Главная » Файлы » Наши презентации |
[ Скачать с сервера (539.5 Kb) ] | 2012-02-02, 8:06 AM |
Тема: Имя числительное Цели: Систематизировать, закреплять знания, умения и навыки детей по данной теме – сделать теоретические обобщения изученного, выделить основное положение темы с учетом возрастных особенностей учащихся, углублять знания по теме. Развивать умения и навыки коллективной и индивидуальной исследовательской работы, умения работать с литературой. Воспитывать любовь к предмету. Ход урока: I. Организационный момент. II. Психологическая установка на урок. - Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока. III. Жужжащее чтение. IV.Постановка темы урока. Сегодня мы проведем немного необычный урок по русскому языку – урок-семинар. Тема урока: «Имя числительное». Цели нашего занятия – повторить то, что вы знаете об именах числительных; закрепить эти знания; узнать новые сведения об именах числительных. А оценивать нас будут присутствующие гости. V. Подготовительная беседа. - Ребята, а что такое семинар? Семинары обычно проводятся в старших классах, в училищах, техникумах и в высших учебных заведениях. Вам еще много предстоит учиться, и я думаю, неоднократно принимать участие в таких занятиях. А сейчас мы «поиграем в семинар». На семинаре каждый участник играет свою роль. Перед вами выступят ребята, которые исполняют роли Докладчика, Содокладчика, Оппонента, Эксперта и Провокатора. Кто они такие, какова их роль, вы узнаете. А что же делать всем остальным участникам семинара? - Внимательно слушать, думать, выполнять задания. Первое слово мы предоставляем докладчику. Кто же такой докладчик? На доске (Слайд 1). VI. Закрепление пройденного материала. (Заранее подготовленный ученик делает доклад). - Есть ли вопросы к докладчику? - Все ли вам понятно? - А сейчас проверим, на сколько вы были внимательны. - Я предлагаю вам задания. (Слайд 2). 1) Определить, к какой группе относится имя числительное. Укажите стрелками. 2) Выразительно прочитайте стихотворение Ю.Д. Владимирова. Предоставим слово содокладчику. Пользуясь сведениями, которые дал нам содокладчик, выполните задание. (Слайд 3) Образуйте от данных чисел по 2-3 числительных. VII. Физминутка. Руки в стороны поставим (стоят, ноги врозь, руки в стороны) Правой левую достанем А потом наоборот Раз- хлопок, два- хлопок Повернись еще разок Раз-два, три-четыре Плечи выше, руки шире Опускай-ка руки вниз и на корточки садись! VIII. Закрепление пройденного материала (продолжение). Сейчас выступит оппонент. Кто такой оппонент? (Слайд 4). - Итак, оппонент будет критиковать. Он не согласен с мнениями выступающих. Выступление. - Наш уважаемый оппонент считает, что числительные не нужны. Было бы гораздо спокойнее без них во всех областях жизни! Вы согласны с мнением оппонента? Дети…. - Представьте, что число записывалось бы только при помощи цифр, а слов-названий и чисел не было, что бы тогда происходило в жизни! Давайте выполним несколько заданий, чтобы убедиться, что имена числительные нужны в нашей речи и широко используются. (Слайд 5). - По смыслу догадайтесь, какие имена числительные пропущены и когда так говорят! Следующее задание. Посмотри на доску, там даны скороговорки. Постарайтесь как можно больше запомнить. Записать, а затем произнести. Какие еще можете вспомнить? (Слайд ). -Итак, мы убедились, что имена числительные нужны в нашей речи. Они часто используются. Слово предоставляется эксперту. Кто это такой? (Слайд 7). Выступление. - Ребята, какие бывают числительны? VIX. Итог урока. А последнее слово мы предоставим провокатору. (Слайд 8). - В нашем случае возбуждение познавательной активности участников семинара. Вам зададут провокационные вопросы, проверят, все ли вы поняли по теме, есть ли что еще узнать по этой теме, над чем работать. Провокатор. Как записывают число на уроке математики? Дети. Цифрами. Провокатор. А как мы записываем число на уроке русского языка? Дети. Именами Числительными. Провокатор. Чем различаются выделенные слова в тексте ? На пути я вижу сорок Резво скачущих сорок . Дети. Первое слово – числительное, второе – существительное. Провокатор. Как надо спросить, если вы хотите узнать время? Дети. Который час. Провокатор. А если хотите узнать о длительности времени, затраченном на выполнение какой – либо работы? Дети. Сколько времени ты решал задачу? Учитель. К доске приглашаются 2 ученика. Расскажу я вам рассказ. В полтора десятка фраз. Лишь скажу я слово «три» Приз немедленно бери. -Понятно, когда надо брать приз? Мечтает мальчик закаленный Стать олимпийским чемпионом Смотри, на старте не хитри А жди команду: «Раз, два… марш! Когда стихи запомнить хочешь Их не зубри до поздней ночи А про себя, их повтори Разок, другой, но лучше… пять Недавно поезд на вокзале Мне три часа пришлось прождать Ну что ж, друзья, вы приз не взяли, Когда была возможность взять?! Итак, наше занятие заканчивается. Выполнена ли цель семинара? Повторим то, что знаем об имени числительном. - Встаньте, кто считает, что активно потрудился на занятии. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе. Что на ваш взгляд удалось, не удалось? Почему? Поделитесь впечатлениями о нашем уроке. А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соедините свои ладошки с ладошками соседа. На этом мы закончили наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас. Спасибо за работу. Домашнее задание. Придумать сказку об именах числительных. Нарисовать рисунок. Докладчик. Уважаемые участники семинара! Позвольте мне перенести вас в удивительный город, который мог бы называться Числителенск. Здесь живут числа. Все числа, от самых крохотных до самых огромных. Жителей этого города называют именами числительными. Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов: один, два… Продолжайте считать!.. Такие имена числительные называют количественными. К ним можно поставить вопрос сколько? Но имена числительные могут считать и по порядку. Первый, второй, третий… Считайте дальше по порядку! Такие имена числительные называются порядковыми. К ним можно поставить вопросы который? Какой? Есть дробные числительные. О них мы узнаем, когда по математике будем изучать тему «Дроби»: две трети, четыре пятых, шесть восьмых… Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. В древнерусском языке слова – названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или представляли собой сочетания слов. Наши предки считали: «один на десяте», «два на десяте», то есть один плюс к десяти, два над десятью. Числа один, два, три и другие хорошо сохранились, а «десять» с течением времени под влиянием произношения изменилось. Так возникло необычное сочетание «дцать»: «один – на – дцать», « три – на – дцать». В современном русском языке по частоте употребления числительные занимают 8 – е место. От имен числительных образовалось много имен существительных: одиночка, двойник; имен прилагательных: одиночный, двойной. Теперь о происхождении слова «миллион». Это имя числительное придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XIII веке Китай, он не смог найти слов, чтобы выразить свое восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского «милли»(что означало « тысяча») и частицы « оне» (соответствует увеличительному суффиксу – ищ) новое слово. Таким образом, слово «миллион» дословно переводится как «тысячища». Так что в городе Числителенске много еще всего интересного. Содокладчик. Мне бы хотелось дополнить докладчика. Он рассказал нам, на какие группы делятся числительные по значению. Это порядковые, количественные, собирательные и дробные имена числительные по их составу. В русском языке есть простые, сложные и составные числительные. Я назову три числительных, а вы определите, пожалуйста, какое из них простое, какое сложное, какое составное: два, двадцать, двадцать два. Умный человек уже сообразил: простое то, в котором один корень – два, составное то, в котором два и более слов – двадцать два; а сложное то, в котором более одного корня – двадцать. Вот и вся премудрость. Чисел. Как вы знаете, бесконечное множество. А вот счетных слов не так уж много. Как же в таком случае нам удается обозначать каждое число словами? Оказывается это возможно, потому что от одного числительного образуется множество числительных. Вот, например, числительное шестнадцать. Оно сложное, образовано от простого числительного шесть. От этого же слова образованы сложные числительные шестьдесят и шестьсот. А из простых и сложных можно образовать сколько угодно составных числительных. Прочитайте написанное на доске. - А теперь еще одна важная вещь, связанная с правописанием мягкого знака в числительных. Учащиеся часто делают здесь ошибки. Обратите внимание: шестьдесят, шестьсот – в этих числительных есть мягкий знак. Да, но в одних случаях он в конце слова, а в других – в середине. В чем же секрет мягкого знака? Секрет между тем прост: в каждом из числительных – один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть мягкий знак, то он всегда заметен. Значит, в середине слова его уже не может быть. И наоборот, если мягкого знака нет в конце числительного, значит, он в середине. Вот и весь секрет. Оппонент. Кому нужны числительные? Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику. Не было бы ее вовсе! А там, глядишь и физики, и химии, и географии! Вот жизнь была бы у учеников! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку поспать лишние полчаса? Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, страницы, деньги, упражнения, задания. И только скажите, что я не права. Язык не повернется! И вообще, одна путаница! Число, цифра, имя числительное! Я уж не говорю о правилах правописания этих самых имен числительных. Я думаю, со мной согласятся все здесь присутствующие? Эксперт Итак, уважаемые, подведем некоторые итоги всего вышеизложенного. Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Число – это понятие количества, величина, при помощи которой производят счет. Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них и возникло все многообразие числительных, позволяющих вести счет. Цифра – это значок для обозначения числа. Слова же называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи, обладающую своими грамматическими признаками. Эти слова называются именами числительными (имя числа). Итак, именами числительными называется часть речи, которая обозначает количество предметов или порядок предметов при счете. Провокатор - Как записывают число на уроке математики? (цифрами) - А как мы можем записать число на уроках русского языка? (числительными). - Чем различаются выделенные слова в тексте? На пути я вижу сорок (40) (числительное) Резво скачущих сорок (существительное) - Как надо спросить, если вы хотите узнать время? - А если хотите узнать о длительности времени, затраченном на выполнение какой-либо работы, как об этом спросить? | |
Просмотров: 8529 | Загрузок: 1226 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|