Главная » Файлы » Наш музыкальный зал |
2014-03-26, 11:43 AM | |
Методическое приложение к уроку «Практическое использование декламационного метода обучения на уроках фортепиано с учениками разных классов и разного уровня способностей» педагог по классу фортепиано Яковлева Е.П. Метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением или пропеванием стихотворного текста. За основу берётся соответствие размера и ритма музыки и стиха. Помимо решения ритмической задачи, велико выразительно-речевое, эмоциональное воздействие. Ещё один значимый момент – переключение на работу с декламацией даёт ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется непринужденность в исполнении. Автор «Декламационного метода обучения» И.Перфильева предлагает использовать декламационный метод обучения по следующим направлениям: • освоение нотной грамоты • успешное преодоление ритмических трудностей • формирование различных приёмов звуковедения • сопровождение первых пьес • усвоение аппликатуры • психологическая подготовка • быстрое запоминание текста Примеры практического использования метода: • Вот так можно запомнить ноты басового ключа (И.Перфильева): « Ты басы запомни точно: Соль, си, ре, фа, ля – построчно, Между ля и до, ми, соль. Си над всеми как король». • Освоение аппликатуры в параллельной гамме в пределах октавы (И. Перфильева): « Параллельное движенье я освою без сомненья, В левой - пальцы третий, первый. В правой – третий, как и в левой». • Вариант расходящейся гаммы при движении «врозь» (Яковлева Е.): «Вместе в гамме третий, первый, впереди четвёртый, первый, Снова третий, поворот, не замедлим пальцев ход» • Возможен менее информированный вариант (Яковлева Е.): «Мы расходимся по гамме, мы стараемся играть, А теперь пойдём обратно, чур «четвёртый» не проспать» Тексты – подсказки помогают запомнить аппликатуру. 1. «Киска» «До-ре, до-ре, киска пела на трубе, До-ре, до-ре, с бантиком на голове» Текст помогает запомнить ноты и выполнить ритмический рисунок. А вот так мы запоминаем расположение на нотоносце нот 1 октавы: «До – на лавочке сидит, ре – под домиком шуршит, Фа – в окошечко глядит, соль – в животике бурчит» 2. «Осень» Интересен 2 такт, где встречаются конец одного мотива и начало другого, не для всех учеников это проходит без запинки, а использование текста позволяет решить эту проблему сразу же. Так же при игре пьесы ребёнок поёт слова стихотворения, что, несомненно, влияет на звуковедение при исполнении на legato: «Дует, ветер, дует. Листочки задувает. Дождик листья моёт, песенку поёт» 3.И.С.Бах «Менуэт d-moll» При разучивании данного произведения ученица столкнулась с ритмической проблемой в начале 2-го предложения, которая была успешно преодолена при помощи подобранной стихотворной фразы, повторяющей ритмический рисунок мелодии: «Вот солнце встало выше, и потом оно опять зашло» К тому же слова отражают мелодическую линию восходящего, а затем опадающего движения, что способствует быстрому заучиванию произведения наизусть. 4.К.Черни «Этюд № 93» Регулярно повторяемый оборот, основанный на восходящем движении по арпеджио, был успешно отработан при помощи ритмически согласованного текста: «Вот я стремлюсь наверх, мне не сдержать свой смех, Но продолжаю, и успеваю песенку чудесную, заветную, весёлую допеть. Я стремлюсь наверх, и т. д.» К тому же в словах кроется явный позитивный посыл на преодоление скованности, зажатости. Ученик настраивается на игру с хорошим настроением. 5.О. Жульева «Вариации на тему Шопена» Одной из главных задач при исполнении данного ансамбля стало стабильное звучание в едином темпе двух совершенно самостоятельных партий. Для устойчивого звучания 2-ой партии и быстром ориентировании в тексте, были придуманы ритмически созвучные слова: « Посмотри туда, посмотри сюда, наш порядок нарушать нельзя» Результат говорит сам за себя – 1 место в региональном конкурсе фортепианных ансамблей. 6.С. Майкапар «Тарантелла» Эта пьеса относится к разряду виртуозных, её отличает достаточно быстрый темп, а так же определённая трудность в ярко выраженной триольности мелодии. Чтобы почувствовать внутренне движение триолями и вступить с первого звука в быстром темпе, были придуманы слова, невольно подстёгивающие исполнителя, заставляющие его «не садить» темп и сохранить ощущение триолей при исполнении пьесы: «Ты побыстрей играй, смелей. Ты побыстрей играй, смелей» 7.С. Прокофьев «Дождь и радуга» Современная музыка всегда отличалась нестандартным отношением к ритму, в купе с текстом, изобилующем случайными знаками, представляет определённую трудность в исполнении. Задача выполнить ритм и облегчить запоминание текста при игре по чёрным клавишам была решена с помощью подтекстовки: «Постучался дождик: кап, кап, кап, кап. Намочил всех дождик: так, так, так, так. Тучи, тучи, разойдитесь, Тученьки, тучи, не клубитесь» Широкое применение декламационных методических приёмов даёт возможность: • Преодолевать ритмические и технические трудности при обучении детей с разным уровнем способностей • Развивать и закреплять умения и навыки самостоятельной работы • Формировать стремление к творческому поиску • Повышать интерес учащихся к изучаемому предмету • Раскрывать творческие способности учащихся, раскрепощать их | |
Просмотров: 655 | Загрузок: 0 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|