Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Формирование навыка грамотного письма
2010-01-25, 7:52 PM
ГУ Гимназия № 9 п. Осакаровка
Грибкова М.А.
учитель начальных классов

В начальных классах закладываются основы грамотного письма и оттого, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, который провожу в такой последовательности:
1. Скажи слово и послушай себя;
2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам;
3. Протяни, выделив голосом первый звук, назови его и охарактеризуй;
4. Обозначь выделенный знак условным значком;
5. Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком и т. д.;
6. Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме;
7. Выясни, сколько в слове звуков, букв.
Во 2-4 – х классах звуковой анализ слов продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки
Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание.
Начинаю письмо с проговаривания по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например: «На – пишу н с гласной а» Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества.
Постепенно перехожу к приему «Списывание».
Списывание тоже основано на проговаривании по слогам, но предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и также по слогам, проговаривая, записывают. Сосредоточить внимание на списывание мне помогает игра «Как птичка зернышки клюет?». Задаю вопрос: «Как птичка зернышки клюет?» дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз, а на вопрос: «А как мы будем зернышки клевать?» хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь»
- А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет лучшей птичкой, - продолжаю я.
- Самой лучшей птичкой будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно, - отвечают дети.
В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Вскоре начинаем осваивать прием « Комментированное письмо».
И этот вид работы тоже строится на основе проговаривания по слогам, но и обосновывается правописание правилами, подбором проверочных слов.
Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма:
- проговариваю;
- определяю орфограмму;
- вспоминаю правило;
- применяю его;
- пишу;
- проверяю.
Использую комментирование двух видов:
1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с «поэтому»: …, поэтому пишу и).
2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с «потому что»: пишу и, потому что …).
Сначала опираюсь на комментирование сильных детей и постепенно подключаю в работу всех остальных. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Дети приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у них вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Одновременно с изучением грамоты ввожу прием «Письмо с предварительной подготовкой», затем «Письмо под диктовку». Сначала диктую буквы, слоги, затем слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо, самоконтроль.
Наряду с этими приемами в своей работе на уроках русского языка я использую зрительные и слуховые диктанты. Диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемым материалом и словарной работой. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним - память и грамотность учеников. Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания.
Методика проведения такова:
1. Предложение записывается на доске заранее и закрывается.
2. Дается установка на запоминание предложения (1 секунда на 1 слово) и предложение открывается.
3. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно
4. Предложение записывается в тетрадь по памяти
5. Предложение открывается и проверяется с записью на доске и в тетради. После диктанта для прочного запоминания материала учащиеся выполняют устный разбор записанного: анализ семантический, звукобуквенный, морфологический, словообразовательный. Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной.
Его методика такая:
1. Читается предложение из 3 слов один раз (каждый месяц слово добавляется), а дети запоминают.
2. Учащиеся повторяют предложение про себя, воспроизводя не только порядок слов в предложении, но и интонацию и четко проговаривая каждое слово.
3. Теперь они записывают предложение в тетрадь по памяти.
4. Проверяется предложение, которое записано на доске заранее, но его запись закрыта, а по окончании – открывается.
В ходе проверки учащиеся получают задание: найти в тексте «ошибкоопасные» места, подчеркнуть их, объяснить написание
Часто на уроках русского языка использую:
«Диктант с обоснованием», в котором диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением, а ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель и затем обосновать.
«Диктант с постукиванием» вовремя, которого постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.
Диктант «Найди слова», в котором диктую несколько предложений и даю задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной
«Знаковые диктанты» использую в своей работе, так как они позволяют экономить время.
Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова:
бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро.
У учеников в тетрадях: С, Г, Ч, П, Н, … .
Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек.

Словарный диктант «Кто больше запомнит» провожу по метод И. П. Федоренко. Произношу один раз и больше не повторяю цепочку, например, из трех слов, затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку из трех слов, и опять пауза. Так происходит, пока не запишем весь диктант. После чего дети подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга их написание. Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается. Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину.
Немаловажное значение имеют и такие виды работ:
Распространение предложений.
Предлагаю детям предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает свое предложение, затем зачитываем их, выбираем лучшее.
Восстановление деформированного текста: белый, живет, севере, медведь, на.
Зарядка с предложением.
- прочитываю предложение с доски, чтобы дети поняли смысл;
- дети читают вслух, проговаривая орфограммы;
- читают орфографически про себя;
- просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные коллективно объясняют все орфограммы;
- закрывают глаза и, мысленно, крупно и разборчиво пишут каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова орфографически;
- записывают предложение в тетрадь;
- проверяют запись в тетради с записью на доске
Зрительные картинные диктанты.
Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю.
Дети пишут то, что запомнили
Рифмовки по темам.
Солнце, чувство, праздник, Ледокол, дроворуб,
Сердце и проказник. Землемер, книголюб.
Лестница и звездный, Водопад, сенокос,
Здравствуйте и поздний. Снегопад, паровоз.
Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы
Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками».
Письмо «с дырками» двух видов:
1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве.
Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов, приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные.
А без грамматических зарядок, орфографических сказок, «запоминалок», игр, карточек и перфокарт, в которые включаю словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки, или слова на какую-то тему просто невозможно проводить урок.
Формирование навыков грамотного письма необходимо. Поэтому стараюсь использовать интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами.
Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу, где дети обращаются с вопросами, высказывают свое мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной. Оценивая умения и навыки учащихся, стараюсь не выставлять отрицательных оценок за правописание, так как они подавляют психику детей, лишают их веры в себя.
Эти методические приемы позволили мне предупредить ошибки у детей, развить орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету.
Литература
1. Егорова Л. Д. Развиваем память и повышаем грамотность. Начальная школа, 2007, № 1, с. 90-92.
2. Павлова О. Г. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма. Начальная школа, 2000, № 5, с. 61-62
3. Одегова В. Ф. Развитие орфографической зоркости. Начальная школа, 1989, № 6,с. 20-22
4. Савельева Н. А., Зинченко В. И. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26-28

Категория: ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА | Добавил: mag_sinema
Просмотров: 7118 | Загрузок: 2 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru