ГУ Гимназия № 9 п. Осакаровка Грибкова М.А. учитель начальных классов В начальных классах закладываются основы грамотного письма и оттого, насколько они будут сформированы, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать в дальнейшем программу русского языка. Чтобы добиться хороших результатов в формировании навыка грамотного письма, я использую различные приемы обучения. Работу начинаю со звукового анализа слов, который провожу в такой последовательности: 1. Скажи слово и послушай себя; 2. Найди ударный слог и произнеси слово по слогам; 3. Протяни, выделив голосом первый звук, назови его и охарактеризуй; 4. Обозначь выделенный знак условным значком; 5. Протяни, выделив голосом второй звук, назови его, охарактеризуй и обозначь условным значком и т. д.; 6. Проверь, получилось ли слово, прочитай его по звуковой схеме; 7. Выясни, сколько в слове звуков, букв. Во 2-4 – х классах звуковой анализ слов продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у детей уже выработаны определенные умения и навыки Одним из важных видов считаю орфографическое проговаривание. Начинаю письмо с проговаривания по слогам. Учащиеся произносят слово по слогам, записывают первую букву слога, затем проговаривают гласную и записывают ее, например: «На – пишу н с гласной а» Такое письмо исключает пропуски букв. Когда все дети привыкают проговаривать вслух, начинают проговаривание шепотом, постепенно переводя его на мысленное проговаривание. Результатом письма с проговариванием слогов является грамотное письмо. Как правило, такие работы написаны красиво, аккуратно, без исправлений. У детей вырабатывается единый темп письма, появляются положительные эмоции к письму, воспитываются трудолюбие, культура труда, волевые качества, чувства коллективизма и товарищества. Постепенно перехожу к приему «Списывание». Списывание тоже основано на проговаривании по слогам, но предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. Дети читают слово по слогам и также по слогам, проговаривая, записывают. Сосредоточить внимание на списывание мне помогает игра «Как птичка зернышки клюет?». Задаю вопрос: «Как птичка зернышки клюет?» дети показывают движением головы: вверх – вниз, вверх – вниз, а на вопрос: «А как мы будем зернышки клевать?» хором отвечают: «В книжку – в тетрадь, в книжку – в тетрадь» - А сейчас мы узнаем, кто у нас сегодня будет лучшей птичкой, - продолжаю я. - Самой лучшей птичкой будет тот, кто все задание выполнит быстро, красиво, грамотно, - отвечают дети. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции. Вскоре начинаем осваивать прием « Комментированное письмо». И этот вид работы тоже строится на основе проговаривания по слогам, но и обосновывается правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Только при этом условии предупреждаются ошибки. Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использованием следующего алгоритма: - проговариваю; - определяю орфограмму; - вспоминаю правило; - применяю его; - пишу; - проверяю. Использую комментирование двух видов: 1. Подробное, с ответом в конце (рассуждение с «поэтому»: …, поэтому пишу и). 2. Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение (рассуждение с «потому что»: пишу и, потому что …). Сначала опираюсь на комментирование сильных детей и постепенно подключаю в работу всех остальных. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление. Дети приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у них вырабатывается хорошая дикция. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки. Одновременно с изучением грамоты ввожу прием «Письмо с предварительной подготовкой», затем «Письмо под диктовку». Сначала диктую буквы, слоги, затем слова так, как они пишутся. Для развития внимания и фонематического слуха провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам хором или шепотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал неправильно, то предлагаю еще раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо, самоконтроль. Наряду с этими приемами в своей работе на уроках русского языка я использую зрительные и слуховые диктанты. Диктанты разрабатываются поурочно, их содержание тесно связано с изучаемым материалом и словарной работой. Объем предложений увеличивается постепенно, а с ним - память и грамотность учеников. Зрительные диктанты развивают точность зрительного восприятия, тренируют память, активизируют мышление и способствуют осознанному запоминанию правильного написания. Методика проведения такова: 1. Предложение записывается на доске заранее и закрывается. 2. Дается установка на запоминание предложения (1 секунда на 1 слово) и предложение открывается. 3. Учащиеся закрывают глаза и представляют предложение зрительно 4. Предложение записывается в тетрадь по памяти 5. Предложение открывается и проверяется с записью на доске и в тетради. После диктанта для прочного запоминания материала учащиеся выполняют устный разбор записанного: анализ семантический, звукобуквенный, морфологический, словообразовательный. Слуховые диктанты развивают слуховое восприятие и память, учат умению распознавать фонему и обозначать ее соответствующей буквой путем соотнесения речи звучащей и письменной. Его методика такая: 1. Читается предложение из 3 слов один раз (каждый месяц слово добавляется), а дети запоминают. 2. Учащиеся повторяют предложение про себя, воспроизводя не только порядок слов в предложении, но и интонацию и четко проговаривая каждое слово. 3. Теперь они записывают предложение в тетрадь по памяти. 4. Проверяется предложение, которое записано на доске заранее, но его запись закрыта, а по окончании – открывается. В ходе проверки учащиеся получают задание: найти в тексте «ошибкоопасные» места, подчеркнуть их, объяснить написание Часто на уроках русского языка использую: «Диктант с обоснованием», в котором диктую слова, например, с безударной гласной, проверяемой ударением, а ученик должен записать проверочное слово, а затем то, которое диктует учитель и затем обосновать. «Диктант с постукиванием» вовремя, которого постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с какой-либо орфограммой. Это заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму. Диктант «Найди слова», в котором диктую несколько предложений и даю задание: подчеркнуть те слова, которые можно проверить. Это могут быть слова с проверяемой безударной гласной и со звонкой и глухой согласной «Знаковые диктанты» использую в своей работе, так как они позволяют экономить время. Например, при изучении темы «Части речи» диктую детям слова: бабочка, летать, двенадцать, красивый, быстро. У учеников в тетрадях: С, Г, Ч, П, Н, … . Знаковые диктанты можно проводить письменно с самопроверкой или взаимопроверкой и устно с применением сигнальных карточек. Словарный диктант «Кто больше запомнит» провожу по метод И. П. Федоренко. Произношу один раз и больше не повторяю цепочку, например, из трех слов, затем делаю паузу, во время которой дети записывают то, что запомнили. Читаю новую цепочку из трех слов, и опять пауза. Так происходит, пока не запишем весь диктант. После чего дети подсчитывают количество слов, проверяют друг у друга их написание. Диктант целесообразно начинать с цепочки, состоящей из 3-х слов. Далее цепочка увеличивается. Такая работа повышает орфографическую грамотность, увеличивает скорость письма, развивает самоконтроль, положительно влияет на дисциплину. Немаловажное значение имеют и такие виды работ: Распространение предложений. Предлагаю детям предложение, состоящее только из основы. Каждый ученик записывает свое предложение, затем зачитываем их, выбираем лучшее. Восстановление деформированного текста: белый, живет, севере, медведь, на. Зарядка с предложением. - прочитываю предложение с доски, чтобы дети поняли смысл; - дети читают вслух, проговаривая орфограммы; - читают орфографически про себя; - просматривают его, чтобы глаза запомнили, как пишутся слова, особенно трудные коллективно объясняют все орфограммы; - закрывают глаза и, мысленно, крупно и разборчиво пишут каждое слово ручкой в воздухе. При этом проговаривают трудные слова орфографически; - записывают предложение в тетрадь; - проверяют запись в тетради с записью на доске Зрительные картинные диктанты. Показываю лист с девятью картинками, считаю до 10, убираю. Дети пишут то, что запомнили Рифмовки по темам. Солнце, чувство, праздник, Ледокол, дроворуб, Сердце и проказник. Землемер, книголюб. Лестница и звездный, Водопад, сенокос, Здравствуйте и поздний. Снегопад, паровоз. Дети читают, запоминают, пишут по памяти, выделяя орфограммы Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками». Письмо «с дырками» двух видов: 1. Пропуски делаются везде, где есть орфограммы. 2. Пропуски делаются только там, где ученик сомневается в букве. Важно учитывать то, что второй способ без отработки первого не принесёт желаемых результатов, приучить школьников обнаруживать все орфограммы в слове, в том числе и еще не изученные. А без грамматических зарядок, орфографических сказок, «запоминалок», игр, карточек и перфокарт, в которые включаю словарные слова или слова, в которых были допущены ошибки, или слова на какую-то тему просто невозможно проводить урок. Формирование навыков грамотного письма необходимо. Поэтому стараюсь использовать интересный по содержанию дидактический материал, подбираю его с постепенным нарастанием трудности, умеренно насыщенный орфограммами. Стараюсь на уроке создать свободную атмосферу, где дети обращаются с вопросами, высказывают свое мнение, соглашаются или спорят друг с другом или со мной. Оценивая умения и навыки учащихся, стараюсь не выставлять отрицательных оценок за правописание, так как они подавляют психику детей, лишают их веры в себя. Эти методические приемы позволили мне предупредить ошибки у детей, развить орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль, интерес к предмету. Литература 1. Егорова Л. Д. Развиваем память и повышаем грамотность. Начальная школа, 2007, № 1, с. 90-92. 2. Павлова О. Г. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма. Начальная школа, 2000, № 5, с. 61-62 3. Одегова В. Ф. Развитие орфографической зоркости. Начальная школа, 1989, № 6,с. 20-22 4. Савельева Н. А., Зинченко В. И. Работа над формированием навыков грамотного письма. Начальная школа, 1992, № 4, с. 26-28
|