Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

Открытый урок "Курмангазы Сагырбаев"
2016-02-12, 9:41 PM
Атырауская область,
Курмангазинский район,
Ганюшкинская детская школа искусств
им. Д.Нурпейсовой.

Открытый урок

Тема: «Курмангазы Сагырбаев»

Класс: III-V


Преподаватель
теоретических дисциплин
и фортепиано: Бабушкина В.П.

2012г.

Цель урока: Закрепить знание по построению стилей кюев: «токпе», « шертпе». Ознакомить учащихся с биографией и творчеством великого композитора - кюйши Курмангазы Сагырбаева.

Задача урока: Привить навыки слушания кюев, различать их виды. Определять на домбре диапазоны - бас буын, орта буын, сага.

Тип урока: Комбинированный.

Форма урока: Фронтальная

Методы урока: Словесный, наглядно - слуховой, анализ.

Использованная литература, материалы, оборудование:
Методическое пособие, учебник - Алматы «Онер»1993г. Редакция С.А.Елемановой «Казахская музыкальная литература». Музейные материалы из газет, данные из «Интернета». Инструменты- фортепиано, домбра, музыкальный центр,USB.
Дидактический материал: буклет, схемы, кроссворд.

План урока.

I. Организационный момент:
1. Присутствие учащихся в классе.
2. Наличие принадлежностей.
3. Тема домашнего задания.
II. Опрос домашнего задания по теме: «Выдающиеся казахские народные композиторы-домбристы».
1. Представители домбровой музыки.
2. Стили домбровых кюев. « Токпе» - характеристика стиля.
3. Характеристика регистровых зон:
а) «бас буын» - показ на инструменте;
б) « орта буын» - показ на инструменте;
в) «сага» - показ на инструменте.
4. « Шертпе» - характеристика и представители этого стиля.

III. Основной раздел урока-тема: «Курмангазы Сагырбаев».
1. Выдающийся композитор кюйши.
2. Жизненный путь композитора.
3. Творчество Курмангазы Сагырбаева:
а) форма « Акжелен»;
б) зрелые кюи Курмангазы (исполнение уч-цей 3 кл. Табараковой Бибинур « Саранжап»);
в) последние кюи философского содержания;
г) новаторство Курмангазы;
д) его ученики.
4. Память о Курмангазы Сагырбаеве ( буклет).
IV. Слушание и исполнение кюев Курмангазы:
1. Кюй « Балбраун» ;
2. Кюй « Адай» ;
3. Кюй «Сары- Арка»;
4. Кюй « Алатау».
V. Закрепление пройденной темы на уроке:
1. Схема « Венндиограмма»;
2. Схема « Стратегия»;
3. Кроссворд.
VI. Заключительный момент урока.

Разработка плана урока:

I. Организационный момент.
а) присутствие учащихся в классе;
б) наличие принадлежностей;
в) тема домашнего задания.
II. Опрос домашнего задания по теме: « Выдающиеся казахские народные композиторы- домбристы».
1.Представители домбровой музыки:
- «Домбровая музыка составляет важную часть инструментальной
Культуры казахского народа. Домбровые кюи сложились в резу-
льтате многовекового развития народного исполнительского искусства.
Классический период развития приходится на середину прошлого
столетия. В это время жили и творили выдающиеся композиторы-
кюйши; Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Таттимбет,Есир, Есбай,
Тока и другие.Начинали свой творческий путь Дина, Сугур».
2. Стили домбрового искусства:
- « На обширной территории Казахстана издавно сложились и
получили самостоятельное развитие разные стили домбрового
искусства. Западный Казахстан- стиль «токпе»; Центральный,
Южный и Восточный – стиль « шертпе». Эти стили имеют
много различий. Главные из них - это способы исполнения и
музыкальная форма».
3. Кюи «токпе» - их представители.
- « Кюи «токпе» имеют определённую форму-схему. Разделы такой
формы имеют народное название: бас буын, орта буын, сага.
Представителями западно-казахстанской традиции домбровой
музыки являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл,
Есир, Есбай, Дина, Сейтек и другие.»

4.Характеристика регистровых зон на инструменте-
домбра;
а) « бас буын»- ( от слова «бас»- голова, «буын»- сустав или звено)
означает «головной» или « главный» раздел кюя.
На грифе домбры этот раздел располагается в нижнем регистре
и охватывает начальный звукоряд в пределах примерно октавы
(от «Ре» нижней открытой струны до «Ре» верхней струны)

«Бас буын» состоит из двух частей или регистровых зон -
нижняя зона и верхняя зоны. Причём верхняя зона звучит
ярко обычно она служит темой кюя.»
б) «Орта буын» - (от слова «орта»- середина) – означает средний
раздел формы. На грифе домбры он располагается между
«бас буын» и «сага», это примерно на высоте « си-бемоль»-«фа».
в) «Сага» - означает место соединения грифа домбры с её
корпусом. Это наиболее высокий регистровый уровень-
обычно в нём развивается кульминация. В Западном
Казахстане встречаются кюи с двумя кульминациями которые
принято называть «малой» - 1-ой ( «ля»- второй октавы),
«большой» - 2-ой («ре» - третьей октавы)».
5. Кюи «шертпе» , их представители.
- « Кюи «шертпе» подобную форму-схему не имеют, песенный
тематизм развивается свободно, импровизационно.
Традиции кюев «шертпе» представляют: Таттимбет,
Байжигит, Тока, Дайрабай, Сугур, Раздык и другие.»

III. Основной раздел урока.
Тема : « Курмангазы Сагырбаев».

1. Выдающийся композитор – кюйши – Курмангазы.
-« Ребята, сегодня мы начинаем изучать жизненный , творческий
путь выдающегося композитора-кюйши, автора более 60 –ти
кюев для домбры и непревзойдённого исполнителя их.
Курмангазы в народе называют «отцом кюев» -(«куй атасы»)
Он основатель творческо –исполнительской школы. Благодаря ему
искусство Западного Казахстана обогатилось новыми жанрами и
исполнительскими приёмами игры. Специалисты могут спорить
о точной дате рождения ( называются 1806, 1818, 1823года),но все
едины во мнении, что именно Курмангазы заложил основы
казахской национальной музыки, был человеком твёрдой граждан-
ской позиции. ( Данные из местного музея.)
2 . Жизненный путь композитора- кюйши.
- « Родился Курмангазы в урочище Жидели, Букеевской орды, в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности проявились рано.
С детства он мог без устали слушать песни и кюи заежих и местных
музыкантов. Услышанное - он старался подобрать на слух, на своей
маленькой домбре. Но отец не одобрял увлечение сына, считал что
это недостойно мужчины, а мать- Алка наоборот поддерживала
музыкальные занятия сына. У неё в роду были известные музыканты,
акыны, певцы и кюйши. Из-за нищеты Курмангазы начал рано рабо-
тать на бая, пас его скот и заодно совершенствовал свою игру на
домбре.
Однажды их аул посетил знаменитый, в то время, домбрист Узак.
Курмангазы, слушая игру Узака, старался запомнить всё для него
новое. Заметив старание мальчика, Узак соглашается дать несколько
уроков домбрового мастерства. Он был первым профессиональным
учителем Курмангазы.
В 18 лет покидает родной кров, чтобы совершенствовать своё
профессиональное мастерство.
В это время Курмангазы знакомится со многими певцами,
Инструменталистами, выступает в творческих состязаниях-
тартысах, оттачивает мастерство, обогащает репертуар.
В середине 30-х годов он становится свидетелем
народно-освободительных движений, кульминацией которым
стало вооружённое восстание под предводительством Исатая и
Махамбета. Восстание было направленно против произвола
царской администрации, экономического угнетения местными
баями и феодалами. Которое было в последствии жестоко подавлено.
Бунтарский, непримиримый характер Курмангазы был не по душе
властям и они всячески хотели упрятать «смутьяна» в тюрьму или
сослать на каторгу. Его обвиняли в конокрадстве, ссылали в Сибирь,
отправляли в Оренбургскую тюрьму. Всюду с ним была домбра.
Вся его жизнь была запечатлена в его кюях- кюи сопротивления.
Курмангазы, посещая различные уголки необъятной казахской
Степи, знакомился, встречался со многими выдающимися личностя-
ми, им посвящены кюи Курмангазы – кюи портреты.
Писатель, этнограф Н. Савичев, который был поражен игрой кюйши
писал в газете « Уральские войсковые ведомости» (1868г.) так:
«Словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получив он евро-
пейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою
первой величины».
Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия.
Его окружают друзья, ученики – Мамен, Кокбала, Ергали Ещанов,
Дина Нурпейсова – ставшие в последствии знаменитыми
домбристами.
Умер Курмангазы, по исследованию М.Джолжанова, в 1896году и
похоронен в с. Алтынжар, Астраханской обл., Володарского р-на.
В 1959г. по инициативе академика А. Жубанова на могиле было
установлено памятное сооружение.

3. Творчество Курмангазы.
а) форма Акжелен;
-« Наследие Курмангазы обширно и разнообразно. Многие его
кюи, а их свыше 50 –ти, автобиографичны. Все кюи посвящены
у автора тому или иному событию. Кюи Курмангазы можно
разделить на три периода: ранний период, зрелый период и кюи
последнего периода.
Кюи раннего периода созданы в форме Акжелен – это кюи
«Узак Акжелен», « Бас Акжелен» и др. – они отличаются малыми
размерами, доступным музыкальным содержанием, не сложными
техническими приёмами.
б) К зрелому периоду относятся кюи - связанные с
обстоятельствами тюремного заключения, посвящение памяти
Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова – это кюи: «Кишкентай» « Жалын»; «Адай» - посвященный воинственному духу древнего рода Адай. «Балбрауын» - изящный, мелодия танцевальная.
Кюи - «Ертен кетем», «Ксен ашкан», «Перовский марш», «Машина», «Саранжап» и другие относятся к тюремным заключениям. Встречи с батыром Туремуратом- родились кюи «Аксак киик», «Туремурат»; с Даулеткереем- родились кюи «Булбул», «Жигер». В то же время вершиной его творчества был кюй «Сары-арка» - передающий не только ликование человека от встречи с природой, но волю и оптимистичность.
в) Последние кюи Курмангазы – характеризуются более спокойными, уравновешенными и философско-углубленным содержанием. Это кюи «Алатау», «Кобик шашкан», «Демалыс», «Итог»- они передают извечные проблемы как добро и зло, смысл и ценность жизни человека.
г) новаторство Курмангазы – им введено в структуру кюев второй саги (высшей кульминационной зоны); применяет двухтемность кюев («Алатау», «Ксен ашкан» и др.);
нововведение Курмангазы – одноголосная фактура вступительного раздела (кюй «Кишкентай», «Серпер».)
д) ученики Курмангазы – традиция велекого кюйши Курмангазы дошли до нас благодаря его ученикам – Мамену, Кок балы, Ергали Ешановым, Медагали Сулейменовым, Диной Нурпеисовой, Кали Жантлеуовым и др., от которых записаны кюи и получены важные сведения о его жизни и творчестве.
4. Память о Курмангазы Сагырбаеве.

IV. Слушание музыки:

1. «Балбыраун»-фортепиано (фрагмент)
2. «Сары – арка»- CD (фрагмент)
3. «Алатау»-USB (фрагмент)

V. Закрепление пройденной темы в схемах:
Вендиаграмма.






Стратегия



VI. Заключительный момент урока – анализ и результат работы учеников:
а) оценки за урок;
б) домашние задание.
Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: zuza74
Просмотров: 3324 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru