Главная » Файлы » Наш музыкальный зал |
2016-02-12, 9:41 PM | |
Атырауская область, Курмангазинский район, Ганюшкинская детская школа искусств им. Д.Нурпейсовой. Открытый урок Тема: «Курмангазы Сагырбаев» Класс: III-V Преподаватель теоретических дисциплин и фортепиано: Бабушкина В.П. 2012г. Цель урока: Закрепить знание по построению стилей кюев: «токпе», « шертпе». Ознакомить учащихся с биографией и творчеством великого композитора - кюйши Курмангазы Сагырбаева. Задача урока: Привить навыки слушания кюев, различать их виды. Определять на домбре диапазоны - бас буын, орта буын, сага. Тип урока: Комбинированный. Форма урока: Фронтальная Методы урока: Словесный, наглядно - слуховой, анализ. Использованная литература, материалы, оборудование: Методическое пособие, учебник - Алматы «Онер»1993г. Редакция С.А.Елемановой «Казахская музыкальная литература». Музейные материалы из газет, данные из «Интернета». Инструменты- фортепиано, домбра, музыкальный центр,USB. Дидактический материал: буклет, схемы, кроссворд. План урока. I. Организационный момент: 1. Присутствие учащихся в классе. 2. Наличие принадлежностей. 3. Тема домашнего задания. II. Опрос домашнего задания по теме: «Выдающиеся казахские народные композиторы-домбристы». 1. Представители домбровой музыки. 2. Стили домбровых кюев. « Токпе» - характеристика стиля. 3. Характеристика регистровых зон: а) «бас буын» - показ на инструменте; б) « орта буын» - показ на инструменте; в) «сага» - показ на инструменте. 4. « Шертпе» - характеристика и представители этого стиля. III. Основной раздел урока-тема: «Курмангазы Сагырбаев». 1. Выдающийся композитор кюйши. 2. Жизненный путь композитора. 3. Творчество Курмангазы Сагырбаева: а) форма « Акжелен»; б) зрелые кюи Курмангазы (исполнение уч-цей 3 кл. Табараковой Бибинур « Саранжап»); в) последние кюи философского содержания; г) новаторство Курмангазы; д) его ученики. 4. Память о Курмангазы Сагырбаеве ( буклет). IV. Слушание и исполнение кюев Курмангазы: 1. Кюй « Балбраун» ; 2. Кюй « Адай» ; 3. Кюй «Сары- Арка»; 4. Кюй « Алатау». V. Закрепление пройденной темы на уроке: 1. Схема « Венндиограмма»; 2. Схема « Стратегия»; 3. Кроссворд. VI. Заключительный момент урока. Разработка плана урока: I. Организационный момент. а) присутствие учащихся в классе; б) наличие принадлежностей; в) тема домашнего задания. II. Опрос домашнего задания по теме: « Выдающиеся казахские народные композиторы- домбристы». 1.Представители домбровой музыки: - «Домбровая музыка составляет важную часть инструментальной Культуры казахского народа. Домбровые кюи сложились в резу- льтате многовекового развития народного исполнительского искусства. Классический период развития приходится на середину прошлого столетия. В это время жили и творили выдающиеся композиторы- кюйши; Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Таттимбет,Есир, Есбай, Тока и другие.Начинали свой творческий путь Дина, Сугур». 2. Стили домбрового искусства: - « На обширной территории Казахстана издавно сложились и получили самостоятельное развитие разные стили домбрового искусства. Западный Казахстан- стиль «токпе»; Центральный, Южный и Восточный – стиль « шертпе». Эти стили имеют много различий. Главные из них - это способы исполнения и музыкальная форма». 3. Кюи «токпе» - их представители. - « Кюи «токпе» имеют определённую форму-схему. Разделы такой формы имеют народное название: бас буын, орта буын, сага. Представителями западно-казахстанской традиции домбровой музыки являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек и другие.» 4.Характеристика регистровых зон на инструменте- домбра; а) « бас буын»- ( от слова «бас»- голова, «буын»- сустав или звено) означает «головной» или « главный» раздел кюя. На грифе домбры этот раздел располагается в нижнем регистре и охватывает начальный звукоряд в пределах примерно октавы (от «Ре» нижней открытой струны до «Ре» верхней струны) «Бас буын» состоит из двух частей или регистровых зон - нижняя зона и верхняя зоны. Причём верхняя зона звучит ярко обычно она служит темой кюя.» б) «Орта буын» - (от слова «орта»- середина) – означает средний раздел формы. На грифе домбры он располагается между «бас буын» и «сага», это примерно на высоте « си-бемоль»-«фа». в) «Сага» - означает место соединения грифа домбры с её корпусом. Это наиболее высокий регистровый уровень- обычно в нём развивается кульминация. В Западном Казахстане встречаются кюи с двумя кульминациями которые принято называть «малой» - 1-ой ( «ля»- второй октавы), «большой» - 2-ой («ре» - третьей октавы)». 5. Кюи «шертпе» , их представители. - « Кюи «шертпе» подобную форму-схему не имеют, песенный тематизм развивается свободно, импровизационно. Традиции кюев «шертпе» представляют: Таттимбет, Байжигит, Тока, Дайрабай, Сугур, Раздык и другие.» III. Основной раздел урока. Тема : « Курмангазы Сагырбаев». 1. Выдающийся композитор – кюйши – Курмангазы. -« Ребята, сегодня мы начинаем изучать жизненный , творческий путь выдающегося композитора-кюйши, автора более 60 –ти кюев для домбры и непревзойдённого исполнителя их. Курмангазы в народе называют «отцом кюев» -(«куй атасы») Он основатель творческо –исполнительской школы. Благодаря ему искусство Западного Казахстана обогатилось новыми жанрами и исполнительскими приёмами игры. Специалисты могут спорить о точной дате рождения ( называются 1806, 1818, 1823года),но все едины во мнении, что именно Курмангазы заложил основы казахской национальной музыки, был человеком твёрдой граждан- ской позиции. ( Данные из местного музея.) 2 . Жизненный путь композитора- кюйши. - « Родился Курмангазы в урочище Жидели, Букеевской орды, в семье батрака Сагырбая. Музыкальные способности проявились рано. С детства он мог без устали слушать песни и кюи заежих и местных музыкантов. Услышанное - он старался подобрать на слух, на своей маленькой домбре. Но отец не одобрял увлечение сына, считал что это недостойно мужчины, а мать- Алка наоборот поддерживала музыкальные занятия сына. У неё в роду были известные музыканты, акыны, певцы и кюйши. Из-за нищеты Курмангазы начал рано рабо- тать на бая, пас его скот и заодно совершенствовал свою игру на домбре. Однажды их аул посетил знаменитый, в то время, домбрист Узак. Курмангазы, слушая игру Узака, старался запомнить всё для него новое. Заметив старание мальчика, Узак соглашается дать несколько уроков домбрового мастерства. Он был первым профессиональным учителем Курмангазы. В 18 лет покидает родной кров, чтобы совершенствовать своё профессиональное мастерство. В это время Курмангазы знакомится со многими певцами, Инструменталистами, выступает в творческих состязаниях- тартысах, оттачивает мастерство, обогащает репертуар. В середине 30-х годов он становится свидетелем народно-освободительных движений, кульминацией которым стало вооружённое восстание под предводительством Исатая и Махамбета. Восстание было направленно против произвола царской администрации, экономического угнетения местными баями и феодалами. Которое было в последствии жестоко подавлено. Бунтарский, непримиримый характер Курмангазы был не по душе властям и они всячески хотели упрятать «смутьяна» в тюрьму или сослать на каторгу. Его обвиняли в конокрадстве, ссылали в Сибирь, отправляли в Оренбургскую тюрьму. Всюду с ним была домбра. Вся его жизнь была запечатлена в его кюях- кюи сопротивления. Курмангазы, посещая различные уголки необъятной казахской Степи, знакомился, встречался со многими выдающимися личностя- ми, им посвящены кюи Курмангазы – кюи портреты. Писатель, этнограф Н. Савичев, который был поражен игрой кюйши писал в газете « Уральские войсковые ведомости» (1868г.) так: «Словом – Сагырбаев редкая музыкальная душа, и получив он евро- пейское образование, то был бы в музыкальном мире звездою первой величины». Последние годы жизни Курмангазы проводит на берегу Каспия. Его окружают друзья, ученики – Мамен, Кокбала, Ергали Ещанов, Дина Нурпейсова – ставшие в последствии знаменитыми домбристами. Умер Курмангазы, по исследованию М.Джолжанова, в 1896году и похоронен в с. Алтынжар, Астраханской обл., Володарского р-на. В 1959г. по инициативе академика А. Жубанова на могиле было установлено памятное сооружение. 3. Творчество Курмангазы. а) форма Акжелен; -« Наследие Курмангазы обширно и разнообразно. Многие его кюи, а их свыше 50 –ти, автобиографичны. Все кюи посвящены у автора тому или иному событию. Кюи Курмангазы можно разделить на три периода: ранний период, зрелый период и кюи последнего периода. Кюи раннего периода созданы в форме Акжелен – это кюи «Узак Акжелен», « Бас Акжелен» и др. – они отличаются малыми размерами, доступным музыкальным содержанием, не сложными техническими приёмами. б) К зрелому периоду относятся кюи - связанные с обстоятельствами тюремного заключения, посвящение памяти Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова – это кюи: «Кишкентай» « Жалын»; «Адай» - посвященный воинственному духу древнего рода Адай. «Балбрауын» - изящный, мелодия танцевальная. Кюи - «Ертен кетем», «Ксен ашкан», «Перовский марш», «Машина», «Саранжап» и другие относятся к тюремным заключениям. Встречи с батыром Туремуратом- родились кюи «Аксак киик», «Туремурат»; с Даулеткереем- родились кюи «Булбул», «Жигер». В то же время вершиной его творчества был кюй «Сары-арка» - передающий не только ликование человека от встречи с природой, но волю и оптимистичность. в) Последние кюи Курмангазы – характеризуются более спокойными, уравновешенными и философско-углубленным содержанием. Это кюи «Алатау», «Кобик шашкан», «Демалыс», «Итог»- они передают извечные проблемы как добро и зло, смысл и ценность жизни человека. г) новаторство Курмангазы – им введено в структуру кюев второй саги (высшей кульминационной зоны); применяет двухтемность кюев («Алатау», «Ксен ашкан» и др.); нововведение Курмангазы – одноголосная фактура вступительного раздела (кюй «Кишкентай», «Серпер».) д) ученики Курмангазы – традиция велекого кюйши Курмангазы дошли до нас благодаря его ученикам – Мамену, Кок балы, Ергали Ешановым, Медагали Сулейменовым, Диной Нурпеисовой, Кали Жантлеуовым и др., от которых записаны кюи и получены важные сведения о его жизни и творчестве. 4. Память о Курмангазы Сагырбаеве. IV. Слушание музыки: 1. «Балбыраун»-фортепиано (фрагмент) 2. «Сары – арка»- CD (фрагмент) 3. «Алатау»-USB (фрагмент) V. Закрепление пройденной темы в схемах: Вендиаграмма. Стратегия VI. Заключительный момент урока – анализ и результат работы учеников: а) оценки за урок; б) домашние задание. | |
Просмотров: 3324 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|