Главная » Файлы » Наш музыкальный зал |
[ Скачать с сервера (27.5 Kb) ] | 2012-02-12, 6:22 PM |
Музыка моего народа Цель: Познакомить с творчеством Курмангазы Сагырбаева, подчеркнув исключительную роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры Задачи обучающие: • Формировать духовно-нравственную культуру учащихся • Различать на слух народную музыку и композиторскую, звучание казахских народных инструментов • Формировать мотивационную сферу • Расширить словарный запас, тренировать речевую активность • В процессе вокально-хоровой работы формировать навыки исполнительского мастерства • Расширить словарный запас учащихся, знакомя их с понятиями: кульминация, импровизация, сага, токпе, консерватория, квартет, ансамбль, солист, гамма, октава Задачи развивающие: • Развивать у учащихся интерес к культурному наследию казахского народа. В процессе слушания музыки развивать тембровый и динамический слух • Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, творческих способностей, инициативы и самостоятельности Задачи воспитательные: • На основе эмоционального восприятия музыки Курмангазы воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством • Воспитывать любовь и сознательное уважение к учению • Воспитывать стремление участвовать в общей работе класса • Обогащать духовный мир детей • Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу Оборудование: Фортепиано, музыкальный центр, фонотека «Кюи Курмангазы», портрет кюйши, иллюстрации к игре «Ассоциации», кроссворд, карточки к игре «Отгадай слово» ( с использованием ручных знаков и нот) Ход урока: Учитель: Сәлеметсіздер ме, балалар (поёт пять звуков вверх и трезвучие вниз) Ученики: Сәлеметсіз бе мұғалім (интонируют так же) Учитель: Ребята, я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение, а сейчас скажите вполголоса: «Я всё могу, я всё сумею, у меня всё получится» Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством великого кюйши казахского народа – Курмангазы Сагырбаева. А кто такой кюйши? В народе Курмангазы называют – «кюй атасы» - отец кюев. С именем Курмангазы связаны самые выдающиеся достижения традиционной инструментальной музыки Западного Казахстана (рассказ учителя о жизни кюйши) Писатель и этнограф Николай Савичев своё впечатление от игры Курмангазы отмечает так: «Сагырбаев – редкая музыкальная душа, и получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины». Ребята, а разве не стал Курмангазы звездою? Более 170лет звучит его музыка, которая известна далеко за прежделами нашего Казахстана. Кюй «Балбраун» - одно из выдающихся творений кюйши. Этот кюй передаёт радостное восприятие жизни, энергию, оптимизм. Популярность в народе этого кюя необычна. Он исполняется не только в домбровом исполнении, но и в виде обработок, переложений (подробнее рассказать о различных версиях создания, обратив внимание на название) Слушание кюя «Балбраун» Кюй «Сары-Арка» по праву можно считать вершиной творения Курмангазы. Это самое известное произведение кюйши, завоевавшее огромную популярность и известность во всём мире. Кюй отличается светлой жизнерадостной музыкой, вызывающий духовный прилив и эмоциональный подъём у слушателей. Слушание кюя «Сары-Арка» Важное место в творчестве Курмангазы занимают лирико-философские кюи, среди которых особо выделяется кюй «Алатау». Как вы думаете чему посвящён кюй? В музыке этого кюя нет прямой звукоизобразительности – образ гор Алатау служит для кюйши средством выражения глубоких раздумий и чувст. Слушание кюя «Алатау» Основной, наиболее продуктивный период творчества Курмангазы приходится на середину 19 века. Было создано очень много кюев: «Кішкентай», посвящённый памяти Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова; «Адай» - посвящённый воинственному духу древнего рода; «Петровский марш», «Аман бол, шешем, аман бол» - связвнные с обстоятельствами тюремного заключения Игра «Ассоциации» (слушание фрагментов кюев и подбор соответствующих прослушанному иллюстраций) Учитель: Балалар, скажите, а из чего состоит музыка? А сколько в музыке нот? У каждого из вас на парте карточка с зашифрованным словом Игра «Отгадай слово» (закрепление расположения нот на нотоносце) Учитель: 8 нот октавою зовётся, 7 же нот – мы гаммой назовём, сейчас мы распоёмся здесь немножко, и лишь потом все дружно запоём Распевка: «Живая октава» ( с использованием ручных знаков) Игра «Спрятанное слово» (закрепление ручных знаков) Учитель: а теперь, ребята, поработаем над песнями наших Карагандинских композиторов. Угадайте мелодию. Я сыграю вступление, а вы отгадайте что это за песня и кто композитор. 1. «Ел анасы» (пение хором) 2. «Детство» (работа в ансамбле, пение под фонограмму) 3. «Болашак» (трио) 4. «Ах, весна» (отдельно девочки и мальчики – по куплету) Учитель: Молодцы! Давайте подведём итог нашего урока. Назовите имя известного кюйши, творчество которого мы прошли сегодня на уроке. Как называли его в народе? Рефлексия: Отгадай кроссворд «Курмангазы» (работа у доски и самостоятельно на заранее приготовленных листах) Б А Т Р А К Б А Л Б Р А У Н Д О М Б Р А А М Н Б О Л Ш Е Ш Е М А Л А Т А У К І Ш К Е Н Т А Й С А Г Ы Р Б А Й А Д А Й У З А К С А Р Ы А Р К А ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ 1. Кем был отец Курмангазы? 2. Один из самых известных кюек Курмангазы 3. На каком инструменте играл Курмангазы? 4. Как называется кюй, который Курмангазы посвятил матери? 5. Кюй Курмангазы, олицетворяющий думы кюйши 6. Кюй, посвящённый Исатаю Тайманову 7. Как звали отца Курмангазы? 8. Кюй, посвящённый славному роду… 9. Имя кюйши, который был первым учителем Курмангазы 10. Кюй, который является вершиной творчества Курмангазы Учитель: Ребята, мы познакомились сегодня с вами с частицей творчества великого кюйши казахского народа – Курмангазы Сагырбаева. Он очень любил свою Родину и людей. Жил и творил для них. И мы с вами, как патриоты, тоже любим свою Родину и воспеваем свою любовь к ней в песнях. Давайте закончим наш урок замечательной песней, которая называется «Атамекен» музыка Е.Хасангалиева. В конце урока учитель поёт, дети ему вторят Сал болыныз балалар.(по звукам трезвучия вниз) Сал болыныз мұғалім (интонируют так же) | |
Просмотров: 1588 | Загрузок: 353 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|