Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Наша библиотека

Главная » Файлы » Наш музыкальный зал

реферат
[ Скачать с сервера (61.5 Kb) ] 2011-03-30, 11:32 PM
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОРОДСКОЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-КОМПЛЕКСА
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ № 8

РЕФЕРАТ


Власюк Виктор Владимирович
Преподаватель по классу баяна
школы- комплекса
эстетического воспитания № 8

Петропавловск 2 0 1 1

Работа над полифоническим произведением играет большую роль в формировании музыканта, развитии исполнительского мастерства, воспитании художественно-музыкального вкуса. Она начинается уже с первых лет обучения игре на музыкальных инструментах (в особен¬ности на таких, как фортепиано, баян, аккордеон) и продолжается в течение всего процесса обучения.
Полифония - это многоголосная музыка, представляющая собой сочетание равноправных голосов. Для восприятия и исполнения по¬лифоническое произведение гораздо сложнее, чем гомофоническое, в котором главенствует один голос, а остальные играют подчиненную роль гармонического сопровождения, аккомпанемента. По мелодико-интонационному соотношению полифонических голосов различают или определяют 3 вида полифонии: 1 - подголосочную; 2 - контрастную; 3 - имитационную. Полифонические произведения создаются в таких формах, как фуга, фугетта., инвенция, канон, полифонические ва¬риации.
Фуга - многоголосное произведение, представляющее собой имитационное изложение одной (реже нескольких) темы, основанное на последовательном вступлении всех голосов (излагающих основную тему попеременно в главной и доминантовой тональности). Фуга сформировалась в XVI - XVII в. из вокального мотета (многоголос¬ной песни одновременно сочетавшей несколько самостоятельных ме¬лодий, иногда с различным текстом).
Фугетта - маленькая, несложная фуга, имеющая одну свободную часть, напоминающую экспозицию фуги.
Инвенция – (от лат. inventio - изобретение, выдумка), пьеса свободно-имитационного построения. Отличительная особенность инвенции - начало обычно не одноголосное, имитация - октавная, разделы часто членятся полными, совершенными кадансами, что нарушает непрерывность развития, свойственную фуге.
Полифонические вариации - вариации, основанные на применении разных форм полифонической фактуры при каждом повторном проведе¬нии темы. К полифоническим вариациям относятся Ваssо-оstinato - непременно повторяющаяся в басовом голосе мелодическая фигура, а также пассакалья и чакона.
Полифонию рассматривают как вид музыкальной речи, и следовательно, как вид музы¬кального мышления. Воспитание и развитие музыкального мышления - процесс весьма сложный, требующий систематической многолетней работы.
Знакомство ученика с полифонией или, точнее сказать, с от¬дельными элементами полифонии, начинается уже с первого класса детской музыкальной школы.
Известная сложность развития полифонического мышления бая¬ниста объясняется тем, что, во-первых - с детства основой, на которой воспитывается музыкальный слух ребенка, является гомофони¬ческая музыка; во-вторых - специфическим устройством баяна, его левой клавиатурой с готовыми аккордами.
Развитие полифонического мышления в процессе работы над про¬изведениями затрагивает и воспитывает всю сферу музыкально-испол-нительских способностей баяниста - активизирует музыкальный слух, музыкально-слуховые представления, музыкальную память, развива¬ет дифференцированное внимание.
С элементами подголосочной, контрастной и имитационной поли¬фонии ученик класса баяна знакомится уже на начальном этапе обу¬чения. Следует знакомиться с более простым видом полифонии - подголосочным. Этот вид полифонии свойственней, в первую очередь, многоголосной русской песне. В её основе лежит развитие главного голоса (в песне - это запев). Остальные голоса, возникающие обычно как его ответвления, обладают большей или меньшей самостоятель¬ностью. Иногда они лишь повторяют с небольшими изменениями основ¬ную мелодию, развиваясь параллельно с ней. В других случаях, под¬голосок больше отличается от главного голоса, сближаясь с ним лишь в общих контурах развития (в кульминационных звуках, в ка¬дансах). И в том и в другом случае подголоски способствуют увеличению общей распевности мелодического развития. Этот вид поли¬фонии (кантиленной полифонии) способствует лучшему вслушиванию ученика в голосоведение, вызывает яркую эмоциональную реакцию на музыку. В школьную программу входят полифонические обработки народных лирических песен, несложные кантиленные произведения И.С.Баха и русских композиторов.
В отличие от подголосочной полифонии, контрастная полифо¬ния основана на развитии таких самостоятельных линий, для ко¬торых общность происхождения от одного мелодического источника уже не является характерным и определяющим признаком. С конт¬растным голосоведением учащийся соприкасается главным образом при изучении полифонических произведений И.Баха. Прежде всего, это пьесы из "Нотной тетради Анны Магдалены Бах". Так, в двухго¬лосных Менуэте и Арии ученик легко слышит голосоведение, бла¬годаря тому, что ведущий голос интонационно пластичен и певуч, нижний же - значительно отдален от него в регистровом отноше¬нии и более самостоятелен по мелодико-ритмическому рисунку.
Контрастной полифонии свойственна переменная концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего, то один, то другой из них выступают на первый план. В качестве примера можно назвать "Маленькую прелюдию соль-минор" И.С.Баха.
Новой ступенью в овладении полифонией является знакомство с имитационной полифонией, имитационная полифония основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического от¬рывка - темы (фуга). Несмотря на то, что в имитационной полифо¬нии в целом все голоса равнозначны, все же в различных постро¬ениях отдельные голоса играют различную роль. В фуге и её разновидностях (фугетта, инвенция) ведущая роль обычно принадлежит голосу, исполняющему тему, в каноне - голосу, содержащему наиболее индивидуализированную часть мелодии. В полифонии этого типа ученик сначала должен определить место расположения темы и по¬чувствовать её характер. Затем его задачей является её выразительное интонирование с помощью средств артикуляционной и ди¬намической окраски в найденном основном темпе. То же относится и к противосложению, если оно носит удержанный характер.
При исполнительском истолковании имитации, особенно в произведениях И.С.Баха, значительная роль отводится динамике. Для полифонии данного композитора особенно характерна архитектони¬ческая динамика, при которой смены больших построений сопро¬вождаются новым динамическим "освещением".
Воспитание и развитие полифонического мышления - процесс . весьма сложный, требующий систематической многолетней работы. При работе над полифонией важно добиться, чтобы ученик реально услышал сочетание двух голосов. С этой целью полезно сыграть ему первые изучаемые образцы полифонии, попеть и поиграть их вместе с учеником (один голос исполняет ученик, другой - педагог). Для того, чтобы сделать ученику более доступным понимание полифонии, полезно прибегать к обзорным аналогиям и использовать программные сочинения, в которых каждый голос имеет свою образ¬ную характеристику.
Не только на ранних этапах обучения, но и в дальнейшем, при изучении более сложных произведений, необходимо добиваться того, чтобы ученик с самого начала возможно лучше услышал требуемое полифоническое сочетание. Если два голоса проходят одновре¬менно в партии правой руки, можно рекомендовать ученику поиг¬рать вначале эти построения по отдельности - станет яснее цель ра¬боты. После того как полифоническое задание будет осознано и нужное сочетание по возможности ясно услышано, следует порабо¬тать над отдельными голосами. Сосредотачивая внимание на каж¬дом голосе, можно лучше уяснить себе его развитие в целом и во всех деталях. Необходимо добиться, чтобы ученик смог сыграть каждый голос с начала до конца вполне законченно и выразительно. На это следует обратить особое внимание, так как значение работы над голосами учениками часто недооценивается; она про¬водится формально и не доводится до той степени совершенства, когда ученик действительно может исполнить каждый голос как само¬стоятельную мелодическую линию.
После тщательного изучения отдельных голосов их полезно учить попарно. Основное требование при этом - внимательнейшим образом слушать, для того, чтобы достичь нужную звуковую цель и при этом не утратить характер каждой мелодической линии.
Для обеспечения необходимого слухового контроля целесооб¬разно при соединении голосов играть их первое время не от начала до конца, а отдельными небольшими построениями, возвращаясь повторно к наиболее трудным местам, проигрывая их несколько раз. Иногда полезно поучить два голоса, играя поочередно из них только те отрезки, которые должны преобладать по своему смысло¬вому значению при двухголосном исполнении, например, восходя¬щие отрезки темы в начале двухголосной инвенции фа-мажор И.С.Баха.
При наличии 3-х и более голосов целесообразно поработать не только над смежными мелодическими линиями, но и над каждой парой голосов.
В дальнейшем, когда вся ткань полифонического произведения будет таким образом разучена и ученик сможет выразительно иг¬рать все голоса одновременно, необходимо, чтобы он время от вре¬мени проигрывал отдельные голоса и наиболее трудные в полифо¬ническом соотношении сочетания - в первую очередь те, где в пар¬тии одной руки проходят два или несколько голосов. Без этого обычно с течением времени возникают неточности в голосоведении. Очень полезно также проигрывать все голоса, сосредотачивая своё внимание на одном из них.
Развитие полифонического мышления в процессе работы над произведениями затрагивает и воспитывает всю сферу музыкально-исполнительских способностей баяниста - активизирует музыкальный слух, музыкально-слуховые представления, музыкальную память, развивает дифференцированное внимание.
При работе над полифоническим произведением, необходимо как можно раньше (буквально с первых шагов ознакомления с текстом) начинать заучивать его на память. Можно дать несколько рекомен¬даций для более быстрого заучивания полифонического произведе¬ния:
1) разобрать строение произведения - точно определить границу экспозиции, разработки и репризы, выявить последовательность и характер в проведении темы в различных голосах, определить кульминационные моменты - основную и частную кульминации, выявить выразительное строение каждой фразы;
2) разучивать произведение по частям, соответствующим форме. В каждой части проработать отдельные голоса: проиграть, пропеть, мысленно представить их в движении. Играть нужно выразительно. Выразительное исполнение каждого голоса поможет более быстрому запоминанию нотного текста;
3) играть несколько (2,3) голосов, мысленно представляя пропущенный голос. В представлении должны участвовать не толь¬ко музыкально-слуховые, но и двигательно-слуховые процессы;
4) уметь начинать исполнение пьесы с любого вступления темы;
5) применять замедленное исполнение, поочередно сосредотачиваясь на разных голосах;
6) наметить несколько отправных точек во всем произведении, от которых легко можно начать исполнение.
Можно указать несколько приемов звукоизвлечения на баяне, которые используются при работе над полифоническим произведе¬нием. В полифонической музыке часто бывает необходимо выделить какой-либо голос. На баяне добиться этого довольно сложно, что объясняется конструктивными особенностями инструмента. Но, при¬меняя специальные приемы звукоизвлечения, можно добиться необ¬ходимого соотношения голосов.
Следует также указать на прием несовпадения фразировочных цезур в разных голосах в различные моменты. Действительно, в полифонической музыке чаще всего происходит несовпадение начала и окончания фраз, кульминационных моментов в разных голосах. Выполнение фразировки в разных голосах приводит к результатив¬ному выделению нужного голоса. Помимо использования приемов звукоизвлечения, необходимо знать, что, привлекая сознание к звучанию какого-либо голоса, уже тем самым мы невольно его выделяем, так как сознание посы¬лает необходимые импульсы именно тем пальцам, которые ведут этот голос. Поэтому так необходимо сосредотачивать внимание на голосах, которые нужно выделить в данный момент.
Исполнитель, работая над полифоническим произведением, выявляя его идейно-эмоциональное содержание, должен помнить о выразительном значении мелодии. Основой полифонических произ¬ведений является одновременное развертывание нескольких мело¬дических линий. Важно распределить смысловое соотношение и соподчинение линий, тщательно продумать их динамику, штрихи, кульминацию, выявляя таким образом основной тематический материал пьесы, ведущие голоса.
Важнейшей предпосылкой эффективной работы над полифоничес¬ким произведением является анализ произведения. Анализ позво¬ляет осознать, усвоить, запомнить произведение.
Аналитический метод исполнения никогда не сковывает твор¬ческой инициативы исполнителя. Использование выразительных средств: агогических и динамических оттенков, штрихов, должно непос¬редственно вытекать из творческого замысла композитора и исполнителя. Желая рельефно выявить голосоведение, отчетливо пока¬зать "дыхание" фраз, исполнитель, однако, не должен допускать метро-ритмических неточностей. Каждое вступление голосов долж¬но исполняться в том темпе, что и другие голоса. Некоторая рит¬мическая свобода допустима в каденциях между частями, перед общей кульминацией, в заключительных построениях и т.д.
Для облегчения работы над полифоническим произведением можно рекомендовать следующую схему освоения произведения:
1. При первоначальном знакомстве с произведением необхо¬димо представить его характер, "идею" в целом. Это знакомство осуществляется либо:
а) при помощи прослушивания произведения в записи или в исполнении педагога, либо:
б) знакомство при помощи самостоятельного прочтения нотного текста (проигрывание на ин¬струменте или мысленное проигрывание).
1. Самостоятельное разучивание:
а) прочитать текст произ¬ведения (проиграть его на инструменте в медленном темпе), активи¬зируя свое внимание и слух на правильное прочтение. Чем мень¬ше ошибок - тем быстрее будет выучено произведение. Если пьеса сложная - прочитать первую часть;
б) проанализировать произведе¬ние;
в) учить первую часть по голосам, играть выразительно мело¬дические линии, соединять различные голоса, мысленно представ¬лять движение основного голоса мелодии, в трудных местах про¬думать аппликатуру;
г) наметить предварительный исполнительский план этой части, следить за ярким проведением темы во всех го¬лосах;
д) выявить недостатки в исполнении первой части, найти пути их устранения;
е) учить разработку по голосам, выявляя выра¬зительное значение каждого голоса, наметить предварительный ис¬полнительский план;
ж) учить репризу по принципу работы над пер¬вой частью;
з) исполняя произведение целиком, на заключительном этапе работы полезно мысленно проиграть всю пьесу. Если какие-то места выпадают из памяти - учить эти места отдельно, при по¬мощи инструмента, и без него (т.е. мысленно). Думать о вырази¬тельном исполнении основных мелодических линий и их логическом развитии в целом произведении;
и) мысленно представить или прослушать в записи "идеальный" образ данного произведения. Выяснить путем ¬анализа, что не хватает собственному исполнению для дос¬тижения исполнительского замысла. Довести исполнение до совер¬шенства.
Из сказанного выше можно сделать следующие выводы:
1. Необходимо воспитывать полифоническое слышание и так называемое дифференцированное внимание, заключающееся в спо¬собности слышать произведение "по горизонтали", "вертикали" и "диагонали", умело направлять свое внимание на разные пласты полифонической ткани.
2. Необходимо провести анализ музыкального произведения.
3. Как можно раньше начинать учить произведение наизусть, применяя активные методы запоминания.
4. Активизация музыкальных двигательно-слуховых представ¬лений способствует более эффективному освоению полифонического произведения.
5. В основе музыкальной выразительности полифонических произ¬ведений лежит ясное проведение и логическое развитие основных мелодических линий.

Категория: Наш музыкальный зал | Добавил: Виктор72
Просмотров: 1872 | Загрузок: 222 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

В помощь учителю [9481]
Книги, разработки уроков и классных мероприятий.
Журнал "Творческая педагогика" [319]
Научно-методический журнал ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА Издается с 1999г
Комсомол [0]
Воспоминания комсомольцев Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя!
Любознательному учителю [208]
Полезные программки [50]
Здесь - старые еще dos-е, но очень полезные программки, которые вполне могут пригодиться учителю.
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ [53]
ШКОЛЬНАЯ ПРАКТИКА [144]
Общественный фонд Бота [4]
Наш музыкальный зал [103]
Наши презентации [442]
Уважаемые учителя! В эту категорию Вы можете заслать интересные презентации своих уроков, классных часов, внешкольных мероприятий.
Пьесы для школьного театра [18]
Художественная литература [36]
Наш видеозал [30]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru