Тулеева З.Ф. - учитель географии ГУ «Экономический лицей» г. Семей. Реализация личностного ориентированного обучения на уроках географии В науке термин «личностно ориентированное» обучение ввела психолог Якиманская И.С. Его суть: 1)признание самоценности ученика как носителя субъективного опыта; 2)понимание взаимодействия между S и О с точки зрения их ориентации на освоение общечеловеческих ценностей; 3)обязательное обращение к эмоционально-ценностной сфере ребенка; 4)ориентация учителя на выбор определенных форм, методов обучения; Результат-развитие познавательных способностей и качеств личности ученика. Личностно-ориентированное обучение предусматривает развитие индивидуальности ребенка; данное обучение способствует непрерывному развитию ученика, его: а)самореализации; б)самораскрытию; в)самовоспитанию. так как оно имеет творческий характер и с вниманием относится к потенциальным возможностям каждого. При таком подходе развивается целостная личность, способная быстро принимать нестандартные решения, искать и находить свое место в условиях социально-экономической неопределенности, разбираться в многогранных проблемах взаимодействия общества и природы, справляться с решением глобальных проблем современности. Основной вклад школьной географии в развитии личности связан с развитием у учащихся географической культуры; рассмотрение географических объектов во взаимозависимости, изменении. Вклад географии в развитие личности ребенка определяется: а)научным восприятием окружающего мира; б)умением мыслить комплексно, пространственно, во временном аспекте; в)умением решать географические проблемы, действовать в природе с точки зрения экономической целесообразности; г)умением пользоваться географическими картами, справочниками, вести наблюдения. Личностно-ориентированное обучение реализуется уже с того, что мы начинаем урок с фразы «Какая хорошая погода? А почему она изменилась? Сегодня на уроке мы...» Применение приемов личностного-ориентирования на уроке географии(9 кл.). Проект-труд учащегося, дающий возможности выявить проблемы, найти пути решения, возможности для определения перспектив. Например, строительство экологического города 1группа-курортный центр 2гр-промышленность 3гр-промышленный узел 4гр-столичный центр 5гр-культурный центр Тренинг-упражнение, направленные на решение какой-либо задачи проблемы(10 кл.) Факторы, влияющие на здоровье человека ( провести ранжирование): 1)здравоохранение; 2)экологическая обстановка; 3)образ жизни; 4)генетика; 5)природная среда. 11 кл. – Моделирование-способ познания, который дает возможность учащимся участвовать в схематических представлениях реальных жизненных ситуаций(обучение путем активного вовлечения в изученную ситуацию). Как вы думаете, почему иностранные компании стали строить свои предприятия на территории Казахстана? 8 класс Ключевые слова для характеристики природной зоны Вижу Слышу Осязаю Природные зоны Знаю Чувствую Хочу Реки: Представьте себя равнинной (горной) рекой. Укажите исток, устье, форму рельефа, характер течения, режим реки. Каково её использование и меры по охране. Тюлени Каспийского моря 5групп-журналисты, защитники окружающей среды, политики, представители промышленности, аудитория. Каждой группе в зависимости от своей роли предлагаются задания на решение проблем тюленей Каспийского моря. Таким образом в совокупности эти задания влияют на то, что природные объекты как бы оживают перед ребенком. Возникаемые образы существенно влияют на его личность, меняют мотивацию к объектам природы, условием развития выступает личная значимость предоставляемой ему информации, воспитание бережного отношения к природе. Ставя себя на место того или иного природного объекта, учащиеся не просто формируют, а одновременно усваивают знания по теме, учатся сопереживать. Данная статья составлена на основе методических рекомендаций. полученных на областных курсах повышения квалификации учителей географии (руководитель Нуркенова С.Е.).
|