построения музыки, помочь узнать и почувствовать форму? Чем младше дети, тем проще это сделать. На помощь учителю придут простейшие знания детей, их интерес к окружающему миру, анализ и выводы. Я очень люблю моменты в уроке, когда дети удивляются. Так знания математики, природоведения, ИЗО искусства плавно перетекают в чисто музыкальные понятия. Пример: - Я сейчас рисую геометрические фигуры и линии на доске, а вы комментируете. (Рисую квадрат на доске) -Квадрат. -А теперь? (Рисую угол над квадратом, превращая фигуру в очертания дома) -Дом. -А я нарисовала угол! Обратите внимание, как сработала ваша фантазия. Далее - деревянный (рисую линии… и так далее). Ещё один пример. - Какую форму имеет обыкновенный носок? Как эту форму изобразить? -Угол. -Кривая замкнутая. -Самая точная - форма стопы. Вывод. Если с предметами бывает не всегда возможно точно и просто определить форму и её построение, то как быть с искусством, обладающим относительностью во времени. Как в процессе звучания суметь определить форму, если в названии нет программности? Ведь чтобы получить эстетическое наслаждение, надо уметь через образную характеристику и форму прочувствовать замысел композитора. Поэтапное овладение знанием, накоплением музыкального опыта, примерами создаёт условия к творчеству через сочинительство (музыцирование) детьми. И здесь не обойтись без известного приёма обозначения частей буквами. Самая привлекательная и доступная детям форма - куплетная, так как музыкальный материал всегда «под рукой». А1а А2а А3а – и дети быстро приводят примеры, догадываясь, что «а» - припев. Анализ формы А1 А2 А3 пригодится, чтобы осознать способы развития музыки, осмысления кульминации в искусстве исполнения песен. Формы инструментальной музыки не могут быть осознаны без чёткого представления, что такое ЧАСТЬ. Что может являться изменяемым сегментом музыки, в чём «изменчивость» музыкального языка? И здесь должна быть заранее проведена работа по накоплению понятий : темп, ритм, высота, тембр и т. д., чтобы дети могли объяснить, что такое ХАРАКТЕР в музыке. Чем он отличается от чувств и настроения. А ведь это всё элементы нашего внутреннего мира. Можно провести аналогию со знанием и осмыслением понятия «явления» по природоведению. Не всегда то, что существует вокруг нас, мы можем осязать. Но чувствовать мы можем. Это несколько философское сопоставление заставит ребёнка видеть мир вокруг себя через призму чувств и образов, искать более глубокие речевые примеры и аналогии. Далее - интереснее. Одно-, двух-, трёхчастная, форма рондо – примеров множество. Особо занимателен для детей рассказ о форме рондо. Пример: «Один французский король очень любил балы. Он придумывал разные затеи, чтобы ему самому тоже было с чем развлекаться. Вот одно из этих развлечений. Бралась корзина с цветными платочками и король с придворным оркестром начинали. Взмах королевской руки с жёлтым платочком – звучал средневековый танец куранта. Взмах фиолетовым – аллеманда. Придворные должны были быстро перестроиться и начать новый танец. И вновь жёлтый платочек. Все возвращались к исходному танцу. Далее – чёрный, танец сарабанда. И опять жёлтый. А тут взмах розовым – звучит быстрый танец жига. И так - пока королю не надоест следить за тем, как придворные ловко и внимательно меняют фигуры и характер танца, двигаясь по кругу, становясь в ряды, обмениваясь партнёрами… Забава ушла в прошлое, а композиторы оставили «для себя» построение формы рондо, где идёт чередование одной части «А» с другими частями «В, С, D…». Появились названия этих частей: А – рефрен, В.С.D – эпизоды. Всего частей должно быть не менее пяти. Ещё интереснее – форма вариаций. Её называют красавицей, меняющей свои наряды. Возникла она не в светской музыке, а в народной. Рисую схему: Рисунок 1 Изображены вагончики с надписями: ТЕМА. ВАРИАЦИЯ 1, ВАРИАЦИЯ 2, ВАРИАЦИЯ 3. В процессе рассказа раскрашиваю. Во все времена любил простой люд повеселиться. А особенно нравилось народу, когда инструменты играют. А уж если несколько человек затевали игру, радость через край! Так вот сядет один музыкант и начнёт мотив – тему. Проиграет её – сам прислушается, иногда фрагменты из неё повторит – рад – удалась мелодия! А тут и другой музыкант вливается в диалог. Тему подхватит, да и своим исполнением приукрасит. И у третьего хватает удали: изловчиться на своём инструменте сыграть да посоревноваться в виртуозности. Так и украшают основной мотив – тему. Когда по очереди, когда вместе. Вот и возникла форма вариаций. А композиторы с удовольствием стали излагать вариации не только для различных инструментов, но и для одного, например, для фортепиано. Так, немецкий композитор Бетховен написал Вариации на русскую тему. Не прочь поимпровизировать и современные музыканты. Казахстанская рок-группа «Улытау» с успехом играет вариации на тему кюя Курмангазы «Адай». Чудесное современное звучание рок инструментов делает очень привлекательной мелодию, несколько меняя стилизацию мотива-темы. Так , сохраняя традиции классической музыки, подавая их интересно и увлекательно, можно воспитывать вдумчивого и мудрого слушателя и исполнителя, с тем, чтобы музыкальное искусство вечно радовало людей. [/hide] | |
Просмотров: 721 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|