Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

Тема урока "Путешествие в страну звуков"
2014-10-20, 9:53 PM
Тип урока: урок творчества
Форма проведения: урок-путешествие

Оборудование: видеомагнитофон, музыкальный центр, интерактивная доска, видеокассеты, МР-3 диск, флэш-карта с презентацией слайдов, телевизор, музыкальный инструмент, портреты композиторов (П.И.Чайковский, Таттимбет, А.Вивальди, Курмангазы).

Литературный материал:
• Учебник для второго класса общеобразовательных школ (Ш.Кульманова, А.Саильянц, С.Елиманова, Р.Валлиулина, А.Махамова)
• «Лучшие музыкальные игры для детей» (И.Агамова, М.Давыдова)
• «Музыка»- книга для второго класса (М.Румер, К.Грищенко, А.Данилевская)
• Учебник по музыке и творчеству «Азбука музыкально-творческого саморазвития» (Е.Юдина)
• «Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей» (Н.И.Льговская)

Музыкальный материал:
1. П.И.Чайковский - «Осень» из цикла «Времена года»
2. Таттимбет Утемисов - кюй «Саржайлау»
3. Курмангазы Сагырбаев - кюй «Сары арка»
4. А.Вивальди - «Зима» из цикла «Времена года»
5. Звучание музыкальных инструментов (скрипка, арфа, балалайка, труба, рояль, бубен, домбра, кобыз)
6. «Дружат музыка и дети» - слова М.Пляцковского, музыка Ю.Чичкова
7. «Семь веселых нот» - слова и музыка С.Смирнова
8. «Ортеке» - слова Ш. Смаханулы, музыка А Есмаева
9. «Семинотик-семицветик»

Цели урока:
Обучающие: организовать деятельность учащихся по формированию, обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Музыкальные звуки»; создать условия для усвоения знаний об основных элементах музыкальной грамоты; обеспечить установление учащимися внутри предметных и межпредметных связей. Развивающие: создать условия для развития у школьников метроритмических вокально-исполнительных умений и слушательских навыков; создать условия для развития умения устанавливать ассоциативные связи.
Воспитательные: содействовать развитию музыкальных, эстетических и духовных ценностей личности ребенка.

Ход урока:
I.Организационный момент:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»
II.Вступление учителя: Знакомые песни, знакомую музыку мы всегда узнаем сразу, с первых же звуков. Звуки… Они окружают нас всюду, везде, всегда. Гудок машины, тиканье часов, крик, смех, стук, шелест…. Звуки громкие – такие, как раскаты грома, и очень тихие – как дыхание спокойно спящего человека. Резкие, пронзительные, как электрический звонок, и нежные, мягкие, как мурлыканье кошки. Звуки, звуки, звуки.… Но ведь музыка – это то, что слышат наши уши. Значит, она тоже состоит из звуков? И сегодня мы с вами отправимся в эту удивительную, волшебную cтрану Звуков.

Итак, немузыкальные звуки зовутся: треск, скрип, шорох, шум… да мало как еще? А у музыкальных звуков имена другие, и запомнить их совсем просто, потому что их всего сколько? (семь), их имена? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си.)
III.Распевка: «ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО » (слайд)
(исполнение на легато и стаккато)
IV.Музыкальные звуки - это те, которые поются. A еще музыкальные звуки умеют превращаться в ноты. Звуками мы их называем тогда, когда слышим, а нотами – когда их видим. Так же, как звук «А» и буква «А» - это ведь не одно и тоже. Звук мы произносим, а букву пишем. Так вот, для того чтобы человек мог хорошо понимать музыку, он должен поближе познакомиться не только с музыкальными звуками, но и с нотами.
-Что такое нота? (графическое изображение звука). Нотки выстроились в ряд, получился звукоряд. (слайд)
Вот как аккуратненько разместились, никто никому не мешает, у каждого свое место. Сейчас мы проверим, знаете ли вы расположение нот (опрос детей в последовательном движении нот).
-А как называется последовательное расположение нот? (гамма)
Теперь в разброс (опрос детей), по ходу опроса разучить движение мелодической строки из песни «Семь веселых нот» (слайд)
V.Исполнение песни: «Семь веселых нот». - Мелодия в песне одна, а все ли одинаково ее поют? Одинаковы ли у нас голоса? (предложить детям исполнить ноты и постараться найти разницу в исполнении, ответы подвести к различному тембру)
-Что такое тембр? (окраска звука) У каждого человека есть свой тембр, по которому его узнают. (слайд)
VI.Игра: «Угадай меня»
- А как это у вас получилось? (потому что у каждого своя окраска голоса)
- А музыкальные инструменты мы можем по тембру определить?
VII.Слушание: скрипка, рояль, балалайка, арфа колокольчик, бубен, труба (определить, какой музыкальный инструмент звучит).
-А вы знаете, как играют на этих музыкальных инструментах? (слайд) (водят смычком по струнам, перебирают струны пальцами, щипают струны пальцами, вдувают воздух).
VIII.Имитация игры на музыкальных инструментах:
Звучит скрипка, труба, домбра (дети определяют инструмент и показывают, как на нем играют). Итак, раз на инструменте играют смычком, значит он струнно-смычковый, если перебирают пальцами – струнно-щипковый, вдувают воздух – духовой).


IX.Определите название и группу инструмента: домбра, кобыз (звучание на видеокассете). А как называется группа музыкальных инструментов, звук у которых извлекается тогда, когда мы им постучим или потрясем его? (ударные, шумовые). Какие казахские ударные инструменты мы видим? (асатаяк, сакпан, дауылпаз, конырау)


А этот инструмент как называется, на что он похож? Вы умеете играть на туяктасе, асатаяке, сакпане? Сейчас научимся. Для этого нам необходимо повторить песню «Ортеке» и отхлопать сильную долю.
Разделить класс на группы: хор и оркестр.
I группа: исполняет песню: «Ортеке»
II группа: играет на музыкальных инструментах (туяктас, асатаяк,сакпан)
Подвести итог, одни дети пели, а другие? (аккомпанировали) Как называется коллектив, который играет? (оркестр) Наш маленький оркестрик одинаковые звуки играл? (долгие, короткие)
Чередование звуков различной длительности называется ритмом.
Как мы хлопаем долгие звуки, а короткие? (отхлопать вместе с детьми).
X.Работа над ритмом:
а) отхлопать ритмические рисунки: (ритмические рисунки на доске) Обратите внимание, чем отличаются эти ритмические рисунки? (количеством коротких звуков)
б) работа с фишками (долгий звук – большая фишка, короткий звук – маленькая фишка)
в) составить ритмическую мозаику: музыкальным примером служит первая строка песни «Дружат музыка и дети» (исполнять без слов и мелодии: та-та-та, та-та-та, та-та-та-та-та).

Итак, какие звуки еще бывают? (долгие и короткие). А чередование долгих и коротких звуков называется? (ритм) Если соединить ритмический рисунок и ноты, то получится мелодия, а прибавить слова, то получится? (песня)
X.Разучивание: «Дружат музыка и дети»
(работа над метроритмом, словами и мелодией)
А в каком регистре мы поем песню Музыкальные примеры в разных регистрах (нижний, средний, высокий).

XI.Игра-разминка: «Регистры в музыке»
Определить регистр (когда будет звучать низкий регистр, дети должны присесть на корточки, средний – встать, высокий – потянуться вверх). Итак, звуки имеют свой тембр, разные длительности, звучат в разных регистрах,а кто сочиняет такую музыку? (композитор, народ). А каких композиторов вы знаете? О чем сочиняют композиторы? (о жизни, о событиях, о природе, о временах года, о героях и т.д.) Конечно же, и когда мы слушаем музыку, мы всегда что-то представляем, а что представляем - мы сейчас узнаем.
XII.Слушание: А.Вивальди - «Зима» из цикла «Времена года» Таттимбет - кюй «Саржайляу
П.И.Чайковский - «Осень» из цикла «Времена года»
Курмангазы - кюй «Сары арка»
(ассоциативное мышление: сопоставить музыку с иллюстрацией).
- Кто автор музыкального произведения, к которому мы подобрали этот рисунок? (проанализировать ответы детей и познакомить их с музыкальными произведениями и композиторами).
При повторном прослушивании провести «Музыкальную загадку»
XIII.Проверочная работа: «Музыкальная загадка»
(дети должны определить и пронумеровать порядок звучания музыкальных произведений)

автор Музыкальное произведение
А. Вивальди «Зима»
П.И.Чайковский «Осень»
Таттимбет «Саржайлау»
Курмангазы «Сары арка»

-Как мы определяем музыкальные произведения (по характеру исполнения, мелодии, темпу и т.д.) Музыка бывает грустная и радостная, печальная и веселая.
- А как называется музыкальный лад веселой окраски? (мажор)
- A грустной окраски? (минор).
- А какое музыкальное произведение было грустное, а веселое?
Вот видите, путешествуя по волшебной cтране Звуков, мы многое сегодня узнали.
XIV.Обобщение темы:
Подберите слова с противоположным значением:
звуки бывают (долгие - короткие, низкие - высокие, грустные, - веселые, скрипучие – поющие).
Музыка такая разная.… А сколько нот требуется композитору, что бы сочинять такую музыку? (семь нот)
XV.Исполнение: «Семинотик-семицветик»
(дети поют и танцуют).
Выход детей под музыку.
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: Радужная
Просмотров: 1776 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 5:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru