Главная » Файлы » Наш музыкальный зал |
[ Скачать с сервера (1.07 Mb) ] | 2013-11-30, 5:22 PM |
Многие ученики, даже не обладающие очень хорошими музыкальными данными, благодаря внимательному и вдумчивому обучению их на раннем этапе могут приобрести хорошую профессиональную основу для дальнейшего роста. Основные задачи, которые педагог должен ставить на раннем этапе обучения - это воспитание активного интереса к музыке и инструменту, а также развитие музыкальных и исполнительских возможностей ученика. В начальном периоде обучения закладывается фундамент основных музыкальных и пианистических навыков, поэтому с самого начала следует приучать ребенка к слуховому самоконтролю и параллельно с этим заботиться о том, чтобы приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служили выполнению музыкальных задач. Нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, помочь ученику ощутить взаимосвязь всех звеньев руки. Не всегда полезно каждое движение пропускать через сознание ученика. Педагог может, мягко придерживая руку ученика, корректировать ее движения. Усвоение аппликатурных правил и навыков является одной из важнейших проблем: удобная и точная аппликатура - залог хорошего исполнения, поэтому необходимо воспитывать в ученике сознательное отношение к ней и привычку видеть ее в нотах. Работая с учеником над произведением, педагог должен приучать учащегося вслушиваться в музыкальную ткань сочинения, добиваясь не только точного исполнения нотного текста и правильной фразировки, но и осмысленной передачи содержания и характера музыки. Выполнение этих задач во многом зависит от умения преподавателя ярко, образно и понятно рассказать ученику о содержании произведения, обратив его внимание на выразительные средства, которыми раскрывается музыкальный образ пьесы. С самого начала обучения весьма важно приучать ученика к транспонированию. Такие упражнения способствуют развитию слуха, памяти и ориентировке на клавиатуре. На начальном этапе обучения следует познакомить ученика со всеми музыкальными формами: полифония, крупная форма, малая форма (пьесы, ансамбли), этюды. Ученики должны систематически изучать гаммы. На первом этапе обучения можно порекомендовать энгармонически равные тональности (Н, Fis, Cis-dur, Ces, Ges, Des-dur) по нескольким причинам: 1) игра по черным клавишам; 2) ученик привыкает к ключевым знакам; 3) удобные аппликатурные позиции. Работая с учащимися над гаммами, необходимо тщательно следить за качеством звука, добиваясь динамически и ритмически ровного звучания legato, мягких и спокойных движений рук и пальцев. Особенное внимание следует обращать на первый палец, требуя заблаговременного и гибкого подкладывания его и плавного перевода руки с одной позиции на другую. На начальном этапе обучения ученик может выучить вышеуказанные мажорные гаммы и обязательно две-три минорные гаммы в прямом движении на две октавы. Аккорды Т53; Т6; Т64. Очень важно, чтобы учащийся, играя аккорды, не бросал, а мягко и свободно опускал руку, как бы погружая пальцы в клавиши «до самого дна». Разучивать арпеджио следует вначале по три звука, а затем по четыре. Хроматическую гамму играем двумя руками в прямом движении на две октавы. Постоянно при этом контролируя первый палец. Он должен быть округлым и опираться «одной точкой», а не лежать на клавише. Желательно в конце первого класса объяснить ученику главные ступени лада. Во втором классе играть в гаммах главные трезвучия двумя руками: вверх TSDT, вниз TSDT. Игра главных трезвучий в гаммах поможет в дальнейшей работе по подбору и транспонированию детских песен. Во втором классе следует продолжить подбор по слуху одноголосных, но уже более сложных мелодий, от белых и черных клавиш. Наряду с этой работой можно усложнить задачу. К мелодии подбираем простой аккомпанемент и транспонируем в следующие тональности: С; G; D; A; E; F-dur. С самого начала обучения весьма важно приучать ученика к транспонированию. Такие упражнения способствуют развитию слуха, памяти и ориентировке на клавиатуре. Чтобы лучше развить ладо-слуховое восприятие, можно мелодию, написанную в мажоре, транспонировать в минор. Музыкальное развитие ребенка предполагает воспитание способности слышать и воспринимать как отдельные элементы фортепианной ткани, т.е. горизонталь, так и единое целое – вертикаль. В этом смысле большое воспитательное значение придается полифонической музыке. Существует выражение, что ранг исполнителя определяется полифоничностью его игры. Имеются в виду возможности исполнителя одинаково выразительно играть каждый голос в любой фактуре. Уже с первого класса школы ученик знакомится с элементами подголосочной, контрастной и имитационной полифонии. Особая роль принадлежит изучению кантиленой полифонии. В школьную программу входят полифонические обработки для фортепиано народных лирических песен, несложные кантиленные произведения И.С.Баха, С.Майкапара, Ю.Щуровского, Г.Перселла. Они способствуют лучшему вслушиванию ученика в голосоведение. Г.Перселл. Ария d-moll После исполнения произведения педагогом необходимо перейти к кропотливому разбору полифонического материала. Разделив пьесу на две части, следует приступить к разъяснению музыкально-смысловой и синтаксической сути каждого голоса. В исполнительском раскрытии интонационной образности каждого голоса решающая роль принадлежит артикуляции. В двухголосных полифониях выразительные особенности штрихов следует рассматривать по горизонтали (т.е. в мелодической линии) и по вертикали (т.е. при одновременном движении голосов). В артикуляции вертикали двухголосной ткани обычно каждый голос оттеняется разными штрихами. Ученик легко слышит голосоведение благодаря тому, что ведущий верхний голос интонационно пластичен и певуч; нижний голос – значительно отдален от него в регистровом отношении и более самостоятелен по мелодико-ритмическому рисунку. Главная задача в работе над произведением – добиться индивидуального звучания голосов при их гармоническом сочетании. Соответственная двигательная задача – научиться чувствовать раздельную работу рук. Верхний голос исполняет правая рука. Ясность синтаксического членения коротких фраз помогает ощущению мелодического дыхания в верхнем голосе. Штрих legato – работают пальцы, рука спокойна, она только передвигается вдоль клавиатуры, сохраняя опору в запястье. Мелодия должна звучать выразительно и певуче. Сначала ученик должен почувствовать характер исполнения верхнего голоса. Затем его задачей является – выразительное интонирование с помощью средств артикуляционной и динамической окраски в найденном основном темпе. Сам пианистический прием осуществляется небольшим подъемом руки к сильной доле с ее дальнейшим эластичным погружением в клавиатуру. Нижний голос проходит в левой руке. Исполняется глубоким поп legato. Матовый звук, равномерные «шаги» четвертными длительностями. Структура нижнего голоса – непрерывное, метрически однотипное движение. Пианистический прием – левая рука должна быть как бы лежащей все время на клавиатуре, на каждый звук работает рука. Выразительный характер полифонии требует певучего звучания на фортепиано. Образно представим, что арию исполняют два вокалиста – мужчина и женщина. Полезно заставить ученика пропеть каждый голос отдельно. Затем ученик играет нижний (мужской) голос, а верхний (женский) голос поем. Партия левой руки по своему мелодическому рисунку довольно трудна для пения. Поэтому можно роли распределить так – ученик играет верхний голос, а педагог – нижний. Подобная работа поможет ученику более ясно понять, что в полифонии каждый голос самостоятельный, имеет свое развитие. Главная задача педагога – научить ребенка исполнять произведение осознанно. Обязательно рассказать ученику, что арией называется песня. В XVI в. арией стали называть солирующие вокальные номера в опере; позднее – пьесы напевного характера. Ария – переводится как «воздух». Сонатины и вариации, даже самые легкие, следует давать учащимся уже овладевшим основными навыками игры на фортепиано. Приступая к работе над сонатинами и вариациями, полезно предварительно в общих чертах рассказать ученику об особенностях и строении подобных произведений. В сонатинах, также как и вариациях, большую трудность представляет сохранение единства темпа при смене движения. В вариациях часто забывается темп, в котором исполнялась тема. На такие темповые отклонения необходимо указать ученику с самого начала работы над произведением. В вариациях можно предложить ученику перед началом вариации спеть первую фразу темы, чтобы «войти» в правильный темп исполнения. Сонатины и вариации требуют тщательной работы над отдельными местами, представляющими технические трудности. Следует разучивать партии левой и правой руки отдельно, четко выполняя штрихи и динамические оттенки. Контрастный материал, на котором построены эти произведения, обычно рассчитан на разнообразные приемы звукоизвлечения. При работе над произведениями крупной формы у школьника постепенно вырабатывается способность к целостному охвату музыки на более протяженных линиях ее развития, т.е. воспитывается «длинное, горизонтальное» музыкальное мышление, которому подчинено восприятие отдельных эпизодов произведения. А.Дюбюк «Русская песня с вариацией» a-moll Необходимо объяснить ученику, что вариации – это изменение. Дана тема, которая затем видоизменяется: фактура, ритм, штрихи. Данное произведение не столь объемное по масштабу, довольно простое строение: тема и одна вариация. Ритмический рисунок не сложный, за исключением последних тактов темы и вариации. Минорный лад определяет характер исполнения: спокойный, плавный, мелодический. Тема состоит из двух предложений. Мелодия первых двух фраз проходит в правой руке. Повторяющиеся нотки ми обязательно исполняем приемом репетиции, объединяющее движение, общая направленность к четвертой ноте ми. Для того, чтобы ученик лучше понял это звуковое движение, можно подобрать слова: я пой-ду, пой-ду, по-гу-ля-ю. Штрих legato, рука спокойна, работают пальцы, опора в ладонь. В партии левой руки – изложение двухголосное, штрих legato. Глубоко, весом руки, опускаемся на терцию. Затем, опираясь на пятый палец, проводим верхний голос. Второе предложение построено на параллельном движении вверх, движении вниз. Объединяя звучание, следует выстроить предложение динамически. Вариация – меняется фактура в правой руке. Излагается группой восьмых длительностей. Движение плавное, работают пальцы, ощущение текучести, рука спокойна. Подбираем слова на первое предложение: я хо-ди-ла во ле-сок, гу-ля-ла я в ле-су. Принцип работы над левой рукой тот же, что и в теме. Последнее предложение построено на техническом приеме – чередование рук. Ведущей является левая рука. Опираясь на каждый палец, левая рука ведет мелодию поступенно вверх, затем – вниз. Правая рука эхом вторит ей. Вес руки использовать осторожно, чтобы не появилась излишняя плотность в звуке. При изучении пьес малых форм учащийся относительно легко воспринимает их содержание и исполнительские средства благодаря характерной устойчивости элементов их музыкальной речи и фортепианной фактуры. Пьесы ярко характерны, обладают яркой образностью. Имеют ладовые, ритмические, гармонические особенности. Простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Каждая содержит определенные звуковые и технические трудности. Изобразительность придает музыке определенную привлекательность. Раскрывается эмоциональное состояние ученика. Все три пьесы разнообразны по движению, образности и развивают разные исполнительские навыки. Г.Фрид «Мишка» a-moll Эта миниатюра воссоздает образ медлительного медведя. Его поступь изображается низкими звуками. Вся пьеса написана в басовом ключе. Сначала ученику необходимо выучить только мелодию, затем добавить аккомпанемент. Первое предложение – мелодию исполняет левая рука. Второе предложение – мелодию исполняет правая рука. Можно подобрать слова и попеть со словами: Вышел мишка во лесок, Собрал ягод в туесок. Сел на пень, сел на пень Съел малину, заревел. Обратить внимание на ритмическое строение пьесы. Ритмическая сложность в мелодии – это восьмая – две шестнадцатые ; пунктир . В аккомпанементе сложность в том, что следует играть на слабую долю, на счет «и». Автором указан штрих staccato. Но тембровое звучание дает нам право использовать штрих поп legato. Этот штрих более точно передаст образный характер пьесы. Пианистический прием: исполняя мелодию, пользуемся весом руки от плеча, отчетливо «выговаривая» каждую ноту. Звук получится глубокий, насыщенный. Фактура аккомпанемента – двойные ноты. Весом руки не пользуемся, чтобы не заглушать мелодию. Б.Кравченко «Колокольчики» E-dur Строение пьесы простое – два предложения, две фразы из которых совершенно одинаковые. Подбираем слова к мелодии, она проходит в правой руке. Колокольчики звенят, Удивить всех нас хотят. Ой ди-ли удивить. Ой ди-ли ди-ли-дон. Штрих staccato, темп подвижный. Главное – правильные движения кисти и пальцев и точность их соприкосновения с клавиатурой. Пьеса образна. Характер исполнения – легкое, звонкое звучание. Создает веселое, радостное настроение. Пианистический прием звукоизвлечения: в этой пьесе предстоит играть с очень быстрой атакой звука. Кончики пальцев «схватывают» клавишу предельно активно. Вес руки будет использоваться только частично, рука «поддерживается» снизу собственными мышцами. В третьей фразе, в партии правой руки, идут октавные скачки. Очень существенно при выполнении скачков делать не два движения, что происходит при переносе руки с одного звука на другой, а всего одно, когда берется нижний звук первым пальцем. Затем рука «отбрасывается» на верхний звук (на пятый палец), мышцы руки расслаблены. Левая рука в третьей фразе играет интервалы – пальцы «схватывают» клавиши, а рука как бы отталкивается от них. Ритмическая сложность – синкопа во второй и четвертой фразах. Объяснить ребенку, что звук, взятый на слабой доле и выдержанный на следующей сильной, называется синкопа, на этот звук переносится акцент с сильной доли. Обязательно на стадии разбора с учеником просчитать, прохлопать синкопированный ритм. В.Кессельман «Маленький вальс» C-dur Общей образной чертой многих вальсов является их кантиленное начало. Танцевальный жанр. Двуплановая фактура – мелодия и сопровождение. При исполнении мелодии в правой руке следует полнее выявить ритмическую гибкость, мягкость, лиричность. Должно быть ощущение широкого дыхания. При игре мелодии у ученика развивается горизонтальное мышление. Лиги, определяющие строение мотивов и фраз, имеют интонационное значение и помогают понять их выразительный характер. После окончания лиги следует каждый раз мягко приподнимать руку, начиная следующее построение новым движением руки. Относительно длинная фраза исполняется как бы на одном дыхании. В процессе игры добиваемся ощущения одного общего движения от начала до конца пьесы. Ученик должен вслушиваться в мелодию и добиваться правильной фразировки. Атака звука должна быть смягченной, звучание распевное. Рука спокойна, опора в ладонь. Сопровождение в левой руке – двойные ноты, на вторую, третью доли. Левая рука должна «заполнить» длинную ноту в правой руке, взятую на первую долю, но более тихим звуком. Сопровождение следует играть слегка вытянутыми пальцами, как бы гладя клавиши подушечками. Этюды В первом полугодии второго класса следует уделить внимание систематической работе над разными видами мелкой техники. Это различные типы гаммообразного изложения, затем приемы репетиционной игры; игры ломаными интервалами, обеспечивающей пальцевую независимость и гибкость кистевых движений; работа над разными мелизматическими фигурами, особенно трелеобразными, необходимая для развития легкости и подвижности пальцев. Гаммообразная техника вырабатывается в комплексном единстве с другими видами мелкой техники, предусматривающими узкий позиционный диапазон. Значительно меньшее место занимает работа над арпеджио. На данном этапе оно усваивается на коротких трехзвучных позиционных группах. При постепенном овладении различными видами мелкой техники перед учеником ставится ряд задач. В первую очередь следует акцентировать внимание на навыках беглости в сочетании с ритмо-динамической точностью исполнения. Пальцевая подвижность предполагает свободу, пластичность, ритмичность игры, организованность движений всей руки (в плече, локте, кисти), связанных с непосредственными пальцевыми движениями. При естественном положении локтя большое влияние на развитие пальцевой техники оказывают своего рода комбинированные движения в кисти – сочетание плавных боковых (горизонтальных) с пружинящими эластичными (вертикальными) движениями. Упущение всех этих моментов в работе ученика приводит к явлениям мышечной зажатости, скованности. Приступая к работе над этюдами, следует определить, какой характер звучания лучше выявит содержание этой музыки. Как будет интереснее. Этюд № 1 G-dur Трехчастная форма. Первая и третья части в основной тональности соль мажор. Во второй части отклонение в параллельную тональность ми минор. Проиграв этюд, определяем нужный характер звучания. Исходя из ладовой окраски, I и III части исполняем игриво, звонко. II часть исполняем мягко, плавно, но не вяло, чтобы не потерять ровность звучания. Вид техники – позиционные последовательности. В первой и третьей частях особенностью исполнения партии правой руки будет максимальное слияние пальцев с клавиатурой. Все пальцы должны заранее лежать на клавишах, особенно при переходе на новую позицию. В партии левой руки – скрытое двухголосие. Замахиваются все пальцы, кроме первого, он все время соприкасается с клавишей. Отработаем левую руку следующими вариантами: 1) Играем двойными нотами, пропевая нижний звук; 2) Устойчиво стоим первым пальцем на звуке ре, энергично замахиваемся, открывая ладонь, и опускаемся с ударением поочередно на 5, 4, 2, 3 пальцы. Этюд № 158 C-dur Определяем характер исполнения – легко, весело. Двухчастная форма. В первой части правая рука исполняет трелеобразные фигуры. Работая над этим видом мелкой техники, должно быть ощущение упругости клавиш. Чем звонче, острее нужен звук, тем энергичнее кончик пальца должен «схватить» клавишу. Левая рука на первую долю с опорой опускается на двойные ноты (терция, кварта). Вторая доля исполняется первым пальцем, он все время соприкасается с клавишей, высоко замахиваться первым пальцем не следует. Во второй части – в левой руке проходят трелеобразные фигуры. Правая рука играет двойные ноты (квинта, секста). Проследить, чтобы вес руки равномерно распределился на 1 и 5 пальцы. Этюд № 124 G-dur Характер исполнения – решительно, напористо. Строение этюда простое – три предложения по две фазы в каждом. Вид техники – работа над арпеджио. Короткие трехзвучные позиционные группы поочередно проходят в обеих руках. В первом и третьем предложениях залигованная нота играется пятым пальцем. Задача педагога проследить, чтобы пятый палец «не заваливался», а устойчиво выдержал данную длительность. Во втором предложении вторая фраза построена на чередовании рук. Атака звука в этой фразе должна быть смягченной, чтобы излишний акцент на первую долю не прерывал общей мелодической линии. Ансамбли В ансамбле учитель-ученик устанавливается единение не только между ними обоими, но и гармоническое взаимодействие между учеником и композитором при посредстве педагога. Ансамбль требует ритмической точности, согласованной нюансировки, распределения внимания на обе партии. Ансамбли являются неотъемлемым элементом педагогического процесса. П.И.Чайковский «Танец» из балета «Лебединое озеро» G-dur Характер исполнения – легкий, изящный. Двухчастная форма. В основном мелодия идет в унисон. На повторяющихся нотках применяется прием репетиций. Мелодия украшена форшлагом, что придает музыке игривость. Штрих staccato исполняем цепко, кончиками пальцев. Техническая трудность – добиться ровного исполнения шестнадцатых длительностей, соблюдая точность в аппликатуре. В этих целях можно предложить ученику поиграть эпизоды с шестнадцатыми длительностями штрихом legato. Тогда пальцы сами «встанут» на свои места. Полезно отработать четкость пальцев на крышке инструмента. Темп подвижный. Добиваемся пальцевой беглости, технически чистой игры в быстром темпе, цельности мелодического рисунка. Муз.Б.Савельева, сл.А.Хайта «Песня кота Леопольда», перелож.В.Игнатьева Эту музыку дети узнают сразу. Исполняют увлеченно, с интересом. В ансамбле используются все основные штрихи: поп legato, staccato, legato. Технический прием: чередование рук. Учить следует по фразам: названиями нот, со счетом вслух – петь со словами. Образ знакомого героя из мультфильма помогает детям точно передать характер музыки. Список использованной литературы 1. Б.Милич. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 класса ДМТТТ. - 1997г. 2. Н.Н.Кувшинников, М.Соколов. Методические заметки к «Школе игры на фортепиано» - 1964г. Список использованной нотной литературы 1. М. Красев «Елочка» 2. Г. Эрнесакс «Едет, едет паровоз» 3. М. Качурбина «Мишка с куклой» 4. Г. Перселл «Ария» 5. А. Дюбюк «Русская песня с вариацией» 6. Г. Фрид «Мишка» 7. Б. Кравченко «Колокольчики» 8. В. Кассельман «Маленький вальс» 9. С. Ляховицкая «Этюд №158 C-dur» 10. К. Гурлитт «Этюд №124 G-dur» 11. А. Жилинскис «Позиционные последовательности» 12. П. Чайковский «Танец из балета «Лебединое озеро» 13. Б. Савельев «Песня Кота Леопольда» [/c] | |
Просмотров: 1753 | Загрузок: 116 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|