Бекетова Римма Хусаиновна Учитель географии ГУ «СОШ №20» РО г. Семей Значение межпредметных связей в формировании знаний в школьном курсе географии. Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальных проблем государства. Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи, принцип которой не только усвоение знаний, но и формирование типа мышления – системного. География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство других учебных предметов в школе. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные, так и общественные закономерности, акцентрируя внимание на территориальных аспектах. Обращение к знаниям по физике, химии, математике биологии, истории, экологии в школе помогает не только глубоко раскрыть многие вопросы физической и экономической географии, но является жизненно необходимым для усвоения и понимания этого предмета. Проблема успешного использования межпредметных связей учителем на уроках географии состоит в том, многие знания по другим предметам, важные для понимания физико- и экономико- географических явлений и процессов, учащиеся приобретают с опозданием. Все это результат того, что каждый учебный предмет занимает определенное место в учебном плане школы и имеет свою логику построения, определяющую время и последовательность изучения отдельных курсов и тем. Составители учебных планов должны учитывать соотношение изучаемых тем по школьным предметам. Всегда лучше изучать тему, когда учащиеся уже имеют определенные знания об основных понятиях, которые могли бы изучаться в других школьных предметах, а в нужный момент на уроке географии должны быть «востребованы», чтобы облегчить учащимся усвоение новой темы. Например, изучив тему «Масштаб», «координаты», шестиклассники хорошо усваивают темы в разделе «План и карта». Кроме того, из-за отсутствия достаточного количества методических рекомендаций по исследованию межпредметных связей в конкретных учебных темах и курсах учителя испытывают затруднения в реализации межпредметных связей на практике. Вместе с тем современный учитель должен уметь творчески осуществлять межпредметные связи на уроках и во внеклассной работе. Рассмотрим, например, использование этих связей на уроках географии при изучении темы «Природные ресурсы мира», откуда вытекают и экологические проблемы. На первом уроке рассматривается проблема взаимодействия общества природы. Начиная урок, предлагаем ученикам вспомнить из курса истории, каким образом шло развитие взаимоотношений между человеком и природой. Учащимся не составляет труда ответить, что первобытные люди жили собирательством и охотой, Данные виды деятельности не оказали большое воздействие на окружающую среду, отношения человека и природы находились в гармонии. Далее учитель задает вопрос о том, когда отношение человека к природе изменилось и стало хищническим? В ответе на данный вопрос снова помогают знания по истории: взаимодействие человека и природы изменилось с тех пор, когда возникло скотоводство и оседлое земледелие. Потребности растущего населения заставили позаботиться об увеличении производства продуктов питания. Строились каналы, ирригационные системы, дороги, распахивались степи – таковы были первые шаги преобразования природы. Учитель постепенно подводит учеников к раскрытию проблемы изменения взаимоотношений природы и общества в XX веке, начале XXI века, опираясь на знания по истории. Раскрывая понятия рационального и нерационального природоиспользования, учитель обращает внимание на необходимость внедрения малоотходных и безотходных технологий. Зачастую вещества, загрязняющие окружающую среду, могут служить исходным сырьем для производства многих ценных видов продукции. Например, в отходных газах содержится двуокись серы (SO 2). Учащиеся из курса химии знают, что она является ценным сырьем для производства серной кислоты или сульфата аммония. Далее учитель напоминает о том, в природе все взаимосвязано и, отравляя природу, люди губят, прежде всего ,себя. Опираясь на знания из курса биологии о цепях питания, учащиеся на конкретных примерах анализируют зависимость человека от чистоты окружающей среды. Знакомство с экологическими проблемами, связанными с загрязнением воздуха и воды, рассказ учителя о кислотных дождях, озоновых дырах позволяет понять и оценить последствия их для людей и среды их обитания. На последующих уроках при рассмотрении классификации ресурсов в зависимости от их исчерпаемости и возобновимости можно опереться на знания учащихся по биологии, физике. Например, при изучении биологических ресурсов вспомнить о том, что биомасса Земли создается растительными и животными организмами, об уникальной роли лесов планеты, о том, чем грозит человечеству продолжающееся уничтожение лесных массивов планеты. При изучении климатических, космических ресурсов и ресурсов Мирового океана необходимо вспомнить об источниках энергии: Солнца, ветра, воды, энергии земных недр и ее использование человеком. На итоговом уроке проводится межпредметная конференция на тему «Планета – наш общий дом». Проблема загрязнение планеты рассматривается с позиций не только географии, но и биологии, химии, экологии, физики. Урок пресс-конференция требует от учащихся более высокого уровня самостоятельности по сравнению с традиционным комбинированным уроком. Как правило, пресс-конференция является обобщающим итогом какой-либо темы, Она требует от учителя и учеников большей предварительной подготовки и должна строиться на актуальности, интересе и проблемном материала. Цель урока: используя межпредметные связи, обобщить знания по проблемам окружающей среды, показать, как данная проблема решается различными науками; развивать у учащихся экологическое мышление, умение вести беседу на научную тему; воспитывать бережное отношение к природе.
|