Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе географии
[ Скачать с сервера (15.1 Kb) ] 2011-03-07, 2:55 PM
Бекетова Римма Хусаиновна
Учитель географии ГУ «СОШ №20» РО г. Семей
Значение межпредметных связей в формировании знаний
в школьном курсе географии.
Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальных проблем государства. Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи, принцип которой не только усвоение знаний, но и формирование типа мышления – системного.
География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство других учебных предметов в школе. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные, так и общественные закономерности, акцентрируя внимание на территориальных аспектах. Обращение к знаниям по физике, химии, математике биологии, истории, экологии в школе помогает не только глубоко раскрыть многие вопросы физической и экономической географии, но является жизненно необходимым для усвоения и понимания этого предмета.
Проблема успешного использования межпредметных связей учителем на уроках географии состоит в том, многие знания по другим предметам, важные для понимания физико- и экономико- географических явлений и процессов, учащиеся приобретают с опозданием. Все это результат того, что каждый учебный предмет занимает определенное место в учебном плане школы и имеет свою логику построения, определяющую время и последовательность изучения отдельных курсов и тем. Составители учебных планов должны учитывать соотношение изучаемых тем по школьным предметам. Всегда лучше изучать тему, когда учащиеся уже имеют определенные знания об основных понятиях, которые могли бы изучаться в других школьных предметах, а в нужный момент на уроке географии должны быть «востребованы», чтобы облегчить учащимся усвоение новой темы. Например, изучив тему «Масштаб», «координаты», шестиклассники хорошо усваивают темы в разделе «План и карта».
Кроме того, из-за отсутствия достаточного количества методических рекомендаций по исследованию межпредметных связей в конкретных учебных темах и курсах учителя испытывают затруднения в реализации межпредметных связей на практике. Вместе с тем современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе. Рассмотрим, например, использование этих связей на уроках географии при изучении темы «Природные ресурсы мира», откуда вытекают и экологические проблемы. На первом уроке рассматривается проблема взаимодействия общества природы. Начиная урок, предлагаем ученикам вспомнить из курса истории, каким образом шло развитие взаимоотношений между человеком и природой. Учащимся не составляет труда ответить, что первобытные люди жили собирательством и охотой, Данные виды деятельности не оказали большое воздействие на окружающую среду, отношения человека и природы находились в гармонии. Далее учитель задает вопрос о том, когда отношение человека к природе изменилось и стало хищническим? В ответе на данный вопрос снова помогают знания по истории: взаимодействие человека и природы изменилось с тех пор, когда возникло скотоводство и оседлое земледелие. Потребности растущего населения заставили позаботиться об увеличении производства продуктов питания. Строились каналы, ирригационные системы, дороги, распахивались степи – таковы были первые шаги преобразования природы. Учитель постепенно подводит учеников к раскрытию проблемы изменения взаимоотношений природы и общества в XX веке, начале XXI века, опираясь на знания по истории.
Раскрывая понятия рационального и нерационального природоиспользования, учитель обращает внимание на необходимость внедрения малоотходных и безотходных технологий. Зачастую вещества, загрязняющие окружающую среду, могут служить исходным сырьем для производства многих ценных видов продукции. Например, в отходных газах содержится двуокись серы (SO 2). Учащиеся из курса химии знают, что она является ценным сырьем для производства серной кислоты или сульфата аммония. Далее учитель напоминает о том, в природе все взаимосвязано и, отравляя природу, люди губят, прежде всего ,себя. Опираясь на знания из курса биологии о цепях питания, учащиеся на конкретных примерах анализируют зависимость человека от чистоты окружающей среды. Знакомство с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха и воды, рассказ учителя о кислотных дождях, озоновых дырах позволяет понять и оценить последствия их для людей и среды их обитания. На последующих уроках при рассмотрении классификации ресурсов в зависимости от их исчерпаемости и возобновимости можно опереться на знания учащихся по биологии, физике. Например, при изучении биологических ресурсов вспомнить о том, что биомасса Земли создается растительными и животными организмами, об уникальной роли лесов планеты, о том, чем грозит человечеству продолжающееся уничтожение лесных массивов планеты. При изучении климатических, космических ресурсов и ресурсов Мирового океана необходимо вспомнить об источниках энергии: Солнца, ветра, воды, энергии земных недр и ее использование человеком. На итоговом уроке проводится межпредметная конференция на тему «Планета – наш общий дом». Проблема загрязнение планеты рассматривается с позиций не только географии, но и биологии, химии, экологии, физики. Урок пресс-конференция требует от учащихся более высокого уровня самостоятельности по сравнению с традиционным комбинированным уроком. Как правило, пресс-конференция является обобщающим итогом какой-либо темы, Она требует от учителя и учеников большей предварительной подготовки и должна строиться на актуальности, интересе и проблемном материала. Цель урока: используя межпредметные связи, обобщить знания по проблемам окружающей среды, показать, как данная проблема решается различными науками; развивать у учащихся экологическое мышление, умение вести беседу на научную тему; воспитывать бережное отношение к природе.
Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: Рысбиба
Просмотров: 1547 | Загрузок: 206 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru