Главная » Файлы » Наши презентации |
[ Скачать с сервера (835.6 Kb) ] | 2012-10-26, 6:37 PM |
Урок № 62 (№_3_) Дата 7.02.2012 Класс 8 «А» в календарном плане в изучаемой теме Тема урока: Классификация кислот и их свойства Цель урока: расширение представлений о классификации кислот и исследование их свойств Задачи: Образовательная - продолжить формирование представлений о классификации кислот, физических и химические свойствах кислот; - обучить учащихся составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот; развивающая - развивать умения задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, анализировать и делать выводы; воспитательная - способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: трудолюбия, исполнительности, добросовестности, дисциплинированности; - продолжить отработку культуры химического эксперимента. Тип урока: урок изучения нового Методы: словесные, наглядные, практические Технологии: интерактивные технологии Формы: индивидуальная, фронтальная Оборудование: компьютер, интерактивная доска, ноутбуки ; оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички; реактивы: серная кислота, соляная кислота, уксусная кислота, цинк, гидроксид натрия, индикаторы. Методическое обеспечение электронная презентация, тесты Ход урока Приветствие учащихся, фиксация отсутствующих, проверка внешнего вида учащихся, оценка санитарного состояния кабинета, поверка наличия учебных принадлежностей. Уч-ль: Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков? Изучали тему классы неорганических соединений Уч-ль: Какие соединения химических элементов мы уже изучили? Познакомились с классом оксидов, оснований. Уч-ль: Какие химические соединения называются оксидами? Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых – кислород Уч-ль: Какие химические соединения называются основаниями? Основания – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов. Задание: Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу: SO3, HCI, CO2, CuO , HNO3 , Fe O, H2SO4 , Ca (OH)2 , K2O, KOH, Na2O , Cu(OH)2, Al2O3, Zn(OH)2, Fe(OH)3. Заполнение таблицы у доски двумя учениками, а остальные работают в тетрадях. Знания оценивает учитель и сами ученики. Уч-ль: Дать названия оксидам и основаниям. Уч-ль: Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу. Совершенно верно. Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот. З/т тему урока Цель урока: - дать определение кислотам, - рассмотреть состав кислот, - познакомится с классификацией кислот, - изучить свойства кислот Уч-ль: Где встречаются кислоты в природе? Перед вами на блюдцах лежат кусочки белых таблеток (аскорбиновая кислота). Попробуйте их на вкус. Уч-ль: Каков вкус выданного вам вещества? (кислый) Уч-ль: Почему оно кислое на вкус? (содержит кислоту) Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что пробовать на вкус можно не все кислоты, так как ими можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием. Уч-ль: Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус? Правильно, с помощью индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого) Сообщения учащихся об индикаторах. Сейчас на уроке мы проследим изменение цвета индикаторов в растворах кислот. Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности. Повторим: выполнять все указания учителя, не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать, обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды, обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА “Изменение окраски индикаторов в кислых средах”. Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах. Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами,2 пробирки с водой, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода. Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта. Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу. Повторите опыты, описанные выше, используя две другие пробирки с лимонной кислотой. Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице! Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) Окраска индикатора в растворе лимонной кислоте Фенолфталеин Бесцветная Лакмусовая бумажка желтая Метилоранж Оранжевая Обсуждение результатов и формулирование выводов Уч-ль: Как можно определить раствор кислоты среди других веществ? Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов. Уч-ль: Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах? (Учитель задает всему классу вопрос) Лакмус и метилоранж. Уч-ль: Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах? (Учитель задает всему классу вопрос). Да. Уч-ль: Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах? (Учитель задает всему классу вопрос). Лакмус стал красным, а метилоранж – розовым. Уч-ль: На основании проведенных опытов сделаем выводы: Независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. С чем же это связано? Уч-ль: Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? Все кислоты содержат атомы водорода и кислотный остаток Уч-ль: Сформулируйте определение, что такое кислота? Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Состав кислот различен, и классифицировать их также можно по-разному. Классификация кислот: (по отдельным признакам). А) по нахождению в природе (органические и неорганические) Г) по растворимости в воде (растворимые и нерастворимые) В) по основности кислотного остатка (одноосновные, двухосновные, трехосновные) Б) по наличию кислорода в кислотном остатке (кислородсодержащие и бескислородные) Свойства кислот: 1. Взаимодействие с водой При растворении в воде концентрированная серная кислота выделяет большое количество энергии. Фиксируется внимание учащихся на том, что в связи с большим выделением количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, окажется на поверхности, закипит, и её брызги вместе с кислотой могут обжечь руки и лицо. Сильное разогревание жидкости учащиеся наблюдают с помощью градусника. 2. Взаимодействие кислот со щелочами HCl + NaOH → Реакции нейтрализации 3. Взаимодействие кислот с металлами А) Zn+HCl→ Ме стоящие в ряду напряжений до водорода вытесняют его из кислот Б) Сu + НNO3(конц)→ Ме стоящие после водорода, реагируют с концентрированными кислотами В) Na + H2SO4 (Конц) → 4. Взаимодействие кислот с основными оксидами CuO+H2SO4→ 5. Обугливание органических веществ 1) Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора. KCl, H2SO4, О3, HCl, BaO, NaOH, H3PO4,H2CO3, CO2, HNO3, H2, H2SO3, CuF2. б л о а в г к м и у е с д 2) Игра «Третий лишний» В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте: HCl H2SO4 H3PO4 H2SO3 H2SiO3 H3PO4 Тест по теме «Кислоты» (15 вопросов) (выполняется индивидуально каждым учащимся на ноутбуке) По результатам тестирования учащиеся, оцениваются по следующей шкале 0-8 – «2» 9-11 –«3» 12-13 – «4» 14-15 – «5» § 47 стр. 127 № 5, 7. Приложение 1 «Кислоты в природе» Ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту. В муравьях и крапиве встречается муравьиная кислота, которая используется в медицине для лечения ревматизма. Голожаберные моллюски в порядке самообороны выстреливают парами серной кислоты. Тропический паук педипальпида стреляют во врагов струйкой жидкости, содержащий 84% уксусной кислоты. Лишайники выделяют кислоты, которые разрушают горные породы; Мухоморы в качестве ядовитых токсинов “ используют” иботеновую кислоту. Это вещество так ядовито, что мухомору незачем прятаться. Очень популярен в народе щавель, который содержит щавелевую кислоту; Томаты содержат яблочную, лимонную, щавелевую кислоты; Лимоны, апельсины содержат аскорбиновую кислоту и витамин Из аминокислот в организме человека синтезируются белки Молочная кислота образуется в мышцах при физической работе; Соляная кислота находящаяся в желудке помогает переваривать пищу (Учитель сообщает о том, что лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листья щавеля и др. – Кефир, простокваша содержит молочную кислоту – Аскорбиновая, фолиевая, никотиновая и другие кислоты являются витаминами Приложение 2 «Индикаторы» ИНДИКАТОРЫ (от лат. indicator – указатель) – вещества, позволяющие следить за составом среды или за протеканием химической реакции. Одни из самых распространенных – кислотно-основные индикаторы, которые изменяют цвет в зависимости от кислотности раствора. Кислотно-щелочные индикаторы весьма разнообразны; многие из них легко доступны и потому известны не одно столетие. Это отвары или экстракты окрашенных цветов, ягод и плодов. Так, отвар ириса, анютиных глазок, тюльпанов, черники, ежевики, малины, черной смородины, красной капусты, свеклы и других растений становится красным в кислой среде и зелено-голубым – в щелочной. Это легко заметить, если помыть кастрюлю с остатками борща мыльной (т.е. щелочной) водой. С помощью кислого раствора (уксус) и щелочного (питьевая, а лучше – стиральная сода) можно также сделать надписи на лепестках различных цветов красного или синего цвета. Обычный чай – тоже индикатор. Если в стакан с крепким чаем капнуть лимонный сок или растворить несколько кристалликов лимонной кислоты, то чай сразу станет светлее. Если же растворить в чае питьевую соду, раствор потемнеет (пить такой чай, конечно, не следует). Чай же из цветков (“каркаде”) дает намного более яркие цвета. Вероятно, самый старый кислотно-основной индикатор – лакмус. Еще в 1640 ботаники описали гелиотроп (Heliotropium Turnesole) – душистое растение с темно-лиловыми цветками, из которого было выделено красящее вещество. Этот краситель, наряду с соком фиалок, стал широко применяться химиками в качестве индикатора, который в кислой среде был красным, а в щелочной – синим. Об этом можно прочитать в трудах знаменитого физика и химика XVII века Роберта Бойля. Вначале с помощью нового индикатора исследовали минеральные воды, а примерно с 1670 года его начали использовать в химических опытах. “Как только вношу незначительно малое количество кислоты, – писал в 1694 французский химик Пьер Поме о „турнесоле", – он становится красным, поэтому если кто хочет узнать, содержится ли в чем-нибудь кислота, его можно использовать”. В 1704 немецкий ученый М.Валентин назвал эту краску лакмусом; это слово и осталось во всех европейских языках, кроме французского; по-французски лакмус – tournesol, что дословно означает “поворачивающийся за солнцем”. Так же французы называют и подсолнечник; кстати, “гелиотроп” означает то же самое, только по-гречески. Вскоре оказалось, что лакмус можно добывать и из более дешевого сырья, например, из некоторых видов лишайников. К сожалению, почти у всех природных индикаторов есть серьезный недостаток: их отвары довольно быстро портятся – скисают или плесневеют (более устойчивы спиртовые растворы). Другой недостаток – слишком широкий интервал изменения цвета. При этом трудно или невозможно отличить, например, нейтральную среду от слабокислой или слабощелочную от сильнощелочной. Поэтому в химических лабораториях используют синтетические индикаторы, резко изменяющие свой цвет в достаточно узких границах рН. В лабораториях нередко используются универсальные индикаторы – смесь нескольких индивидуальных индикаторов, подобранных так, что их раствор поочередно меняет окраску, проходя все цвета радуги при изменении кислотности раствора в широком диапазоне рН (например, от 1 до 11). Раствором универсального индикатора часто пропитывают полоски бумаги, которые позволяют быстро (хотя и с не очень высокой точностью) определить рН анализируемого раствора, сравнивая окраску полоски, смоченной раствором, с эталонной цветовой шкалой. Приложение 3 ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА “Изменение окраски индикаторов в кислых средах”. Задание: Исследовать окраску индикаторов в кислых средах. Оборудование и реактивы: 2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами,2 пробирки с водой, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки, вода. Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта. Смочите лакмусовую бумажку в первой пробирке с соляной кислотой результаты исследований (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу. Затем в эту же пробирку добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты исследований запишите в таблицу. Во вторую пробирку добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой. Результаты наблюдений сравните, и запишите в таблицу. Повторите опыты, описанные выше, используя две другие пробирки с лимонной кислотой. Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице! | |
Просмотров: 2507 | Загрузок: 227 | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|