Занятие по обучению основам грамоты и письма. Тема: «В поисках золотого ключика» Цель занятия: закреплять с детьми согласные буквы М, Н, Л, Р, Й и звуки, которые они обозначают: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й]; уточнить представление о том, что одна буква может обозначать два звука (твердый и мягкий), данные согласные звуки всегда звонкие; продолжать учить производить звуковой анализ слов с данными звуками, составлять звуко-буквенные модели; развивать умение подбирать слова с заданным звуком, делить слова на слоги, ставить ударение; развивать мелкую моторику кистей рук при написании элементов прописных букв; развивать логическое мышление; воспитывать самостоятельность, целеустремленность, интерес к занятиям по обучению грамоте. Ход занятия: 1. Организационный момент. Психогимнастика «Здравствуй, утро!» (эмоциональный настрой на занятие) «Здравствуй, утро, здравствуй солнце! Здравствуй, праздник и весна! Людям всей планеты нашей Пожелаем мы добра!» 2. Речевая разминка: - Какой сегодня день недели? Какой он по счету? - Какой третий день недели? Шестой? - Какой день был вчера? Завтра какой будет день? Послезавтра? - Какое время года? (весна) Назовите весенние месяцы. 3. Речевая гимнастика(на закрепление гласных звуков и слогового чтения) А-а-а-а- заниматься нам пора, О-о-о-о- звуки слышим хорошо, У-у-у-y- скоро я читать начну, И-и-и-и- будем мы ученики. Ла-ла-ла- молоко (пила) Ло-ло-ло- выгляни в (окно) Лу-лу-лу- купим мы (пилу) Ли-ли-ли- из лесу ягод (принесли). 4. Работа над словом, звуком. Повторение. На плакате буквы М, Н, О, Л, Р. Какая из них лишняя? Почему? а). в одном домике дети видят гласные буквы, в другом – согласные. Почему буквы живут в разных домиках? А теперь буквы вышли из домиков и построились в слова. б). чтение слов по рядам (МАРИНА, МАЛЬ-ВИ-НА; НИКИТА, НАУРЫЗ, РАДУГА, БУРАТИНО). Под музыку появляется Буратино (мягкая игрушка) - Ребята, Буратино просит вас помочь ему найти золотой ключик от Королевства Знаний. Говорит, что нужно выполнить задания мудрой черепахи Тортиллы I. задание Звуковой анализ слова «книга». Деление на слоги, постановка ударения. Как можно проверить количество слогов в слове? («Сколько в слове гласных, столько и слогов; это знает каждый из учеников»). Словесная игра «Твердый звук или мягкий». Составление звуковых моделей детьми (за партами) I ряд – слово «роза», II ряд – «лиса», III ряд – «луна». II. Игра «Найди свой домик» (деление на слоги). III. А теперь - загадки. А отгадки – начинаются на звуки [м’], [р], [н], [л’], [л], [й]. «Зимнее стекло весною потекло…» (лед). «Он всю зиму в шубе спал, лапу бурную лизал, а, проснувшись, стал реветь. Этот зверь лесной…» (медведь). «Из под камня он пробился, здесь под камнем он родился, Все торопится, бежит. Он к большой реке бежит» (ручей). «Барсик наш поранил лапку, но не прячется под лавку. Из аптечки он берет белый бинт и темный…» (йод). «Давно уверен утконос, что всех важнее в жизни …» (нос). «День ушел, и ночь пришла. В небо выплыла …» (луна). Физ.минутка «В небе плавает луна». IV. Работа в прописи. (прописные буквы М, Н, Л, Р, Й). Гимнастика для пальцев и кистей рук. «Наши алые цветы» (релаксация под музыку). После выполнения всех заданий появляется ключ. В знак благодарности Буратино дарит детям книги. Прощается, уходит. Итог занятия: - Что общего у букв М, Н, Л, Р, Й (они всегда звонкие не парные). - Как узнать, сколько в слове слогов? Занятие закончено. Молодцы, ребята.
|